ПСИХОПРОФИЛАКТИКА ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПОДРОСТКОВ И ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ГРУППЫ 6
1.1. Развитие понятия об экстремизме как крайней форме
деструктивного поведения 6
1.2. Особенности подростково-молодежного экстремизма в
современном обществе 9
1.3. Влияние социальных сетей на формирование мировоззрения
подростков 27
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ
ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 32
2.1. Основные подходы к психопрофилактике вовлечения подростков в
экстремистские группы социальных сетей 32
2.2. Методики для диагностики причин вовлечения подростков в
экстремистские группы социальных сетей 37
2.3. Предпроектное исследование вовлечения подростков в
экстремистские группы социальных сетей посредством тестирования 47
2.4. Паспорт проекта 53
2.5. Содержание проекта 62
2.6. Оценка результативности проекта 87
ВЫВОДЫ 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЛИЯНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ НА ПОДРОСТКОВ И ВОВЛЕЧЕНИЯ ИХ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ГРУППЫ 6
1.1. Развитие понятия об экстремизме как крайней форме
деструктивного поведения 6
1.2. Особенности подростково-молодежного экстремизма в
современном обществе 9
1.3. Влияние социальных сетей на формирование мировоззрения
подростков 27
ГЛАВА 2. РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ПО ПСИХОПРОФИЛАКТИКЕ
ВОВЛЕЧЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В ЭКСТРЕМИСТСКИЕ ГРУППЫ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ 32
2.1. Основные подходы к психопрофилактике вовлечения подростков в
экстремистские группы социальных сетей 32
2.2. Методики для диагностики причин вовлечения подростков в
экстремистские группы социальных сетей 37
2.3. Предпроектное исследование вовлечения подростков в
экстремистские группы социальных сетей посредством тестирования 47
2.4. Паспорт проекта 53
2.5. Содержание проекта 62
2.6. Оценка результативности проекта 87
ВЫВОДЫ 96
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 97
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 100
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 109
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 112
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 115
Актуальность темы исследования. Учитывая, как значительно поменялась политика, экономика и социум с конца восьмидесятых годов прошлого века, появилось множество новых молодежных группировок, которые не всегда полезны для молодежи, а чаще оказывают деструктивное влияние [31].
Также стоит учесть, что в конце девяностых годов появился доступ к сети интернет, а в новом тысячелетии стали создаваться различные социальные сети, в которых современное подрастающее поколение проводит много времени. Именно эти социальные сети оказывают, конечно, не всегда, такое влияние, что подросток начинает интересоваться деструктивными группировками, и даже имеющие экстремистское направление.
Внешне такие группировки представляют вполне безобидные музыкальные группы или группы по интересам, например, с политическим уклоном. Внутри же себя они носят явных экстремистский характер. А благодаря социальным сетям они становятся доступными не только подросткам одной школы, района или города, а целой стране или даже мировому сообществу [26].
Количество совершаемых злых деяний такими деструктивными организациями увеличивается с каждым годом. Например, в России случаются сотни нападений и десятки убийств. Почвой служит экстремистская направленность. Больше всего страдают этнические меньшинства. В 2018 году случилось свыше 500 нападений, пострадало 539 человек, из которых погибло 54. Национализм среди молодого поколения, которая общается через социальные сети, растет все больше и больше.
Деятельность деструктивных группировок понижает значимость правоохранительных органов и самого государства в глазах его граждан. Так как поймать предводителя и действующих членов группы, которые общаются только через социальные сети, где легко можно завуалировать свою личность и изменить место своего пребывания, очень сложно.
Законодательство «О противодействии экстремизму» несовершенно, часто обвиняют ни в чем неповинных людей и организации по наговору, в то время как по-настоящему опасные организации наносят вред стране [41].
