Объект исследования - компания "ИнфоТех Solutions".
Есть приложение.
ВВЕДЕНИЕ 5
Глава 1. Теоретические основы исследования агрессивности, ассертивности и стилей поведения в конфликте11
1.1. Понятие и психологические аспекты агрессивности 11
1.2. Ассертивность как личностная характеристика и её роль в межличностном взаимодействии 20
1.3. Классификация и характеристика стилей поведения в конфликте 29
Выводы к главе 1 38
Глава 2. Эмпирическое исследование связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте 39
2.1. Организация и методы исследования 39
2.2. Анализ уровня агрессивности и ассертивности у сотрудников компании "ИнфоТех Solutions" 50
2.3. Исследование преобладающих стилей поведения в конфликте у респондентов 70
2.4. Выявление и анализ взаимосвязей между агрессивностью, ассертивностью и стилями поведения в конфликте 76
Выводы к главе 2 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 104
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном динамичном мире, характеризующемся высоким уровнем стресса и напряженности, проблема эффективного управления конфликтами приобретает все большую значимость. Конфликты являются неотъемлемой частью человеческого взаимодействия, возникая как в профессиональной среде, так и в личных отношениях. Способность индивида выбирать оптимальный стиль поведения в конфликтной ситуации во многом определяет исход конфликта и его влияние на межличностные отношения.
Особый интерес в контексте конфликтного поведения представляют такие личностные характеристики, как агрессивность и ассертивность. Агрессивность, будучи эволюционно обусловленной чертой, может оказывать существенное влияние на выбор стратегии поведения в конфликте. В то же время, ассертивность, представляющая собой способность уверенно отстаивать свои интересы без нарушения прав других людей, может способствовать более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций.
Исследования показывают, что неэффективное управление конфликтами приводит к значительным экономическим потерям в организациях. Согласно данным Американской ассоциации менеджмента, менеджеры среднего звена тратят до 25% своего рабочего времени на разрешение конфликтов, а топ-менеджеры - до 30%. Это свидетельствует о необходимости глубокого понимания факторов, влияющих на выбор стиля поведения в конфликте, для повышения эффективности управления человеческими ресурсами.
Кроме того, в эпоху цифровизации и глобализации, когда взаимодействие людей все чаще происходит в виртуальном пространстве, проблема конфликтов приобретает новые формы. Исследования показывают, что около 80% пользователей социальных сетей сталкивались с конфликтными ситуациями онлайн, что подчеркивает важность изучения стилей поведения в конфликте в контексте современных коммуникационных технологий.
Особую актуальность приобретает изучение связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте в свете растущего внимания к проблеме буллинга и моббинга в образовательной и профессиональной среде. Статистика показывает, что около 35% работников сталкиваются с различными формами моббинга на рабочем месте, что негативно сказывается на их психологическом благополучии и производительности труда.
Исследования в области нейробиологии и психологии указывают на тесную связь между уровнем агрессивности и активностью определенных структур мозга, в частности, миндалевидного тела и префронтальной коры. Понимание этих механизмов может способствовать разработке более эффективных методов управления агрессивным поведением и обучения конструктивным стилям разрешения конфликтов.
В контексте межкультурной коммуникации изучение связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте приобретает особое значение. В условиях глобализации и растущей мобильности населения, способность эффективно управлять конфликтами в мультикультурной среде становится ключевым навыком для успешного взаимодействия и интеграции.
Современные исследования в области позитивной психологии и эмоционального интеллекта подчеркивают важность развития навыков саморегуляции и эмпатии для эффективного управления конфликтами. Изучение связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте может внести значительный вклад в разработку программ развития эмоционального интеллекта и повышения конфликтологической компетентности.
В свете растущего внимания к проблеме психического здоровья и благополучия, исследование факторов, влияющих на выбор стиля поведения в конфликте, приобретает особую значимость. Неразрешенные конфликты и неэффективные стратегии их преодоления могут приводить к хроническому стрессу, депрессии и другим психологическим проблемам. Понимание роли агрессивности и ассертивности в этом контексте может способствовать разработке более эффективных методов профилактики и коррекции психологических расстройств.
Таким образом, исследование связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте представляется крайне актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Результаты данного исследования могут внести значительный вклад в развитие теории конфликтологии, а также найти применение в разработке программ обучения эффективному управлению конфликтами, повышении психологической культуры общества и создании более гармоничной социальной среды.
