ПРИРОДНАЯ КАТАСТРОФА КАК ПРЕДМЕТ ИЛЛЮСТРАЦИИ В РОССИЙСКИХ И ЗАРУБЕЖНЫХ СМИ (НА ПРИМЕРЕ ПОЖАРОВ В СИБИРИ И В КАЛИФОРНИИ)
|
Введение 3
1 Иллюстрация природной катастрофы в общественно-политических
изданиях 7
1.1 Отражение явления природной катастрофы в СМИ 7
1.2 Иллюстрация в медиатексте 9
1.3 Специфика общественно-политических изданий 16
2 Анализ иллюстрации в общественно-политических изданиях 19
2.1 Методы и критерии анализа 19
2.2 Иллюстрации в российских СМИ 22
2.2.1 «Российская газета» 22
2.2.2 «Тайга.инфо» 29
2.2.3 Сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях 39
2.3 Иллюстрации в зарубежных изданиях 44
2.3.1 Washington Post 44
2.3.2 Los Angeles Times 52
2.3.3 Сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях 60
2.4 Сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях 63
Заключение 69
Список использованных источников 73
1 Иллюстрация природной катастрофы в общественно-политических
изданиях 7
1.1 Отражение явления природной катастрофы в СМИ 7
1.2 Иллюстрация в медиатексте 9
1.3 Специфика общественно-политических изданий 16
2 Анализ иллюстрации в общественно-политических изданиях 19
2.1 Методы и критерии анализа 19
2.2 Иллюстрации в российских СМИ 22
2.2.1 «Российская газета» 22
2.2.2 «Тайга.инфо» 29
2.2.3 Сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях 39
2.3 Иллюстрации в зарубежных изданиях 44
2.3.1 Washington Post 44
2.3.2 Los Angeles Times 52
2.3.3 Сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях 60
2.4 Сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях 63
Заключение 69
Список использованных источников 73
В настоящее время невербальные средства коммуникации выходят на новый уровень. По утверждению А.Л. Свитич [Свитич, 2015, с. 1], они из вторичного источника информации стали полноценным компонентом медиатекста и зачастую имеют больший информационный потенциал и более широкие возможности применения, чем вербальные.
Визуальная составляющая на данный момент является широко исследуемым объектом медиасреды, что позволяет говорить о проблеме иллюстрирования медиатекста. В СМИ иллюстрации могут привлечь внимание к тексту, отразить его информационное содержание, создать нужный эмоциональный фон. Таким образом, иллюстрация в современных изданиях — отдельный способ коммуникации, у которого есть собственный язык, что обуславливает актуальность данного исследования. Данное исследование является продолжением исследования специфики иллюстраций в российских федеральных и региональных общественно-политических СМИ в отражении одного и того же события — пожаров в Сибири летом 2019 года.
Тема исследования лежит на пересечении проблемных полей визуализации, специфики контента российских и зарубежных общественно¬политических изданий, а также специфики отражения природной катастрофы в текстах СМИ.
Объектом исследования являются способы визуализации контента СМИ, предметом — иллюстративный материал общественно-политических изданий.
Целью исследования выступает выявление специфики иллюстраций в российских и зарубежных СМИ, как региональных, так и общегосударственных, в отражении природной катастрофы.
Задачи исследования:
— проанализировать отражение явления природной катастрофы в СМИ;
— определить виды, цели, способы иллюстрирования в текстах СМИ;
— выявить специфику общественно-политических изданий;
— выделить виды иллюстраций, их цель, особенности в выбранных для исследования материалах;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях.
Эмпирическую базу исследования со стороны российских СМИ составили иллюстрации изданий «Российская газета» и «Тайга.инфо». Тип выборки: сплошной. Выборка посвящена описанию пожаров в Сибири в летний период 2019 года. Исследуемые публикации охватывают период с 15 марта по 28 декабря 2019 года. Всего было исследовано 45 материалов «Российской газеты», 133 материала «Тайга.инфо». Со стороны зарубежных СМИ эмпирическую базу исследования составили иллюстрации изданий Washington Post и Los Angeles Times. Тип выборки: сплошной. Выборка посвящена описанию пожаров в Калифорнии в летне-осенний период 2020 года. Исследуемые публикации охватывают период с 8 июня по 7 декабря 2020 года. Всего было исследовано 57 материалов Washington Post, 228 материалов Los Angeles Times.
