Работа сделана на примере Хабаровского края.
Проведен анализ данных за 2020-2022 годы.
Введение 6
1 Теоретические основы налогообложения транспортных средств 8
1.1 Понятие транспортного налога, его элементы и механизм исчисления и уплаты 8
1.2 Особенности исчисления транспортного налога в Хабаровском крае 12
1.3 Роль транспортного налога в обеспечении экономической безопасности региона 16
2 Анализ исчисления и уплаты транспортного налога в Хабаровском крае 19
2.1 Анализ динамики и структуры доходной части бюджета Хабаровского края 19
2.2 Анализ динамики и структуры исчисления и уплаты транспортного налога в Хабаровском крае 26
2.3 Анализ динамики и структуры налоговых льгот и недоимок по транспортному налогу в Хабаровском крае 30
3 Перспективы развития транспортного налога в Хабаровском крае 34
3.1 Проблемы налогообложения транспорта в Хабаровском крае, выявленные в результате анализа 34
3.2 Предложения по совершенствованию системы налогообложения в транспортной сфере в Хабаровском крае и их экономическая эффективность 35
Заключение 41
Библиографический список 43
Главным инструментом реализации экономической политики страны всегда были и есть налоги. Больше всего это проявляется во время перехода к рыночным отношениям от командно-административных методов управления, когда в условиях сократившихся возможностей страны оказывать влияние на процессы экономики, налоги становятся действительным рычагом государственного экономического урегулирования. Вместе с этим государство только в том случае может в действительности использовать налоги через характерные им функции, и в первую очередь, стимулирующую и фискальную, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, которая основана на понимании, как установленных государством правил взимания определенных налогов, так и экономической надобности существования налоговой системы. Систематическое финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует постоянного пополнения финансовых ресурсов на местном и федеральном уровне. Достигается это за счет оплаты физическими и юридическими лицами налогов и иных обязательных платежей. На основании действующего налогового законодательства и других нормативных актов плательщики обязаны выплачивать указанные платежи в определенные сроки и в установленных размерах. Транспортный налог является региональным и устанавливается Налоговым кодексом России и законами субъектов РФ. При том региональный налог в действие вводится законом субъекта РФ согласно Налоговому кодексу России и к уплате обязателен на территориях соответствующих субъектов России.
Целью данной курсовой работы является изучение особенностей транспортного налога Хабаровского края.
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
раскрыть понятие транспортного налога;
изучить механизм исчисления и уплаты транспортного налога;
проанализировать поступления транспортного налога в бюджет;
выявить проблемы и определить пути совершенствования транспортного налога.
Объектом исследования является механизм исчисления транспортного налога.
Предметом исследования выступают отношения, возникающие в процессе исчисления и уплаты транспортного налога между налогоплательщиками и налоговыми органами.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы научного познания, такие как системный, эмпирический, диалектический, а также специально-юридических методов, а именно формально-юридического, сравнительно-правового. Теоретическую основу исследования составили учебная периодическая и экономическая литература, которая раскрывает вопросы уплаты, исчисления и путей совершенствования транспортного налога, как на региональном уровне, так и в России в целом, данные Федеральной службы государственной статистики РФ и Федеральной налоговой службы РФ. В качестве нормативно-правовой базы для написания работы использовались постановления Правительства РФ, законы РФ, нормативно-правовые акты Федеральной налоговой службы РФ и Минфина России. Структура работы состоит из введения, двух глав, списка использованных источников.
На сегодняшний день значимость транспортного налога во многом обусловлена тем, что его поступления направляются на финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием автомобильных дорог общего пользования.
Транспортный налог, как и любой другой налог нашей страны, должен быть не только основным источником формирования консолидированного бюджета, но и мощным стимулом к развитию производства страны в целом. А нестабильность российских налогов и постоянное реформирование налоговых ставок играют негативную роль на пути развития страны.
Нестабильность нашей налоговой системы является одной из важных проблем налогообложения, касаемо любого налога. При этом эффективная реализация решения поставленной проблемы возможна только при совершенствовании действующего бюджетного и налогового законодательства Российской Федерации в области увеличения фискальных полномочий органов субъектов РФ.
