Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРИРОДНАЯ КАТАСТРОФА КАК ПРЕДМЕТ ИЛЛЮСТРАЦИИ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ПОЖАРОВ В СИБИРИ И В КАЛИФОРНИИ)

Работа №164589

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

журналистика

Объем работы79
Год сдачи2021
Стоимость4310 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
6
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1 Иллюстрация природной катастрофы в общественно-политических
изданиях 7
1.1 Отражение явления природной катастрофы в СМИ 7
1.2 Иллюстрация в медиатексте 9
1.3 Специфика общественно-политических изданий 16
2 Анализ иллюстрации в общественно-политических изданиях 19
2.1 Методы и критерии анализа 19
2.2 Иллюстрации в российских СМИ 22
2.2.1 «Российская газета» 22
2.2.2 «Тайга.инфо» 29
2.2.3 Сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях 39
2.3 Иллюстрации в зарубежных изданиях 44
2.3.1 Washington Post 44
2.3.2 Los Angeles Times 52
2.3.3 Сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях 60
2.4 Сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях 63
Заключение 69
Список использованных источников 73

В настоящее время невербальные средства коммуникации выходят на новый уровень. По утверждению А.Л. Свитич [Свитич, 2015, с. 1], они из вторичного источника информации стали полноценным компонентом медиатекста и зачастую имеют больший информационный потенциал и более широкие возможности применения, чем вербальные.
Визуальная составляющая на данный момент является широко исследуемым объектом медиасреды, что позволяет говорить о проблеме иллюстрирования медиатекста. В СМИ иллюстрации могут привлечь внимание к тексту, отразить его информационное содержание, создать нужный эмоциональный фон. Таким образом, иллюстрация в современных изданиях — отдельный способ коммуникации, у которого есть собственный язык, что обуславливает актуальность данного исследования. Данное исследование является продолжением исследования специфики иллюстраций в российских федеральных и региональных общественно-политических СМИ в отражении одного и того же события — пожаров в Сибири летом 2019 года.
Тема исследования лежит на пересечении проблемных полей визуализации, специфики контента российских и зарубежных общественно¬политических изданий, а также специфики отражения природной катастрофы в текстах СМИ.
Объектом исследования являются способы визуализации контента СМИ, предметом — иллюстративный материал общественно-политических изданий.
Целью исследования выступает выявление специфики иллюстраций в российских и зарубежных СМИ, как региональных, так и общегосударственных, в отражении природной катастрофы.
Задачи исследования:
— проанализировать отражение явления природной катастрофы в СМИ;
— определить виды, цели, способы иллюстрирования в текстах СМИ;
— выявить специфику общественно-политических изданий;
— выделить виды иллюстраций, их цель, особенности в выбранных для исследования материалах;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях.
Эмпирическую базу исследования со стороны российских СМИ составили иллюстрации изданий «Российская газета» и «Тайга.инфо». Тип выборки: сплошной. Выборка посвящена описанию пожаров в Сибири в летний период 2019 года. Исследуемые публикации охватывают период с 15 марта по 28 декабря 2019 года. Всего было исследовано 45 материалов «Российской газеты», 133 материала «Тайга.инфо». Со стороны зарубежных СМИ эмпирическую базу исследования составили иллюстрации изданий Washington Post и Los Angeles Times. Тип выборки: сплошной. Выборка посвящена описанию пожаров в Калифорнии в летне-осенний период 2020 года. Исследуемые публикации охватывают период с 8 июня по 7 декабря 2020 года. Всего было исследовано 57 материалов Washington Post, 228 материалов Los Angeles Times.
В процессе исследования применяются следующие методы: описание, анализ, контент-анализ, элементы нарративного анализа, сопоставление, сравнение. Использовались следующие типы выборок: теоретическая, целенаправленная, тематическая.
