Введение 3
Глава I. Анализ описания средневековых городов современниками. Методика работы с источниками личного происхождения 11
Характеристика средневекового города 11
Средневековый Лондон глазами Уильяма Фиц-Стефена 14
Средневековый город глазами Перо Тафура 18
Понятие, виды и свойства источников личного происхождения 21
Глава II. Средневековый город в учебном процессе общего школьного образования 29
Средневековый город в школьной программе 29
Обоснование использования источников личного происхождения на уроках истории по теме Средневековый город 31
Методические рекомендации к комплекту заданий по теме «Средневековый город» 35
Разработка конспекта урока по теме Средневековый город в рамках школьной программы 40
Методические рекомендации и комплекту заданий по теме «Средневековый город» 42
Комплект заданий по теме Средневековый город 47
Заключение 52
Список источников 56
Список литературы 58
Приложения 61
Актуальность: в современном российском образовательном процессе распространен личностный подход, ориентирующийся на понимание учащегося как субъекта деятельности, особое внимание уделяется развитию личности. В рамках реализации данного подхода, на уроках истории необходимо максимально раскрыть способности учащихся через познавательную активность, которая в свою очередь развивается через познание окружающей среды и самого себя. Познание окружающей среды возможно при изучении исторической урбанистики, поскольку позволяет найти ответы на вопросы складывания и функционирования городской среды. Познание самого себя возможно при изучении источников личного происхождения, написанных с целью самовыражения автора, поскольку изучение исторической личности может способствовать пониманию собственной. Таким образом, реализация личностного подхода на уроках истории посредством работы с источниками личностного происхождения в изучении урбанистических процессов имеет особую актуальность.
Работа с различного типа источниками, в частности, с источниками личного происхождения, на уроках истории входит практически во все учебно-методические комплексы. Однако, работа сводится к выполнению стандартного типа заданий: определение автора, выявление главной части, конспектирование. В результате, источник для обучающихся воспринимается как стандартизированное задание с тестом, отсутствует понимание значимости материала. Необходимо раскрыть понимание источника как исторического базиса, диалога между людьми разных исторических эпох. Это возможно посредством репрезентации источника. Под репрезентацией мы понимаем раскрытие исторического источника как материала, содействующего конкретизации исторического знания, способствующего складыванию ярких образов и картин прошлого, а также формированию ощущения духа эпохи и пробуждению у учащихся интереса к истории. Репрезентация какой-либо темы через исторические источники возможна
посредством формирования следующих умений и навыков: осуществление и поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); сравнение данных разных источников, выявление их сходств и различий; оценка исторических личностей и событий, изложенных в учебной литературе; аргументация личного отношения к наиболее значимым событиям и личностям; реконструкция исторических событий и явлений на основе работы с источниками; определение предпосылок исторических событий и процессов. Стоит так же отметить, что данные умения и навыки находят отражение в требованиях к образованию Федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования. Согласно ФГОС, предметные результаты изучения курса Всеобщей Истории и Истории России должны включать в себя: «развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней». Таким образом, репрезентация темы через исторические источники на уроках истории не только способствует более полному усвоению материала, но и выполняет требования ФГОС, что является необходимым для современного образовательного процесса.
Развитие урбанистики, как науки, побуждает стремление к более детальному изучению городов европейской цивилизации. В условиях непрерывного городского развития, проблема складывания и формирования городов становится актуальной как для ученых различных дисциплин, таких как история, этнография, культурология и т.п. так и для учащихся общеобразовательных и высших учебных заведений. Многовековая история Европы, в частности, история средневекового города может содержать ответы на множество вопросов современной урбанистики, способствовать развитию познавательно-поисковых умений и навыков, а также развить понимание причинно-следственной связи у обучающихся. Раскрытие урбанистических процессов для обучающихся через источники личного происхождения способствует наглядности, определению взаимосвязи личности и города, пониманию процессов через аналогии с современными ситуациями.
Таким образом, репрезентация средневекового города через источники личного происхождения на уроках истории достаточно актуальна. Она позволяет решить задачи обучения работе с источниками, более полному и наглядному усвоению материала, формирования необходимых умений и навыков, развитие познавательных процессов обучающихся, пониманию себя и окружающей среды.