В процессе исследования применяются следующие методы: описание, анализ, контент-анализ, элементы нарративного анализа, сопоставление, сравнение. Использовались следующие типы выборок: теоретическая, целенаправленная, тематическая.
Теоретическую базу исследования в области проблемного поля визуализации медиатекста составляют такие ученые как А.Л. Свитич, Т.Г. Добросклонская, Е.А. Пушкарская, И.В. Вашунина. В области проблемного поля специфики общественно-политических изданий — Б.А. Калягин, Ю.В. Маркина, И.Л. Шарапова, А.В. Пустовалов. В области проблемного поля специфики отражения природной катастрофы в текстах СМИ — В.П. Бондарев, А.Е. Перова, А.С. Серебренникова, А.С. Соколова.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе, который укладывается в общий контекст работ, посвященных визуализации медиатекста таких ученых, как А.Л. Свитич, С.И. Симакова.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать полученную информацию для дальнейших исследований в области креолизованных текстов и иллюстрации медиатекстов.
Новизна данного исследования обусловлена выбором предмета исследования, а также эмпирических материалов.
Бакалаврская работа состоит из содержания, введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 50 наименований.
В первом параграфе первой главы выявлено, как экологическая катастрофа отражается в современных СМИ. Главной проблемой, по мнению многих ученых, становится краткосрочность отображения новостей на первых полосах, новость скоро забывается, что не позволяет получать посткатастрофические данные и проводить их анализ.
Во втором параграфе дано определение иллюстрации — это визуальный компонент медиатекста, который отражает и/или дополняет основное содержание вербального текста. Далее выявлено, какие функции выполняют иллюстрации в медиатексте, каких они бывают видов. Это позволило прийти к выводу, что иллюстрации играют важную роль, изображения часто доминируют над текстом в данный момент времени.
В третьем параграфе дано определение типу общественно-политического издания. Это качественные издания, в которых основной темой публикации является информация политического, экономического и общественного характера. Затем выявлена цель данного типа изданий — выстраивание взаимодействия общества и власти, универсальность, а также формирование повестки дня. Тенденцией данного типа изданий является сокращение реализации функции приобщения граждан к политической жизни страны, а также сокращение читательской аудитории.
Во второй главе проанализированы эмпирические материалы с использованием методов контент-анализа и элементов нарративного анализа, а также результаты сравнены с помощью метода сравнительного анализа.
Результаты работы были апробированы на II Международном «Форуме языков и культур» (Красноярск, 2021).
Визуальная составляющая на данный момент является широко исследуемым объектом медиасреды, что позволяет говорить о проблеме иллюстрирования медиатекста. В СМИ иллюстрации могут привлечь внимание к тексту, отразить его информационное содержание, создать нужный эмоциональный фон. Таким образом, иллюстрация в современных изданиях — отдельный способ коммуникации, у которого есть собственный язык, что обуславливает актуальность данного исследования. Данное исследование является продолжением исследования специфики иллюстраций в российских федеральных и региональных общественно-политических СМИ в отражении одного и того же события — пожаров в Сибири летом 2019 года.
Тема исследования лежит на пересечении проблемных полей визуализации, специфики контента российских и зарубежных общественно¬политических изданий, а также специфики отражения природной катастрофы в текстах СМИ.
Объектом исследования являются способы визуализации контента СМИ, предметом — иллюстративный материал общественно-политических изданий.
Целью исследования выступает выявление специфики иллюстраций в российских и зарубежных СМИ, как региональных, так и общегосударственных, в отражении природной катастрофы.
Задачи исследования:
— проанализировать отражение явления природной катастрофы в СМИ;
— определить виды, цели, способы иллюстрирования в текстах СМИ;
— выявить специфику общественно-политических изданий;
— выделить виды иллюстраций, их цель, особенности в выбранных для исследования материалах;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях.