Теоретическую базу исследования в области проблемного поля визуализации медиатекста составляют такие ученые как А.Л. Свитич, Т.Г. Добросклонская, Е.А. Пушкарская, И.В. Вашунина. В области проблемного поля специфики общественно-политических изданий — Б.А. Калягин, Ю.В. Маркина, И.Л. Шарапова, А.В. Пустовалов. В области проблемного поля специфики отражения природной катастрофы в текстах СМИ — В.П. Бондарев, А.Е. Перова, А.С. Серебренникова, А.С. Соколова.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе, который укладывается в общий контекст работ, посвященных визуализации медиатекста таких ученых, как А.Л. Свитич, С.И. Симакова.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать полученную информацию для дальнейших исследований в области креолизованных текстов и иллюстрации медиатекстов.
Новизна данного исследования обусловлена выбором предмета исследования, а также эмпирических материалов.
Бакалаврская работа состоит из содержания, введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 50 наименований.
В первом параграфе первой главы выявлено, как экологическая катастрофа отражается в современных СМИ. Главной проблемой, по мнению многих ученых, становится краткосрочность отображения новостей на первых полосах, новость скоро забывается, что не позволяет получать посткатастрофические данные и проводить их анализ.
Во втором параграфе дано определение иллюстрации — это визуальный компонент медиатекста, который отражает и/или дополняет основное содержание вербального текста. Далее выявлено, какие функции выполняют иллюстрации в медиатексте, каких они бывают видов. Это позволило прийти к выводу, что иллюстрации играют важную роль, изображения часто доминируют над текстом в данный момент времени.
В третьем параграфе дано определение типу общественно-политического издания. Это качественные издания, в которых основной темой публикации является информация политического, экономического и общественного характера. Затем выявлена цель данного типа изданий — выстраивание взаимодействия общества и власти, универсальность, а также формирование повестки дня. Тенденцией данного типа изданий является сокращение реализации функции приобщения граждан к политической жизни страны, а также сокращение читательской аудитории.
Во второй главе проанализированы эмпирические материалы с использованием методов контент-анализа и элементов нарративного анализа, а также результаты сравнены с помощью метода сравнительного анализа.
Результаты работы были апробированы на II Международном «Форуме языков и культур» (Красноярск, 2021).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проблема иллюстрирования в медиатексте занимает значительное место, ведь сейчас иллюстрация — полноценный компонент медиатекста, а не вторичный источник информации. Это обуславливает актуальность данного исследования. Проанализированные нами издания стремятся широко использовать невербальную информацию, однако, согласно данным исследования, «Российская газета» уделяет иллюстративному сопровождению новостей по теме пожаров в Сибири недостаточно внимания — часто используется одна и та же фотогалерея в сопровождении многих публикаций.
Целью исследования было выявление специфики иллюстраций в российских и зарубежных СМИ в отражении природной катастрофы.
Задачами исследования были:
— проанализировать отражение явления природной катастрофы в СМИ;
— определить виды, цели, способы иллюстрирования в текстах СМИ;
— выявить специфику общественно-политических изданий;
— выделить виды иллюстраций, их цель, особенности в выбранных для исследования материалах;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях.
После выполнения первой задачи мы выяснили, что главной проблемой, по мнению многих ученых, становится краткосрочность отображения новостей о катастрофе на первых полосах, новость скоро забывается, что не позволяет получать посткатастрофические данные и проводить их анализ.
Когда мы выполнили вторую задачу, мы выяснили, что иллюстрация — это визуальный компонент медиатекста, который отражает или дополняет основное содержание вербального текста. Далее мы выявили, какие функции выполняют иллюстрации в медиатексте, каких они бывают видов, а также 69
определили, что сейчас иллюстрации играют важную роль, изображения часто доминируют над текстом.
Выполнение следующей задачи позволило понять, что общественно-политические издания — это качественные издания, в которых основной темой публикации является информация политического, экономического и общественного характера. Задачи данного типа изданий — налаживание взаимодействия общества и власти, универсальность, а также формирование повестки дня. Тенденцией является сокращение реализации функции приобщения граждан к политической жизни страны, а также сокращение читательской аудитории.
После сравнения российских изданий удалось прийти к выводу, что в большинстве критериев отображение иллюстраций совпадает или различается незначительно. Стоит отметить, что издание «Тайга.инфо» чаще использует инфографику, что позволяет предположить, что региональное издание в большей степени заинтересованно в интерпретации и пояснении информации, чем в простом информировании читателя о событиях.