Степень научной разработанности темы: проблематика
использования исторических источников личного происхождения в рамках школьной программы в научной литературе отражена у методистов советского периода: А. А. Вагин1, П. В. Гора2, Н. Г. Дайри3, И. Я. Лернер4, А. И. Стражев5. Данные авторы отмечали необходимость регулярного обращения к источнику при объяснении каждой новой темы, отмечали, что работа с источниками способствует развитию у учащихся аналитического мышления, формирует навыки поисковой самостоятельной работы. Однако, авторами предлагается искать ключевую информацию в источнике, подтверждающую действующую историческую мысль.
Среди исследователей российского периода, значимыми являются исследования следующих ученых: Е. Е. Вяземский и О. Ю. Стрелова6, А. Т.
Степанищев7, О. В. Замараев8, В. Я. Румянцев9, Н. В. Чеканова10, В. В. Шоган11. Для современных исследователей характерно создание и применение авторских разработок и методологических рекомендации по работе с разными типами источников.
Все ученые отмечали важность использования источников личного происхождения, поскольку это позволяет расширить и углубить знания школьников, усилить доказательную сторону ответа ученика с опорой на документ, обеспечить глубокое осмысление и усвоение изучаемых фактов. Помимо этого, привлечение источников способствует формированию умений учащихся самостоятельно их анализировать, сравнивать и систематизировать содержащийся в них материал, делать выводы, используя исторический источник для аргументации, анализировать и обобщать факты. Стоит отметить, что использование источников личного происхождения на уроках истории достаточно важно для образовательного процесса, что было отмечено в каждом из перечисленных трудов. Отличие современной от советской проблематики трудов состоит в том, что для первой характерна выгрузка авторских заданий и методик, когда для советского периода общий набор заданий, не имеющих особых различий.
Тема средневекового города в отечественной историографии достаточно изучена. Труд Д.М. Петрушевского «Возникновение городского строя средних веков» 1912 года, дает большой объем информации о городах и городском строе в целом, однако автор ставит под сомнение и критикует ряд источников. Основной гипотезой автора является то, что никаких набегов варваров и вторжений не происходило, а разрушение системы римских городов происходило самими горожанами, или не происходило вовсе12. Научные труды В.В. Стоклицкой-Терешкович «Возникновение городов» 1937 года и «Основные проблемы истории средневекового города Х-XV вв.» 1960 года расширяют представление о духовном, социально-экономическом и политическом развитии средневековых городов, и стран Европы в Целом. Автор делает основной упор на формирование городского самосознания, в чем и заключалась новизна работы13. В работе советского ученого Я.А. Левицкого «Город и городское ремесло в Англии в Х-ХП вв.» рассматривается возникновение средневековых городов путем разных процессов, а не только традиционной теорией марксизма-ленинизма. Автор рассматривает многие факторы на примере Англии, но главным все же выделяет отделение ремесла от деревни. Так же важным вкладом было то, что автор классифицирует город как центр промыслов неземледельческих занятий14. «Историография истории средних веков» Гутнова Е.В. 1974 г. определяет город как центральный компонент феодализма, а также рассматривает формы поселений, из которых возникали города15. Труд В.Ф. Семенова «История Средних веков» 1975 года оценивает относительно новый ряд источников касательно городской жизни и событий, происходящих в городах16. Также необходимо выделить работу Шарля де Луи «История урбанизации Франции» 1980 года, в которой центральной проблематикой выделяется влияние урбанизации на всю европейскую историю17. Важным является труд А.А. Сванидзе А.А «Город и феодализм в Англии» 1987 г., который обобщает все исследования, сводит все в единую систему возникновения и формирования английских городов18. Отметим статью А.А. Чекаловой «Варвары и Средневековые города» 1989 г., она показывает масштаб урона средневековым городам от варварских племен и их влияние на средневековую городскую культуру19. Книга Р.Ю. Виппера «История средних веков: Курс лекций» 1996 года дает краткую характеристику периоду, отмечая роль личности в развитии урбанизации20.
Монографический труд А.К. Дживелегова «Средневековые города в Западной Европе» 2002 года рассматривает города, прежде всего, как торговоэкономические центры, ставя фактор производства на второй план21. «История средних веков»: под ред. С.П. Карпова 2003 года. Первый том учебника охватывает раннее и развитое Средневековье (V-XV вв.). Включает в себя компиляцию исследований, позволяет сформировать полное представление о европейских городах22. С.А. Васютина «УМК по истории Средних веков. Книга 3. Лекции по классическому и позднему Средневековью» 2008 года, помимо традиционных для историографии подходов рассматривает влияние международных отношений и настроений в обществе на средневековые города23. Статья Г.М. Тушиной «Черты гражданского общества в средневековом европейском городе» рассматривает проблему возникновения гражданского общества, видя в появлении гражданского общества в городах основу всей европейской цивилизации24.
