Преступность в сфере угонов и хищений автотранспортных средств в Республике Тыва за период 2010-2014 годы
|
Введение. 3
Глава I. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений, связанных с угонами и хищениями автотранспортных средств В
1.1. Сравнительно-правовой анализ понятий и признаков краж и
угонов автотранспортных средств 8
1.2. Механизмы и особенности совершения краж и угонов
автотранспортных средств 30
Глава 2. Состояние и тенденции преступности, связанной с хищениями и угонами автотранспортных средств 53
2.1. Анализ состояния преступности в сфере транспорта в Республике Тыва 53
2.2. Противодействие и профилактика хищений автотранспортных средств 60
2.3. Проблемы применения законодательства об уголовной
ответственности за совершение преступлений в сфере хищения
автотранспортных средств 86
Заключение 100
Список использованных источников и литературы 104
Приложения
Глава I. Уголовно-правовая и криминалистическая характеристика преступлений, связанных с угонами и хищениями автотранспортных средств В
1.1. Сравнительно-правовой анализ понятий и признаков краж и
угонов автотранспортных средств 8
1.2. Механизмы и особенности совершения краж и угонов
автотранспортных средств 30
Глава 2. Состояние и тенденции преступности, связанной с хищениями и угонами автотранспортных средств 53
2.1. Анализ состояния преступности в сфере транспорта в Республике Тыва 53
2.2. Противодействие и профилактика хищений автотранспортных средств 60
2.3. Проблемы применения законодательства об уголовной
ответственности за совершение преступлений в сфере хищения
автотранспортных средств 86
Заключение 100
Список использованных источников и литературы 104
Приложения
Охрана прав собственника, которое впервые было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, является непременной приоритетной компонентой деятельности любого государства, в том числе и Российской Федерации. Конституция нашей страны провозглашает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Право частной собственности охраняется законом.
С увеличением количества автотранспортных средств в России, о чем свидетельствует тот факт, что личные автомобили из разряда предметов роскоши переходят в разряд предметов повседневного пользования, посягательства на транспортные средства, такие как угоны и хищения наносят огромный ущерб собственникам либо иным владельцам, исчисляемый сотнями миллионов рублей. По мнению экспертов, доходы преступников, полученные от хищений автотранспорта, стоят на втором месте после доходов, полученных от незаконного оборота оружия и наркотических средств. В связи с чем Правительством Российской Федерации было принято распоряжение от 22.11.2008 года № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» .
Анализ состояния краж и угонов автотранспорта за последние годы показывает, что данные преступления среди корыстных посягательств на личную собственность составляют около 15 %, появляется тенденция к их количественному росту. Они становятся все более общественно резонансными.
О тенденциях увеличения краж и угонов автотранспорта можно судить на примере Республики Тыва: если в 2010 г. было зарегистрировано 106 угонов и 47 краж автотранспорта, то в 2014 г. - 85 угонов и 146 краж". Таким образом, несмотря на принимаемые сотрудниками полиции меры по предупреждению краж и угонов автотранспортных средств количество данных преступлений с каждым годом увеличивается.
Наряду с этим наблюдается повышение профессионализации и организованности краж и угонов автотранспорта. Указанные преступления приобретают характер устойчивого криминального промысла. Преступники применяют новейшие технические разработки,высокоскоростные автомобили. Они хорошо ориентируются на местности, располагают информацией о месте нахождения представляющих интерес автомашин, их принадлежности определенному владельцу.
Исследование краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств обусловлено, во-первых, современными особенностями этого вида преступности, во-вторых, вопросами системного взаимодействия между подразделениями и службами органов внутренних дел в борьбе против рассматриваемых преступлений, что и определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением краж и угонов автотранспортных средств.
Предмет исследования составляет криминологическая характеристика краж и угонов автотранспортных средств и деятельность органов внутренних дел по их предупреждению.
Целью исследования является выявление особенностей краж и угонов автотранспортных средств и выработка мер по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по их снижению.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- выявить механизмы и особенности совершения краж и угонов автотранспортных средств;
- провести комплексный анализ состояния и тенденции развития краж и угонов автотранспортных средств, произошедших количественных и качественных изменений в характеристике названной категории преступлений в Республике Тыва.
- изучить проблемы раскрытия и расследования преступлений в сфере угонов и хищения автотранспортных средств, возможности совершенствования работы органов внутренних дел во взаимодействии с другими органами государственной власти в республике;
- обозначить проблемы применения законодательства об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере хищений автотранспортных средств;
- внести предложения по изменению и дополнению федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности в области предупреждении и пресечении хищений автотранспортных средств.