После сравнения зарубежных изданий мы обнаружили, что в издании Los Angeles Times жанр фотозарисовки и фотопортрета используется намного чаще, чем в Washington Post. Это, вероятно, связано с тем, что доля публикаций историй людей, пострадавших в пожарах выше, чем в столичном издании. Такие жанры могут быть использованы для передачи эмоциональности публикации.
После сравнения всех результатов мы выяснили, что все издания освещают тему пожаров похожим образом, но отличаются в некоторых аспектах.
Например, издания, находящиеся в эпицентре пожара, склонны описывать события в негативном ключе, в то время как столичные издания уделяют больше внимания информированию населения о распространении огня, действиях власти и аналитическим материалам, связанных с причинами и предотвращением пожаров.
Примечательно, что через главный объект иллюстрации, которым стал человек, прослеживается основной принцип общественно-политического издания: в центре внимания издания — простой человек. Еще один критерий соответствия изданий общественно-политическим выражается через форму иллюстрации. Во всех изданиях самым частотным по употреблению становится именно фотографическое изображение, которое является одним из самых объективных способов отображения действительности. К тому же, самый частый жанр фотографий — фотозаметка, а вид — научно-познавательная иллюстрация, что позволяет изданиям выполнять главную цель — отражение текущего состояния действительности.
Таким образом, специфика отражения темы пожаров в российских и зарубежных изданиях соответствует общей специфике как общественно-политических изданий, так и отражению тематики природной катастрофы в СМИ. Большинство материалов имеют информационную либо аналитическую направленность, главная цель — отражение текущего состояния действительности. Задачи — выстраивание взаимодействия общества и власти, универсальность и формирование повестки дня — выполняются в полной мере. Проблемы освещения природных катастроф также заметны — пожары часто освещают как обособленные события, вне контекста глобальных экологических проблем. Однако примерно к середине исследуемого периода, издания начинают чаще использовать аналитические материалы, сравнивать размеры и ущерб от огня с предыдущими годами, а зарубежные издания даже периодически вписывают лесные пожары в контекст изменений климата в мире.
Таким образом, цель исследования можно считать достигнутой, задачи выполненными.
Дальнейшее развитие исследования может состоять в анализе большего числа российских и зарубежных общественно-политических изданий для создания более полной картины отражения природных катастроф, а также в проведении более подробного анализа иллюстраций с акцентом на другие аспекты.



1 Абдрашитова, И.В. Интерпретационное значение иллюстрации / И.В. Абдрашитова, Н.А. Хафизова. — Тамбов: Наука и современность, 2014. — № 2 (2). — С. 143-149.
2 Акимович, Е. В. Природная катастрофа в процессах глобальной медиатизации / Е. В. Акимович. — Век информации, 2018. — № 2 (2). — С. 161-162.
3 Акопов, А.И. Некоторые вопросы журналистики: История, теория, практика / А.И. Акопов. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 2002.
4 Акопов, А.И. Периодические издания / А.И. Акопов. — Ростов н/Д: Изд-во Ростовского ун-та, 1999.
5 Антонова, С. Г. Редакторская подготовка изданий: Учебник / С.Г. Антонова [и др.] ; под общ. ред. С.Г. Антоновой. — М.: Издательство МГУП, 2002. — 468 с.
6 Барт, Р. Фотографическое сообщение / Р. Барт. — Система моды. Статьи по семиотике культуры. — Пер. с фр., вступ. ст. и сост. С.Н. Зенкина. — М.: Издательство им. Сабашниковых, 2003. — С. 378-392.
7 Беньямин, В. Краткая история фотографии / В. Беньямин. — М.: Ад Маргинем Пресс, 2013. Режим доступа:https://forlit.philol.msu.ru/lib-ru/benjamin1-ru.
8 Бондарев, В.П. Отражение экологических проблем в СМИ (на примере двух экологических катастроф) / В.П. Бондарев, О.В. Кирилюк. — Социология, 2013. — №4. — С. 111-123.
9 Вашунина, И.В. Взаимодействие визуальных и вербальных составляющих при восприятии креолизованного текста / И.В. Вашунина. — Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2007. — Т. 421. — 4 с.
10 Вашунина, И.В. Влияние формальной стороны иллюстрации на восприятие текста / И.В. Вашунина. — Вестник ТГУ, 2008. — № 7. — С. 122¬126.