Эмпирическую базу исследования со стороны российских СМИ составили иллюстрации изданий «Российская газета» и «Тайга.инфо». Тип выборки: сплошной. Выборка посвящена описанию пожаров в Сибири в летний период 2019 года. Исследуемые публикации охватывают период с 15 марта по 28 декабря 2019 года. Всего было исследовано 45 материалов «Российской газеты», 133 материала «Тайга.инфо». Со стороны зарубежных СМИ эмпирическую базу исследования составили иллюстрации изданий Washington Post и Los Angeles Times. Тип выборки: сплошной. Выборка посвящена описанию пожаров в Калифорнии в летне-осенний период 2020 года. Исследуемые публикации охватывают период с 8 июня по 7 декабря 2020 года. Всего было исследовано 57 материалов Washington Post, 228 материалов Los Angeles Times.
В процессе исследования применяются следующие методы: описание, анализ, контент-анализ, элементы нарративного анализа, сопоставление, сравнение. Использовались следующие типы выборок: теоретическая, целенаправленная, тематическая.
Теоретическую базу исследования в области проблемного поля визуализации медиатекста составляют такие ученые как А.Л. Свитич, Т.Г. Добросклонская, Е.А. Пушкарская, И.В. Вашунина. В области проблемного поля специфики общественно-политических изданий — Б.А. Калягин, Ю.В. Маркина, И.Л. Шарапова, А.В. Пустовалов. В области проблемного поля специфики отражения природной катастрофы в текстах СМИ — В.П. Бондарев, А.Е. Перова, А.С. Серебренникова, А.С. Соколова.
Теоретическая значимость работы заключается в анализе, который укладывается в общий контекст работ, посвященных визуализации медиатекста таких ученых, как А.Л. Свитич, С.И. Симакова.
Практическая значимость исследования обусловлена возможностью использовать полученную информацию для дальнейших исследований в области креолизованных текстов и иллюстрации медиатекстов.
Новизна данного исследования обусловлена выбором предмета исследования, а также эмпирических материалов.
Бакалаврская работа состоит из содержания, введения, теоретической и практической глав, заключения, списка использованных источников, насчитывающего 50 наименований.
В первом параграфе первой главы выявлено, как экологическая катастрофа отражается в современных СМИ. Главной проблемой, по мнению многих ученых, становится краткосрочность отображения новостей на первых полосах, новость скоро забывается, что не позволяет получать посткатастрофические данные и проводить их анализ.
Во втором параграфе дано определение иллюстрации — это визуальный компонент медиатекста, который отражает и/или дополняет основное содержание вербального текста. Далее выявлено, какие функции выполняют иллюстрации в медиатексте, каких они бывают видов. Это позволило прийти к выводу, что иллюстрации играют важную роль, изображения часто доминируют над текстом в данный момент времени.
В третьем параграфе дано определение типу общественно-политического издания. Это качественные издания, в которых основной темой публикации является информация политического, экономического и общественного характера. Затем выявлена цель данного типа изданий — выстраивание взаимодействия общества и власти, универсальность, а также формирование повестки дня. Тенденцией данного типа изданий является сокращение реализации функции приобщения граждан к политической жизни страны, а также сокращение читательской аудитории.
Во второй главе проанализированы эмпирические материалы с использованием методов контент-анализа и элементов нарративного анализа, а также результаты сравнены с помощью метода сравнительного анализа.
Результаты работы были апробированы на II Международном «Форуме языков и культур» (Красноярск, 2021).
Проблема иллюстрирования в медиатексте занимает значительное место, ведь сейчас иллюстрация — полноценный компонент медиатекста, а не вторичный источник информации. Это обуславливает актуальность данного исследования. Проанализированные нами издания стремятся широко использовать невербальную информацию, однако, согласно данным исследования, «Российская газета» уделяет иллюстративному сопровождению новостей по теме пожаров в Сибири недостаточно внимания — часто используется одна и та же фотогалерея в сопровождении многих публикаций.
Целью исследования было выявление специфики иллюстраций в российских и зарубежных СМИ в отражении природной катастрофы.
