Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Осознание собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях (Московский Государственный Психолого-Педагогический Университет)

Работа №164603

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы51
Год сдачи2018
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.
Работа носит методический характер.

Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы осознания собственного переживания горя 8
1.1 Основное содержание понятия горя 8
1.2. Проблема осознания собственного переживания горя 13
1.3. Современное состояние проблемы осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях 17
Выводы по первой главе 24
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях 26
2.1.Цель и основные направления исследования 26
2.2. Характеристика выборки исследования и методы обработки эмпирических данных 27
2.3. Описание и интерпретация результатов исследования 33
Выводы по второй главе 38
В ходе проведения эмпирического исследования осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях нами сделаны следующие выводы: 38
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Приложения 44

Актуальность исследования. Бытовые ситуации утрат зачастую воспринимаются как «естественные», и им не уделяется должного внимания. В настоящее время отсутствует налаженная система оказания долговременной психологической помощи людям, потерявшим близких: нет разработанных программ по оказанию психологической помощи – специальная литература на эту тему очень малочисленна. Как нет и литературы для широких слоёв населения, которая помогла бы лучше осознать своё переживание человеку, переживающему горе. Не всегда доступна информация о том, где и какую помощь может оказать психолог. Эти обстоятельства указывают на необходимость усиления внимания науки и практики к этой сфере человеческого опыта.
С теоретической точки зрения данная проблема также актуальна, поскольку к понятию «переживание» нет единого подхода; существует множество противоречивых, неполных определений, зачастую смешивающих или, наоборот, не связывающих переживания с эмоциональными процессами. Это можно связать с различием в задачах, которые ставили перед собой исследователи, дававшие эти определения.
По мнению А.А. Кусковой, переживание – это наличие стремлений, желаний и хотений, представляющих в индивидуальном сознании процесс выбора субъектом мотивов и целей его деятельности и тем самым способствующих осознанию отношения личности к происходящим в ее жизни событиям [Кускова, 2013].
А.А. Баканова определяет переживание, как форму активности, возникающую при невозможности достижения субъектом ведущих мотивов его жизни, крушении идеалов и ценностей и проявляющаяся в преобразовании его психологического мира, направленном на переосмысление своего существования. Это позволяет человеку в критической жизненной ситуации перенести тяжелые события, обрести благодаря переоценке ценностей осмысленность существования [Баканова, 2001].
Например, В. Мухина и А. Хвостов определяет переживание, как особую интегральную единицу сознания [Мухина, Хвостов, 2011]. По мнению Ф.Е. Василюка, переживание является именно деятельностью, т. е.самостоятельным процессом, соотносящим субъекта с миром и решающим его реальные жизненные проблемы, а не особой психической «функцией», стоящей в одном ряду с памятью, восприятием, мышлением, воображением или эмоциями [Василюк,2009]. М. Магомед-Эминов, определяет переживание, как непосредственное отражение самим субъектом своих собственных состояний, а не отражение свойств и соотношений внешних эмоциогенных объектов [Магомед-Эминов, 2009]. Также существует мнение, что есть переживания, аналогичные гореванию утраты и связанные с неудовлетворенностью жизнью в целом и недостижением результаты в том или ином аспекте.
Переживание потери и горя считается одним из самых сложных и необратимых процессов в жизни человека. Именно поэтому возникает вопрос: как пережить горе и продолжать жить далее. Когда человек переживает горе, у него рушится видение мира; опыт утраты влияет на образ жизни в настоящем и построение жизни в будущем. В результате переживания горя жизнь субъекта меняется и трансформируется, особенно это затрагивает ценности и жизненные планы.
Переживание горя – одно из самых таинственных проявлений душевной жизни. Каким образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Все это – насущные вопросы, знать конкретные ответы, на которые нужно хотя бы потому, что всем рано или поздно приходится сталкиваться с потерями и горем, утешать и поддерживать горюющих людей.
Исследование Э. Линдеманном «синдрома горя» в 40-х годах ХХ века показало, что горе — не только естественная реакция на потерю, но и необходимая реакция для нормальной адаптации и формирования здорового отношения к происходящему. Данное исследование послужило толчком к возникновению движения кризисного вмешательства и изучению этой проблемы другими исследователями.
Проблема исследования: социально-психологические особенности переживания и совладания с ситуацией потери у молодых людей.
Теоретико-методологическую основу исследования составили походы к исследованию переживания горя как ведущей деятельности человека в данный период его жизни, которая предопределяет новообразования личности и отражается на дальнейшем жизненном пути (Ф.Е. Василюк), особенности переживания горя в различных возрастных категориях (О.В. Хухлаева), подходы к оказанию психологической помощи человеку в кризисной ситуации (Черепанова Е.М., Моховиков А.Н., Колодзин Б. и др.).
В настоящее время проблемы кризисной психологии, в частности психологии горя и потерь, разрабатываются как зарубежными, так и отечественными психологами (Б. Дейте М. Горовитц, Г. Уайтед, С.Левин, С. Паркес, Дж. Тейтельбаум, Дж. Ворден, А. Г. Амбрумова,Г. В. Старшенбаум, П.С. Гуревич, А.А.Баканова, Ф.Е. Василюк, Е.М. Черепанова,А.Д. Андреева, Л.А. Пергаменщик и др.).
