АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНОГО БЮДЖЕТА (НА ПРИМЕРЕ КУЙТУНСКОГО МО)
|
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования и исполнения доходной и
расходной частей бюджета муниципального образования 5
1.1 Бюджет муниципального образования: сущность, функции,
принципы формирования 5
1.2 Нормативное регулирование формирования и исполнения
местного бюджета по доходам и расходам 8
1.3 Особенности формирования доходной и расходной частей
местного бюджета 14
2. Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального
образования (на примере Куйтунского МО) за 2016 -2018 годы 22
2.1 Характеристика социально-экономического развития Куйтунского
МО 22
2.2 Особенности формирования бюджета поселка Куйтун 30
2.3 Анализ исполнения бюджета поселка Куйтун по доходам и
расходам за 2016 - 2018 годы 36
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
1. Теоретические аспекты формирования и исполнения доходной и
расходной частей бюджета муниципального образования 5
1.1 Бюджет муниципального образования: сущность, функции,
принципы формирования 5
1.2 Нормативное регулирование формирования и исполнения
местного бюджета по доходам и расходам 8
1.3 Особенности формирования доходной и расходной частей
местного бюджета 14
2. Анализ формирования и исполнения бюджета муниципального
образования (на примере Куйтунского МО) за 2016 -2018 годы 22
2.1 Характеристика социально-экономического развития Куйтунского
МО 22
2.2 Особенности формирования бюджета поселка Куйтун 30
2.3 Анализ исполнения бюджета поселка Куйтун по доходам и
расходам за 2016 - 2018 годы 36
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Приложения
В 20 веке во всём мире ускорился процесс развития демократических принципов в государственном устройстве и управлении. Во многих странах обязательным компонентом демократического государственного сектора является местное самоуправление, осуществляемое самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения возложенных на них функций местные представительные и исполнительные органы наделяются определенными имущественными и финансово- бюджетными правами. В условиях демократии одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются местные финансы, которые обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально-культурным и коммунально¬сбытовым обслуживанием населения.
Объектом исследования выступает местный бюджет на примере бюджета Куйтунского муниципального образования.
Предметом исследования является анализ формирования и исполнения местного бюджета и разработка на этой основе направлений совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений.
Цель исследования - изучить структуру муниципального бюджета для дальнейшей разработки рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.
Задачи дипломной работы:
1. Проанализировать формирование и исполнение местного бюджета на примере бюджета Куйтунского муниципального образования.
2. Изучить зарубежный опыт управления местным бюджетом.
3. Рассмотреть нормативное регулирование местного бюджета.
4. Разработать направления совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования.
5. Выявить существующие риски, которые присущи местному бюджету и разработать меры по борьбе с ними.
Для написания работы основными источниками послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ; данные финансовой отчетности и нормативных документов Финансового управления Администрации Куйтунского муниципального образования, экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая основные вопросы, связанные как с теорией построения бюджетной системы, так и с самим процессом формирования и исполнения бюджета.
Бакалаврская работа состоит из введения, заключения и трех глав, первая из которых носит теоретический характер. В ней характеризуются теоретические аспекты формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета муниципального образования, раскрываются принципы построения бюджетной системы, описываются полномочия органов местного самоуправления.
Во второй главе представлен структурно-динамический анализ показателей, характеризующих доходы местного бюджета и расходы за период с 2016 по 2018 годы, подробно характеризируются все виды налоговых и неналоговых бюджетных доходов, а также финансовой помощи из вышестоящего бюджета.
В третьей главе даются рекомендации по повышению собственных доходов местного бюджета.
В работе использовались такие методы исследования как: дедукция индукция анализ синтез статистические методы.
Теоретической основой для написания работы послужили труды российских ученых: Бабич А.М., Белостоцкий А.А., Волобуев В.Д., Нечаев А.С., Поляк Г.Б., а также нормативные правовые акты РФ, Иркутской области и Куйтунского муниципального образования, регулирующие сферу бюджетных отношении.
Эмпирической базой исследования послужили отчеты об исполнении бюджета Куйтунского муниципального образования, данные Росстата, данные, полученные в результате проведения проверок контрольно-счетной палаты муниципального образования.
Работа выполнена на 87 страницах основного текста, содержит 5 рисунков, 12 таблиц, 10 приложений и список использованной литературы из 50 наименований.
Объектом исследования выступает местный бюджет на примере бюджета Куйтунского муниципального образования.
Предметом исследования является анализ формирования и исполнения местного бюджета и разработка на этой основе направлений совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений.
Цель исследования - изучить структуру муниципального бюджета для дальнейшей разработки рекомендаций по совершенствованию формирования доходной и расходной частей бюджета, позволяющих реализовать принципы самостоятельности, стабильности, эффективности бюджета муниципального района.
Задачи дипломной работы:
1. Проанализировать формирование и исполнение местного бюджета на примере бюджета Куйтунского муниципального образования.
2. Изучить зарубежный опыт управления местным бюджетом.
3. Рассмотреть нормативное регулирование местного бюджета.
4. Разработать направления совершенствования бюджетных и межбюджетных отношений муниципального образования.
5. Выявить существующие риски, которые присущи местному бюджету и разработать меры по борьбе с ними.
