Осознание собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях (Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет)
Есть приложения.
Работа носит методический характер.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы осознания собственного переживания горя 8
1.1 Основное содержание понятия горя 8
1.2. Проблема осознания собственного переживания горя 13
1.3. Современное состояние проблемы осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях 26
2.1.Цель и основные направления исследования 26
2.2. Характеристика выборки исследования и методы обработки эмпирических данных 27
2.3. Описание и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по второй главе 38
В ходе проведения эмпирического исследования осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях нами сделаны следующие выводы: 38
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 44
Актуальность исследования. Бытовые ситуации утрат зачастую воспринимаются как «естественные», и им не уделяется должного внимания. В настоящее время отсутствует налаженная система оказания долговременной психологической помощи людям, потерявшим близких: нет разработанных программ по оказанию психологической помощи – специальная литература на эту тему очень малочисленна. Как нет и литературы для широких слоёв населения, которая помогла бы лучше осознать своё переживание человеку, переживающему горе. Не всегда доступна информация о том, где и какую помощь может оказать психолог. Эти обстоятельства указывают на необходимость усиления внимания науки и практики к этой сфере человеческого опыта.
С теоретической точки зрения данная проблема также актуальна, поскольку к понятию «переживание» нет единого подхода; существует множество противоречивых, неполных определений, зачастую смешивающих или, наоборот, не связывающих переживания с эмоциональными процессами. Это можно связать с различием в задачах, которые ставили перед собой исследователи, дававшие эти определения.
По мнению А.А. Кусковой, переживание – это наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям [Кускова, 2013].
А.А. Баканова определяет переживание, как форму активности, возникающую при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования. Это позволяет человеку в критической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования [Баканова, 2001].
Например, В. Мухина и А. Хвостов определяет переживание, как особую интегральную единицу сознания [Мухина, Хвостов, 2011]. По мнению Ф.Е. Василюка, переживание является именно деятельностью, т. е.самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями [Василюк,2009]. М. Магомед-Эминов, определяет переживание, как непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов [Магомед-Эминов, 2009]. Также существует мнение, что есть переживания, аналогичные гореванию утраты и связанные с неудовлетворенностью жизнью в целом и недостижением результаты в том или ином аспекте.
Переживание потери и горя считается одним из самых сложных и необратимых процессов в жизни человека. Именно поэтому возникает вопрос: как пережить горе и продолжать жить далее. Когда человек переживает горе, у него рушится видение мира; опыт утраты влияет на образ жизни в настоящем и построение жизни в будущем. В результате переживания горя жизнь субъекта меняется и трансформируется, особенно это затрагивает ценности и жизненные планы.
Переживание горя – одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Все это – насущные вопросы, знать конкретные ответы, на которые нужно хотя бы потому, что всем рано или поздно приходится сталкиваться с потерями и горем, утешать и поддерживать горюющих людей.
Исследование Э. Линдеманном «синдрома горя» в 40-х годах ХХ века показало, что горе — не только естественная реакция на потерю, но и необходимая реакция для нормальной адаптации и формирования здорового отношения к происходящему. Данное исследование послужило толчком к возникновению движения кризисного вмешательства и изучению этой проблемы другими исследователями.
Проблема исследования: социально-психологические особенности переживания и совладания с ситуацией потери у молодых людей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили походы к исследованию переживания горя как ведущей деятельности человека в данный период его жизни, которая предопределяет новообразования личности и отражается на дальнейшем жизненном пути (Ф.Е. Василюк), особенности переживания горя в различных возрастных категориях (О.В. Хухлаева), подходы к оказанию психологической помощи человеку в кризисной ситуации (Черепанова Е.М., Моховиков А.Н., Колодзин Б. и др.).
В настоящее время проблемы кризисной психологии, в частности психологии горя и потерь, разрабатываются как зарубежными, так и отечественными психологами (Б. Дейте М. Горовитц, Г. Уайтед, С.Левин, С. Паркес, Дж. Тейтельбаум, Дж. Ворден, А. Г. Амбрумова,Г. В. Старшенбаум, П.С. Гуревич, А.А.Баканова, Ф.Е. Василюк, Е.М. Черепанова,А.Д. Андреева, Л.А. Пергаменщик и др.).
