WEB-KBECT КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ В 9 КЛАССЕ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты применения web-квеста на уроках информатики
как инновационной технологии организации проблемного обучения 8
1.1 Понятие проблемного обучения 8
1.2 Педагогические основы применения проблемного обучения на
уроках информатики 14
1.3 Web-квест как способ организации проблемного обучения 25
2 Реализация проблемного обучения на уроках информатики с
использованием технологии web-квест 34
2.1 Разработка образовательного web-квеста «алгоритмизация и
программирование» при организации проблемного обучения на уроке информатики 34
2.2 Возможности применения инновационной технологии web-квест по
организации проблемного обучения на уроках информатики 43
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение А План-конспект обобщающего урока по содержательной
линии «Алгоритмизация и программирование» 61
Приложение Б Задания для Web-квеста «Алгоритмизация и
программирование»
1 Теоретические аспекты применения web-квеста на уроках информатики
как инновационной технологии организации проблемного обучения 8
1.1 Понятие проблемного обучения 8
1.2 Педагогические основы применения проблемного обучения на
уроках информатики 14
1.3 Web-квест как способ организации проблемного обучения 25
2 Реализация проблемного обучения на уроках информатики с
использованием технологии web-квест 34
2.1 Разработка образовательного web-квеста «алгоритмизация и
программирование» при организации проблемного обучения на уроке информатики 34
2.2 Возможности применения инновационной технологии web-квест по
организации проблемного обучения на уроках информатики 43
Заключение 52
Список использованных источников 55
Приложение А План-конспект обобщающего урока по содержательной
линии «Алгоритмизация и программирование» 61
Приложение Б Задания для Web-квеста «Алгоритмизация и
программирование»
На сегодняшний день объемы информации, направленные на школьника из различных источников, увеличиваются быстрыми темпами. Такой рост можно наблюдать как в повседневной, так и в школьной жизни учащихся. В том числе, это касается предмета информатики, где поток получаемой информации на уроке достаточно большой. По этой причине учителю необходимо сформировать и поддерживать познавательный интерес к учебному предмету у школьников, а также способствовать формированию умения у учащихся отсеивать лишнюю информацию и уметь осмысливать информацию, которая имеет значимость.
Активность и увлеченность ученика на уроке является главным показателем того, что работа на уроке выстроена верно. Уроки с применением современных образовательных технологий способствуют активизации школьников, повышают уровень мотивации и поддерживают у них познавательный интерес.
Одним из приемов организации обучения в школе, которое соответствует новым Стандартам, является проблемное обучение. Проблемное обучение входит в рамки системно-деятельностного подхода, который обеспечивает: «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» [ 52].
Для повышения познавательного интереса учащихся на уроке информатики, существует одна из форм проведения урока с применением элементов проблемного обучения, которая будет информативна, оригинальна и технологична - это технология Web-квест. Web-квест - является современной и инновационной технологией обучения. Отражение данной технологии через проблемное обучение является новым, малоизученным, наиболее актуальным направлением в настоящее время.
Технология Web-квест решает задачу Федерального проекта «Современная школа», реализуемого до 2024 года: «Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс» [51].
Актуальность исследования заключается в необходимости применения различных новых технологий при организации проблемного обучения для повышения мотивации учащихся к обучению, вовлеченности в образовательный процесс и увеличения активности на уроках.
Объект исследования: процесс организации проблемного обучения на уроках информатики.
Предмет исследования: организация проблемного обучения на уроках информатики с применением технологии Web-квест.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать Web-квест по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» с применением элементов проблемного обучения для учащихся 9-х классов.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и учебно -методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
2. Рассмотреть понятие проблемного обучения и его особенности;
3. Выявить особенности организации проблемного метода при организации обучения на уроках информатики;
4. Рассмотреть Web-квест как способ организации проблемного обучения;
5. Разработать Web-квест для 9-х классов при организации проблемного обучения;
6. Исследовать возможности применения инновационной технологии Web-квеста на уроках информатики.
Методы исследования: изучение литературы по теме бакалаврской работы; анализ научной и учебно-методической литературы; обобщение; сравнение; описание.
Экспериментальная база исследования: ЧПОУ «Лесосибирский колледж «Знание», учащиеся 9 класса.
Практическая значимость исследования состоит в применении разработанного образовательного Web-квеста на уроках информатики в 9-ых классах как учителем информатики, так и студентов во время педагогической практики в школе.
По результатам исследования опубликована статья «Web-квест как инновационная технология организации проблемного обучения на уроках информатики в 9 классе».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 56 наименований, 6 таблиц, 11 рисунков и 2 приложений.
Активность и увлеченность ученика на уроке является главным показателем того, что работа на уроке выстроена верно. Уроки с применением современных образовательных технологий способствуют активизации школьников, повышают уровень мотивации и поддерживают у них познавательный интерес.
Одним из приемов организации обучения в школе, которое соответствует новым Стандартам, является проблемное обучение. Проблемное обучение входит в рамки системно-деятельностного подхода, который обеспечивает: «активную учебно-познавательную деятельность обучающихся» [ 52].
