Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Определение уровня развития эмоционального интеллекта у людей «помогающих» профессий (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)

Работа №164609

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы94
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
13
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследование: ГБУЗ «Серовская городская больница №1» и НУЗ «Узловая больница на ст. Серов ОАО РЖД».
Выборка: 40 медицинских работников.
Есть приложения.

Введение 6
Глава 1. Теоретические основы изучения эмоционального интеллекта 8
1.1 Исследования эмоционального интеллекта в современной психологии 8
1.2 Факторы формирования эмоционального интеллекта 12
1.3 Значение эмоционального интеллекта в деятельности людей «помогающих» профессий 21
Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта у людей «помогающих» профессий 41
2.1 Организация и методы исследования 41
2.2 Анализ полученных результатов 52
2.3 Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта 66
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения 73


Актуальность. Ключевым элементом в области эмоций является способность распознавать свои чувства и управлять ими. Эмоции играют важную роль в том, как мы воспринимаем и интерпретируем окружающие нас предметы и события. Эмоциональный интеллект позволяет нам не только выражать свои чувства, но и управлять своим поведением так, чтобы приносить пользу себе и другим.
Изучение эмоционального интеллекта становится все более важным из-за его актуальности для профессий, связанных с поддержкой и помощью другим людям, где эмоциональный стресс - обычное явление. В научном сообществе ведутся споры об определении и измерении эмоционального интеллекта, существуют различные подходы и теории.
Значительный вклад в эту область внесли отечественные и зарубежные ученые, в том числе психологи, социальные работники, педагоги-психологи и другие специалисты, изучающие эмоциональный интеллект. Компоненты эмоционального интеллекта анализируются в этих областях.
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально выявить уровни развития эмоционального интеллекта у людей «помогающих профессий».
Задачи исследования включают в себя:
1. Изучение теоретических основ эмоционального интеллекта.
2. Определение особенностей его развития.
3. Формулирование рекомендаций по его формированию.
4.Выделение факторов формирования эмоционального интеллекта
5. Рассмотрение значения эмоционального интеллекта в деятельности людей «помогающих» профессий.
Объект исследования – эмоциональный интеллект.
Предмет исследования – связь между уровнем эмоционального интеллекта и специалистами в помогающих профессиях.
Гипотеза –между уровнем развития эмоционального интеллекта и уровнем выраженности синдрома эмоционального выгорания существует обратная зависимость, чем более развит эмоциональный интеллект, тем менее выражен синдром эмоционального выгорания у людей «помогающих» профессий.
Методы исследования: анализ существующей литературы, использование стандартизированных тестов, качественный и сравнительный анализ полученных результатов, математические методы обработки результатов, а также применение статистических методов, таких как T-тест Стьюдента.
Методика исследования: «Эмоциональный интеллект» (Н. Холл); «Методика измерения эмоционального интеллекта» (М. А. Манойлова); «Методика диагностики уровня эмпатических способностей» (В. В. Бойко); «Интегральная самооценка личности» (Н. П. Фетискин).
Теоретическая значимость работы заключается в том, что она вносит вклад в обобщение информации о характере и структуре эмоциональной грамотности медицинских работников.
Практическая значимость- информация может быть использована для разработки программ, направленных на повышение уровня эмоционального интеллекта этих специалистов.
База и выборка исследования - экспериментальная часть исследования была проведена на группе из 40 медицинских работников из разных учреждений.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