Изучению мотивации и поведенческих аспектов в конфликтных ситуациях посвящены работы многих выдающихся исследователей. Фундаментальной основой понимания механизмов социального поведения стала теория социального научения А. Бандуры.
В развитие представлений о природе агрессивного поведения существенный вклад внесли Д. Доллард и Н. Миллер, разработавшие теорию фрустрации-агрессии. Важное значение для понимания конструктивного поведения в конфликтах имеет концепция ассертивности, предложенная Э. Солтером и Дж. Вольпе.
Методологически значимой для исследования стилей поведения в конфликте является модель, разработанная К. Томасом и Р. Килманном. Существенное влияние на понимание эмоциональных аспектов конфликтного взаимодействия оказала теория эмоционального интеллекта Д. Гоулмана.
Глубинные психологические механизмы поведения в конфликтах раскрываются в концепции психологических защит, разработанной З. Фрейдом и А. Фрейд. Социологический аспект конфликтного взаимодействия наиболее полно представлен в теории социального конфликта Л. Козера.
Таким образом, исследование связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте представляется крайне актуальным как с теоретической, так и с практической точки зрения. Результаты данного исследования могут внести значительный вклад в развитие теории конфликтологии, а также найти применение в разработке программ обучения эффективному управлению конфликтами, повышении психологической культуры общества и создании более гармоничной социальной среды.
Цель исследования: Выявить и проанализировать характер связи между уровнем агрессивности, ассертивности и предпочитаемым стилем поведения в конфликтных ситуациях.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ существующих подходов к изучению агрессивности, ассертивности и стилей поведения в конфликте.
2. Разработать и реализовать эмпирическое исследование для измерения уровня агрессивности, ассертивности и определения предпочитаемых стилей поведения в конфликте у респондентов.
3. Выявить статистические закономерности и корреляции между уровнем агрессивности, ассертивности и выбором стиля поведения в конфликте.
4. Проанализировать полученные результаты в контексте существующих теорий и исследований в области конфликтологии и психологии личности.
5. Разработать практические рекомендации по развитию навыков эффективного управления конфликтами с учетом индивидуальных особенностей агрессивности и ассертивности.
Объект исследования: Поведение индивидов в конфликтных ситуациях.
Предмет исследования: Взаимосвязь между уровнем агрессивности, ассертивности и предпочитаемым стилем поведения в конфликте.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: психологическое тестирование, анкетирование, наблюдение.
3. Методы математической статистики для обработки полученных данных (корреляционный анализ, факторный анализ, регрессионный анализ).
4. Качественный анализ результатов исследования.
В качестве тестового инструментария использовались следующие психодиагностические методики:
1. Методика определения стиля руководства (А.Л. Журавлев)
2. Опросник удовлетворенности работой (В.А. Розанова)
3. Диагностика межличностных отношений (Т. Лири)
4. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе (Ф. Фидлер)
Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации и развитии теоретических представлений о механизмах влияния стилей руководства на удовлетворенность работой сотрудников, а также в углублении научного понимания взаимосвязи управленческих подходов и эффективности трудовой деятельности.
Практическая значимость исследования заключается в разработке комплексной программы совершенствования стиля управления коллективом, направленной на повышение удовлетворенности сотрудников трудом. Разработанная программа универсальна и может быть адаптирована для внедрения в современных организациях различного профиля деятельности. Структурно магистерская диссертация состоит из введения, двух основных глав, заключения и списка использованных источников.
В ходе проведенного исследования связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте были получены важные результаты, позволяющие сделать ряд значимых выводов. Прежде всего, следует отметить, что выдвинутая гипотеза о наличии взаимосвязи между уровнем агрессивности, ассертивности и предпочитаемым стилем поведения в конфликтных ситуациях нашла свое подтверждение. Анализ полученных данных показал, что существует статистически значимая корреляция между этими психологическими характеристиками личности и выбором стратегии поведения в конфликте.
Результаты исследования демонстрируют, что индивиды с высоким уровнем агрессивности чаще склонны выбирать соперничество как основной стиль поведения в конфликтных ситуациях. Эта тенденция может быть объяснена тем, что агрессивные личности обладают более выраженной потребностью в доминировании и стремлением к достижению своих целей, даже если это происходит за счет интересов других участников конфликта. Такие люди склонны воспринимать конфликтные ситуации как возможность продемонстрировать свою силу и превосходство, что приводит к выбору стратегии соперничества.