Для повышения познавательного интереса учащихся на уроке информатики, существует одна из форм проведения урока с применением элементов проблемного обучения, которая будет информативна, оригинальна и технологична - это технология Web-квест. Web-квест - является современной и инновационной технологией обучения. Отражение данной технологии через проблемное обучение является новым, малоизученным, наиболее актуальным направлением в настоящее время.
Технология Web-квест решает задачу Федерального проекта «Современная школа», реализуемого до 2024 года: «Внедрение на уровнях основного общего и среднего общего образования новых методов обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности в образовательный процесс» [51].
Актуальность исследования заключается в необходимости применения различных новых технологий при организации проблемного обучения для повышения мотивации учащихся к обучению, вовлеченности в образовательный процесс и увеличения активности на уроках.
Объект исследования: процесс организации проблемного обучения на уроках информатики.
Предмет исследования: организация проблемного обучения на уроках информатики с применением технологии Web-квест.
Цель исследования: теоретически обосновать и разработать Web-квест по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» с применением элементов проблемного обучения для учащихся 9-х классов.
В соответствии с целью исследования были определены следующие задачи:
1. Проанализировать педагогическую и учебно -методическую литературу по теме выпускной квалификационной работы;
2. Рассмотреть понятие проблемного обучения и его особенности;
3. Выявить особенности организации проблемного метода при организации обучения на уроках информатики;
4. Рассмотреть Web-квест как способ организации проблемного обучения;
5. Разработать Web-квест для 9-х классов при организации проблемного обучения;
6. Исследовать возможности применения инновационной технологии Web-квеста на уроках информатики.
Методы исследования: изучение литературы по теме бакалаврской работы; анализ научной и учебно-методической литературы; обобщение; сравнение; описание.
Экспериментальная база исследования: ЧПОУ «Лесосибирский колледж «Знание», учащиеся 9 класса.
Практическая значимость исследования состоит в применении разработанного образовательного Web-квеста на уроках информатики в 9-ых классах как учителем информатики, так и студентов во время педагогической практики в школе.
По результатам исследования опубликована статья «Web-квест как инновационная технология организации проблемного обучения на уроках информатики в 9 классе».
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 56 наименований, 6 таблиц, 11 рисунков и 2 приложений.
В заключение выпускной квалификационной работы отметим следующее. В работе были раскрыты теоретические основы проблемного обучения, инновационной технологии Web-квест, выявлены особенности использования проблемного обучения на уроках информатики, а также технологии Web-квест.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ педагогической и учебно -методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.
2. Изучена и проанализирована сущность понятия проблемного обучения, и на основе различных педагогических источников различных авторов, выделены основные характеристики проблемного обучения, такие как: создание учителем противоречия с применением проблемных вопросов и/или организации проблемных ситуаций; развитие познавательной деятельности учащихся и умственных способностей школьников и самостоятельное приобретение новых знаний.
3. Выявлены особенности организации проблемного метода при организации обучения на уроках информатики. Проблемное обучение на уроке информатики осуществляется по следующим этапам: актуализация опорных знаний, анализ проблемного задания, вычленение проблемы, выдвижение всевозможных предположений, сужение поля поиска, доказательство рабочих гипотез, проверка правильности решения. На уроках информатики осуществлять проблемное обучение можно через постановку учителем проблемных вопросов, решение проблемных задач и ситуаций.
4. Рассмотрено понятие Web-квеста как способа организации проблемного обучения. Web-квест - это сайт в сети Интернет, предназначенный для решения школьниками образовательных задач. Обязательными характеристиками Wed-квеста являются, во-первых, использование интернета для поиска информации; во -вторых, решение проблемной учебной задачи, предполагающей активную познавательную деятельность обучающихся. Этапами проведения урока Web-квеста с применением проблемного обучения являются: введение, актуализация опорных знаний, анализ проблемного задания, процесс, оценка и заключение. Применение Web-квест технологии на уроке с использованием элементов проблемного обучения является малоизученной темой, инновационной и актуальной на сегодняшний день.
5. Разработан Web-квест «Алгоритмизация и программирование» для учащихся 9-ых классов по информатике. Создание Web-квеста очень трудоёмкая и ответственная работа. Существует несколько этапов создания Web-квеста, например, начинается все с выбора аудитории (класса) и тематики Web-квеста (зависит от выбранного класса), далее необходимо подобрать конструктор сайтов (в нашем случае проведение сравнительного анализа различных конструкторов), после - создание макета Web-квеста в соответствии с выбранной темой и создание Web-квеста в конструкторе сайтов. Также не нужно забывать о проверке работы Web-квеста (отладке работы, устранении недочетов). Только после всех этапов Web-квест можно применить на уроке. Самым оптимальным, бесплатным и многофункциональным конструктором сайтов оказался конструктор Wix. Работа в данном конструкторе достаточно своеобразна, имела свои трудности, но оформление и возможности позволили создать полноценный сайт Web-квеста, с помощью которого можно проводить обобщающий урок информатики по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» в 9-ых классах.