По данным теоретического анализа научной и практической литературы, развитие эмоционального интеллекта является одной из основных причин распространения концепции развития эмпатии в научно-практической среде. Это способствует распространению научного знания о психологии (интегративная культура), а также повышению интереса к исследованиям по проблемным вопросам; это позволяет выделить группы специалистов, занимающихся изучением вопросов управления мышлением и поведением людей с высокой степенью эрудированности: психологов, медиков, юристов [3] и другие. В рамках своей деятельности специалисты помогают людям на благо общества – педагогические работники, медицинские или социальные сотрудники — осуществляют действия, направленные на достижение просоциальных целей. Основная цель «помогающих профессий» заключается во взаимодействии личности со средой для достижения позитивных результатов труда при соблюдении определенных условий. Для таких профессионалов способность распознавать эмоции как собственные так окружающих составляет важнейший компонент их профессиональной компетентности, что определяет эффективность работы над собственными целями и направленность усилий человека ради его реализации. Такая группа работников наиболее подвержены риску возникновения чувства ответственности за результат своего трудового процесса и выполнения своих обязанностей. Эти люди испытывают сильнейший стресс от общения друг друга. Поэтому они должны знать свои личные характеристики, понимать потребности других лиц и действовать согласно мнению ученых и практики. Эти аспекты включают комплекс специальных мероприятий, таких как социально - психологические тренинги и коучинг. Они представляют собой последовательное включение теоретических компонентов на практике; это взаимосвязанное последовательности или совпадения различных методов обучения
Научный труд, направленный на развитие эмоционального интеллекта в области «помогающих профессий», было проведено с участием группы социальных работников ГБУЗ «Серовская городская больница №1» Поликлиника №1 и НУЗ «Узловая больница на ст. Серов ОАО РЖД». На начальном этапе анализа было установлено, что у 60% участников уровень интегрального показателя эмоционального интеллекта находится на среднем уровне, что аналогично по результатам в части эмпатии. 75% участников исследования показали себе в достаточно адекватной самооценке. Для тех, кто показал низкий уровень эмоционального интеллекта (35% респондентов), были разработаны и проведены специальные тренинги, цель которых — улучшение как взаимоотношений с окружающими, так и личностного роста.
Исследование выявило, что разработанная программа по повышению эмоционального интеллекта оказалась эффективной в указанной сфере.
Мы наблюдали положительные изменения в ключевых компонентах эмоционального интеллекта и интегрального показателя среди участников. Теоретическое изучение и практические задания способствовали более глубокому усвоению материала, что, в свою очередь, способствовало повышению уровня их эмоционального интеллекта. Применение активных методов обучения, учитывающих специфику профессий социальной сферы, подтвердило гипотезу о положительном влиянии на развитие эмоционального интеллекта медицинских работников. Полученные результаты свидетельствуют о достижении поставленных целей исследования.



