ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
РЕАЛИЗАЦИИ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ИЗУЧЕНИИ
МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 7
1.1. Наглядность как один из основных принципов обучения 7
1.2. История становления средств наглядности 10
1.3. Функции средств наглядности 16
1.4. Классификация средств наглядности 20
1.5. Организация восприятия средств наглядности и требования,
предъявляемые к ним при обучении математике 27
ГЛАВА II. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРИМЕНЕНИЮ
НАГЛЯДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ 33
2.1. Применение компьютерных технологий в обучении математике . 33
2.2. Возможности программы “Живая Математика” в обучении
математики 40
2.3. Примеры фрагментов уроков применения компьютерных
технологий при изучении математики c учетом принципа наглядности 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 65
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 67
Наглядность - принцип, восходящий к определенным фундаментальным отношениям, гносеологически связывающим человека и тот мир, в котором он живет, человека и людей, с которыми он общается. Как принцип, она нуждается в специальной инструментовке, позволяющей «обнаружиться» объективным законам, в соответствие с которыми процесс познания становится эффективным.
Принцип - это регулятив деятельности, который является незыблемым и отличается от правила тем, что его нельзя нарушить ни при каких условиях, ибо он отражает фундаментальные основания мироздания, указывая на сущность определенных процессов.
Человечество, как совокупный субъект педагогической деятельности, в поисках наилучших средств наглядности прошло длительный путь от «мира чувственных вещей в картинках» Я.А. Коменского до мира бесчувственных виртуальных вещей компьютера. Первоначально человек учился у жизни, глядя на мир, слушая мир, осязая мир и через это делая его для себя очевидным.
Зрительное освоение математической действительности обогащает исходный набор представлений и сеть ассоциаций, лежащих в основе овладения любыми знаниями, в том числе и математическими.
В начале XXI века встала серьезная проблема, связанная с переоценкой ценностей в области образования. Во главу угла ставятся личность ученика и свобода его выбора. На смену консервативным методам приходят технологии, позволяющие максимально активизировать деятельность учащихся. С появлением компьютеров развивается совершенно новый вид наглядности.
Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует, по сравнению с обычными уроками, организацию познавательной деятельности учащихся. Однако, наряду с компьютерными средствами наглядности, другие средства наглядности отнюдь не отходят на второй план. Принцип наглядности и компьютерные технологии тесно взаимосвязаны и их грамотное сочетание может привести к хорошим результатам в обучении учащихся. Несмотря на то, что разработано довольно много компьютерных программ для использования в школе при обучении математике, далеко не все из них удовлетворяют принципу наглядности.
Актуальность исследования определяется требованиями
образовательного стандарта осознанного включения учащихся в качестве активных субъектов в образовательный процесс, развития метапредметных связей, а также возрастанием роли информационных технологий в математических исследованиях и их влиянием на образование.
Объектом исследования является процесс обучения математике в школе.
Предмет исследования - принцип наглядности в обучении школьников математике.
Целью проводимого исследования является разработка методических приемов эффективного использования принципа наглядности в обучении школьников математике.
Согласно изложенному выше, была выдвинута гипотеза, что рациональное использование компьютерных технологий совместно с другими наглядными средствами обучения приводит к улучшению качества знаний учащихся и повышению их интереса к изучаемому предмету.
Поставленная цель потребовала решения ряда конкретных задач, а именно:
• Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по теме ВКР.
• Описать средства наглядности, применяемые учителями на уроках
математики;
• Выявить особенности конструирования урока по математике с применением среды «Живая Математика».
• Разработать ряд практических рекомендаций по применению программы «Живая Математика» и провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности разработанных рекомендаций.
Практическая значимость дипломной работы состоит в создании практических рекомендаций для школьных учителей математики и разработке ряда уроков c использованием компьютерной среды «Живая Математика».
В соответствие с поставленными задачами определена структура дипломной работы.
В первой главе рассматриваются вопросы психолого-педагогического аспекта реализации принципа наглядности: наглядность как один из основных принципов обучения, история применения принципа наглядности в обучении, вопрос классификации средств наглядности, их функции, организация восприятия и условия оптимального применения наглядных средств обучения.