Таким образом, актуальность проблемы молодежного экстремизма, который прослеживается в социальных сетях, достигла апогея. Сегодня, как никогда раньше, нужно бороться с такого рода преступлениями, так как они несут в себе убийство, насилие, терроризм и национализм, чему не место в здоровом обществе.
Объект исследования: причины вовлечения подростков в
экстремистские группы социальных сетей.
Предмет исследования: процесс психопрофилактики вовлечения подростков в экстремистские группы социальных сетей.
Цель исследования: разработка и реализация проекта по
психопрофилактике вовлечения подростков в экстремистские группы социальных сетей посредством тренингов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы влияния социальных сетей на подростков и вовлечения их в экстремистские группы.
2. Изучить основные подходы по психопрофилактике вовлечения подростков в экстремизм посредством социальных сетей
3. Разработать и реализовать психопрофилактическую работу и описать результаты.
Методы и методологические основы исследования: общие
теоретические методы научного исследования (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, обобщение, классификация), методики тестирования: шкала базовых убеждений (Р.Янов- Бульман), диагностика типов этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова), Опросник Баса-Дарки (Диагностика состояния агрессии).
Практическая значимость исследования: Разработанные проектные материалы можно будет использовать, чтобы предотвратить вовлечение подростков в экстремистские группы, которые, используя социальные сети, вербуют детей подросткового возраста при работе психологов.
Проектная идея: Деятельность нацелена на формирование
общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии, через формирование доброжелательного и уважительного отношения к миру через понимание себя и других людей.
Тип работы: Проектная.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (103 источника), приложений (3).
Также стоит учесть, что в конце девяностых годов появился доступ к сети интернет, а в новом тысячелетии стали создаваться различные социальные сети, в которых современное подрастающее поколение проводит много времени. Именно эти социальные сети оказывают, конечно, не всегда, такое влияние, что подросток начинает интересоваться деструктивными группировками, и даже имеющие экстремистское направление.
Внешне такие группировки представляют вполне безобидные музыкальные группы или группы по интересам, например, с политическим уклоном. Внутри же себя они носят явных экстремистский характер. А благодаря социальным сетям они становятся доступными не только подросткам одной школы, района или города, а целой стране или даже мировому сообществу [26].
Количество совершаемых злых деяний такими деструктивными организациями увеличивается с каждым годом. Например, в России случаются сотни нападений и десятки убийств. Почвой служит экстремистская направленность. Больше всего страдают этнические меньшинства. В 2018 году случилось свыше 500 нападений, пострадало 539 человек, из которых погибло 54. Национализм среди молодого поколения, которая общается через социальные сети, растет все больше и больше.
Деятельность деструктивных группировок понижает значимость правоохранительных органов и самого государства в глазах его граждан. Так как поймать предводителя и действующих членов группы, которые общаются только через социальные сети, где легко можно завуалировать свою личность и изменить место своего пребывания, очень сложно.
Законодательство «О противодействии экстремизму» несовершенно, часто обвиняют ни в чем неповинных людей и организации по наговору, в то время как по-настоящему опасные организации наносят вред стране [41].
Таким образом, актуальность проблемы молодежного экстремизма, который прослеживается в социальных сетях, достигла апогея. Сегодня, как никогда раньше, нужно бороться с такого рода преступлениями, так как они несут в себе убийство, насилие, терроризм и национализм, чему не место в здоровом обществе.
Объект исследования: причины вовлечения подростков в
экстремистские группы социальных сетей.
Предмет исследования: процесс психопрофилактики вовлечения подростков в экстремистские группы социальных сетей.
Цель исследования: разработка и реализация проекта по
психопрофилактике вовлечения подростков в экстремистские группы социальных сетей посредством тренингов.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы влияния социальных сетей на подростков и вовлечения их в экстремистские группы.
2. Изучить основные подходы по психопрофилактике вовлечения подростков в экстремизм посредством социальных сетей
3. Разработать и реализовать психопрофилактическую работу и описать результаты.