11 Вашунина, И.В. Особенности оценки креолизованного текста в зависимости от параметров иллюстрации / И.В. Вашунина. — Вестник ИНГУ, 2008. — №4. — С. 223-227.
12 Ворон, Н.И. Жанры фотожурналистки: учеб. пособие для вузов / Н.И. Ворон. — М.: Факультет журналистики МГУ, 2012. — 145 с.
13 Ворошилова, М.Б. Креолизованный текст в политическом дискурсе / М.Б. Ворошилова. — Екатеринбург: Политическая лингвистика, 2007. — №23. — С. 73-77.
14 Ворошилова, М.Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению / М.Б. Ворошилова. — Екатеринбург: Уральский гос. пед. ун-т, 2013. — 194 с.
15 Гуськова, С.В. Агрессивный компонент полемических текстов и иллюстраций в современной газете / С.В. Гуськова. — 2-е изд., стер. — М.: Флинта, 2013. — 202 с.
16 Гуськова, С.В. Креолизованный текст в российских масс-медиа (на примере общественно-политических изданий центрального федерального округа России) / С.В. Гуськова. — Тамбов: Вопросы когнитивной лингвистики, 2016. — №1 (46). — С. 109-116.
17 Засурский, Я.Н. Искушение свободой. Российская журналистика: 1990-2004. / Я.Н. Засурский. — М.: Изд-во МГУ, 2004. — 456 с.
18 Иванов, В.К. Социально-политическая трансформация газетной прессы России / В.К. Иванов. — М.: Вестник МГОУ, 2012. — №3. — С. 52-63.
19 Иванова, Е.Н. Особенности редакторской подготовки общественно-политических интернет-СМИ / Е.Н. Иванова, М.Ю. Сухогузова. — Екатеринбург: Linguistica Juvenis, 2014. — №. 16. — С. 87-94.
20 Касаткин, Е.А. Инфографика как средство привлечения внимания адресата в СМИ / Е.А. Касаткин. — Проблемы филологии глазами молодых исследователей: материалы конф. студ., асп. и молодых ученых (г. Пермь, май 2014 г.). — Пермский гос. нац. ун-т. — Пермь, 2015. — С. 126-130.
21 Кихтан, В.В. Исследование особенностей современного типа общественно-политического издания / В.В. Кихтан, А.В. Муха. — Коммуникативная культура современности: материалы VI Междунар. науч.- практ. конф. 2 ноября 2016 г. — Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2016. — С. 95-97.
22 Кихтан, В.В. Тематическая направленность общественно-политических изданий России / В.В. Кихтан. — Белгород: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 июля 2017 г.: в 4 ч., 2017. — С. 33-36.
23 Ковалева, Л.А. Место и роль фотоизображений в современных методах передачи информации / Л.А. Ковалева. — Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. — №3 (25). — С. 193-197.
24 Ковалева, Л.А. Новейшие средства подготовки фотоиллюстрации к публикации в электронных СМИ / Л.А. Ковалева. — Медиасреда, 2017. — №12. — С. 149-174.
25 Корда, О.А. К вопросу о типологии креолизованных текстов по уровню организации изовербальных элементов / О.А. Корда. —М.: Изд-во МГУ, 2010. — Журналистика 2009. — С. 357-358.
26 Корда, О.А. Креолизованный текст в современных печатных СМИ: структурно-функциональные характеристики: автореф. дис. / О.А. Корда. — Екб., 2013. — 20 с.
27 Лайкова, Я.В. Инфографика в СМИ разного типа / Я.В. Лайкова. — Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика, 2014. — №4. — С. 41-53.
28 Невзоров, А.А. Некоторые теоретические и исторические аспекты экологического просвещения в СМИ / А.А. Невзоров, Т.Б. Невзоров. — Вестник КемГУ, 2017. — № 1. — С. 18-27.
29 Перова, А.Е. Роль СМИ в освещении «новых» экологических катастроф: нарративы и риски / А.Е. Перова. — Коммуникология, 2017. — №5. — С. 46-58.
