ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 4
1Теоретические основы формирования основ финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности 7
1.1 Сущность финансовой грамотности 7
1.2 Особенности формирования основ финансовой грамотности
младших школьников в учебной деятельности 11
2Опытно - экспериментальная работа по изучению уровня финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности 20
2.1 Анализ уровня финансовой грамотности младших школьников . . . . 20
2.2 Методические рекомендации по повышению уровня финансовой
грамотности младших школьников в учебной деятельности 27
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Методики диагностики по определению уровня сформированное™ финансовой грамотности младших школьников . . . 49
Приложение Б Протоколы диагностики (констатирующий этап) 56
Приложение В Положение о школьной валюте 57
Приложение Г Протоколы диагностики (контрольный этап)
1Теоретические основы формирования основ финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности 7
1.1 Сущность финансовой грамотности 7
1.2 Особенности формирования основ финансовой грамотности
младших школьников в учебной деятельности 11
2Опытно - экспериментальная работа по изучению уровня финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности 20
2.1 Анализ уровня финансовой грамотности младших школьников . . . . 20
2.2 Методические рекомендации по повышению уровня финансовой
грамотности младших школьников в учебной деятельности 27
Заключение 42
Список использованных источников 44
Приложение А Методики диагностики по определению уровня сформированное™ финансовой грамотности младших школьников . . . 49
Приложение Б Протоколы диагностики (констатирующий этап) 56
Приложение В Положение о школьной валюте 57
Приложение Г Протоколы диагностики (контрольный этап)
На сегодняшний день в связи развитием экономики в нашей стране возникает острая необходимость формирования финансовой грамотности не только взрослых, но и детей. При этом важная задача образования в данной области знаний - формирование у молодого поколения правильного отношения к деньгам. В связи с этим одним из приоритетных направлений государственной политики является повышение качества финансового образования граждан, что определено в Концепции Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации [21]. Проблеме формирования основ финансовой грамотности в последнее десятилетие посвящено значительное количество исследований, среди которых работы В. Г. Милославского [39], С. Н. Федина [38], А. И. Тюнова [34], И. С. Винникова [9], Е. А. Кузнецова [9], Ю. Г. Шутова [9] и др. Авторы утверждают, что на сегодняшний день низкий уровень финансовой грамотности является актуальной проблемой, которая напрямую влияет на экономическое и социальное развитие страны [9].
Формирование финансовой грамотности необходимо начинать с начальной ступени основной школы. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение финансовой грамотности является обязательным элементом на всех уровнях образования, начиная с начального общего образования и включается в ООП всех образовательных учреждений России [37]. Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) является овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире [36]. Это и включает в себя простые экономические познания в находящейся реальности, финансовую социализацию и финансовую грамотность, создавая безопасную среду для жизнедеятельности.
В научных исследованиях последних лет, формирование финансовой грамотности личности на этапе младшего школьного возраста определяется важным направлением воспитания, которое поможет ребенку стать самостоятельным, социально адаптированным, правильно сориентированным в экономических явлениях, успешным в современных условиях рыночной экономики. Об этом свидетельствуют работы М. И. Богомоловой [5], Г. Д. Глебовой [11], В. В. Давыдова [14], А. В. Зеленцовой [16], А. И. Имашевой [28], Н. Е. Попова [28] и др. Следовательно, для формирования основ финансовой грамотности у младших школьников важно уметь интегрировать экономические знания в школьные предметы. В связи с этим актуальность выбранной темы исследования «Формирование финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности» не вызывает сомнений.
Цель исследования: охарактеризовать процесс формирования основ финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности.
Объект исследования: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность финансовой грамотности;
- выявить особенности формирования финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности;
- провести диагностику уровня финансовой грамотности младших школьников;
- разработать методические рекомендации по повышению уровня финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ данных, систематизация, обобщение.
База исследования: МБОУ «Подгорновская СОШ №17».
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения методических рекомендаций в учебной деятельности учителями начальных классов. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по теме исследования, который может быть использован студентами при написании рефератов, курсовых и квалификационных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах, опубликованных на Всероссийском образовательном портале «ЗНАНИО».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (43 наименования) и 4 приложений. Результаты исследования представлены в 8 диаграммах и 3 таблицах. Объем работы составляет 60 страниц.
Формирование финансовой грамотности необходимо начинать с начальной ступени основной школы. В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучение финансовой грамотности является обязательным элементом на всех уровнях образования, начиная с начального общего образования и включается в ООП всех образовательных учреждений России [37]. Одним из требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009) является овладение начальными навыками адаптации в динамично развивающемся и изменяющемся мире [36]. Это и включает в себя простые экономические познания в находящейся реальности, финансовую социализацию и финансовую грамотность, создавая безопасную среду для жизнедеятельности.
В научных исследованиях последних лет, формирование финансовой грамотности личности на этапе младшего школьного возраста определяется важным направлением воспитания, которое поможет ребенку стать самостоятельным, социально адаптированным, правильно сориентированным в экономических явлениях, успешным в современных условиях рыночной экономики. Об этом свидетельствуют работы М. И. Богомоловой [5], Г. Д. Глебовой [11], В. В. Давыдова [14], А. В. Зеленцовой [16], А. И. Имашевой [28], Н. Е. Попова [28] и др. Следовательно, для формирования основ финансовой грамотности у младших школьников важно уметь интегрировать экономические знания в школьные предметы. В связи с этим актуальность выбранной темы исследования «Формирование финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности» не вызывает сомнений.
Цель исследования: охарактеризовать процесс формирования основ финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности.