Методы и методологические основы исследования: общие
теоретические методы научного исследования (теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы, обобщение, классификация), методики тестирования: шкала базовых убеждений (Р.Янов- Бульман), диагностика типов этнической идентичности (Г. У. Солдатова, С. В. Рыжова), Опросник Баса-Дарки (Диагностика состояния агрессии).
Практическая значимость исследования: Разработанные проектные материалы можно будет использовать, чтобы предотвратить вовлечение подростков в экстремистские группы, которые, используя социальные сети, вербуют детей подросткового возраста при работе психологов.
Проектная идея: Деятельность нацелена на формирование
общественного мнения, направленного на создание атмосферы нетерпимости к проявлениям экстремистской идеологии, через формирование доброжелательного и уважительного отношения к миру через понимание себя и других людей.
Тип работы: Проектная.
ВКР состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка (103 источника), приложений (3).
Экстремизм как идеология призван пропагандировать использование противоправных действий для достижения целей, направленных на права и свободу отдельных лиц или групп лиц (объединенных по национальному, религиозному или иному признаку), на национальную безопасность государства, жизненно важные интересы и фундаментальные ценности гражданского общества [70, C.111].
Особенно легко вовлекаются в экстремистские организации молодежь и подростки, как самая социально активная и легко внушаемая часть населения в силу психофизиологических особенностей своего возраста.
Целью исследования были разработка и реализация проекта по психопрофилактике вовлечения подростков в экстремистские группы социальных сетей посредством тренингов.
В ходе достижения цели решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы влияния социальных сетей на подростков и вовлечения их в экстремистские группы.
2. Изучить основные подходы по психопрофилактике вовлечения подростков в экстремизм посредством социальных сетей
3. Разработать и реализовать психопрофилактическую работу и описать результаты.
В ходе выполнения работы были рассмотрены основные подходы, которые помогают предупредить проявление экстремистских воздействий через социальные сети и выделены основные причины, приводящие подростков к вступлению в экстремистские объединения и группировки. Было выявлено, что для более продуманной и эффективной профилактики экстремизма необходимо выяснить причину появления экстремистских наклонностей.
В России действует не одна экстремистская группировка, поэтому нужно уметь бороться с ними. Объясняется такое поведение тем, что экономика, уголовно-правовая, уголовно-исполнительная политика страны 97
находятся на низком уровне. То, что культура населения плохо развита, из взрослых мало, кто знает об опасностях в социальных сетях, что передается и подросткам, которые не задумываясь регистрируются там, где не нужно было бы, все это помогает экстремистским группировкам овладевать все большим количеством подростков, вербуя их [18].
Так как экстремисты нарушают безопасность в стране, необходимо бороться с такими течениями. На сегодняшний день в связи с расширением количества пользователей в сети интернет, растет и количество группировок экстремистской направленности. Количество преступлений увеличилось в разы, так как все сложнее отследить как работает социальная сеть, как экстремисты вербуют новых членов.
Через интернет-ресурсы можно добиться знакомства с незнакомым человеком, говорить ему все, что хочется, посылать любые фотографии и за то, что самое интересное, ничего не будет. Так как отследить, кто этим занимается очень сложно. Сейчас в социальных сетях начали банить и закрывать странички с явно экстремистской направленностью. Но все равно, туда попадают видеоролики с таким деструктивным содержанием, что отражается на психике подростка, которая носит еще непостоянный и неустойчивый характер [56].
Еще стоит отметить, что пропаганда ведется в основном против подрастающего поколения, так как подростки больше подвержены убеждению в чем-либо. Ведь у них менее устойчива психика, плохо сформировавшиеся представления о себе, о своих целях в жизни. Значит, именно с ними проще всего работать, призывая к противоправным деяниям. Поэтому если было замечено нечто, связанное с экстремистской деятельностью, то родителям и учителям просто необходимо привлекать психолога, чтобы тот помог создать условия для личностного роста подростка, развития жизненно необходимых навыков и формирование адекватного поведения, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у подростков со сложностями социальной адаптации. Важно воспитывать в молодежи любовь к ближнему, в том числе иностранным гражданам, для того чтобы они не совершали против них противоправных действий.