1. Андреева И. Н. Понятие и структура эмоционального интеллекта // Социально-психологические проблемы ментальности. – 2004. – Т. 6. – С. 22-26.
2. Андреева И.Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопр. Психологии, 2006. № 3. С. 78-86.
3. Болучевская В.В. Общение врача: введение врача в психологию профессионального общения. // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. – 2011.- № 1[Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http: // medpsy.ru.
4. Быков Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 25–26.
5. Баранов А. И. Эмоциональный интеллект как фактор профессиональной деятельности психолога // Психология и образование. – 2022. – С. 45-50.
6. Васильева Н. В. Развитие эмоционального интеллекта у педагогов в системе непрерывного образования // Вестник педагогики. – 2023. – С. 78-82.
7. Григорьева Т. С. Эмоциональный интеллект: ключ к успешной профессии // Журнал практической психологии. – 2021. – С. 112-117.
8. Гарскова Г.Г. Введение понятия «эмоциональный интеллект» в психологическую теорию // Тез. науч.-практ. конф. «Ананьевские чтения». СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 1999. С. 25–26.
9. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект. М.: АСТ. – 2011. – С. 115-129.
10. Дегтярёв А. В. «Эмоциональный интеллект»: становление понятия в психологии // Психолого-педагогические исследования. – 2012. – Т. 4. – №. 2.
11. Даль В.И. Толковый словарь великорусского живого языка в 4-х т. /под ред. И.А. Бодуэна-де-Куртенэ. – СПб.; М.: Товарищество М.О. Вольф, 1905–1909, 1912.
12. Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Зольников А.П. Практикум по психологии профессий: учебное пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2012.-174 с.
13. Захарова Л. А. Роль эмоционального интеллекта в профессиональной деятельности медиков // Здравоохранение и общество. – 2023. – С. 102-106.
14. Иванова М. В. Эмоциональный интеллект как часть профессионального развития социальных работников // Социальная работа: вызовы и перспективы. – 2022. – С. 55-58.
15. Клименко С. П. Эмоциональный интеллект в обучении и работе педагогов // Научные исследования в образовании. – 2023. – С. 67-71.
16. Климов Е. А. Некоторые психологические проблемы подготовки молодежи к труду и выбору профессии // Вопросы психологии. – 1985.– №4.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 304 с.
18. Кораблина Е. П. Профессиональная психологическая помощь и консультирование: учебно-методическое пособие; рецензенты: В. В.
19. Семикин, Л. А. Цветкова. – 2-е изд., доп. и испр. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2017. – 63 с.
20. Локтева Е.В., Ульянова Н.Ю. Социальный интеллект и личностные особенности работников ресторанного сервиса (на примере официантов) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. – режим доступа: URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11801.
21. Лунева О.В. Теоретические основания концепции социального интеллекта // Знание. Понимание. Умение. 2011. № 3. С. 231-236.
22. Лебедева О. С. Эмоциональный интеллект в психологии: основные подходы и методики // Психологические исследования. – 2023. – С. 90-95.
23. Люсин Д. В., Овсянникова В. В. Связь эмоционального интеллекта и личностных черт с настроением // Психология. Журнал высшей школы экономики. – 2015. – Т. 12. – №. 4. – С. 154-164.
24. Макарова А.К. Психология профессионализма / A.К. Маркова. М.: Знание, 1996. – 308 с.
25. Mayer J.D. A field guide to emotional intelligence // Ciarrochi J.P., Forgas J.P., Mayer J.D. (eds). Emotional intelligence in everyday life. Philadelphia, P.A.: Psychology Press, 2001. P. 3–24.
26. Мещерякова И.Н. Эмпатия как один из компонентов структуры эмоционального интеллекта // Инновационные процессы в экономической, правовой и гинтеллектанитарной сферах: межвузовский сборник научных трудов.- Воронеж: ВФ МГЭИ, Изд-во «Истоки», 2014. - С. 98-102.
27. Николаева Е. А. Эмоциональный интеллект и его значимость для профессий "помогающего" характера // Журнал социальной психологии. – 2022. – С. 50-55.
28. Орлов Д. Н. Методики оценки уровня эмоционального интеллекта у работников сферы услуг // Современные технологии в образовании. – 2023. – С. 30-34.
29. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – 4-е изд., доп. – М.: Азбуковник, 1997.– С. 3–5.
30. Останина А. М., Кобзарева И. И. Обзор ведущих теорий эмоционального интеллекта // Педагогика и психология: актуальные вопросы теории и практики. – 2016. – №. 2. – С. 244-246.
31. Панкратова А. А. Эмоциональный интеллект: смешанные модели способностей и методики диагностики // Вопросы психологии. – 2020. – №. 1. – С. 154-164.
32. Попов А. В. Эмоциональный интеллект и его влияние на профессиональную эффективность // Научная экспертиза. – 2021. – С. 66-70.
33. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. /Н. С. Пряжников. – М.: «Академия», 2008. – 320 с.
34. Слепкова В.И. Развитие эмоциональной компетентности средствами психологического тренинга. / В.И. Слепкова, Liеt Т. Dе Vriеs-Gееrvilеt. // Актуальные проблемы кризисной психологии: Сб. науч. тр. Минск, 2015. - С. 130-137.
35. Сидорова Н. В. Эмоциональный интеллект в педагогической деятельности: актуальные вопросы // Вопросы педагогики. – 2022. – С. 40-45.
36. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Издательство «Институт психологии РАН», 2014. - 176 с.
37. Ульянова Н.Ю., Локтева Е.В. Социальный интеллект и личностные особенности работников ресторанного сервиса (на примере официантов) // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 7 [Электронный ресурс]. – режим доступа: URL: http://human.snauka.ru/2015/07/11801.
38. Хакутсу Ю. А., Манн Ф. В. Исследование компонентов эмоционального интеллекта // Психология. Вопросы, исследования, практическое применение. – 2010. – № 6. – С. 41-47.
39. Чиркина Е. А. Содержание учебного предмета как условие профессионально-личностного становления специалиста в сфере помогающих профессий / Е. А. Чиркина // «Вектор науки Тольяттинского гос. ун- та (серия Психология. Педагогика)». – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012, – Вып. 1(8). – С. 318–321.
40. Чиркина Е.А., С.Л. Копотев. Становление субъектности будущих специалистов сферы помогающих профессий – условие эффективной профессиональной подготовки // Вестник Удмуртского государственного университета.- Ижевск, 2014. №4. С. 19-25.
41. Шарафутдинова И. И. Эмоциональный интеллект в деятельности социальных работников: исследование и практика // Социокультурные аспекты социальной работы. – 2023. – С. 88-92.
42. Эмоциональный интеллект: статьи, тесты, тренинги [Электронный ресурс] http://www.еq-rating.ru/contеnt/viеw/37/2/.
43. Эмоциональный интеллект старших подростков: монография / Ю.А. Кочетова. — Москва: МГППУ, 2021. — 104 с.
44. Bar-On, R. (1997). Bar-On Emotional Quotient Inventory (EQ-i): Technical Manual. Toronto: Multi-Health Systems.
45. Goleman, D. (1995). Emotional Intelligence: Why It Can Matter More Than IQ. New York: Bantam Books.
46. Salovey, P., & Mayer, J. D. (1990). Emotional Intelligence. Imagination, Cognition and Personality, 9(3), 185-211.
47. Schutte, N. S., & Malouff, J. M. (1999). Measuring Emotional Intelligence: A Review of the Evidence. Psychology and Health, 14(5), 789-828.
48. Wong, C. S., & Law, K. S. (2002). The Effects of Leader and Follower Emotional Intelligence on Performance and Attitude: An Exploratory Study. Leadership Quarterly, 13(3), 243-274.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