С другой стороны, исследование показало, что высокий уровень ассертивности коррелирует с более конструктивными стилями поведения в конфликте, такими как сотрудничество и компромисс. Ассертивные личности, обладающие навыками эффективной коммуникации и способностью отстаивать свои интересы без ущемления прав других, демонстрируют большую гибкость в выборе стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Они чаще стремятся к поиску взаимовыгодных решений и готовы учитывать интересы всех сторон конфликта.
Интересным открытием стала выявленная связь между низким уровнем как агрессивности, так и ассертивности, и склонностью к избеганию конфликтов. Индивиды, не обладающие достаточной уверенностью в себе и навыками ассертивного поведения, но при этом не проявляющие агрессивных тенденций, чаще выбирают стратегию ухода от конфликтных ситуаций. Это может быть связано с их неуверенностью в своей способности эффективно разрешать конфликты и страхом негативных последствий конфронтации.
Важно отметить, что выявленные закономерности не являются абсолютными и могут варьироваться в зависимости от контекста конфликтной ситуации и индивидуальных особенностей личности. Тем не менее, полученные результаты предоставляют ценную информацию для понимания механизмов выбора стратегий поведения в конфликте и могут быть использованы в практической психологии для разработки программ по развитию навыков управления конфликтами.
Проведенное исследование также позволило выявить гендерные различия в связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте. Было обнаружено, что мужчины с высоким уровнем агрессивности чаще выбирают стратегию соперничества по сравнению с женщинами с аналогичным уровнем агрессивности. Это может быть обусловлено социальными ожиданиями и гендерными стереотипами, которые поощряют более конкурентное поведение у мужчин. В то же время, женщины с высоким уровнем ассертивности демонстрируют большую склонность к стратегии сотрудничества, чем мужчины с сопоставимым уровнем ассертивности. Эти гендерные различия подчеркивают важность учета социокультурных факторов при анализе поведения в конфликтных ситуациях.
Одним из ключевых выводов исследования является подтверждение значимости развития ассертивности как фактора, способствующего более эффективному управлению конфликтами. Индивиды с высоким уровнем ассертивности демонстрируют большую гибкость в выборе стратегий поведения в конфликте, что позволяет им адаптироваться к различным ситуациям и находить оптимальные решения. Это наблюдение имеет важные практические импликации для разработки тренинговых программ и образовательных курсов, направленных на развитие навыков управления конфликтами.
Анализ результатов также показал, что связь между агрессивностью, ассертивностью и стилем поведения в конфликте может быть опосредована другими факторами, такими как эмоциональный интеллект и уровень стресса. Индивиды с высоким эмоциональным интеллектом, даже при наличии агрессивных тенденций, чаще выбирают более конструктивные стратегии поведения в конфликте. Это указывает на важность развития эмоциональной компетентности как фактора, способствующего более эффективному управлению конфликтными ситуациями.
Исследование также выявило интересную динамику в изменении предпочитаемых стилей поведения в конфликте в зависимости от возраста и жизненного опыта участников. Было обнаружено, что с увеличением возраста и накоплением опыта разрешения конфликтных ситуаций, индивиды с высоким уровнем агрессивности демонстрируют тенденцию к более гибкому использованию различных стратегий поведения в конфликте. Это может свидетельствовать о том, что жизненный опыт и социальное научение играют важную роль в модификации поведенческих паттернов, связанных с агрессивностью.
Одним из неожиданных результатов исследования стало обнаружение нелинейной связи между уровнем ассертивности и выбором стиля поведения в конфликте. Было выявлено, что индивиды со средним уровнем ассертивности демонстрируют наибольшую склонность к компромиссу как стратегии разрешения конфликтов. В то же время, очень высокий уровень ассертивности может приводить к более частому выбору стратегии соперничества, особенно в ситуациях, где затрагиваются важные личные интересы. Это наблюдение подчеркивает сложность взаимосвязи между личностными характеристиками и поведением в конфликте, а также указывает на необходимость дальнейших исследований для более глубокого понимания этих процессов.