Каждый год появляется все больше возможностей бороться с экстремистскими организациями, которых очень много в сети интернет, поэтому десятки из них пресекаются, но все равно появляются новые и остаются старые, не найденные. Поэтому важно решать вопрос, связанный с психопрофилактикой подростков.
Особенно легко вовлекаются в экстремистские организации молодежь и подростки, как самая социально активная и легко внушаемая часть населения в силу психофизиологических особенностей своего возраста.
Целью исследования были разработка и реализация проекта по психопрофилактике вовлечения подростков в экстремистские группы социальных сетей посредством тренингов.
В ходе достижения цели решены следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы влияния социальных сетей на подростков и вовлечения их в экстремистские группы.
2. Изучить основные подходы по психопрофилактике вовлечения подростков в экстремизм посредством социальных сетей
3. Разработать и реализовать психопрофилактическую работу и описать результаты.
В ходе выполнения работы были рассмотрены основные подходы, которые помогают предупредить проявление экстремистских воздействий через социальные сети и выделены основные причины, приводящие подростков к вступлению в экстремистские объединения и группировки. Было выявлено, что для более продуманной и эффективной профилактики экстремизма необходимо выяснить причину появления экстремистских наклонностей.
В России действует не одна экстремистская группировка, поэтому нужно уметь бороться с ними. Объясняется такое поведение тем, что экономика, уголовно-правовая, уголовно-исполнительная политика страны 97
находятся на низком уровне. То, что культура населения плохо развита, из взрослых мало, кто знает об опасностях в социальных сетях, что передается и подросткам, которые не задумываясь регистрируются там, где не нужно было бы, все это помогает экстремистским группировкам овладевать все большим количеством подростков, вербуя их [18].
Так как экстремисты нарушают безопасность в стране, необходимо бороться с такими течениями. На сегодняшний день в связи с расширением количества пользователей в сети интернет, растет и количество группировок экстремистской направленности. Количество преступлений увеличилось в разы, так как все сложнее отследить как работает социальная сеть, как экстремисты вербуют новых членов.
Через интернет-ресурсы можно добиться знакомства с незнакомым человеком, говорить ему все, что хочется, посылать любые фотографии и за то, что самое интересное, ничего не будет. Так как отследить, кто этим занимается очень сложно. Сейчас в социальных сетях начали банить и закрывать странички с явно экстремистской направленностью. Но все равно, туда попадают видеоролики с таким деструктивным содержанием, что отражается на психике подростка, которая носит еще непостоянный и неустойчивый характер [56].
Еще стоит отметить, что пропаганда ведется в основном против подрастающего поколения, так как подростки больше подвержены убеждению в чем-либо. Ведь у них менее устойчива психика, плохо сформировавшиеся представления о себе, о своих целях в жизни. Значит, именно с ними проще всего работать, призывая к противоправным деяниям. Поэтому если было замечено нечто, связанное с экстремистской деятельностью, то родителям и учителям просто необходимо привлекать психолога, чтобы тот помог создать условия для личностного роста подростка, развития жизненно необходимых навыков и формирование адекватного поведения, конструктивных способов решения проблем, позволяющих противостоять негативным ситуациям у подростков со сложностями социальной адаптации. Важно воспитывать в молодежи любовь к ближнему, в том числе иностранным гражданам, для того чтобы они не совершали против них противоправных действий.
Каждый год появляется все больше возможностей бороться с экстремистскими организациями, которых очень много в сети интернет, поэтому десятки из них пресекаются, но все равно появляются новые и остаются старые, не найденные. Поэтому важно решать вопрос, связанный с психопрофилактикой подростков.