Во второй главе рассматриваются вопросы, связанные с применения компьютерных технологий как средств наглядности. Показаны примеры использования компьютерных технологий при создании уроков с учетом принципа наглядности на примере программы «Живая математика».
В процессе проведения работы было выявлено, что дидактический принцип наглядности, являющийся ведущим в обучении, следует понимать несколько шире, нежели возможность зрительного восприятия. Воздействуя на органы чувств, средства наглядности обеспечивают более полное представление образа или понятия, что способствует более прочному усвоению материала. Они повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание учащихся.
Итак, проведенное исследование дало следующие результаты:
Отмечено, что принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысления и обобщения учащимися изучаемого материала.
Установлено, что наибольшей эффективности в учебном процессе можно добиться при правильном сочетании слова и средств наглядности.
Произведена классификация учебно-наглядных пособий, выделены их существенные признаки, освещены требования к их выбору и правила их применения.
Установлено, что результативное использование средств наглядности в учебном процессе не ограничивается подбором соответствующих пособий и техникой их демонстрирования.
Использовать наглядные средства нужно целенаправленно, не загромождать уроки большим количеством наглядных пособий, ибо это мешает учащимся сосредоточиться и обдумать наиболее существенные вопросы. То есть соблюдать меру, в противном случае это вредит процессу обучения.
Выявлены условия для наиболее эффективного использования компьютера в современном учебном процессе.
Обозначены возможности, которые предоставляет компьютер для операционной стороны учебной деятельности, рассмотрены отрицательные и положительные стороны автоматизации учебного процесса.
Показано, что компьютер не может полностью заменить учителя в педагогической деятельности, а компьютерное обучение должно составлять лишь часть общей педагогической тактики. Однако роль компьютерных технологий в современном учебном процессе трудно переоценить.
Разработано ряд практических работ с использованием компьютерной среды «Живая Математика» с целью показа преимущественного применения компьютерного чертежа по сравнению с традиционным.
Таким образом, принцип наглядности и компьютерные технологии тесно взаимосвязаны. Использование средств наглядности в сочетании с компьютерными технологиями открывает новые возможности совершенствования процесса обучения математике и приближает учебный процесс к требованиям современного стандарта обучения.
1. Баранов, С.П. Сущность процесса обучения. - М.: Просвещение, 1981.
2. Болтянский, В.Г. и др. Оборудование кабинета математики. Пособие для учителя. - М., 1981.
3. Волович, М.Б. Средства наглядности как материальная основа управления процессом усвоения знаний //Советская педагогика. - 1979. - № 9.
4. Евдокимов, В.И. К вопросу об использовании наглядности в школе: Сов. Педагогика №3. - 1982.
5. Зильберберг, Н.И. Урок математики. Подготовка и проведение: Книга для учителя. - М.: Просвещение, АО Учебная литература, 1996.
6. Каптерев, П.Ф. Дидактические очерки: теория образования. - Пч., 1915.
7. Коменский, Я.А. Великая дидактика: Изб. пед. соч., т.1. - М., 1982.
8. Колмогоров, А.Н. О профессии математика. - М.: Советская наука, 1964.
9. Леонтьев, А.М. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: 1975.
10. Макарычев, Ю.Н., Миндюк, Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра: 7 кл, Алгебра: 8 кл, Алгебра: 9 кл. - М.: Мнемозина, 2005.
11. Математика. Арифметика. Алгебра. Анализ данных. 7 кл.: Учеб. для общеобразоват. заведений. / Под ред. Дорофеева Г.В. - 2-е изд. - М.: Изд. дом. Дрофа,1998.
12. Медяник, Л.И. Учителю о школьном курсе геометрии. - М.: 1984.
13. Мордкович, А.Г Алгебра: 7 кл: Учеб. для общеобразоват.
учреждений. - 2-е изд. - М.: Мнемозина, 1999.
14. Мордкович, А. Г. Алгебра. 8 класс: в 2 ч. Ч. 1: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович. - М.: Мнемозина, 2008.
15. Мордкович, А. Г. Алгебра. 8 класс: в 2 ч. Ч. 2: задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / [А. Г. Мордкович и др.]; под ред. А. Г. Мордковича. - М.: Мнемозина, 2008....26