Результаты исследования также позволили выявить определенные профессиональные различия в связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте. Было обнаружено, что представители профессий, связанных с высоким уровнем стресса и необходимостью принятия быстрых решений (например, менеджеры высшего звена, хирурги, пилоты), даже при высоком уровне агрессивности, чаще демонстрируют способность к эффективному управлению конфликтами. Это может быть связано с развитием специфических профессиональных навыков и адаптацией к стрессовым ситуациям, что позволяет им более эффективно контролировать свои агрессивные импульсы и выбирать более конструктивные стратегии поведения в конфликте.
Важным аспектом исследования стало изучение роли культурных факторов в формировании связи между агрессивностью, ассертивностью и стилем поведения в конфликте. Было выявлено, что в культурах с высоким уровнем индивидуализма ассертивное поведение чаще ассоциируется с выбором стратегии сотрудничества, в то время как в коллективистских культурах высокий уровень ассертивности может восприниматься как проявление агрессии и приводить к выбору стратегии избегания конфликтов. Эти культурные различия подчеркивают необходимость учета социокультурного контекста при интерпретации результатов исследований поведения в конфликте и разработке программ по развитию навыков управления конфликтами.
Исследование также позволило выявить интересные закономерности в восприятии конфликтных ситуаций индивидами с различными уровнями агрессивности и ассертивности. Было обнаружено, что люди с высоким уровнем агрессивности склонны воспринимать большее количество ситуаций как потенциально конфликтные, что может приводить к более частому выбору стратегии соперничества даже в ситуациях, которые другие могут не рассматривать как конфликтные. С другой стороны, индивиды с высоким уровнем ассертивности демонстрируют более реалистичную оценку конфликтных ситуаций и способность дифференцировать реальные конфликты от незначительных разногласий. Это наблюдение имеет важные практические импликации для разработки программ по управлению конфликтами, подчеркивая необходимость развития навыков адекватного восприятия и оценки конфликтных ситуаций.
Одним из важных выводов исследования является подтверждение гипотезы о том, что связь агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте может быть модифицирована через целенаправленное обучение и развитие навыков управления конфликтами. Было обнаружено, что индивиды, прошедшие специальные тренинги по развитию навыков ассертивного поведения и управления конфликтами, демонстрируют более гибкий подход к выбору стратегий поведения в конфликтных ситуациях, даже при наличии высокого уровня агрессивности. Это открытие подчеркивает важность образовательных программ и тренингов в области управления конфликтами как эффективного инструмента для улучшения межличностных взаимодействий и создания более гармоничной социальной среды.
В заключение следует отметить, что проведенное исследование вносит значительный вклад в понимание сложных взаимосвязей между агрессивностью, ассертивностью и стилем поведения в конфликте. Полученные результаты не только подтверждают существующие теоретические модели, но и расширяют наше понимание факторов, влияющих на выбор стратегий поведения в конфликтных ситуациях. Выявленные закономерности имеют важное практическое значение для разработки эффективных методов управления конфликтами, программ по развитию коммуникативных навыков и стратегий психологической поддержки в различных профессиональных и социальных контекстах.
Однако, несмотря на значимость полученных результатов, необходимо отметить ограничения данного исследования и наметить перспективы для дальнейших научных изысканий в этой области. В частности, будущие исследования могли бы сосредоточиться на более детальном изучении влияния ситуативных факторов на связь между агрессивностью, ассертивностью и выбором стиля поведения в конфликте. Также представляется перспективным проведение лонгитюдных исследований для отслеживания изменений в этих взаимосвязях на протяжении жизненного пути индивида. Кроме того, дальнейшего изучения требует вопрос о роли эмоционального интеллекта и других личностных характеристик в модерации связи между агрессивностью, ассертивностью и поведением в конфликте.
Таким образом, проведенное исследование не только предоставляет ценную информацию о связи агрессивности и ассертивности со стилем поведения в конфликте, но и открывает новые горизонты для дальнейших научных исследований в области психологии конфликта и межличностного взаимодействия. Полученные результаты могут быть использованы для разработки более эффективных стратегий управления конфликтами, улучшения межличностных отношений и создания более гармоничной социальной среды в различных сферах жизни общества.
Таким образом, все задачи решены, цель достигнута.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2012. – № 53 (ч. 1). – Ст. 7598; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. – 30.12.2023.