Однако изучение социально-психологических и возрастных особенностей переживания и совладания с ситуацией утраты остается недостаточным. Отсутствие системности в вопросах переживания горя и характера психологической помощи усиливают необходимость изучения данной проблематики.
Объект исследования – осознание переживания горя.
Предмет исследования – осознание собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях
Цель исследования – изучить осознание собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основное содержание понятия горе.
2. Определить особенности осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
3. Охарактеризовать современное состояние проблемы осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
4. Провести психодиагностическое обследование выборки с помощью стандартизованных методик.
5. Осуществить качественное исследование путем проведения и анализа интервью.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс переживания утраты может иметь как адаптационную, так и развивающую направленность.
Методы и методики исследования. В целях решения поставленных задач использовались следующие методы: метод опроса метод интервью метод тематического анализа интервью., симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волков, Н.Водопьянова.
Этапы организации исследования.
• На первом этапе проведен теоретический анализ научной отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблематике.
• На втором этапе было проведено исследование психологического состояния молодых людей, переживающих горе.
• На третьем этапе были сформулированы основные выводы и намечены дальнейшие перспективы исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлено основное содержание понятия горе, определены особенности осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предъявляемый комплекс диагностических средств изучения осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях может являться методической базой для совершенствования профессиональной компетентности психологов. Изучение осознания собственного переживания горя позволяет более точно определить «мишени» для психокоррекции и выявить психологические личностно-средовые ресурсы для более оптимальной социальной адаптации личности.
Данная курсовая работа посвящена исследованию осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях. Проблема переживания горя – это то, с чем, так или иначе, сталкивается за свою жизнь каждый человек; при этом переживание опыта утраты, чаще всего, значительно отражается на самочувствии, мировоззрении, мироощущении человека; может возникнуть потребность в психологической помощи. В то же время имеющегося на данный момент в психологической науке и практике ресурса не всегда достаточно: на данный момент не создано полноценной системы оказания долговременной психологической помощи людям, потерявшим близких: нет разработанных программ по оказанию психологической помощи в ситуациях утраты; также, в отличие от многих других проблем, данная тематика не столь подробно освещена в литературе, предназначенной для широкого круга. Все это указывает на необходимость исследований и практических разработок по данной проблематике.
В теоретическом плане был проведен анализ исследований по проблеме осознания собственного переживания утраты; рассмотрены подходы различных исследователей, как Э. Линдеманн, В. Франкл, М. Магомед-Эминов, Ф. Василюк и мн. др. На их основе нами была сформулирована гипотеза о том, что процесс переживания утраты может иметь как адаптационную, так и развивающую направленность. Были сделаны выводы об универсальности основных закономерностей процесса горевания, о существовании в человеческой психике механизма т.н. «работы горя» (своего рода «заживления», компенсации последствий травмирующих событий), о системности и разноуровневости переживания горя (в частности, горевание рассматривается на событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном уровнях).
Во второй части нашего исследования было проведено эмпирическое исследование с целью изучения осознания собственного переживания горя и проверки данной гипотезы. Исследование проводилось как анализ единичного случая; в качестве респондента выступила девушка в возрасте 25 лет, пережившая утрату близкого человека. Нами были применены как количественные методы диагностики (три опросника, направленных на диагностику жизнестойкости и стратегий преодоления), так и качественный тематический анализ проведенного интервью. Был сделан вывод о существовании определенной количественной и качественная связи между выраженностью у испытуемой применения копинг-ресурсов «позитивная переоценка», «принятие решения», «социальная поддержка» (по методике Р. Лазаруса) и наиболее часто и детально возникавшими в ходе интервью темами. Также проведенное нами исследование случая показало, что переживание горя действительно может носить амбивалентный характер: с одной стороны, горевание утраты достаточно эмоционально- и энергозатратно и оставляет заметные следы в психике человека; с другой же, в ходе горевания человек может обнаружить или обрести новые ресурсы и цели, которые смогут стать мощным стимулом к его личностному развитию. Это подтверждает нашу изначальную гипотезу.