На основе изученной литературы, можно сделать вывод о том, что средневековые города рассматривались, прежде всего, как определенная система. Урбанистические процессы носят достаточно обобщающее объяснение, все сводится к двум основным причинам возникновения и развития - отделение ремесла от деревни и бегство крестьян от феодалов. В постсоветский период начинает более детально рассматриваться проблема гражданского общества и самосознания городского населения.
Объект: уроки истории по теме «Средневековый город» в 6м классе.
Предмет: приемы и методы работы с источниками личного
происхождения на уроках истории по теме «Средневековый город» в 6м классе.
Цель: разработка методических материалов по использованию
источников личного происхождения на уроках по теме «Средневековый город» в рамках предмета Всеобщая история 6 класс.
Задачи:
1. Выявить современное состояние разработанности проблемы;
2. Выявить источники личного происхождения, которые могут быть использованы в теме «Средневековый город» и помогут учащимся наиболее полно рассмотреть тему;
3. Разработать методические рекомендации, реализующие приемы работы с источниками личного происхождения на уроках истории;
4. Разработать и апробировать комплект заданий, реализующий приемы работы с источниками личного происхождения на уроках истории по теме «Средневековый город».
Источниковедческая база: основой анализа выступают исторические источники личного происхождения, благодаря которым мы можем сформировать представление о процессах урбанизации средневековых городов: «Странствия и путешествия» П. Тафура; У. Фиц- Стефен «Описание благороднейшего города Лондона». Все источники являются признанными в исторической науке и находят отражение во многих работах.
В основу также исследования лег учебник для 6го класса общеобразовательных учреждений Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «Всеобщая история средних веков» под редакцией д.и.н. А.А. Сванидзе. В рамках нашей темы, была исследована V Глава «Средневековый город в Западной и Центральной Европе». Глава содержит 3 параграфа, и состоит из 15 страниц. Более детальное рассмотрение источника отражено во второй главе нашей работы.
Методологическая база: общие методы научного познания и специально-исторические, такие как сравнительно -исторический, историко системный метод. Среди педагогических методов была использована методика дифференцированного обучения, ориентация на личностные и возрастные особенности учащихся, метод критики и анализа исторического источника.
Практическая база: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя школа №155», класс 6В
Новизна работы: заключается в создании на основе теоретической литературы и практической работы комплекта заданий для 6 класса, в рамках темы «Средневековый город».
Практическая значимость: данное исследование можно использовать при подготовке уроков на тему «Средневековые города» в рамках школьного курса, подготовке смежных научных работ, задействовать в рамках образовательного процесса высших учебных заведений.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников, списка литературы, приложений.
Российское общество на настоящий момент находится в фазе глубоких структурных и социокультурных изменений. Повышение интереса к истории, в частности отдельным историческим событиям, накладывает отпечаток на восприятие всей исторической науки в целом. Растет тенденция к восприятию исторического материала и формированию исторической картины не на основе исследований и источников, а на конкретных оценочных суждениях. Вместе с тем, понимание самих процессов и их критический анализ теряется. Таким образом, обучение работе и пониманию источника, критике информации и вычленению главного, является не только принципом, но и актуальным требованием обучения истории.
В нашей работе, на примере темы «Средневековый город», мы рассматривали процесс усвоения специальных исторических навыков и обучение репрезентации средневекового города не только на основе учебника, но и дополнительных материалов. В процессе исследования нами были разработаны оригинальные методологические материалы по использованию источников личного происхождения на уроках по теме «Средневековый город» в рамках предмета Всеобщая история 6 класс. Для достижения данной цели мы проанализировали научную литературу по теме «Средневековый город», разработали конспект урока, реализующий приемы работы с источниками на уроках истории, разработали методические рекомендации, включающие комплект заданий по теме «Средневековый город».