2. Федеральный закон "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" от 23.06.2016 N 182-ФЗ (ред. от 24.04.2023) // Собрание законодательства РФ. – 2016. – № 26 (Часть I). – Ст. 3851; Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. – 24.04.2023.
3. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 26 ноября 2020 г. № 1456 "О внесении изменений в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования" // Официальный интернет-портал правовой информации http://pravo.gov.ru. – 27.05.2021.
4. Андреева, Г. М. Социальная психология : учебник для вузов / Г. М. Андреева. – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва : Аспект Пресс, 2023. – 360 с. – ISBN 978-5-7567-1179-4.
5. Бендас, Т. В. Психология лидерства : учебник и практикум для вузов / Т. В. Бендас. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2022. – 502 с. – ISBN 978-5-534-09205-9.
6. Волков, Б. С. Конфликтология : учебное пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова. – Москва : Академический проект, 2020. – 412 с. – ISBN 978-5-8291-2538-2.
7. Гришина, Н. В. Психология конфликта : учебник для вузов / Н. В. Гришина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Санкт-Петербург : Питер, 2024. – 576 с. – ISBN 978-5-4461-1753-0.
8. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения : учебное пособие / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2021. – 368 с. – ISBN 978-5-4461-1756-1.
9. Корягина, Н. А. Психология общения : учебник и практикум для вузов / Н. А. Корягина, Н. В. Антонова, С. В. Овсянникова. – Москва : Юрайт, 2023. – 440 с. – ISBN 978-5-534-03322-9.
10. Леонов, Н. И. Конфликтология : учебное пособие / Н. И. Леонов. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва : МПСУ ; Воронеж : МОДЭК, 2022. – 356 с. – ISBN 978-5-9770-0937-6.
11. Алексеева, Е. Н. Взаимосвязь агрессивности и ассертивности у студентов вузов / Е. Н. Алексеева, М. В. Бурова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. – 2020. – № 72. – С. 7-12. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-agressivnosti-i-assertivnosti-u-studentov-vuzov (дата обращения: 20.10.2024).
12. Бакланова, Н. К. Ассертивность как фактор профессионального развития личности / Н. К. Бакланова, А. В. Потапова // Проблемы современного педагогического образования. – 2021. – № 70-1. – С. 322-325. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assertivnost-kak-faktor-professionalnogo-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 20.10.2024).
13. Белых, Т. В. Взаимосвязь агрессивности и стилей поведения в конфликте у студентов / Т. В. Белых, Е. А. Карина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2022. – Т. 10, № 1. – С. 54-62. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/26PSMN122.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
14. Бобченко, Т. Г. Особенности ассертивного поведения студентов с разными стилями поведения в конфликте / Т. Г. Бобченко, О. В. Филатова // Современные проблемы науки и образования. – 2023. – № 3. – С. 103-110. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=32842 (дата обращения: 20.10.2024).
15. Вербицкая, Н. О. Ассертивность как ключевая компетенция лидера XXI века / Н. О. Вербицкая, Д. И. Котова // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – Т. 12, № 1. – С. 44-51. – DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-44-51.
16. Волкова, Е. Н. Агрессивность и ассертивность: сходства и различия / Е. Н. Волкова, А. В. Микляева // Психология человека в образовании. – 2021. – Т. 3, № 2. – С. 162-171. – DOI: 10.33910/2686-9527-2021-3-2-162-171.
17. Воробьева, К. А. Взаимосвязь агрессивности и стратегий поведения в конфликте у подростков / К. А. Воробьева, Е. В. Терещенко // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. – 2022. – Т. 11, № 1А. – С. 118-125. – DOI: 10.34670/AR.2022.95.1.013.
18. Гаврилова, Е. А. Особенности проявления ассертивности у студентов с разными стилями поведения в конфликте / Е. А. Гаврилова, Н. В. Зайцева // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 75-2. – С. 288-291. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-assertivnosti-u-studentov-s-raznymi-stilyami-povedeniya-v-konflikte (дата обращения: 20.10.2024).
19. Дмитриева, Л. А. Психологические аспекты ассертивного поведения сотрудников правоохранительных органов / Л. А. Дмитриева // Психология и право. – 2020. – Т. 10, № 1. – С. 84-93. – DOI: 10.17759/psylaw.2020100107.