Методы исследования - системный анализ, сравнительно-правовой анализ, классификация, наблюдение, дедукция.
Информационной и методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых в области криминологии, уголовного права, статьи периодической печати, а также интернет¬ресурсы, посвященные вопросам преступлений в сфере угонов и хищения автотранспортных средств.
Нормативную базу настоящего исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, ведомственные и межведомственные акты, имеющие отношение к исследуемой теме.
Большой вклад в разработку проблем, связанных с совершением корыстных преступлений, внесли ученые-криминологи Г. А. Аванесов, А. И. Алексеев, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, Т. В. Варчук, Н. И. Ветров, К. К. Горяинов, Г. В. Дашков, А. И. Долгова, А. Э. Жалинский, Н. И. Загородников, К. Е. Игошев, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров и другие.
Отдельные вопросы непосредственного предупреждения краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств были рассмотрены в работе таких авторов, как В. Г. Баяхчева, В.И. Жулева «Расследование дел об угонах и кражах автомотОтранспорта» , Е.В. Горенской «Проблемы борьбы с нелегальным автобизнесом»4, М.Т. Задоянного «Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомототранспортных средств органами внутренних дел»5, Б.А. Куринов «Автотранспортные преступления»6, Е.П. Приходько «Мотивы и цели краж и угонов автомототранспортных средств»7 и других. Их работы способствовали формулированию общей концепции исследования преступных посягательств на транспортные средства.
Баяхчев В.Г., Жулев В.И. Расследование дел об угонах и кражах автомототранспорта. Учебное пособие /Министерство внутренних дел РФ. НИИ. - М.,1993 г. - 67 с.
4 Горенская Е.В. Проблемы борьбы с нелегальным автобизнесом. - М., 2001 г. - 179 с.
5 Задоянный М.Т. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомототранспортных средств органами внутренних дел. - М., 1991 г. - 100 с.
6 Куринов Б.А. Автотранспортные преступления. - М., 1976 г. - 220 с.
7 Приходько Е.П. Мотивы и цели краж и угонов автомототранспортных средств. -М„ 1976 г.-250 с.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование позволит выявить и обобщить опыт органов внутренних дел по борьбе с кражами и угонами автотранспортных средств,
а также разработать комплекс конкретных предложений совершенствованию противодействия данным преступлениям.
Право частной собственности охраняется законом.
С увеличением количества автотранспортных средств в России, о чем свидетельствует тот факт, что личные автомобили из разряда предметов роскоши переходят в разряд предметов повседневного пользования, посягательства на транспортные средства, такие как угоны и хищения наносят огромный ущерб собственникам либо иным владельцам, исчисляемый сотнями миллионов рублей. По мнению экспертов, доходы преступников, полученные от хищений автотранспорта, стоят на втором месте после доходов, полученных от незаконного оборота оружия и наркотических средств. В связи с чем Правительством Российской Федерации было принято распоряжение от 22.11.2008 года № 1734-р «О транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года» .
Анализ состояния краж и угонов автотранспорта за последние годы показывает, что данные преступления среди корыстных посягательств на личную собственность составляют около 15 %, появляется тенденция к их количественному росту. Они становятся все более общественно резонансными.
О тенденциях увеличения краж и угонов автотранспорта можно судить на примере Республики Тыва: если в 2010 г. было зарегистрировано 106 угонов и 47 краж автотранспорта, то в 2014 г. - 85 угонов и 146 краж". Таким образом, несмотря на принимаемые сотрудниками полиции меры по предупреждению краж и угонов автотранспортных средств количество данных преступлений с каждым годом увеличивается.
Наряду с этим наблюдается повышение профессионализации и организованности краж и угонов автотранспорта. Указанные преступления приобретают характер устойчивого криминального промысла. Преступники применяют новейшие технические разработки,высокоскоростные автомобили. Они хорошо ориентируются на местности, располагают информацией о месте нахождения представляющих интерес автомашин, их принадлежности определенному владельцу.
Исследование краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств обусловлено, во-первых, современными особенностями этого вида преступности, во-вторых, вопросами системного взаимодействия между подразделениями и службами органов внутренних дел в борьбе против рассматриваемых преступлений, что и определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в связи с совершением краж и угонов автотранспортных средств.
Предмет исследования составляет криминологическая характеристика краж и угонов автотранспортных средств и деятельность органов внутренних дел по их предупреждению.
