Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СБОРНИК ЗАДАНИЙ, НАПРАВЛЕННЫЙ НА РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Работа №164594

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы83
Год сдачи2023
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
11
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ 6
§ 1. Сущность и характеристика понятия «читательская грамотность» 6
§2. Особенности развития читательской грамотности у младших школьников 13
§3 Методы формирования и развития читательской грамотности у младших школьников 18
ВЫВОДЫ ПО 1 ГЛАВЕ 27
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ АКТУАЛЬНОГО УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ВТОРОГО КЛАССА 29
§ 1 Методики исследования уровня сформированности читательской грамотности у младших школьников 29
§2. Организация и результаты констатирующего исследования уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся второго класса 32
§3. Сборник заданий, направленный на развитие читательской грамотности у
младших школьников на уроках математики 36
ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

В настоящее время перед образовательными учреждениями Министерством просвещения Российской Федерации стоит задача, которая предполагает воспитание личности, готовой к самообразованию и саморазвитию на протяжении всей жизни. Целью современного образования является развитие обучающегося как субъекта учебной деятельности. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее ФГОС НОО) уделяет особое внимание развитию у обучающихся универсальных учебных действий, включая навыки чтения и работы с текстом, которые рассматриваются в разделе «Чтение. Работа с текстом» [38].
Чтение, письмо и владение компьютером в современном мире считается базовыми умениями, позволяющие эффективно работать и без затруднений контактировать с окружающими людьми. Чтение считается универсальным навыком, которому обучают и посредством чего обучаются. В настоящее время значимость книги изменилась, любовь к чтению отступила на второй план. Обучающиеся отдают предпочтение телевидению, фильмам и мультфильмам, играм на компьютере, и в итоге они не любят или не хотят читать.
Развитие читательской грамотности считается новой областью для современного образовательного учреждения, решающей задачи реализации требований ФГОС.
На уроках математики в школе обучающиеся работают с нехудожественными текстами, работа с которыми строится в двух областях: работа с объяснительным текстом и работа с текстовыми задачами.
Текстовые задачи в свою очередь относятся к заданиям, которые обучающимся сложнее овладеть, так как для ее решения необходимо детальное прочтение. Для того, чтобы чтение было осмысленным, следует сопровождать его дополнительным заданием, например, формулировки вопросов к задаче, для ответа на которые необходимо использовать все имеющиеся данные, поэтапным заполнением таблицы либо схемы. Данные задания развивают у обучающегося навык работы с письменным текстом, умения анализировать данные, логически структурировать информацию, выбирать главное, а также повышают качество учебной деятельности в целом.
Все выше сказанное определило актуальность исследования и показало значимость развития читательской грамотности на уроках математики у учащихся начальной школы.
Цель исследования: разработать сборник заданий, который будут способствовать развитию читательской грамотности у младших школьников на уроках математики.
Предмет исследования: актуальный уровень сформированности
читательской грамотности у обучающихся второго класса.
Объект исследования: процесс развития читательской грамотности у младших школьников на уроках математики.
Гипотеза: мы предполагаем, что актуальный уровень
сформированности читательской грамотности характеризуется умениями находить и понимать информацию, заданную в тексте в явном и неявном видах, упорядочивать информацию по заданному основанию, формулировать несложные выводы, основываясь на тексте, преобразовывать сплошной текст в несплошной и наоборот, работать с несплошным текстом и находится преимущественно на низком уровне.
Задачи исследования:
1. Теоретически описать процесс развития читательской грамотности и его особенности у младших школьников на уроках математики.
2. Проанализировать методическую литературу и составить
диагностическую программу исследования, позволяющую выявить
актуальный уровень сформированности читательской грамотности у обучающихся второго класса.
3. Провести исследование и определить актуальный уровень сформированное™ читательской грамотности у обучающихся второго класса.
4. Представить результаты проведенного констатирующего эксперимента и сделать вывод.
5. Подобрать задания, способствующие развитию читательской грамотности у младших школьников на уроках математики.
Практическая значимость работы состоит в составлении сборника заданий работы с текстовой задачей, способствующих развитию читательской грамотности на уроках математики в начальных классах.
Методы исследования:
• эмпирический (анализ образовательных программ, педагогический эксперимент, анализ данных, полученных в результате эксперимента);
• методы обработки данных (обработка числовых данных, построение таблиц, диаграмм).
База исследования: МБОУ СОШ №5 г. Канска.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе изучения психолого-педагогической и методической литературы было выявлено, что проблема формирования читательской грамотности у подрастающего поколения - одна из ключевых вопросов современной жизни.
В 2021 году в системе начального школьного обучения стали действовать ФГОС НОО третьего поколения, развитие функциональной грамотности школьников стало приоритетом всего процесса обучения. Читательская грамотность является важным компонентом развития функциональной грамотности.
Под читательской грамотность принято понимать «способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [41, С. 5].
Для изучения данной проблемы дополнительно были рассмотрены 4 группы умений работы с текстом у младших школьников, описанные в междисциплинарной программе «Чтение. Работа с текстом». В процессе исследования мы остановились на двух группах: «получение, поиск и фиксация информации» и «понимание и преобразование информации» и опирались на 3 уровня сформированности читательской грамотности: низкий, средний, высокий.
Для разработки диагностической программы нами были выделены критерии, рассмотрены и согласованы диагностики, способствующие выявлению уровня сформированности читательской грамотности у обучающихся второго класса.
В рамках исследования, мы выявили, что 12 человек имеют низкий уровень читательской грамотности, что составляет 55% от общего количества класса. 10 человек продемонстрировали средний уровень, что составляет 45% от общего количества класса. Обучающихся, которые продемонстрировали высокий уровень сформированности читательской грамотности, в данном классе нет. Таким образом, у обучающихся 2 «Г» класса преобладает низкий уровень сформированности читательской грамотности.
В рамках работы, мы проанализировали рабочие программы и учебники по математике УМК «Школа России» и пришли к выводу, что большую часть времени обучающиеся работают с текстовыми задачами. Отсюда следует, что на каждом этапе работы с текстовой задачей необходимо применение заданий, способствующих формированию читательской грамотности, так как это делает процесс решения любой задачи осознанным и целенаправленным, а значит более успешным.
Для коррекции имеющихся умений и повышения уровня читательской грамотности нами был составлен сборник заданий для работы с текстовыми задачами, способствующих развитию читательской грамотности у младших школьников на уроках математики.