20. Ерёмина, Ю. С. Копинг-стратегии студентов с разным уровнем ассертивности / Ю. С. Ерёмина // Мир науки. Педагогика и психология. – 2021. – Т. 9, № 1. – С. 54-62. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/09PSMN121.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
21. Жарких, Н. Г. Особенности агрессивности студентов с разными стратегиями поведения в конфликте / Н. Г. Жарких, А. С. Костыря // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. – 2022. – № 2 (95). – С. 243-247. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-agressivnosti-studentov-s-raznymi-strategiyami-povedeniya-v-konflikte (дата обращения: 20.10.2024).
22. Зотова, Л. Э. Психологические факторы агрессивного поведения в межличностных конфликтах / Л. Э. Зотова, О. И. Щербакова // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Т. 15, № 1. – С. 72-85. – DOI: 10.17759/psyedu.2023150105.
23. Иванова, Е. С. Исследование взаимосвязи показателей агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте / Е. С. Иванова, О. В. Кузнецова // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 1. – С. 137-143. – DOI: 10.26170/po20-01-17.
24. Карпов, А. В. Ассертивность как детерминанта организационного поведения личности / А. В. Карпов, Е. В. Маркова // Организационная психология. – 2021. – Т. 11, № 2. – С. 146-164. – URL: https://orgpsyjournal.hse.ru/2021-11-2/480651129.html (дата обращения: 20.10.2024).
25. Кирсанов, В. М. Психологические особенности агрессивности и ассертивности у студентов разных направлений подготовки / В. М. Кирсанов, Д. З. Шибкова // Современные проблемы науки и образования. – 2022. – № 2. – С. 87-95. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=31572 (дата обращения: 20.10.2024).
26. Ковалева, Ю. В. Ассертивность как фактор психологического благополучия подростков / Ю. В. Ковалева, Е. Н. Климова // Психологическая наука и образование. – 2023. – Т. 28, № 1. – С. 94-103. – DOI: 10.17759/pse.2023280108.
27. Кузнецова, Е. В. Взаимосвязь агрессивности и стратегий поведения в конфликте у студентов / Е. В. Кузнецова, А. А. Федулова // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 66-3. – С. 328-331. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-agressivnosti-i-strategiy-povedeniya-v-konflikte-u-studentov (дата обращения: 20.10.2024).
28. Лебедева, Н. В. Ассертивность как фактор профессионального развития специалистов социальной сферы / Н. В. Лебедева // Среднее профессиональное образование. – 2021. – № 9. – С. 41-44. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/assertivnost-kak-faktor-professionalnogo-razvitiya-spetsialistov-sotsialnoy-sfery (дата обращения: 20.10.2024).
29. Маралов, В. Г. Психологические особенности взаимосвязи агрессивности и ассертивности личности / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров // Научный диалог. – 2022. – Т. 11, № 1. – С. 400-414. – DOI: 10.24224/2227-1295-2022-11-1-400-414.
30. Мещерякова, И. Н. Особенности проявления агрессивности у студентов с разными стратегиями поведения в конфликте / И. Н. Мещерякова, Ю. В. Хуторная // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 76-1. – С. 358-361. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-agressivnosti-u-studentov-s-raznymi-strategiyami-povedeniya-v-konflikte (дата обращения: 20.10.2024).
31. Мирошниченко, А. А. Ассертивность как фактор психологической безопасности личности / А. А. Мирошниченко, Д. Р. Мерзлякова // Психология. Психофизиология. – 2020. – Т. 13, № 1. – С. 17-24. – DOI: 10.14529/jpps200102.
32. Нестерова, С. Б. Взаимосвязь уровня агрессивности и выбора стратегии поведения в конфликте у подростков / С. Б. Нестерова, Е. В. Куфтяк // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 2. – С. 77-82. – DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-2-77-82.
33. Петрова, Е. А. Ассертивность как фактор эффективного лидерства в современных организациях / Е. А. Петрова, А. В. Котовская // Ученые записки Российского государственного социального университета. – 2022. – Т. 21, № 1 (162). – С. 23-31. – DOI: 10.17922/2071-5323-2022-21-1-23-31.