Задачами исследования были:
— проанализировать отражение явления природной катастрофы в СМИ;
— определить виды, цели, способы иллюстрирования в текстах СМИ;
— выявить специфику общественно-политических изданий;
— выделить виды иллюстраций, их цель, особенности в выбранных для исследования материалах;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях.
После выполнения первой задачи мы выяснили, что главной проблемой, по мнению многих ученых, становится краткосрочность отображения новостей о катастрофе на первых полосах, новость скоро забывается, что не позволяет получать посткатастрофические данные и проводить их анализ.
Когда мы выполнили вторую задачу, мы выяснили, что иллюстрация — это визуальный компонент медиатекста, который отражает или дополняет основное содержание вербального текста. Далее мы выявили, какие функции выполняют иллюстрации в медиатексте, каких они бывают видов, а также 69
определили, что сейчас иллюстрации играют важную роль, изображения часто доминируют над текстом.
Выполнение следующей задачи позволило понять, что общественно-политические издания — это качественные издания, в которых основной темой публикации является информация политического, экономического и общественного характера. Задачи данного типа изданий — налаживание взаимодействия общества и власти, универсальность, а также формирование повестки дня. Тенденцией является сокращение реализации функции приобщения граждан к политической жизни страны, а также сокращение читательской аудитории.
После сравнения российских изданий удалось прийти к выводу, что в большинстве критериев отображение иллюстраций совпадает или различается незначительно. Стоит отметить, что издание «Тайга.инфо» чаще использует инфографику, что позволяет предположить, что региональное издание в большей степени заинтересованно в интерпретации и пояснении информации, чем в простом информировании читателя о событиях.
После сравнения зарубежных изданий мы обнаружили, что в издании Los Angeles Times жанр фотозарисовки и фотопортрета используется намного чаще, чем в Washington Post. Это, вероятно, связано с тем, что доля публикаций историй людей, пострадавших в пожарах выше, чем в столичном издании. Такие жанры могут быть использованы для передачи эмоциональности публикации.
После сравнения всех результатов мы выяснили, что все издания освещают тему пожаров похожим образом, но отличаются в некоторых аспектах.
Например, издания, находящиеся в эпицентре пожара, склонны описывать события в негативном ключе, в то время как столичные издания уделяют больше внимания информированию населения о распространении огня, действиях власти и аналитическим материалам, связанных с причинами и предотвращением пожаров.
Примечательно, что через главный объект иллюстрации, которым стал человек, прослеживается основной принцип общественно-политического издания: в центре внимания издания — простой человек. Еще один критерий соответствия изданий общественно-политическим выражается через форму иллюстрации. Во всех изданиях самым частотным по употреблению становится именно фотографическое изображение, которое является одним из самых объективных способов отображения действительности. К тому же, самый частый жанр фотографий — фотозаметка, а вид — научно-познавательная иллюстрация, что позволяет изданиям выполнять главную цель — отражение текущего состояния действительности.
Таким образом, специфика отражения темы пожаров в российских и зарубежных изданиях соответствует общей специфике как общественно-политических изданий, так и отражению тематики природной катастрофы в СМИ. Большинство материалов имеют информационную либо аналитическую направленность, главная цель — отражение текущего состояния действительности. Задачи — выстраивание взаимодействия общества и власти, универсальность и формирование повестки дня — выполняются в полной мере. Проблемы освещения природных катастроф также заметны — пожары часто освещают как обособленные события, вне контекста глобальных экологических проблем. Однако примерно к середине исследуемого периода, издания начинают чаще использовать аналитические материалы, сравнивать размеры и ущерб от огня с предыдущими годами, а зарубежные издания даже периодически вписывают лесные пожары в контекст изменений климата в мире.
Таким образом, цель исследования можно считать достигнутой, задачи выполненными.
Дальнейшее развитие исследования может состоять в анализе большего числа российских и зарубежных общественно-политических изданий для создания более полной картины отражения природных катастроф, а также в проведении более подробного анализа иллюстраций с акцентом на другие аспекты.
Целью исследования было выявление специфики иллюстраций в российских и зарубежных СМИ в отражении природной катастрофы.
