Совершенствование умений и навыков креативной письменной речи на уроках русского языка в 8-9 классах (Шадринский государственный педагогический университет)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения креативной письменной речи учащихся школы 5
1.1.Сущностные характеристики креативной письменной речи 5
1.2.Принципы обучения креативному письму в основной школе. 9
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. Методика обучения креативной письменной речи в 8-9 классах 14
2.1.Обзор современных методик и подходов к развитию креативности на уроках русского языка .14
2.2.Креативное письмо как средство обучения письменной речи на уроках русского языка в 8-9 классах. 18
Выводы по второй главе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
ГЛАВА 1. Теоретические основы обучения креативной письменной речи учащихся школы 5
1.1.Сущностные характеристики креативной письменной речи 5
1.2.Принципы обучения креативному письму в основной школе. 9
Выводы по первой главе 12
ГЛАВА 2. Методика обучения креативной письменной речи в 8-9 классах 14
2.1.Обзор современных методик и подходов к развитию креативности на уроках русского языка .14
2.2.Креативное письмо как средство обучения письменной речи на уроках русского языка в 8-9 классах. 18
Выводы по второй главе 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 26
В настоящее время всё образовательное пространство нацелено на воспитание и формирование конкурентноспособной личности, владеющей не столько предметными навыками по разным учебным предметам, сколько метапредметными: коммуникативными, информационными, проблемно-поисковыми и прочими. В этом ряду первое и главенствующее место занимает навык коммуникативный, так как именно он является ключом к овладению всеми остальными. Это значит, что школа, а конкретнее – учитель русского языка и литературы на своих уроках, ставит задачу формирования личности, умеющей не только читать текст, анализировать его, интегрировать полученную информацию и использовать её в повседневной жизни, но и создавать свои тексты. Для этого современным школьникам необходимо овладеть навыком креативной письменной речи, ведь «русский язык – один из ведущих предметов в школе, что обусловлено его ролью: в жизни развития общества, развитии мышления детей, формирования их сознания и самосознания» [13, с. 13].
Сама постепенная модернизация школьного обучения (введение ФГОС ООО третьего поколения, разработанные новые Федеральные рабочие программы) диктует актуальность данной работы, в связи с чем выражается острая необходимость в повышении уровня сформированности у учащихся 8-9 классов теоретических знаний и практических умений при работе с текстом, со средствами речевой выразительности и способами создания собственного выразительного высказывания.
Цель исследования – обобщение и систематизация материала по теме «Совершенствование умений и навыков креативной письменной речи на уроках русского языка в 8-9 классах».
Задачи исследования:
1) дать определение понятию «креативная письменная речь»;
2) выявить принципы обучения креативному письму в основной школе;
3) раскрыть сущность современных методик развития креативности на уроках русского языка;
4) проанализировать основные средства совершенствования навыков креативного письма на уроках русского языка в 8-9 классах.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в средней школе.
Предмет исследования – методика совершенствования умений и навыков креативной письменной речи на уроках русского языка в 8-9 классах.
Методы исследования – анализ и систематизация теоретического материала.
Практическая значимость исследования состоит в возможности дальнейшего использования материалов курсовой работы в педагогической деятельности учителей русского языка и литературы в урочное и внеурочное время, на внеклассных мероприятиях. Так же результаты курсовой работы помогут студентам при написании докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Курсовая работа включает введение, две главы (теоретическую и практическую), выводы по главам, заключение и список использованных источников.
Сама постепенная модернизация школьного обучения (введение ФГОС ООО третьего поколения, разработанные новые Федеральные рабочие программы) диктует актуальность данной работы, в связи с чем выражается острая необходимость в повышении уровня сформированности у учащихся 8-9 классов теоретических знаний и практических умений при работе с текстом, со средствами речевой выразительности и способами создания собственного выразительного высказывания.
Цель исследования – обобщение и систематизация материала по теме «Совершенствование умений и навыков креативной письменной речи на уроках русского языка в 8-9 классах».