Однако изучение социально-психологических и возрастных особенностей переживания и совладания с ситуацией утраты остается недостаточным. Отсутствие системности в вопросах переживания горя и характера психологической помощи усиливают необходимость изучения данной проблематики.
Объект исследования – осознание переживания горя.
Предмет исследования – осознание собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях
Цель исследования – изучить осознание собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях
Для достижения обозначенной цели были поставлены следующие задачи:
1. Выявить основное содержание понятия горе.
2. Определить особенности осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
3. Охарактеризовать современное состояние проблемы осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
4. Провести психодиагностическое обследование выборки с помощью стандартизованных методик.
5. Осуществить качественное исследование путем проведения и анализа интервью.
Гипотеза исследования основана на предположении, что процесс переживания утраты может иметь как адаптационную, так и развивающую направленность.
Методы и методики исследования. В целях решения поставленных задач использовались следующие методы: метод опроса метод интервью метод тематического анализа интервью., симптоматический опросник «Самочувствие в экстремальных условиях» А. Волков, Н.Водопьянова.
Этапы организации исследования.
• На первом этапе проведен теоретический анализ научной отечественной и зарубежной литературы по изучаемой проблематике.
• На втором этапе было проведено исследование психологического состояния молодых людей, переживающих горе.
• На третьем этапе были сформулированы основные выводы и намечены дальнейшие перспективы исследования.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что выявлено основное содержание понятия горе, определены особенности осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях.
Практическая значимость исследования заключается в том, что предъявляемый комплекс диагностических средств изучения осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях может являться методической базой для совершенствования профессиональной компетентности психологов. Изучение осознания собственного переживания горя позволяет более точно определить «мишени» для психокоррекции и выявить психологические личностно-средовые ресурсы для более оптимальной социальной адаптации личности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Данная курсовая работа посвящена исследованию осознания собственного переживания горя у молодых людей в трудных жизненных ситуациях. Проблема переживания горя – это то, с чем, так или иначе, сталкивается за свою жизнь каждый человек; при этом переживание опыта утраты, чаще всего, значительно отражается на самочувствии, мировоззрении, мироощущении человека; может возникнуть потребность в психологической помощи. В то же время имеющегося на данный момент в психологической науке и практике ресурса не всегда достаточно: на данный момент не создано полноценной системы оказания долговременной психологической помощи людям, потерявшим близких: нет разработанных программ по оказанию психологической помощи в ситуациях утраты; также, в отличие от многих других проблем, данная тематика не столь подробно освещена в литературе, предназначенной для широкого круга. Все это указывает на необходимость исследований и практических разработок по данной проблематике.
В теоретическом плане был проведен анализ исследований по проблеме осознания собственного переживания утраты; рассмотрены подходы различных исследователей, как Э. Линдеманн, В. Франкл, М. Магомед-Эминов, Ф. Василюк и мн. др. На их основе нами была сформулирована гипотеза о том, что процесс переживания утраты может иметь как адаптационную, так и развивающую направленность. Были сделаны выводы об универсальности основных закономерностей процесса горевания, о существовании в человеческой психике механизма т.н. «работы горя» (своего рода «заживления», компенсации последствий травмирующих событий), о системности и разноуровневости переживания горя (в частности, горевание рассматривается на событийно-рефлексивном и духовно-рефлексивном уровнях).
Во второй части нашего исследования было проведено эмпирическое исследование с целью изучения осознания собственного переживания горя и проверки данной гипотезы. Исследование проводилось как анализ единичного случая; в качестве респондента выступила девушка в возрасте 25 лет, пережившая утрату близкого человека. Нами были применены как количественные методы диагностики (три опросника, направленных на диагностику жизнестойкости и стратегий преодоления), так и качественный тематический анализ проведенного интервью. Был сделан вывод о существовании определенной количественной и качественная связи между выраженностью у испытуемой применения копинг-ресурсов «позитивная переоценка», «принятие решения», «социальная поддержка» (по методике Р. Лазаруса) и наиболее часто и детально возникавшими в ходе интервью темами. Также проведенное нами исследование случая показало, что переживание горя действительно может носить амбивалентный характер: с одной стороны, горевание утраты достаточно эмоционально- и энергозатратно и оставляет заметные следы в психике человека; с другой же, в ходе горевания человек может обнаружить или обрести новые ресурсы и цели, которые смогут стать мощным стимулом к его личностному развитию. Это подтверждает нашу изначальную гипотезу.
Также необходимо отметить, что направленность и иные особенности переживания горя оказались связаны с уровнем жизнестойкости субъекта и предпочитаемыми стратегиями совладания. В перспективе дальнейших исследований мы считаем важным коснуться вопроса о том, как развивается динамика переживания горя и какое влияние она оказывает на психическую жизнь субъекта в дальнейшем.



