ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ 8
1.1. Социально историческая обусловленность становления теории
социального воспитания дошкольников 8
1.2. Становление концепций дошкольного воспитания и
образования 18
1.3. Концептуальные идеи и теоретические положения социального
воспитания дошкольников 39
Выводы по главе 1 73
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДОШКОЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ПО СОЦИАЛЬНОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 76
2.1. Анализ содержания социального воспитания дошкольников в системе
дошкольного образования и воспитания 76
2.2. Технологии социального воспитания 103
Выводы по главе 2 148
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 150
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 152
ПРИЛОЖЕНИЯ 161
Социальное воспитание детей дошкольного возраста является основой всего социального развития детей, потому как, в дошкольном возрасте происходит становление системы взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, происходит освоение социальных норм и способов социального взаимодействия.
В последнее время проблема социального воспитания детей дошкольного возраста особенно актуальна, так как в системе дошкольного образования произошли существенные изменения с введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, который повлек за собой перемены и в деятельности дошкольных образовательных учреждений.
Одной из целевых установок Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее ФГОС ДО) является создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребенка, его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе соответствующих дошкольному возрасту видов деятельности, сотрудничества со взрослыми и сверстниками в зоне его ближайшего развития.
ФГОС ДО обеспечивает вариативность и разнообразие содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможность формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей. В условиях вариативности образования для дошкольных образовательных учреждений разработан целый ряд программ нового поколения.
Для успешной реализации программы дошкольного образования одним из психолого-педагогических условий является использование в 3
образовательном процессе методов, форм, средств и приемов работы с детьми, соответствующих их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям. С целью повышения социальных способностей детей в своей работе активно применяются различные современные образовательные технологии и методы.
В педагогической науке накоплены знания о особенностях и сущности организации методической деятельности в системе образования (В.И. Зверева, Ю.В. Васильев, Г.С. Лазарев, Ю.А. Конаржевский, М.М. Поташник, Б.А. Сластенин, Г.Н. Сериков, Т.И. Шамова, П.И. Третьяков и др.). В исследованиях Л.А. Бахтуриной, В.Я. Волобуевой,
А.И. Васильевой, ОС. Лебедевой, И.И. Кобитиной, Л.М. Маневцовой, Л.В. Поздняк, В.Г. Фокиной и другими рассматривается специфика методической работы в дошкольном образовательном учреждении и характеризуется профессиональная деятельность старшего воспитателя. Однако в данных работах не исследовалась возможность организации методического обеспечения характеристик содержательных и
технологических аспектов образовательного процесса.
На основе анализа теоретических работ, анализа практики, изучения научных источников, нормативно-правовых документов, выявлен ряд противоречий, характеризующих проблемы методического обеспечения социального воспитания детей дошкольного возраста:
• между необходимостью обеспечения позитивной социализации детей дошкольного возраста и недостаточностью методического обеспечения процесса социального воспитания;
• между накопленным за период становления и развития системы дошкольного образования практическим опытом социального воспитания детей дошкольного возраста и их недостаточной систематизацией в рамках конкретных научных подходов.
Данные противоречия определили выбор темы исследования, проблема которого состоит в систематизации научно обоснованного методического обеспечения социального воспитания детей дошкольного возраста и выявлении его инновационного потенциала.
Цель исследования: проанализировать методическое обеспечение социального воспитания детей дошкольного возраста в контексте современных подходов.
Объект исследования: теория и практика социального воспитания детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: методическое обеспечение социального
воспитания детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Охарактеризовать социально историческую обусловленность становления теории социального воспитания детей дошкольного возраста.
2. Определить концептуальные положения, составляющие теоретическую основу исследования сущности социального воспитания.
3. Проанализировать содержание социального воспитания детей дошкольного возраста в системе дошкольного образования и воспитания.
4. Проанализировать инновационный потенциал технологий социального воспитания детей дошкольного возраста и их методическую обеспеченность.
Ведущая идея исследования.
1. Концептуальные идеи и теоретические положения социального воспитания детей дошкольного возраста с одной стороны, имеют социальноисторическую обусловленность, с другой стороны, связаны со становлением концепций дошкольного воспитания и образования.
