Введение 3
Глава 1.Общие сведения об акустике речи
§1.1. Образование речи. Формирование языка 4
§ 1.2. Органы речи и их роль при произношении звуков 7
§1.3. Звук. Звуковая волна. Характеристика звуковой волны 8
§1.4. Спектр звука 11
Глава 2 Анализ звука речи
§2.1. Источники звука и артикуляция 18
§ 2.2. Анализ и понятие о спектральном анализе звука 20
§ 2.3. Понятие фарингализации 20
§ 2.4. Фарингализация гласный звуков 21
Заключение 24
Список литературы 25
Голос человека - это дополнительная возможность дыхательной системы человека, приобретенная в результате эволюции. Благодаря этой возможности у человека появилась возможность передачи информации на расстояние. Для передачи информации голосом человека используется, в первую очередь, речь человека.
Акустикой называют раздел физики, который занимается изучением звуковых явлений. Теорией и синтезом речи, выделением речи на фоне шумов, автоматическим распознаванием речи и т.д. занимается раздел акустики называемый акустикой речи [1]
Современная наука считает, что теория речеобразования близка к завершению. Поэтому теория речевых звуков или основы акустики речи изучается в школах и ВУЗах.
Цель работы: формирование у обучающихся правильных представлений о процессе формирования речи, пения и других звуков в речевом аппарате человека.
Объект: голосовой аппарат человека голосовые связки и
артикуляционные органы человека (язык, зубы, губы и т.д.), в целом, - источник звука.
Для достижения цели решаются следующие задачи:
1. Ознакомиться с научной литературой, посвященный механизму формирования голоса, т.е. речевого аппарата человека при производстве речи;
2. Научиться записывать звуки речи на магнитный носитель и выполнить
спектральный анализ гласных звуков на компьютере.
Актуальность определяется возможностью использования речи народов, населяющих Туву, в учебном процессе, что является, благодатной почвой для изучения акустики речи.
1. Проработана научная литература по акустике речи и выявлены вопросы по методике изучения акустики речи.
2. Освоен современный метод записи и анализа звука.
3. Проведена запись и анализ гласных звуков.
4. Данную работу можно использовать в школах и лицеях при изучении раздела физики «Звуковые колебания»; в классах с более углубленным изучением физики; в физических кружках.
1. Физический энциклопедический словарь. М. Советская энциклопедия, 1983, с. 110
2. Большой анатомический атлас. Электронная копия книги «Анатомический Атлас» под ред. Воробьева В.П.
3. Морозов В.П. Искусство резонансного пения. -М., 2033.- 496 с.
4. Астафьев Б. Музыкальная форма как процесс. - Л.: Музыка, 1971
5. Болд Л. Особенности уйгуро-урянхайского языка. Автореф. дис. ... канд. филол. н. - Улан-Батор, 1978. - 35 с.
6. Вернер Г.К. Проблема происхождения фарингализации в тувинском и тофаларском языках. - Советская тюрко- логия, 1972. - № 5. - С. 17-24.
7. Монгуш Д.А. Закономерности сочетаемости согласных в тувинском языке. - УЗ ТНИИЯЛИ. - вып. X - Кызыл, 1963. - С. 196-210.
8. Чадамба З.Б. Тоджинский диалект тувинского языка. - Кызыл, 1974. - 136 с.
9. Фант «Акустикуа речи», Новосибирск, 1967
10. Бичелдей К.А. Фарингализация в тувинском языке: происхождение, артикуляция и акустика, функционирование, список фарингализованных основ (II переработанное и дополненное издание). - М., 2001. - 290 с.
11. Ондар М.А.,Сарыглар А.С. Частотный диапазон звуков горлового пения//В сборнике материалов V-ro Международного симпозиума «Хоомей (горловое пение) - феномен культуры народов Центральной Азии». - Кызыл, 2008г.