6. Исследованы возможности применения инновационной технологии Web-квеста на уроках информатики. Web-квест «Алгоритмизация и программирование», реализованный на уроке информатики в 9-ом классе, проведён успешно, так как все учащиеся (100% учащихся) справились с предложенными заданиями (неудовлетворительных оценок нет), что говорит об эффективном применении данной технологии на уроке информатики. Все задания Web-квеста были с использованием проблемного метода обучения, то есть каждое задание - отдельная проблемная ситуация или с помощью проблемного вопроса создано противоречие, также почти все проблемные задания были связаны с другими дисциплинами. Технология Web-квест способствует повышению мотивации и интереса на уроке, а проблемные задания по информатике дают возможность учащимся нестандартно мыслить и применять логику, смекалку и имеющиеся знания и умения.
Таким образом, проблемное обучение - это «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность школьников с усвоением ими готовых выводов науки, а система способов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности школьников, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [33].
Разработанный и реализованный Web-квест может быть использован в практической деятельности учителя информатики, а также при изучении методики обучения информатики в педагогических вузах.
В ходе работы были решены следующие задачи:
1. Проведен анализ педагогической и учебно -методической литературы по теме выпускной квалификационной работы.
2. Изучена и проанализирована сущность понятия проблемного обучения, и на основе различных педагогических источников различных авторов, выделены основные характеристики проблемного обучения, такие как: создание учителем противоречия с применением проблемных вопросов и/или организации проблемных ситуаций; развитие познавательной деятельности учащихся и умственных способностей школьников и самостоятельное приобретение новых знаний.
3. Выявлены особенности организации проблемного метода при организации обучения на уроках информатики. Проблемное обучение на уроке информатики осуществляется по следующим этапам: актуализация опорных знаний, анализ проблемного задания, вычленение проблемы, выдвижение всевозможных предположений, сужение поля поиска, доказательство рабочих гипотез, проверка правильности решения. На уроках информатики осуществлять проблемное обучение можно через постановку учителем проблемных вопросов, решение проблемных задач и ситуаций.
4. Рассмотрено понятие Web-квеста как способа организации проблемного обучения. Web-квест - это сайт в сети Интернет, предназначенный для решения школьниками образовательных задач. Обязательными характеристиками Wed-квеста являются, во-первых, использование интернета для поиска информации; во -вторых, решение проблемной учебной задачи, предполагающей активную познавательную деятельность обучающихся. Этапами проведения урока Web-квеста с применением проблемного обучения являются: введение, актуализация опорных знаний, анализ проблемного задания, процесс, оценка и заключение. Применение Web-квест технологии на уроке с использованием элементов проблемного обучения является малоизученной темой, инновационной и актуальной на сегодняшний день.
5. Разработан Web-квест «Алгоритмизация и программирование» для учащихся 9-ых классов по информатике. Создание Web-квеста очень трудоёмкая и ответственная работа. Существует несколько этапов создания Web-квеста, например, начинается все с выбора аудитории (класса) и тематики Web-квеста (зависит от выбранного класса), далее необходимо подобрать конструктор сайтов (в нашем случае проведение сравнительного анализа различных конструкторов), после - создание макета Web-квеста в соответствии с выбранной темой и создание Web-квеста в конструкторе сайтов. Также не нужно забывать о проверке работы Web-квеста (отладке работы, устранении недочетов). Только после всех этапов Web-квест можно применить на уроке. Самым оптимальным, бесплатным и многофункциональным конструктором сайтов оказался конструктор Wix. Работа в данном конструкторе достаточно своеобразна, имела свои трудности, но оформление и возможности позволили создать полноценный сайт Web-квеста, с помощью которого можно проводить обобщающий урок информатики по содержательной линии «Алгоритмизация и программирование» в 9-ых классах.
6. Исследованы возможности применения инновационной технологии Web-квеста на уроках информатики. Web-квест «Алгоритмизация и программирование», реализованный на уроке информатики в 9-ом классе, проведён успешно, так как все учащиеся (100% учащихся) справились с предложенными заданиями (неудовлетворительных оценок нет), что говорит об эффективном применении данной технологии на уроке информатики. Все задания Web-квеста были с использованием проблемного метода обучения, то есть каждое задание - отдельная проблемная ситуация или с помощью проблемного вопроса создано противоречие, также почти все проблемные задания были связаны с другими дисциплинами. Технология Web-квест способствует повышению мотивации и интереса на уроке, а проблемные задания по информатике дают возможность учащимся нестандартно мыслить и применять логику, смекалку и имеющиеся знания и умения.
Таким образом, проблемное обучение - это «тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность школьников с усвоением ими готовых выводов науки, а система способов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности, процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности школьников, устойчивых мотивов учения и мыслительных способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций» [33].
Разработанный и реализованный Web-квест может быть использован в практической деятельности учителя информатики, а также при изучении методики обучения информатики в педагогических вузах.