И прежде, чем увеличивать ставки транспортного налога в регионах, необходимо выяснить проблемы и причины плохой их собираемости, так как нынешняя система ставок тоже требует новых разработок. Именно поэтому можно внести изменения в эту систему и сделать ее более дифференцированной.
Таким образом, многообразие перспектив совершенствования транспортного налога актуализируется неоднократной необходимостью реформирования системы транспортного налогообложения. Нововведения в налоговом законодательстве необходимы для выявления оптимальной системы регионального и местного налогообложения.
Подводя итог, следует сказать, что система налогообложения транспортных средств нуждается в реформировании. Одной из главных целей государства должно быть установление справедливой и эффективной системы налогообложения. Несмотря на то, что при налогообложении необходимо брать во внимание платежеспособность граждан, кроме этого, также важно гарантировать достаточный объем налоговых поступлений в бюджет и простоту администрирования. Проблемы, касающиеся транспортного налога, осложнены тем фактом, что при его установлении следует учитывать множество факторов: стоимость транспортных средств, их мощность, степень влияния на загрязнение окружающей среды и разрушение дорог общего пользования. В случае сохранения действующей системы, одной из главных целей государства должно стать упрощение администрирования транспортного налога. В первую очередь, необходимо устранять противоречия в налоговом законодательстве, а также совершенствовать способы обмена информацией между налоговыми органами и органами ГИБДД.
1 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2023) Статья 356. Общее положение.
2 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2023) Статья 357. Налогоплательщики.
3 "Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 27.11.2023) Статья 358. Объект налогообложения.
4 Андреева, Н. В. Совершенствование транспортного налога и повышение его собираемости / Н. В. Андреева // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июнь 2013 г.). — Т. 0. — Санкт-Петербург : Реноме, 2013. — С. 117-119. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/77/4030/ (дата обращения: 20.12.2023).
5 Арбатская, Ю.В. Совершенствование финансового обеспечения дорожной деятельности в Российской Федерации: правовой аспект: научная статья / Ю.В. Арбатская, Н.В. Васильева // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 6. — С. 139-145.
6 Бачило, Т.Г. Еще раз о транспортном налоге: научная статья / Т.Г. Бачило, Н.В. Трубицина // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. — 2014. — № 2 (20). — С. 44-48.
7 Евстегнеев, Е.Н. Налоги и налогообложение. Теория и практикум: учебное пособие / Е.Н. Евстегнеев, Н.Г. Викторова. — М.: Проспект, 2015. — С. 62.
8 Каширина, М.П. Транспортный налог. особенности исчисления и уплаты в 2016 г // Бухгалтерский учет в строительных организациях. - 2016. - № 9. - С. 62-73.
9 Коновалов, В.В. Влияние транспортного налога на качество жизни в мегаполисе / В.В. Коновалов, Е.В. Чушникова // Транспортное дело России. — 2013. — № 6. — С. 154-156.
10 Кругляк, З.И. Налоговый учет и отчетность в современных условиях: учебное пособие / З.И. Кругляк, М.В. Калинская. — М.: Инфра-М, 2015. — С. 35.
11 Мамрукова, О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие / О.И. Мамрукова. — М.: Омега-Л, 2015. — С. 41.
12 Менкенов, А.С. О транспортном налоге: возможные изменения и альтернативы // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2016. - № 11-9. - С. 94-96.
13 Пансков, В.Ю. Налоги и налогообложение / В.Ю. Пансков. Учебник. М.: Юрайт, 2014. - С. 56.
14 Погодина, И. В. Дисбаланс налоговой системы: причины и пути преодоления // Налоги и налогообложение. - 2016. - № 12. - С. 979-984.
15 Рысаев, М.К. Транспортный налог: проблемы и перспективы развития на примере республик Башкортостан и Татарстан // Экономика и социум. - 2015. - № 6-3 (19). - С. 811-814.
16 Семенцова, А.А. О спорных вопросах определения объекта налогообложения по транспортному налогу // Образование и право. - 2015. - № 9 (73). - С. 314-319.
17 Уразгалиев, В. Ш. Экономическая безопасность : Учебник и практикум для вузов / В. Ш. Уразгалиев. -Москва : Юрайт, 2019. – С. 56.