Задачами исследования были:
— проанализировать отражение явления природной катастрофы в СМИ;
— определить виды, цели, способы иллюстрирования в текстах СМИ;
— выявить специфику общественно-политических изданий;
— выделить виды иллюстраций, их цель, особенности в выбранных для исследования материалах;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в зарубежных изданиях;
— провести сравнительный анализ иллюстраций в российских и зарубежных изданиях.
После выполнения первой задачи мы выяснили, что главной проблемой, по мнению многих ученых, становится краткосрочность отображения новостей о катастрофе на первых полосах, новость скоро забывается, что не позволяет получать посткатастрофические данные и проводить их анализ.
Когда мы выполнили вторую задачу, мы выяснили, что иллюстрация — это визуальный компонент медиатекста, который отражает или дополняет основное содержание вербального текста. Далее мы выявили, какие функции выполняют иллюстрации в медиатексте, каких они бывают видов, а также 69
определили, что сейчас иллюстрации играют важную роль, изображения часто доминируют над текстом.
Выполнение следующей задачи позволило понять, что общественно-политические издания — это качественные издания, в которых основной темой публикации является информация политического, экономического и общественного характера. Задачи данного типа изданий — налаживание взаимодействия общества и власти, универсальность, а также формирование повестки дня. Тенденцией является сокращение реализации функции приобщения граждан к политической жизни страны, а также сокращение читательской аудитории.
После сравнения российских изданий удалось прийти к выводу, что в большинстве критериев отображение иллюстраций совпадает или различается незначительно. Стоит отметить, что издание «Тайга.инфо» чаще использует инфографику, что позволяет предположить, что региональное издание в большей степени заинтересованно в интерпретации и пояснении информации, чем в простом информировании читателя о событиях.
После сравнения зарубежных изданий мы обнаружили, что в издании Los Angeles Times жанр фотозарисовки и фотопортрета используется намного чаще, чем в Washington Post. Это, вероятно, связано с тем, что доля публикаций историй людей, пострадавших в пожарах выше, чем в столичном издании. Такие жанры могут быть использованы для передачи эмоциональности публикации.
После сравнения всех результатов мы выяснили, что все издания освещают тему пожаров похожим образом, но отличаются в некоторых аспектах.
Например, издания, находящиеся в эпицентре пожара, склонны описывать события в негативном ключе, в то время как столичные издания уделяют больше внимания информированию населения о распространении огня, действиях власти и аналитическим материалам, связанных с причинами и предотвращением пожаров.
Примечательно, что через главный объект иллюстрации, которым стал человек, прослеживается основной принцип общественно-политического издания: в центре внимания издания — простой человек. Еще один критерий соответствия изданий общественно-политическим выражается через форму иллюстрации. Во всех изданиях самым частотным по употреблению становится именно фотографическое изображение, которое является одним из самых объективных способов отображения действительности. К тому же, самый частый жанр фотографий — фотозаметка, а вид — научно-познавательная иллюстрация, что позволяет изданиям выполнять главную цель — отражение текущего состояния действительности.
Таким образом, специфика отражения темы пожаров в российских и зарубежных изданиях соответствует общей специфике как общественно-политических изданий, так и отражению тематики природной катастрофы в СМИ. Большинство материалов имеют информационную либо аналитическую направленность, главная цель — отражение текущего состояния действительности. Задачи — выстраивание взаимодействия общества и власти, универсальность и формирование повестки дня — выполняются в полной мере. Проблемы освещения природных катастроф также заметны — пожары часто освещают как обособленные события, вне контекста глобальных экологических проблем. Однако примерно к середине исследуемого периода, издания начинают чаще использовать аналитические материалы, сравнивать размеры и ущерб от огня с предыдущими годами, а зарубежные издания даже периодически вписывают лесные пожары в контекст изменений климата в мире.
Таким образом, цель исследования можно считать достигнутой, задачи выполненными.
Дальнейшее развитие исследования может состоять в анализе большего числа российских и зарубежных общественно-политических изданий для создания более полной картины отражения природных катастроф, а также в проведении более подробного анализа иллюстраций с акцентом на другие аспекты.