30 Пушкарская, Е.Ю. Значение иллюстрации на страницах журнала «Нива» / Е.Ю. Пушкарская. — Тольятти: Вектор науки ТГУ, 2010. — № 3 (13). — С. 132-134.
31 Российская газета (rg.ru) [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://rg.ru/.
32 Свитич, А.Л. Графическое иллюстрирование как инструмент визуализации контента деловых журналов / А.Л. Свитич. — МедиаАльманах, 2015. — №. 2. — С. 12-19.
33 Свитич, А.Л. Некоторые аспекты изучения графической иллюстрации как элемента медиатекста / А.Л. Свитич. — М.: Вестник Московского ун-та. Серия 10. Журналистика, 2014. — № 4. — С. 54-63
34 Свитич, А.Л. Специфика графической иллюстрации как компонента контента качественных изданий / А.Л. Свитич. — М.: Медиаскоп, 2015. — №3. — 37 c.
35 Симакова, С.И. Визуализация в СМИ: вынужденная необходимость или объективная реальность? / С.И. Симакова. — Вестник Самарского ун-та. История, педагогика, филология, 2017. — №1.2. — С. 135-139.
36 Симакова, С.И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов / С.И. Симакова. — Вестник Челябинского гос. ун¬та, 2015. — № 5 (360). — С. 163-169.
37 Симакова, С.И. Инструменты визуализации информации в СМИ: инфографика / С.И. Симакова. — Вестник Челябинского гос. ун-та, 2017. — № 6 (402). — С. 91-99.
38 Симакова, С.И. Инфографика как способ визуализации журналистского контента / С.И. Симакова. — Знак: проблемное поле медиаобразования, 2015. — №1 (15). — С. 34-40.
39 Симакова, С.И. Информативно-выразительный потенциал визуального компонента в современных медиатекстах (на примере использования инфографики) / С.И. Симакова, И.В. Топчий. — Известия высших учебных заведений. Уральский регион, 2017. — № 3. — С. 84-89.
40 Симакова, С.И. О визуализации журналистских материалов / С.И. Симакова. — Гуманитарные аспекты современных массмедиа: проблемы, противоречия, 2015. — С. 120-124.
41 Симакова, С.И. Развитие визуальной журналистики / С.И. Симакова. — УрФУ: Журналистика цифровой эпохи: как меняется профессия: материалы Междунар. науч.-практ. конф., 2016. — С. 125-129.
42 Суралеева, Е.С. Экологическая тематика как необходимая составляющая современных СМИ / Е.С. Суралеева, Д.А. Бакеева. — Огарев- онлайн, 2013. — №10. — Режим доступа:http://journal.mrsu.ru/wp-content/uploads/2013/10/Suraleeva-Bakeeva.pdf.
43 Тайга.инфо — Главные новости Сибири (tayga.info) [Электронный ресурс] / Режим доступа:https://tayga.info/.
44 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций / Режим доступа: https: //rkn. gov.ru/news/rsoc/news 17398.htm.
45 Флюссер, В. За философию фотографии / В. Флюссер. — Пер. с нем. Г. Хайдаровой. — СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. — 146 с.
46 Шевченко, В. Э. Теоретические основы визуальной коммуникации / В.Э. Шевченко. — Вопросы журналистики, педагогики, языкознания, 2013. — №20 (163). — С. 174-180.
47 Шевченко, В.Э. Визуальные коммуникации: тенденции форм и технологий передачи информации / В.Э. Шевченко. — Вестник Челябинского гос. ун-та, 2015. — №5 (360). С. 189-195
48 Шевченко, В.Э. Визуальный контент как тенденция современной журналистики / В.Э. Шевченко. — М.: Медиаскоп, 2014. — №. 4. — С. 19-29
49 Штомпка, П. Визуальная социология. Фотография как метод исследования: учебник / П. Штомпка. — пер. с польск. Н.В. Морозовой, авт. вступ. ст. Н.Е. Покровский. — М.: Логос, 2007. — 168 с. + 32 с. цв.ил.
50 Яо, М.К. Визуализация как тенденция форм культуры, искусства, коммуникации / Яо М.К., Бородина С.Д., Еманова Ю.Г. — Томск: Вестник ТГГПУ, 2011. — №26 — С. 296-302


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