ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОВЯЗИ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие школьной успешности. Школьная успешность как психологопедагогическая проблема 7
1.2. Основные параметры школьной успешности в младшем школьном возрасте 11
1.3. Стиль семейного воспитания как фактор школьной успешности детей 14
1.4. Способы работы педагога с родителями в целях повышения школьной
спешности детей 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ШКОЛЬНУЮ
УСПЕШНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 35
2.3 Организация и проведение формирующего эксперимента 43
2.4 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 51
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОВЯЗИ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие школьной успешности. Школьная успешность как психологопедагогическая проблема 7
1.2. Основные параметры школьной успешности в младшем школьном возрасте 11
1.3. Стиль семейного воспитания как фактор школьной успешности детей 14
1.4. Способы работы педагога с родителями в целях повышения школьной
спешности детей 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ШКОЛЬНУЮ
УСПЕШНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 35
2.3 Организация и проведение формирующего эксперимента 43
2.4 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 51
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОВЯЗИ СЕМЕЙНОГО
ВОСПИТАНИЯ И ШКОЛЬНОЙ УСПЕШНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1. Понятие школьной успешности. Школьная успешность как психологопедагогическая проблема 7
1.2. Основные параметры школьной успешности в младшем школьном возрасте 11
1.3. Стиль семейного воспитания как фактор школьной успешности детей 14
1.4. Способы работы педагога с родителями в целях повышения школьной
спешности детей 21
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 26
ГЛАВА 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЛИЯНИЯ СТИЛЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ НА ШКОЛЬНУЮ
УСПЕШНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА 28
2.1. Методическая организация исследования 28
2.2. Результаты констатирующего эксперимента и их обсуждение 35
2.3 Организация и проведение формирующего эксперимента 43
2.4 Результаты формирующего эксперимента и их обсуждение 51
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 70
В современном обществе самым важным является формирование гармонично развитой личности, которая способна в процессе социализации усваивать необходимые образцы поведения, психологические установки, социальные нормы и ценности, знания, навыки, которые позволяют подрастающему члену нашего общества успешно функционировать в обществе. Этот процесс важен для ребенка, потому что позволяет ему получить навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Стиль семейного воспитания - это способ отношений родителей к ребёнку, применение ими определенных приемов и методов воздействия на ребенка, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия с ребёнком. Любая дисгармония в семье приводит к неблагоприятным последствиям в развитии личности ребенка, к проблемам в его поведении и непосредственно влияние на обучение.
Влияние семьи на формирование личности ребенка признается многими педагогами, психоневрологами , психологами, психотерапевтами. Проблемы семьи и семейного воспитания волновали людей уже с древнейших времен. В сочинениях великих мыслителей прошлого: Платона, Аристотеля,
Я.А. Каменского, Ж.-Ж. Руссо - мы находим их отношение к семье как фактору воспитания, оценку её роли в становлении и дальнейшей жизни каждого человека. В России изучением этой проблемы занимались такие выдающиеся ученые как Н.И. Новиков, Л.Н. Толстой, А.Н. Радищев, А.И. Герцен, Н.И. Пирогов, Н.А. Добролюбов, К.Д. Ушинский, В.Ф. Одоевский, Т.Ф. Лесгафт, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский.
Аспект семейных взаимоотношений, который вызывает наибольший интерес педагогов, психологов, - это характер действия родителей, имеющий своей целью «наставить детей на путь истинный» или изменить их поведение. Некоторые родители вмешиваются редко: при воспитании они сознательно придерживаются политики невмешательства - позволяют ребенку вести себя как он хочет или просто не обращают на него внимания, не замечая приемлемо или неприемлемо его поведение и обучение в школе. Другие же родители вмешиваются часто, либо поощряя (за поведение, отметки соответствующее социальным нормам), либо наказывая (за неприемлемое поведение). Иногда родители не преднамеренно поощряют за неприемлемое поведение и обучение в школе, наказывают за принятое поведение в обществе. Одни родители часто жестоко требуют от ребенка выполнения всех поручений, наказывают за малейшую провинность. Другие же наоборот, закрывают глаза и предоставляют ребенку большую свободу. Все это и определяет стили семейного воспитания не только в поведении младшего школьника, но и его успешное обучение в школе.