Целью исследования является выявление особенностей краж и угонов автотранспортных средств и выработка мер по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по их снижению.
Для достижения указанной цели ставятся следующие задачи:
- выявить механизмы и особенности совершения краж и угонов автотранспортных средств;
- провести комплексный анализ состояния и тенденции развития краж и угонов автотранспортных средств, произошедших количественных и качественных изменений в характеристике названной категории преступлений в Республике Тыва.
- изучить проблемы раскрытия и расследования преступлений в сфере угонов и хищения автотранспортных средств, возможности совершенствования работы органов внутренних дел во взаимодействии с другими органами государственной власти в республике;
- обозначить проблемы применения законодательства об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере хищений автотранспортных средств;
- внести предложения по изменению и дополнению федерального законодательства и ведомственных нормативных актов, направленные на совершенствование правоприменительной деятельности в области предупреждении и пресечении хищений автотранспортных средств.
Методы исследования - системный анализ, сравнительно-правовой анализ, классификация, наблюдение, дедукция.
Информационной и методологической базой исследования послужили труды отечественных ученых в области криминологии, уголовного права, статьи периодической печати, а также интернет¬ресурсы, посвященные вопросам преступлений в сфере угонов и хищения автотранспортных средств.
Нормативную базу настоящего исследования составили Конституция Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, иные федеральные законы, ведомственные и межведомственные акты, имеющие отношение к исследуемой теме.
Большой вклад в разработку проблем, связанных с совершением корыстных преступлений, внесли ученые-криминологи Г. А. Аванесов, А. И. Алексеев, Ю. М. Антонян, М. М. Бабаев, Т. В. Варчук, Н. И. Ветров, К. К. Горяинов, Г. В. Дашков, А. И. Долгова, А. Э. Жалинский, Н. И. Загородников, К. Е. Игошев, И. И. Карпец, В. Н. Кудрявцев, Н. Ф. Кузнецова, В. В. Лунеев, Г. М. Миньковский, А. Б. Сахаров и другие.
Отдельные вопросы непосредственного предупреждения краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств были рассмотрены в работе таких авторов, как В. Г. Баяхчева, В.И. Жулева «Расследование дел об угонах и кражах автомотОтранспорта» , Е.В. Горенской «Проблемы борьбы с нелегальным автобизнесом»4, М.Т. Задоянного «Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомототранспортных средств органами внутренних дел»5, Б.А. Куринов «Автотранспортные преступления»6, Е.П. Приходько «Мотивы и цели краж и угонов автомототранспортных средств»7 и других. Их работы способствовали формулированию общей концепции исследования преступных посягательств на транспортные средства.
Баяхчев В.Г., Жулев В.И. Расследование дел об угонах и кражах автомототранспорта. Учебное пособие /Министерство внутренних дел РФ. НИИ. - М.,1993 г. - 67 с.
4 Горенская Е.В. Проблемы борьбы с нелегальным автобизнесом. - М., 2001 г. - 179 с.
5 Задоянный М.Т. Криминологическая характеристика и предупреждение краж и угонов автомототранспортных средств органами внутренних дел. - М., 1991 г. - 100 с.
6 Куринов Б.А. Автотранспортные преступления. - М., 1976 г. - 220 с.
7 Приходько Е.П. Мотивы и цели краж и угонов автомототранспортных средств. -М„ 1976 г.-250 с.
Практическая значимость исследования состоит в том, что проведенное исследование позволит выявить и обобщить опыт органов внутренних дел по борьбе с кражами и угонами автотранспортных средств,
а также разработать комплекс конкретных предложений совершенствованию противодействия данным преступлениям.
Актуальность темы обусловлена тем, что охрана прав собственника, которое впервые было закреплено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года, 'является непременной приоритетной компонентой деятельности любого государства, в том числе и Российской Федерации. Конституция нашей страны провозглашает, что в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом.
С увеличением количества автотранспортных средств в России, и, в частности, в Республике Тыва, о чем свидетельствует тот факт, что личные автомобили из разряда предметов роскоши переходят в разряд предметов повседневного пользования, посягательства на транспортные средства, такие как угоны и хищения наносят огромный ущерб собственникам либо иным владельцам, исчисляемый сотнями миллионов рублей. Анализ состояния краж и угонов автотранспорта за последние годы показывает, что данные преступления среди корыстных посягательств на личную собственность составляют около 15 %, появляется тенденция к их количественному росту. Они становятся все более общественно резонансными.