2. Методическое обеспечение деятельности дошкольных учреждений по социальному воспитанию детей в условиях реализации ФГОС ДО основано на характеристике содержательного и технологического аспектов образовательного процесса.
Теоретико-методологической основой исследования выступили:
• концепция культурно-исторического развития ребенка (П.П. Блонский, Л.С. Выготский);
• положение о самоценности периода детства (А.В. Запорожец,
В.Т. Кудрявцев);
• положения о закономерностях социального развития и воспитания ребенка (В.В. Абраменкова, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, М.В. Осорина, А. В. Петровский, В.И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн и др.);
• положения педагогической науки, определяющие историкопедагогический процесс как неотъемлемую составную часть целостного историко-культурного процесса (Л.П. Буева, В.И. Беляев, Г.Б. Корнетов,
A. И. Пискунов, З.И. Равкин и др.);
• научные положения, раскрывающие сущность социального воспитания в рамках различных методологических подходов: культурологического (Л.В. Коломийченко), антропологического (Б.М. Бим- Бад, Р.М. Чумичева), субъектно-деятельностного, (А.Г. Гогоберидзе,
B. А. Деркунская, Т.И. Бабаева, М.В. Крулехт), средового (М. Монтессори), компетентностного (Т.П. Авдулова, Т.А. Антонова, А.В. Ахметзянова, Г.М. Яппарова, Н.И. Белоцерковец), этнопедагогического (В.Н. Волков), теории педагогической поддержки и сопровождения (Н.В. Микляева,
C. И. Семенака).
Методы исследования.
Для решения поставленных задач и проверки исходных положений был использованы методы: теоретический, сравнительно-исторический,
историко-ретроспективный анализ источниковедческой базы (исторических, педагогических, психологических исследований по изучаемой проблеме); анализ современного состояния проблемы исследования на основе изучения программных и методических материалов; анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Научная новизна заключается в раскрытии методологических основ теорий социального воспитания, созданных в ХХ - начале ХХ1 вв. позволяет определить перспективные пути его развития и разработки методического обеспечения.
Практическая значимость обусловлена использованием полученных результатов в разработке методического обеспечения социального воспитания детей дошкольного возраста при реализации программ дошкольного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования. Результаты исследования обсуждались на заседаниях и семинарах кафедры педагогики детства, психологии и педагогики детства института психологопедагогического образования КГПУ им. В.П. Астафьева.
По результатам исследования опубликованы статьи:
Рябцева И.А., Старосветская Н.А. Анализ теоретических положений социального воспитания детей дошкольного возраста // Материалы международных психолого-педагогических чтений памяти Л.В. Яблоковой «СОВРЕМЕННОЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» (г. Красноярск, 26-28 ноября 2019 г.). Редакционно-издательский отдел КГПУ им. В.П. Астафьева, 2019. С. 78-81.
Рябцева И.А., Старосветская Н.А. Анализ содержания социального воспитания дошкольников в системе дошкольного образования // Научнопрактический журнал «Энигма». 2019. № 15 (Ноябрь 2019). С. 121-126.
Структура диссертации: введение, две главы, заключение, список используемых источников (74 источника), 3 приложения.
При анализе методического обеспечения социального воспитания детей дошкольного возраста были выделены две его составляющие:
1. Теоретико-методологические основы социального воспитания дошкольников:
• идеология и приоритеты государственной политики в сфере образования, а также направленность научных исследований и развитие системы дошкольных образовательных учреждений - являются ключевыми факторами, обусловившими становление и развитие дошкольного воспитания и теории социального воспитания дошкольников;
• становление концепции дошкольного воспитания и образования прошло свой путь от идеологически направленной модели воспитания всесторонне развитой личности ребенка как будущего строителя коммунистического общества в духе коллективизма и материализма к модели поддержки многообразия детства и его полноценного проживания ребенком, основанной на принципах гуманизма, самоценности периода детства, единства социализации и индивидуализации ребенка;
• анализ различных теоретических подходов к социальному развитию и воспитанию детей дошкольного возраста позволил выделить общие для большинства подходов теоретические положения: а) в развитии личности ребенка социальные факторы выполняют приоритетную роль; б) дошкольный возраст является сензитивным для социального развития личности; в) в социальном воспитании ребенка дошкольного возраста ведущее значение как механизма социального развития выполняют эмоциональная и нравственная сферы его личности; г) эффективность социального воспитания обеспечивается: активной деятельностной позицией ребенка как субъекта отношения к социальному миру и к себе в мире; особой ролью взрослого как партнера по общению и совместной деятельности; взаимодействием ребенка со сверстниками различных возрастов.