Школьная успешность имеет свои критерии и характеризуется умением учащегося с наименьшими энергетическими затратами достигать наибольших результатов. Это связано с проявлением многих способностей, например, таких: все делать вовремя, применять рациональные средства для достижения поставленной цели, чувствовать ситуацию, не унывать, не пасовать перед трудностями , притягивать к себе людей, испытывать чувство радости, удовлетворения, уверенности в собственных силах, бережно относиться к своему здоровью.
Все вышесказанное возможно под воздействием определенного стиля семейного воспитания не только на общие аспекты социализации, но и на школьную успешность младшего школьника. Ведь каким стилем семейного воспитания будет придерживаться семья, таким образом, и будет формироваться личность младшего школьника в своем поведении и успешности в школе. Ребенок очень чутко реагирует на поведение взрослых и быстро усваивает уроки, полученные в процессе семейного воспитания.
Цель исследования: составить и апробировать программу работы родительского клуба в целях повышения школьной успешности младших школьников.
Объектом данного исследования процесс повышения школьной успешности младших школьников.
Предмет исследования: занятия родительского клуба как средство повышения школьной успешности младших школьников.
Гипотезой исследования служит предположение о том, что процесс повышения школьной успешности младших школьников будет результативным, если
1) будет организована работа родительского клуба, направленная на расширение знаний о стилях семейного воспитания, развития навыков эффективного общения с ребенком;
2) работа с родителями будет организована на основе методов ак- твиного обучения;
3) будут учтены особенности стилей семейного воспитания, используемые родителями.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую, научную, периодическую литературу по исследуемой проблеме.
2. Подобрать диагностический комплекс для выявления уровня школьной успешности у детей младшего школьного возраста и стилей семейного воспитания.
3. Провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение стиля семейного воспитания и школьной успешности младших школьников.
4. Проанализировать результаты исследования и описать взаимосвязи стилей семейного воспитания и школьной успешности младших школьников.
5. Разработать и апробировать программу работы с родителями, способствующую школьно успешности детей.
6. Проследить динамику школьной успешности младших школьников до и после формирующего эксперимента
В ходе исследования были использованы следующие методы:
1. Анализ психолого-педагогической литературы.
2. Тестирование.
3. Опросные методы.
4. Анализ документов.
5. Эксперимент.
6. Методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: эксперимент проводился на базе МБОУ «Иланская СОШ № 2» г. Иланского . В нем приняли участие 22 ученика в возрасте от 8 до 9 лет, из них 11 девочек и 11 мальчиков.
Концепция модернизации российского образования до 2020 г. определяет главной целью общего образования на современном этапе - «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.
Школьная успешность приобретается и осознается в процессе учебной деятельности младшего школьника за счет прикладываемых им усилий во внешних условиях, задающих образцы поведения и отношения, которые способствуют школьным достижениям. Особенное значение этот процесс приобретает в младшем школьном возрасте, когда начинается активное сознательное освоение социальной роли «ученик», когда еще желаема социально значимая учебная деятельность.
В нашем исследовании мы выявили сущность следующих понятий:
Школьная успешность - это преодоление учеником школьных трудностей, под которыми понимается весь комплекс проблем, возникающих у ребенка при систематическом обучении и постепенно приводящих к ухудшению состояния здоровья, к нарушению социально - психологической адаптации и только в последнюю очередь - к снижению успешности обучения.
Стиль семейного воспитания - стиль взаимоотношений с ребенком в семье, характеризуемый степенью контроля, заботы и опеки, теснотой эмоциональных контактов между родителями и ребенком, характером руководства поведением ребенка со стороны взрослых, количеством запретов.
Для проведения экспериментального исследования был подобран диагностический комплекс с целью определения уровня школьной успешности у младших школьников и стилей семейного воспитания.