Задачи исследования:
1) дать определение понятию «креативная письменная речь»;
2) выявить принципы обучения креативному письму в основной школе;
3) раскрыть сущность современных методик развития креативности на уроках русского языка;
4) проанализировать основные средства совершенствования навыков креативного письма на уроках русского языка в 8-9 классах.
Объект исследования – процесс обучения русскому языку в средней школе.
Предмет исследования – методика совершенствования умений и навыков креативной письменной речи на уроках русского языка в 8-9 классах.
Методы исследования – анализ и систематизация теоретического материала.
Практическая значимость исследования состоит в возможности дальнейшего использования материалов курсовой работы в педагогической деятельности учителей русского языка и литературы в урочное и внеурочное время, на внеклассных мероприятиях. Так же результаты курсовой работы помогут студентам при написании докладов, рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ.
Курсовая работа включает введение, две главы (теоретическую и практическую), выводы по главам, заключение и список использованных источников.
На сегодняшний день перед учителем русского языка стоит первоочередная задача – сформировать коммуникативные умения у учащихся, диктуемые во ФГОС ООО и предметных результатах ФРП по русскому языку.
Такие умение выражаются не только в способности учащихся выражать свои умозаключения устно, вступать в диалог и полилог, анализировать и интерпретировать различные тексты, но и создавать свои, уникальные и креативные тексты.
Вопросом сущностных характеристик креативной письменной речи занимались многие лингвисты и методисты, в том числе Ю.В. Комарова, Д.В. Магдеева, Ю.В. Подкина. Все они рассматривали письменную речь как творческое коммуникативное умение в изложении собственных мыслей в письменной форме.
Мы взяли за основу понятие, данное Ю.В. Комаровой в автореферате «Формирование выразительной письменной речи учащихся при работе с метафорой на уроках русского языка». Автор придерживается следующего определения термина креативная письменная речь: «…речь эстетически ценная и лексически богатая, в которой оптимально используются средства выразительности языка в соответствии со спецификой предмета речи условиями и задачам письменной формы общения, и которая способна определённым образом воздействовать на читателя, привлечь и удержать его внимание» [4, с. 4].
На основе анализа работ разных авторов мы выделили следующие принципы обучения креативному письму:
1) принцип коммуникативного обучения – создание коммуникативных ситуаций с целью развития речи школьников;
2) принцип комплексного подхода – использование на уроках развития речи всех видов речевой деятельности;
3) принцип проблемности (диктует нам системно-деятельностный подход) – активная и разносторонняя деятельность на уроках, направленная на решение проблемной ситуации;
4) принцип вариативности – сочетание различных режимов и форм работы на уроках и дома (групповая, индивидуальная, парная);
5) принцип дифференциального подхода в обучении (по ФРП) [15] – учёт индивидуальных подходов к каждому обучающемуся.
Выделенные нами принципы направлены на формирование навыка письма как ведущего вида деятельности на уроках русского языка в средней школе.
К условиям формирования навыка креативного письма мы отнесли условия, выделенные В.А. Титовым, которые оптимально отражают работу над развитием навыка креативной письменной речи:
1) «организация тщательной работа над содержанием, оформлением, языковым построением связных высказываний;
2) формирование умений по анализу тем, основной мысли, составления плана, систематизации полученной информации, отбора языковых средств;
3) предупреждение языковых и речевых ошибок;
4) применение речеведческих знаний» [13, с. 124].
Рассмотрев понятие креативной письменной речи, мы пришли к выводу о том, что креативное письмо – навык, который позволяет в творческой форме излагать собственные мысли на бумаге, «искусство придумывать». Такой навык поддаётся корректировке при использовании на уроках русского языка в 8-9 классов нетрадиционных технологий.