А так же, определена специфика в трактовке субъекности ребенка и характера отношений в системе «ребенок-взрослый».
2. Организационно-педагогическое и методическое обеспечение деятельности дошкольных учреждений по социальному воспитанию детей:
• содержание социального воспитания связано с требованиями
ФГОС ДО к содержанию образовательной области и построено с учетом теоретических положений образовательных программы и, как правило, имеет инновационные элементы в структуре или отдельных элементах образовательной области. Методический аспект программы представлен событийной организацией совместной деятельности детей и взрослых с использованием различных технологических инструментов: моделей
деятельности, комплекса технологий либо универсальных технологий, образовательных ситуаций, отдельных инновационных методов;
• выделены описательные характеристики технологий: цели
технологии, задачи, суть технологии, технологические этапы и организационные условия;
• классифицированы технологии социального воспитания по следующим семи типам: технологии организации детской жизни, развития активности и самостоятельности; технологии обучения диалогическому общению; технологии развития навыков сотрудничества и совместной деятельности; технологии развития социального интеллекта; технологии обучения способам преодоления затруднений; поисково-исследовательские технологии; технологии, ориентированные решение общественно значимых проблем, развитие социальной активности.
1. Авилова Е.А. Становление концепции дошкольного воспитания в экспериментальной педагогике России (конец XIX - начало ХХ веков). М.: Изд-во Прометей, 2010. 176 с.
2. Ахтян А.Г. Народная культура как средство социальноличностного развития детей дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник. 2012. № 4. Т. 2. С. 28-32.
3. Ахтян А.Г. Формирование социально-личностных качеств дошкольников в среде детского сада с этнопедагогическим компонентом: дис. канд. пед. наук. М., 2015. 200 с.
4. Белая К.Ю., Волобуева Л.М. Детские сады в суровые годы Великой Отечественной войны // Дошкольное образование. 2005. № 8 (173). С. 8-15.
5. Богуславский М.В., Пирогов Н.И. Педагогические идеалы и жизненные реалии // Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 2133.
6. Борисова О.Ф. Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста: автореферат дис. канд. пед. наук. Челябинск, 2009. 25 с.
7. Волков Г.Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974. 375 с.
8. Волобуева Л.М. Содержание дошкольного образования: от прошлого к настоящему // Педагогическое образование и наука. 2016. № 4. С. 92-96.
9. Гогоберидзе А.Г. Проблема исследования и познания ребенка дошкольного возраста как субъекта деятельности и поведения // Известия российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2009. № 100. С. 29-37.
10. Гогоберидзе А.Г., Атарова А.Н., Новиков М.С., Новицкая В.А., Яфизова Р.И. Дошкольник как субъект проектирования социокультурного пространства и образовательной среды своего развития. Замысел одного проекта // Современное дошкольное образование. 2018. №5 (87). С. 16-25.
11. Голдовская А.А. Подвиг воспитателей московских детских садов в годы Великой Отечественной войны // Дошкольное воспитание. 2010. № 5. С. 11-20.
12. Гришаева Н.П., Струкова Л.М. Педагогическая технология «Клубный час» как средство развития саморегуляции поведения дошкольников в образовательном комплексе // Социализация детей дошкольного и младшего школьного возраста как инвестиция в будущее: сборник научных статей по материалам межрегиональной дистанционной научно-практической конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Л.С. Выготского. 2016. С. 167-172.
13. Деркунская В.А., Демченко Н.А., Грачева Т.А. Воспитание доброты и отзывчивости у дошкольников в социальных акциях // Детский сад: Теория и практика. 2017. № 2 (74). С. 86-95.
14. Детская общность как объект и субъект воспитания: Монография / Под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. М.: Издательский центр ИЭТ, ФГНУ ИТИП РАО, 2012. 322 с.
15. Евстифеев А.В. Исторические аспекты реализации средового подхода в педагогической науке// Вестник Военного университета. 2010. № 3 (23). С. 31 - 34....74