Исследование краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств обусловлено, во-первых, современными особенностями этого вида преступности, во-вторых, вопросами системного взаимодействия между подразделениями и службами органов внутренних дел, что и определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
В ходе настоящего исследования изучены особенности краж и угонов автотранспортных средств и выработаны меры по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по их снижению.
Хищение и неправомерное завладение транспортным средством посягают на один и тот же объект - это отношения собственности. Кроме того, данные виды преступлений посягают на один и тот же предмет - автомобиль и иное транспортное средство. Основное различие между кражей и угоном автотранспортного средства состоит в субъективной стороне.
Субъект данных преступлений общий - это вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста. При определении субъекта угона транспортного средства также необходимо учитывать принадлежность транспортного средства и то, какими функциями по управлению и распоряжению автомобилем было наделено лицо, незаконно завладевшее и (или) управлявшее им. Во всяком случае, лицо не должно иметь на угоняемое транспортное средство ни действительных, ни предполагаемых прав.
Для каждого вида преступления характерны свои признаки его совершения. Поэтому для эффективного раскрытия, расследования определенного преступления необходимо изучить его криминалистическую характеристику и установление механизма совершения преступления.
Основными причинами совершения краж и угонов автотранспорта в Республике Тыва является:
1) социально-экономические условия, сложившиеся в республике, такие как низкий уровень жизни основного населения республики, большое количество безработных в основном районах Республики Тыва;
2) нехватка достаточного освещения на улицах города, в том, числе и в спальных районах;
3) нехватка оборудованных стоянок для транспорта, надлежащее количество которых способствовало бы обеспечению сохранности транспортных средств от преступных посягательств;
4) одной из главных причин совершения краж и угонов транспортных средств в республике является беспечность отдельных владельцев, оставляющих транспортные средств без присмотра, иногда с
незапертой дверцей и включенным двигателем, что существенно облегчает доступ преступников к транспортному средству.
Только комплексный подход к организации противодействия и профилактики краж и угонов автотранспорта может привести к уменьшению их количества, а также повысить раскрываемость данных видов преступлений.
В качестве рекомендаций по применению законодательства об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере хищения автотранспортных средств, автор предлагает выделить в отдельную статью УК РФ ответственность за кражу автотранспортных средств, так как, например, за хищение сотового телефона и автомашины в соответствии со ст. 158 УК РФ предусматривается одинаковая санкция.
Помимо этого, следует дополнить данную статью таким характеризующим признаком, который определял бы данное имущество автомобиль или иное транспортное средство как имеющее статус ценного. На взгляд автора, ценность имущества определяется следующими факторами.
Во-первых, его стоимостным выражением, которое устанавливается в зависимости от материального достатка правомерного собственника. Вместе с тем, предлагая примерный перечень ценного имущества, следует установить и примерный критерий определения минимального денежного выражения. Таковым может служить цена самого дешевого механического транспортного средства, существующая на момент неправомерного им завладения, при этом доминирующим является материальное положение потерпевшего.
Во-вторых, ценность имущества должна определяться теми его полезными свойствами, эксплуатация которых способна принести пользу собственнику. Руководствуясь этим критерием, учитывается также упущенная выгода, которую субъект мог извлечь из эксплуатации своего имущества.
В-третьих, ценность имущества должна зависеть от субъективного отношения к нему со стороны владельца или группы владельцев.
Кроме этого, в целях совершенствования уголовно-правовой регламентации краж автотранспортных средств, предлагается законодательно закрепить предмет хищения транспортных средств, какие именно транспортные средства могут входить в предмет кражи транспортных средств. Автором предлагается также внести в действующее законодательство некоторые поправки по усилению уголовной ответственности за преступные посягательства на автотранспорт, так как, по нашему мнению, отсутствие жестких санкций и высокая доходность от реализации транспортных средств еще больше способствуют совершению рассматриваемых видов преступлений.
Реализация в практической деятельности предложенных автором исследования рекомендаций позволит выявить и обобщить опыт органов внутренних дел по борьбе с кражами и угонами автотранспортных средств, а также разработать комплекс конкретных предложений по совершенствованию противодействия данным преступлениям.
С увеличением количества автотранспортных средств в России, и, в частности, в Республике Тыва, о чем свидетельствует тот факт, что личные автомобили из разряда предметов роскоши переходят в разряд предметов повседневного пользования, посягательства на транспортные средства, такие как угоны и хищения наносят огромный ущерб собственникам либо иным владельцам, исчисляемый сотнями миллионов рублей. Анализ состояния краж и угонов автотранспорта за последние годы показывает, что данные преступления среди корыстных посягательств на личную собственность составляют около 15 %, появляется тенденция к их количественному росту. Они становятся все более общественно резонансными.