Проанализировав Сингапурские структуры и метод педагогической мастерской, мы пришли к выводу о возможности их использования как посредников в формировании креативной письменной речи. Средства, используемые в ходе этих методов, по нашему мнению, подходят для совершенствования навыков креативного письма на уроках русского языка в 8-9 классах, так как они помогают на основе пройденного материала развить необходимые навыки креативного письма при работе со средствами художественной выразительности. Предложенные виды работы, по нашему мнению, будут способствовать раскрытию личности каждого обучающегося, его потенциала и станут надёжным фундаментом для будущей успешной сдачи экзаменационных испытаний.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Такие умение выражаются не только в способности учащихся выражать свои умозаключения устно, вступать в диалог и полилог, анализировать и интерпретировать различные тексты, но и создавать свои, уникальные и креативные тексты.
Вопросом сущностных характеристик креативной письменной речи занимались многие лингвисты и методисты, в том числе Ю.В. Комарова, Д.В. Магдеева, Ю.В. Подкина. Все они рассматривали письменную речь как творческое коммуникативное умение в изложении собственных мыслей в письменной форме.
Мы взяли за основу понятие, данное Ю.В. Комаровой в автореферате «Формирование выразительной письменной речи учащихся при работе с метафорой на уроках русского языка». Автор придерживается следующего определения термина креативная письменная речь: «…речь эстетически ценная и лексически богатая, в которой оптимально используются средства выразительности языка в соответствии со спецификой предмета речи условиями и задачам письменной формы общения, и которая способна определённым образом воздействовать на читателя, привлечь и удержать его внимание» [4, с. 4].
На основе анализа работ разных авторов мы выделили следующие принципы обучения креативному письму:
1) принцип коммуникативного обучения – создание коммуникативных ситуаций с целью развития речи школьников;
2) принцип комплексного подхода – использование на уроках развития речи всех видов речевой деятельности;
3) принцип проблемности (диктует нам системно-деятельностный подход) – активная и разносторонняя деятельность на уроках, направленная на решение проблемной ситуации;
4) принцип вариативности – сочетание различных режимов и форм работы на уроках и дома (групповая, индивидуальная, парная);
5) принцип дифференциального подхода в обучении (по ФРП) [15] – учёт индивидуальных подходов к каждому обучающемуся.
Выделенные нами принципы направлены на формирование навыка письма как ведущего вида деятельности на уроках русского языка в средней школе.
К условиям формирования навыка креативного письма мы отнесли условия, выделенные В.А. Титовым, которые оптимально отражают работу над развитием навыка креативной письменной речи:
1) «организация тщательной работа над содержанием, оформлением, языковым построением связных высказываний;
2) формирование умений по анализу тем, основной мысли, составления плана, систематизации полученной информации, отбора языковых средств;
3) предупреждение языковых и речевых ошибок;
4) применение речеведческих знаний» [13, с. 124].
Рассмотрев понятие креативной письменной речи, мы пришли к выводу о том, что креативное письмо – навык, который позволяет в творческой форме излагать собственные мысли на бумаге, «искусство придумывать». Такой навык поддаётся корректировке при использовании на уроках русского языка в 8-9 классов нетрадиционных технологий.
Проанализировав Сингапурские структуры и метод педагогической мастерской, мы пришли к выводу о возможности их использования как посредников в формировании креативной письменной речи. Средства, используемые в ходе этих методов, по нашему мнению, подходят для совершенствования навыков креативного письма на уроках русского языка в 8-9 классах, так как они помогают на основе пройденного материала развить необходимые навыки креативного письма при работе со средствами художественной выразительности. Предложенные виды работы, по нашему мнению, будут способствовать раскрытию личности каждого обучающегося, его потенциала и станут надёжным фундаментом для будущей успешной сдачи экзаменационных испытаний.
Таким образом, цель курсовой работы достигнута, поставленные задачи выполнены.
Подобные работы
- Формирование культуры речевого общения младших школьников
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Использование Интернет-технологий при обучении говорению на английском языке в СОШ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