В основу исследования легли источники личного происхождения, благодаря которым мы можем сформировать представление о процессах урбанизации средневековых городов: «Странствия и путешествия» П. Тафура; У. Фиц- Стефен «Описание благороднейшего города Лондона». Все источники являются признанными в исторической науке и находят отражение во многих работах. Эти источники позволяют там репрезентовать средневековый город. Средневековый город в эпоху развитого феодализма представлял собой центр общественно-политической жизни, ремесла и торговли. Наиболее важным в нашем исследовании является рассмотрение его с точки зрения современников, людей, наблюдавших городской уклад. Сопоставляя два источника, мы можем сделать вывод о том, что вне зависимости от происхождения и времени проживания авторов, а также посещении ими разного ряда городов, общие черты у них есть. Оба автора описывают и воспринимают средневековый город как отдельный организм, неважно свой или чужеродный. Город не является частью страны, это больше похоже на отдельное государство.
В теоретической части работы нами также была рассмотрена теория работы с источниками личного происхождения. Источник личного происхождения - письменный источник, характеризующийся авторской субъективностью и создающий между автором и исследователем коммуникативную связь, в которой первый является свидетелем определенных событий. Источники личного происхождения имеют несколько видов: мемуары, дневники, переписка. Источники личного происхождения имеют ряд свойств: ретроспективность, субъективность, описательность.
Работа с источниками личного происхождения строится, традиционно, по следующей схеме:
• предлагается образец для разбора источника;
• учащимися под руководством педагога проводится анализ документа;
• учащиеся работают под руководством педагога и самостоятельно;
• учащиеся самостоятельно изучают источник в классе и дома.
Работа с источниками личного происхождения может включать в себя следующее:
• ознакомление, составление плана;
• объяснительное чтение с предварительной и заключительной беседой;
• самостоятельный разбор источника и ответы на вопросы к нему;
• сравнительное сопоставление двух дополняющих источников, которые характерны для одного и того же события;
• критическая оценка источника.
Мы также рассмотрели тему средневекового города в школьной программе. Тема средневекового города в школьной программе, в связи с ограниченностью времени на изложение материала, дает общие характеристики для всех городов Европы, опираясь на немецкие города. Проведенный урок позволил выявить отношение класса к групповой форме работы и работе с источниками. Было выявлено, что класс в процессе практики работы необходимо подготавливать как к работе в группе, так и с источниками.
Методические рекомендации к работе с источниками личного происхождения по теме «Средневековый город» универсальны к любой работе с данного вида источниками на средней ступени обучения. В них входят рекомендации по сопровождению урока в соответствии с психолого - педагогическими особенностями учащихся, требованиями к уроку ФГОС, методологией работы с источниками личного происхождения.
Комплект заданий состоит из 6ти объемных заданий по теме. Задания дифференцированы, развивают навыки смыслового чтения, работы в команде, вербализации информации и демонстрации своих творческих способностей. Ключевым критерием при подготовке заданий мы выбрали ориентацию на навык общения, поскольку общение является ведущей мотивационной чертой средней ступени. В работе реализованы приемы критического мышления, разбора ситуации с использованием частей источников личного происхождения. Апробация комплекта заданий позволила доказать их эффективность.
1. Божович Л. И. Избранные психологические труды: проблема
формирования личности. СПб, 2018.
2. Бокова В.М. История Средних веков. Новое время. Словарь школьника. М., 1998.
3. Боэций. О городском переустройстве. М., 1948.
4. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение, 1972.
5. Васютин С.А. УМК по истории Средних веков. Книга 3. Лекции по классическому и позднему Средневековью. М., 2008.
6. Виппер Р.Ю. История средних веков: Курс лекций. Киев, 1996.
7. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Учебник истории: старт в новый век. М.: Просвещение, 2006. 143 с.
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории: Основы профессионального мастерства: практическое пособие. М.: ВЛАДОС, 2000.
9. Гиральд Г. Сборник статутов о гражданском обществе ( Ницца, Марсель, Авиньон, Арль ). М., 1949.
10. Гора П. В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе: пособие для учителей. М.: Просвещение, 1971.
11. Гриненко Г. Э. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.
12. Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. М.,1974.
13. Дайри Н. Г. Как подготовить урок истории. М.: Просвещение, 1969.
14. Дживелегов А.К. Средневековые города в Западной Европе. М., 2002.
15.Замараев О. В. Обучение работе с историческими документами на основе документально методического комплекса, М., 2003....38