1. Айвазян Н.С. Сравнительный анализ методик обучения младших школьников решению текстовых задач // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, 2016.
2. Аминова З. А. Методические особенности решения текстовых задач по математике / З. А. Аминова // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2012. - Т. 2., № 4 (43). - С. 110-113.
3. Артемов А.К., Истомина Н.Б. Теоретические основы методики обучения математике в начальных классах. Москва-Воронеж, 2015.
4. Баженова Н.Г. Теория и методика решения текстовых задач: курс по
выбору для студентов специальности 0500201 - Математика: учебное пособие. М: ФЛИНТА, 2017. С. 89. Режим доступа: по подписке. URL: https://biblioclub.ru/index.php?page=book&id=103321 (дата обращения:
26.11.2021).
5. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2014.
6. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и методика начального образования». М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 68-72 с.
7. Василенко, В.А. Ценность и ценностное отношение. 1966. - 215с.
8. Виноградова Е.П. Математика: текстовые задачи и методы их решения: учебно-методическое пособие / Е. П. Виноградова. - Орск: Издательство ОГТИ, 2007. - 94 с.
9. Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И., Петрашко О.О., Романова В.Ю., Рыдзе О.А., Хомякова И.С. Функциональная грамотность младшего школьника. Дидактическое сопровождение.
10. Выготский Л.С. История развития высших психических функций / Л.С. Выготский // Психологическая наука и образование. - 1996. - № 2.
• С. 5-8.
11. Гельфман Э.Г., Холодная М.А. Психодидактический подход к
конструированию школьного учебника в рамках «обогащающей» модели обучения математике // Вестник практической психологии образования. - 2007. - 75 с.
12. Демидова А. Н. Теория и практика решения текстовых задач. Просвещение, 2013.
13. Епишева, О. Б. Общая методика преподавания математики в средней школе. Курс лекций [Текст]: учеб. пособие для студентов физ.-мат. спец. пед. ин-тов / О. Б. Епишева. - Изд. ТГПИ им. Д. И. Менделеева, 2012. - 132 с.
14. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М.: Изд-во «АПН РСФСР» - 1958 - 17
15. Каирова Л. А. Методика преподавания математики в начальной школе: учебно-методическое пособие Барнаул: АлтГПУ, 2017. С. 166.Режим доступа -URL: https://icdlib.nspu.ru/views/icdlib/5976/read.php....51


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