Для написания работы основными источниками послужили законодательные и нормативно-правовые акты РФ; данные финансовой отчетности и нормативных документов Финансового управления Администрации Куйтунского муниципального образования, экономическая литература отечественных авторов, раскрывающая основные вопросы, связанные как с теорией построения бюджетной системы, так и с самим процессом формирования и исполнения бюджета.
Бакалаврская работа состоит из введения, заключения и трех глав, первая из которых носит теоретический характер. В ней характеризуются теоретические аспекты формирования и исполнения доходной и расходной частей бюджета муниципального образования, раскрываются принципы построения бюджетной системы, описываются полномочия органов местного самоуправления.
Во второй главе представлен структурно-динамический анализ показателей, характеризующих доходы местного бюджета и расходы за период с 2016 по 2018 годы, подробно характеризируются все виды налоговых и неналоговых бюджетных доходов, а также финансовой помощи из вышестоящего бюджета.
В третьей главе даются рекомендации по повышению собственных доходов местного бюджета.
В работе использовались такие методы исследования как: дедукция индукция анализ синтез статистические методы.
Теоретической основой для написания работы послужили труды российских ученых: Бабич А.М., Белостоцкий А.А., Волобуев В.Д., Нечаев А.С., Поляк Г.Б., а также нормативные правовые акты РФ, Иркутской области и Куйтунского муниципального образования, регулирующие сферу бюджетных отношении.
Эмпирической базой исследования послужили отчеты об исполнении бюджета Куйтунского муниципального образования, данные Росстата, данные, полученные в результате проведения проверок контрольно-счетной палаты муниципального образования.
Работа выполнена на 87 страницах основного текста, содержит 5 рисунков, 12 таблиц, 10 приложений и список использованной литературы из 50 наименований.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая решение населением непосредственно и через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Наиболее важными неналоговыми доходами бюджетов МО образований являются:
1. доходы от использования имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3. часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов, и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов МО;
4. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
5. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В целом, расходная часть местных бюджетов включает:
- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;
- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также и иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
В ходе анализа была выявлена одна из самых острых проблем в бюджетной сфере - недостаточный уровень собственных доходов местных бюджетов. Очевидно, что без помощи федеральных и региональных органов власти муниципалитетам будет сложно прийти к финансовой самодостаточности.
Существует ряд проблем, которые являются барьерами к устойчивому развитию бюджета Куйтунского муниципального образования:
1. Органы Куйтунского муниципального образования планируют свои доходы, в основном, исходя из нормативов распределения федеральных и региональных налогов. Такое положение не стимулирует их к наращиванию налогового потенциала, мобилизации налогов на своей территории и повышению их собираемости. Тем самым создаются барьеры активности органов местного самоуправления и недооценивается стимулирующая функция межбюджетных отношений.
2. Низкая доля доходов местных бюджетов в консолидированных бюджетах субъектов РФ - в 2016 году 22,5 %, в 2018 году - 23,7 %.
Формирование подавляющей части доходов бюджета Куйтунского муниципального образования за счет перечисления средств из региональных фондов финансовой поддержки, а также путем налогового регулирования порождает элементы иждивенчества и не создает практически никаких условий для возможности органов местного самоуправления зарабатывать собственные финансовые ресурсы.
Наиболее важными неналоговыми доходами бюджетов МО образований являются:
1. доходы от использования имущества, находящегося в
муниципальной собственности;
2. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными
учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления;
3. часть прибыли муниципальных предприятий, остающейся после уплаты налогов и сборов, и осуществления иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых нормативными правовыми актами представительных органов МО;
4. штрафы, установление которых в соответствии с федеральным законом отнесено к компетенции органов местного самоуправления;
5. иные поступления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и решениями органов местного самоуправления.
Бюджетные расходы в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, согласно экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.
В целом, расходная часть местных бюджетов включает:
- расходы, связанные с решением вопросов местного значения, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством субъекта Российской Федерации;
- расходы, связанные с обслуживанием и погашением долга по муниципальным займам и ссудам;
- ассигнования на страхование муниципальных служащих, объектов муниципальной собственности, гражданской ответственности и предпринимательского риска, а также и иные расходы, предусмотренные уставом муниципального образования.
В ходе анализа была выявлена одна из самых острых проблем в бюджетной сфере - недостаточный уровень собственных доходов местных бюджетов. Очевидно, что без помощи федеральных и региональных органов власти муниципалитетам будет сложно прийти к финансовой самодостаточности.
Существует ряд проблем, которые являются барьерами к устойчивому развитию бюджета Куйтунского муниципального образования:
1. Органы Куйтунского муниципального образования планируют свои доходы, в основном, исходя из нормативов распределения федеральных и региональных налогов. Такое положение не стимулирует их к наращиванию налогового потенциала, мобилизации налогов на своей территории и повышению их собираемости. Тем самым создаются барьеры активности органов местного самоуправления и недооценивается стимулирующая функция межбюджетных отношений.
2. Низкая доля доходов местных бюджетов в консолидированных бюджетах субъектов РФ - в 2016 году 22,5 %, в 2018 году - 23,7 %.
Формирование подавляющей части доходов бюджета Куйтунского муниципального образования за счет перечисления средств из региональных фондов финансовой поддержки, а также путем налогового регулирования порождает элементы иждивенчества и не создает практически никаких условий для возможности органов местного самоуправления зарабатывать собственные финансовые ресурсы.