1. Баканова А.А., Родина А.М. Искусство исцеления души: Этюды о психологической помощи: Пособие для практических психологов. / Кораблина Е.П., Акиндинова И. А., Баканова А.А, Родина А.М / Под ред. Е.П. Кораблиной. – Спб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена; СОЮЗ, 2001 – 319 с.
2. Баканова А.А., Кораблина Е. П., Акиндинова И.А. Смерть и работа горя: искусство исцеления души: этюды о психологической помощи: пособие для практических психологов. – СПб: Питер, 2001. – С. 206–209.
3. Большой толковый психологический словарь / А. Ребер; Т. 1 (А–О); пер. с англ. – М.: АСТ, 2001.
4. Василюк Ф.Е. Пережить горе // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Астрель, 2009. – С. 557–566.
5. Волкан В.,Зинтлер Э. Жизнь после утраты. Психология горевания. - Пер. с англ.-2-е стереотип. изд. – М.: Когито-Центр, 2014. - 160 с.
6. Заворотняя М.И., Жиляев А.Г. Роль превентивного сценария утраты в аспектах психологической помощи вдовам летчиков-испытателей // Сибирский психологический журнал. – 2011. – № 41. – С. 81–93.
7. Кархалева Д. Как пережить потерю // b17 URL: https://www.b17.ru/article/5112/ (дата обращения: 03.12.2016).
8. Кускова А.А., Луковцева З.В. Опыт изучения структуры и динамики симптомов ПТСР при утрате близкого человека // Психология и право. – 2013. – № 4. – С. 77–87.
9. Леонович О.В. Роль самоорганизации личности при выборе стратегии психологической работы с утратой // Казанская наука. – 2009. – № 1. – С. 349–356.
10. Линдеманн Э. Клиника острого горя // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Астрель, 2009. – С. 566–573.
11. Магомед-Эминов М. Возвращение самоидентичностиличности при горе: авторский постмодернистский подход // Развитие личности. – 2009. – № 4. – С. 13–29.
12. Малкина-Пых И.Г. Психологическая помощь близким. – М.: Эскимо, 2009. - 452 с.
13. Маринец О.В, Пёришкина Е.Н Консультирование в период тяжелой утраты: руководство для психологов и психотерапевтов. – М.: СПИД инфосвязь , 2007. - 70 с.
14. Мусийчук М.В. Профилактика суицидального поведения на основе изменения модально-оценочной направленности средствами черного юмора // Тюменский медицинский журнал. Материалы III научно-практической конференции с международным участием: «Суицидальное поведение: современный взгляд». – 2013. – № 3. – 55–61 с.
15. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Когнитивно-аффективные механизмы юмора как средство оптимизации психического здоровья // Ананьевские чтения – 2013. Психология в здравоохранении. Материалы научной конференции, 22–24 октября 2013 г. / отв. ред. О.Ю. Щелкова. – Скифия-принт, 2013. – 357–359 с.
16. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Юмор как средство повышения эффективности деятельности психотерапевта // Ананьевские чтения – 2010. Современные прикладные направления и проблемы психологии. Материалы научной конференции, 19–21 октября 2010 г. / отв. ред. Л.А. Цветкова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2010. – 582–583 с.
17. Мухина В., Хвостов А. Отчуждения от себя: печаль и уныние, уничтожающие душу // Развитие личности. – 2011. – № 4. – С. 13–29.
18. Нагера У. Реакции детей на смерть значимых объектов // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2002. – № 1 – С. 2–7.
19. Никольская И.М., Грановская Р.М. Психология веры как основа кризисной психологической помощи в совладании с переживанием утраты // Вестник психотерапии. – 2014. – № 49(54). – С. 39–58.
20. Нозикова Н.В., Колесник Е.С. Проблема психологических особенностей детей, переживших утрату одного из родителей // Психология образования в поликультурном пространстве. – 2015. – № 2. – С. 77–84.
21. Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М.: «Аст», 2016
22. Простяков А.И., Овчинников А.А. Феноменология одиночества в структуре переживания состояния утраты // Сибирский вестник психиатрии и наркологии. – 2008. – № 2. – С. 26–30.
23. Руслина А.О. Периодизация процесса преживания горя в психологии в сопоставлении с некоторыми положениями православного богословии // Консультативная психология и психотерапия. – 2012. – № 3(74). – С. 185–212.
24. Собенникова В.В. Патологическая соматизированная реакция горя (клинико-патогенетический анализ) // Российский психиатрический журнал. – 2009. – № 4. – С. 80–85
25. Темиргалиева М. Смерть близкого человека. Проживание горя. // b17 URL: https://www.b17.ru/article/13818/ (дата обращения: 04.12.2016).
26. Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология мотивации и эмоций / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, М.В. Фаликман. – М.: Астрель, 2009. – С. 294–299

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