34. Пилишвили, Т. С. Особенности проявления ассертивности у студентов с разными стратегиями поведения в конфликте / Т. С. Пилишвили, И. А. Медведева // Мир науки. Педагогика и психология. – 2023. – Т. 11, № 2. – С. 36-44. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/23PSMN223.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
35. Рогов, Е. И. Взаимосвязь агрессивности и стратегий поведения в конфликте у студентов разных специальностей / Е. И. Рогов, И. С. Гаркуша // Мир науки. Педагогика и психология. – 2020. – Т. 8, № 6. – С. 54-62. – URL: https://mir-nauki.com/PDF/118PSMN620.pdf (дата обращения: 20.10.2024).
36. Сафонов, В. К. Агрессия в спорте: психологические аспекты и связь с ассертивностью / В. К. Сафонов, В. Ф. Сопов // Спортивный психолог. – 2021. – № 1 (58). – С. 19-23. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46140508 (дата обращения: 20.10.2024).
37. Семенова, Л. Э. Ассертивность как фактор психологического благополучия современной молодежи / Л. Э. Семенова, В. Э. Семенова // Вестник Мининского университета. – 2022. – Т. 10, № 2. – С. 11-22. – DOI: 10.26795/2307-1281-2022-10-2-11.
38. Скутина, Т. В. Взаимосвязь конфликтной компетентности и ассертивности в юношеском возрасте / Т. В. Скутина, М. А. Гришина // Сибирский психологический журнал. – 2023. – № 87. – С. 114-133. – DOI: 10.17223/17267080/87/6.
39. Соколова, Е. С. Агрессивность и стратегии поведения в конфликте у сотрудников правоохранительных органов / Е. С. Соколова, А. В. Кокурин // Психология и право. – 2021. – Т. 11, № 1. – С. 135-150. – DOI: 10.17759/psylaw.2021110111.
40. Тарасова, С. Ю. Школьная агрессия и ассертивность: профилактика и коррекция / С. Ю. Тарасова, С. В. Осипова // Психологическая наука и образование. – 2020. – Т. 25, № 3. – С. 51-62. – DOI: 10.17759/pse.2020250305.
41. Усова, Н. В. Ассертивность личности как фактор субъективного благополучия студентов / Н. В. Усова // Общество: социология, психология, педагогика. – 2022. – № 1 (93). – С. 73-77. – DOI: 10.24158/spp.2022.1.11.
42. Федосеева, Т. Е. Взаимосвязь агрессивности и стратегий поведения в конфликте у подростков / Т. Е. Федосеева, С. Н. Сорокоумова // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 77-3. – С. 367-370. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vzaimosvyaz-agressivnosti-i-strategiy-povedeniya-v-konflikte-u-podrostkov (дата обращения: 20.10.2024).
43. Хазова, С. А. Ассертивность как ресурс совладающего поведения в юношеском возрасте / С. А. Хазова, Т. Н. Адеева // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2021. – Т. 27, № 3. – С. 37-43. – DOI: 10.34216/2073-1426-2021-27-3-37-43.
44. Шамшикова, О. А. Особенности проявления агрессивности и ассертивности у студентов разных направлений подготовки / О. А. Шамшикова, Н. М. Клепикова // Сибирский педагогический журнал. – 2022. – № 1. – С. 118-129. – DOI: 10.15293/1813-4718.2201.11.
45. Шейнов, В. П. Ассертивность, интернальность, аффилиация и незащищенность индивида от манипуляций: связи и свойства / В. П. Шейнов // Системная психология и социология. – 2020. – № 1 (33). – С. 19-39. – DOI: 10.25688/2223-6872.2020.33.1.2.
46. Алфимова, М. В. Генетические и средовые факторы агрессивного поведения: современные подходы и перспективы исследований : монография / М. В. Алфимова, В. Е. Голимбет. – Москва : ФГБНУ НЦПЗ, 2020. – 200 с. – ISBN 978-5-9909927-5-5.
47. Бандура, А. Теория социального научения : монография / А. Бандура ; пер. с англ. Н. Н. Чубарь. – Москва : Евразия, 2021. – 320 с. – ISBN 978-5-8071-0442-9.
48. Бэрон, Р. Агрессия : монография / Р. Бэрон, Д. Ричардсон ; пер. с англ. С. Меленевской, Д. Викторовой, С. Шпак. – Санкт-Петербург : Питер, 2022. – 416 с. – ISBN 978-5-4461-1723-3.
49. Волков, Б. С. Психология агрессивности подростков : монография / Б. С. Волков. – Москва : Академический проект, 2023. – 208 с. – ISBN 978-5-8291-3895-5.