Исходя из результатов исследования, пришли к выводу, что существует следующая выраженность стилей родительского воспитания: потворствующая гиперпротекция представлена в 36% случаев, доминирующая гиперпротекция в 23% случаев, повышенная моральная ответственность в 32% случаев, 4% жестокое обращение. Самые высокие оценки по показателям стилей родительского воспитания получены по переменным: потворствующая гиперпротекция, доминирующая гиперпротекция, повышенная моральная ответственность.
27% детей показали низкий уровень школьной успешности. 46% учащихся показали средний уровень школьной успешности, 27% учащихся показали высокий уровень школьной успешности.
Проведя корреляционный анализ Спирмена между стилем семейного воспитания и школьной успешностью, мы получили коэффициент корреляции Спирмена (р) равен 0.608. Таким образом, мы можем утверждать, что между стилем семейного воспитания и школьной успешностью существует тесная связь
Для повышения уровня школьной успешности, мы разработали программу работы с родителями «Мы вместе». Для организации совместной деятельности классного руководителя и родителей были использованы активные формы взаимодействия с семьями учеников, поддерживалась инициатива родителей в делах класса и школы. При этом добиваться того, чтобы дети с родителями понимали значение тех требований, которые школа предъявляет к семье.
Анализ результатов формирующего эксперимента показал, что возросло количество учащихся с высоким уровнем школьной успешности на 18,5%, количество учащихся с низким уровнем школьной успешности уменьшилось на 18%. Таким образом, мы наблюдаем у детей наличие высоких познавательных мотивов, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Дети очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога. Дети успешно справляются с учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм.
Опираясь на полученные результаты, можно заключить, что внедренная нами программа работы с родителями «Мы вместе», способствовала школьно успешности детей, что подтверждает выдвинутую нами гипотезу.
Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования его результатов в практике преподавания в начальной школе.
Кроме того, разработанные рекомендации будут полезны педагогам для повышения школьной успешности младших школьников, что облегчит в дальнейшем их обучение в школе.
1. Алентьева Е.И., Курбангалиева Ю.Ю., Дубченкова Н.О. Формирование адекватной самооценки у младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014. №4(52). С.113-118.
2. Актуальные психологические проблемы обучения и воспитания в школе // Сборник научных трудов под ред. Глоточкина А.Д. Тверь: из-во ТГУ, 2010.
3. Андреева О. В. Изучение влияния семьи на успешность обучения
младших школьников // Интернет-журнал «Науковедение»
http://naukovedenie.ru Выпуск 5 (24), сентябрь - октябрь 2014
publishing@naukovedenie.ru
4. Андроник Т. Г. Педагогические условия формирования успешности обучения студентов младших курсов: дис. ... канд. пед. наук. Сургут,
2010.
5. Аптикиева Л. Р., Аптикиев А. Х., Бурсакова М. С. Семья как фактор личностного развития ребенка // Вестник ОГУ. 2014.
6. Архиреева Т. В. Влияние родительского воспитания на самоот- ношение младшего школьника / Т. В. Архиреева // Вопросы психологии. -
2007. № 3. С. 67 - 77.
7. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский - М.: Просвещение, 2003. Белопольская // Проблемы социального познания. Москва, 2007.
8. Белл Р.К., Шефер Е.С. Методика PARI (Психологические тесты. Ред. А.А.Карелин М., 2008, Т.2.
9. Бирина О. В. Понятие успешности обучения в современных педагогических и психологических теориях // Фундаментальные исследования. 2014. № 8. С. 438 - 443.
10. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. Спб.: Питер, 2008
11. Василькова Ю. В., Василькова Т. А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. пед. вузов и колледжей. М.: Издат. центр «Академия», 2006. - С. 289.
12. Варга А. Я. Влияние некоторых особенностей родительского воспитания на развитие личности ребенка //Детский психолог. 2011. №2. С. 36
39.
13. Воронов В.В. Разнообразия форм воспитательной работы / В.В. Воронов // Воспитание школьников. 2016. №6. С. 21.
14. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.
15. Гаврилова, О.В. Формирование психолого-педагогической компетентности родителей младших школьников через взаимодействие с семьёй // URL:http://nsportal.ru/nachalnayashkola/psikhologiya/2016/11/12/formirovanie- psihologo-pedagogicheskoykompetentnosti (дата обращения 23.03.2018)....63