Исследование краж и угонов автомобилей и иных транспортных средств обусловлено, во-первых, современными особенностями этого вида преступности, во-вторых, вопросами системного взаимодействия между подразделениями и службами органов внутренних дел, что и определяет актуальность выпускной квалификационной работы.
В ходе настоящего исследования изучены особенности краж и угонов автотранспортных средств и выработаны меры по повышению эффективности деятельности органов внутренних дел по их снижению.
Хищение и неправомерное завладение транспортным средством посягают на один и тот же объект - это отношения собственности. Кроме того, данные виды преступлений посягают на один и тот же предмет - автомобиль и иное транспортное средство. Основное различие между кражей и угоном автотранспортного средства состоит в субъективной стороне.
Субъект данных преступлений общий - это вменяемое физическое лицо, достигшее 14-летнего возраста. При определении субъекта угона транспортного средства также необходимо учитывать принадлежность транспортного средства и то, какими функциями по управлению и распоряжению автомобилем было наделено лицо, незаконно завладевшее и (или) управлявшее им. Во всяком случае, лицо не должно иметь на угоняемое транспортное средство ни действительных, ни предполагаемых прав.
Для каждого вида преступления характерны свои признаки его совершения. Поэтому для эффективного раскрытия, расследования определенного преступления необходимо изучить его криминалистическую характеристику и установление механизма совершения преступления.
Основными причинами совершения краж и угонов автотранспорта в Республике Тыва является:
1) социально-экономические условия, сложившиеся в республике, такие как низкий уровень жизни основного населения республики, большое количество безработных в основном районах Республики Тыва;
2) нехватка достаточного освещения на улицах города, в том, числе и в спальных районах;
3) нехватка оборудованных стоянок для транспорта, надлежащее количество которых способствовало бы обеспечению сохранности транспортных средств от преступных посягательств;
4) одной из главных причин совершения краж и угонов транспортных средств в республике является беспечность отдельных владельцев, оставляющих транспортные средств без присмотра, иногда с
незапертой дверцей и включенным двигателем, что существенно облегчает доступ преступников к транспортному средству.
Только комплексный подход к организации противодействия и профилактики краж и угонов автотранспорта может привести к уменьшению их количества, а также повысить раскрываемость данных видов преступлений.
В качестве рекомендаций по применению законодательства об уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере хищения автотранспортных средств, автор предлагает выделить в отдельную статью УК РФ ответственность за кражу автотранспортных средств, так как, например, за хищение сотового телефона и автомашины в соответствии со ст. 158 УК РФ предусматривается одинаковая санкция.
Помимо этого, следует дополнить данную статью таким характеризующим признаком, который определял бы данное имущество автомобиль или иное транспортное средство как имеющее статус ценного. На взгляд автора, ценность имущества определяется следующими факторами.
Во-первых, его стоимостным выражением, которое устанавливается в зависимости от материального достатка правомерного собственника. Вместе с тем, предлагая примерный перечень ценного имущества, следует установить и примерный критерий определения минимального денежного выражения. Таковым может служить цена самого дешевого механического транспортного средства, существующая на момент неправомерного им завладения, при этом доминирующим является материальное положение потерпевшего.
Во-вторых, ценность имущества должна определяться теми его полезными свойствами, эксплуатация которых способна принести пользу собственнику. Руководствуясь этим критерием, учитывается также упущенная выгода, которую субъект мог извлечь из эксплуатации своего имущества.
В-третьих, ценность имущества должна зависеть от субъективного отношения к нему со стороны владельца или группы владельцев.
Кроме этого, в целях совершенствования уголовно-правовой регламентации краж автотранспортных средств, предлагается законодательно закрепить предмет хищения транспортных средств, какие именно транспортные средства могут входить в предмет кражи транспортных средств. Автором предлагается также внести в действующее законодательство некоторые поправки по усилению уголовной ответственности за преступные посягательства на автотранспорт, так как, по нашему мнению, отсутствие жестких санкций и высокая доходность от реализации транспортных средств еще больше способствуют совершению рассматриваемых видов преступлений.
Реализация в практической деятельности предложенных автором исследования рекомендаций позволит выявить и обобщить опыт органов внутренних дел по борьбе с кражами и угонами автотранспортных средств, а также разработать комплекс конкретных предложений по совершенствованию противодействия данным преступлениям.