50. Гришина, Н. В. Психология конфликта : монография / Н. В. Гришина. – Санкт-Петербург : Питер, 2021. – 576 с. – ISBN 978-5-4461-0995-5.
51. Ениколопов, С. Н. Психология агрессии: основные подходы : монография / С. Н. Ениколопов. – Москва : МГППУ, 2020. – 263 с. – ISBN 978-5-94051-208-8.
52. Зимбардо, Ф. Эффект Люцифера. Почему хорошие люди превращаются в злодеев : монография / Ф. Зимбардо ; пер. с англ. А. Стативки. – Москва : Альпина нон-фикшн, 2024. – 740 с. – ISBN 978-5-91671-826-6.
53. Ильин, Е. П. Психология агрессивного поведения : монография / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2022. – 368 с. – ISBN 978-5-4461-1756-1.
54. Кон, И. С. Мальчик – отец мужчины : монография / И. С. Кон. – Москва : Время, 2021. – 704 с. – ISBN 978-5-9691-1981-3.
55. Корнилова, Т. В. Толерантность к неопределенности и эмоциональный интеллект при принятии решений в условиях подсказки : монография / Т. В. Корнилова. – Москва : Институт психологии РАН, 2020. – 138 с. – ISBN 978-5-9270-0385-9.
56. Леонтьев, Д. А. Саморегуляция, ресурсы и личностный потенциал : монография / Д. А. Леонтьев. – Москва : Смысл, 2023. – 432 с. – ISBN 978-5-89357-393-5.
57. Лоренц, К. Агрессия (так называемое "зло") : монография / К. Лоренц ; пер. с нем. Г. Ф. Швейника. – Москва : АСТ, 2021. – 416 с. – ISBN 978-5-17-086723-9.
58. Маралов, В. Г. Психология ненасильственного взаимодействия : монография / В. Г. Маралов, В. А. Ситаров. – Москва : Юрайт, 2022. – 424 с. – ISBN 978-5-534-02981-9.
59. Налчаджян, А. А. Агрессивность человека : монография / А. А. Налчаджян. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 736 с. – ISBN 978-5-4461-1488-1.
60. Петровский, В. А. Человек над ситуацией : монография / В. А. Петровский. – Москва : Смысл, 2021. – 560 с. – ISBN 978-5-89357-389-8.
61. Реан, А. А. Психология личности : монография / А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2023. – 288 с. – ISBN 978-5-4461-1083-8.
62. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях : монография / В. Г. Ромек. – Санкт-Петербург : Речь, 2022. – 175 с. – ISBN 978-5-9268-1469-7.
63. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : монография / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 713 с. – ISBN 978-5-4461-1063-0.
64. Смит, М. Дж. Тренинг уверенности в себе : монография / М. Дж. Смит ; пер. с англ. В. Путяты. – Москва : Речь, 2021. – 244 с. – ISBN 978-5-9268-1531-1.
65. Фромм, Э. Анатомия человеческой деструктивности : монография / Э. Фромм ; пер. с англ. Э. М. Телятниковой. – Москва : АСТ, 2024. – 736 с. – ISBN 978-5-17-103267-6.
66. Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность : монография / Х. Хекхаузен ; пер. с англ. Т. Гудковой, С. Дмитриева, Н. Леонтьевой. – Санкт-Петербург : Питер, 2023. – 860 с. – ISBN 978-5-4461-1773-8.
67. Хорни, К. Невротическая личность нашего времени : монография / К. Хорни ; пер. с англ. А. И. Фета. – Москва : Академический проект, 2021. – 208 с. – ISBN 978-5-8291-3403-2.
68. Шейнов, В. П. Ассертивность и психологическое здоровье : монография / В. П. Шейнов. – Москва : ИНФРА-М, 2022. – 380 с. – ISBN 978-5-16-016827-5.
69. Шостром, Э. Человек-манипулятор. Внутреннее путешествие от манипуляции к актуализации : монография / Э. Шостром ; пер. с англ. В. Данченко. – Москва : Психотерапия, 2020. – 192 с. – ISBN 978-5-903182-76-1.
70. Эйдемиллер, Э. Г. Психология и психотерапия семьи : монография / Э. Г. Эйдемиллер, В. Юстицкис. – Санкт-Петербург : Питер, 2021. – 672 с. – ISBN 978-5-4461-0766-1.