Также необходимо отметить, что направленность и иные особенности переживания горя оказались связаны с уровнем жизнестойкости субъекта и предпочитаемыми стратегиями совладания. В перспективе дальнейших исследований мы считаем важным коснуться вопроса о том, как развивается динамика переживания горя и какое влияние она оказывает на психическую жизнь субъекта в дальнейшем.
1. Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. / Кораблина Е.П., Акиндинова И. А., Баканова А.А, Родина А.М / Под ред. Е.П. Кораблиной. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2001 – 319 с.
2. Баканова А.А., Кораблина Е. П., Акиндинова И.А. Смерть и работа горя: искусство исцеления души: этюды о психологической помощи: пособие для практических психологов. – СПб: Питер, 2001. – С. 206–209.
3. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер; Т. 1 (А–О); пер. с англ. – М.: АСТ, 2001.
4. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Астрель, 2009. – С. 557–566.
5. Волкан В.,Зинтлер Э. Жизнь после утраты. Психология горевания. - Пер. с англ.-2-е стереотип. изд. – М.: Когито-Центр, 2014. - 160 с.
6. Заворотняя М.И., Жиляев А.Г. Роль превентивного сценария утраты в аспектах психологической помощи вдовам летчиков-испытателей // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 41. – С. 81–93.
7. Кархалева Д. Как пережить потерю // b17 URL: https://www.b17.ru/article/5112/ (дата обращения: 03.12.2016).
8. Кускова А.А., Луковцева З.В. Опыт изучения структуры и динамики симптомов ПТСР при утрате близкого человека // Психология и право. – 2013. – № 4. – С. 77–87.
9. Леонович О.В. Роль самоорганизации личности при выборе стратегии психологической работы с утратой // Казанская наука. – 2009. – № 1. – С. 349–356.
10. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Астрель, 2009. – С. 566–573.
11. Магомед-Эминов М. Возвращение самоидентичностиличности при горе: авторский постмодернистский подход // Развитие личности. – 2009. – № 4. – С. 13–29.
12. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким. – М.: Эскимо, 2009. - 452 с.
13. Маринец О.В, Пёришкина Е.Н Консультирование в период тяжелой утраты: руководство для психологов и психотерапевтов. – М.: СПИД инфосвязь , 2007. - 70 с.
14. Мусийчук М.В. Профилактика суицидального поведения на основе изменения модально-оценочной направленности средствами черного юмора // Тюменский медицинский журнал. Материалы III научно-практической конференции с международным участием: «Суицидальное поведение: современный взгляд». – 2013. – № 3. – 55–61 с.
15. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Когнитивно-аффективные механизмы юмора как средство оптимизации психического здоровья // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении. Материалы научной конференции, 22–24 октября 2013 г. / отв. ред. О.Ю. Щелкова. – Скифия-принт, 2013. – 357–359 с.
16. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Юмор как средство повышения эффективности деятельности психотерапевта // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии. Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. / отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 582–583 с.
17. Мухина В., Хвостов А. Отчуждения от себя: печаль и уныние, уничтожающие душу // Развитие личности. – 2011. – № 4. – С. 13–29.
18. Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. – № 1 – С. 2–7.
19. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психология веры как основа кризисной психологической помощи в совладании с переживанием утраты // Вестник психотерапии. – 2014. – № 49(54). – С. 39–58.
20. Нозикова Н.В., Колесник Е.С. Проблема психологических особенностей детей, переживших утрату одного из родителей // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 2. – С. 77–84.
21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Аст», 2016
22. Простяков А.И., Овчинников А.А. Феноменология одиночества в структуре переживания состояния утраты // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2008. – № 2. – С. 26–30.
23. Руслина А.О. Периодизация процесса преживания горя в психологии в сопоставлении с некоторыми положениями православного богословии // Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – № 3(74). – С. 185–212.
24. Собенникова В.В. Патологическая соматизированная реакция горя (клинико-патогенетический анализ) // Российский психиатрический журнал. – 2009. – № 4. – С. 80–85
25. Темиргалиева М. Смерть близкого человека. Проживание горя. // b17 URL: https://www.b17.ru/article/13818/ (дата обращения: 04.12.2016).
26. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Астрель, 2009. – С. 294–299