Объект исследования: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: формирование основ финансовой грамотности у детей младшего школьного возраста в учебной деятельности.
Для реализации поставленной цели нами были определены следующие задачи:
- раскрыть сущность финансовой грамотности;
- выявить особенности формирования финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности;
- провести диагностику уровня финансовой грамотности младших школьников;
- разработать методические рекомендации по повышению уровня финансовой грамотности младших школьников в учебной деятельности.
Методы исследования: анализ научно-педагогической литературы, педагогический эксперимент, качественный и количественный анализ данных, систематизация, обобщение.
База исследования: МБОУ «Подгорновская СОШ №17».
Практическая значимость исследования определяется возможностью применения методических рекомендаций в учебной деятельности учителями начальных классов. В работе проанализирован, обобщен, систематизирован теоретический материал по теме исследования, который может быть использован студентами при написании рефератов, курсовых и квалификационных работ.
Апробация и внедрение результатов исследования: основные положения и выводы выпускной квалификационной работы отражены в материалах, опубликованных на Всероссийском образовательном портале «ЗНАНИО».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников (43 наименования) и 4 приложений. Результаты исследования представлены в 8 диаграммах и 3 таблицах. Объем работы составляет 60 страниц.
Изучение и анализ теоретических источников по исследуемой теме позволили нам установить, что формирование финансовой грамотности у младших школьников является актуальной задачей современного общества. Именно на этапе младшего школьного возраста формирование финансовой грамотности личности определяется как важное направление в воспитании, которое в будущем поможет ребенку стать самостоятельным, социально адаптированным, правильно сориентированным в экономических явлениях.
В своем исследовании мы опирались на определение, сформулированное Ю. В. Антоновой, которая под финансовой грамотностью понимает умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать финансовые задачи, которые связаны с экономическими понятиями, а также рассчитывать бюджет в малых объемах.
При формировании финансовой грамотности необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников (память, логическое мышление, интерес к миру взрослых) и методические особенности интеграции материала по финансовой грамотности в учебные предметы. В ходе изучения любого курса (математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии) педагог может и должен использовать практико-ориентированные задания, способствующие развитию не только универсальных учебных действий, но и компетенций, соответствующих «портрету выпускника начальной школы» по ФГОС НОО в части финансовой грамотности детей младшего школьного возраста.
Для выявления уровня финансовой грамотности младших школьников была организовано экспериментальное исследование на базе МБОУ «Подгорновской СОШ №17», выборка составила 7 обучающихся 2-3 классов. Результаты констатирующего этапа показали, что большинство обучающихся (62%) имеют низкий уровень финансовой, средний - у 34%, высокий - у 4%.
Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности. Нами были разработаны методические рекомендации, в которых предложено интегрировать материалы по финансовой грамотности в школьные предметы (математика, технология, окружающий мир, литературное чтение). Контрольный этап экспериментальной работы показал эффективность разработанных методических рекомендаций: процент обучающихся с низким уровнем финансовой грамотности снизился на 34%; процент обучающихся со средним уровнем стал выше на 4%, процент обучающихся с высоким увеличился на 30%.
Таким образом, проведенная нами работа способствовала повышению уровня сформированное™ финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности. Следовательно, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута.
В своем исследовании мы опирались на определение, сформулированное Ю. В. Антоновой, которая под финансовой грамотностью понимает умение пользоваться терминами финансовой грамотности, понимать их значение, решать финансовые задачи, которые связаны с экономическими понятиями, а также рассчитывать бюджет в малых объемах.
При формировании финансовой грамотности необходимо учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников (память, логическое мышление, интерес к миру взрослых) и методические особенности интеграции материала по финансовой грамотности в учебные предметы. В ходе изучения любого курса (математики, литературного чтения, окружающего мира, технологии) педагог может и должен использовать практико-ориентированные задания, способствующие развитию не только универсальных учебных действий, но и компетенций, соответствующих «портрету выпускника начальной школы» по ФГОС НОО в части финансовой грамотности детей младшего школьного возраста.
Для выявления уровня финансовой грамотности младших школьников была организовано экспериментальное исследование на базе МБОУ «Подгорновской СОШ №17», выборка составила 7 обучающихся 2-3 классов. Результаты констатирующего этапа показали, что большинство обучающихся (62%) имеют низкий уровень финансовой, средний - у 34%, высокий - у 4%.
Результаты диагностики подтвердили необходимость осуществления целенаправленной педагогической работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности. Нами были разработаны методические рекомендации, в которых предложено интегрировать материалы по финансовой грамотности в школьные предметы (математика, технология, окружающий мир, литературное чтение). Контрольный этап экспериментальной работы показал эффективность разработанных методических рекомендаций: процент обучающихся с низким уровнем финансовой грамотности снизился на 34%; процент обучающихся со средним уровнем стал выше на 4%, процент обучающихся с высоким увеличился на 30%.
Таким образом, проведенная нами работа способствовала повышению уровня сформированное™ финансовой грамотности у младших школьников в учебной деятельности. Следовательно, задачи исследования решены в полном объеме, цель достигнута.
Подобные работы
- ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Дипломные работы, ВКР, математика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4610 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ОРАТОРСКОГО МАСТЕРСТВА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНСОТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4955 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 5-7 КЛАССОВ: ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ УРОЧНОЙ РАБОТЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2024 - Диагностика и развитие финансовой грамотности обучающихся 7-8 классов в процессе обучения математике
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4895 р. Год сдачи: 2024 - ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОЗГОВОГО ШТУРМА ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020



