Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МИНИ-МУЗЕЙ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №164573

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы109
Год сдачи2018
Стоимость4650 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
15
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Понятие инициативы и самостоятельности в психолого­педагогической науке 8
1.2. Особенности инициативы и самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 15
1.3. Условия развития инициативы и самостоятельности детей
старшего дошкольного возраста средствами мини-музея 22
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 32
ГЛАВА 2. ОПЫТНО - ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ИНИЦИАТИВЫ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА 34
2.1. Изучения инициативы и самостоятельности детей старшего
дошкольного возраста 34
2.2. Реализация условий развития инициативы и самостоятельности
детей старшего дошкольного возраста средствами мини-музея 53
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы и их
интерпретация 61
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 76
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИОК 83
ПРИЛОЖЕНИЯ 87

Проблема формирования самостоятельности и инициативы детей все чаще становятся объектом повышенного внимания ученых и педагогов. Это связано с необходимостью решения проблемы подготовки подрастающего поколения к жизни в современном обществе и практикоориентированном подходе к организации образовательного процесса на дошкольной ступени образования. Жизнь во всех ее проявлениях становится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные, привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач, способность самостоятельно их ставить и решать [21, С. 17].
Целесообразность формирования на этапе дошкольного детства личности, не пассивно созерцающей действительность, а активно преобразующей ее, обозначена в ряде исследований и нормативных правовых документах. Так, в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования отмечено, что необходимо «побуждать детей к инициативе и самостоятельности» [33, С. 4].
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к готовности детей к школьному обучению. Среди качеств будущего школьника исследователи особо выделяют самостоятельность и инициативу ребенка, как главнейшее условие развития его личности в целом [14, С. 153].
В наше время многие родители дают немного возможностей в развитии самостоятельности своего ребенка. В виду своей занятости предпочитают сделать за него сами, тем самым лишая ребенка возможности научиться делать самому. В современной семье ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа-средой. Электронные интерактивные игрушки, игровые приставки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в досуговой деятельности дошкольников, накладывая определённый отпечаток на формирование их психофизических качеств и развитие личности. Дети становятся менее инициативными и самостоятельными , наблюдается
отсутствие познавательно - исследовательских умений и навыков, они не умеют и не учатся работать с информацией, так как компьютер выдаёт уже готовые ответы, стоит только нажать на кнопку. В этом случае перед педагогом стоит задача развития инициативы и самостоятельности детей, создание условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей, и оказания помощи родителям в развитии этих жизненно важных качеств детей.
В исследованиях Гуськовой Т., Ермак Н. говорится о том, что самостоятельность - это качество, преломляемое поведение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление к самостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления [8, С. 192]. Такие известные психологи как Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют это тем, что на пороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Отделение себя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладения телом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношения ребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоваться теми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким же независимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается не только в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так, а не иначе [11, С. 65-69].
Проблема развития самостоятельности детей до сегодняшнего дня так и не нашла в реальной практике дошкольного образования своего решения. С.Л. Рубинштейн писал о том, что в отечественной науке нет единого понимания сущности самостоятельности, определения ее места в структуре личности и твердых рекомендаций по ее формированию. Реальные условия в дошкольном образовательном учреждении часто не предполагают практической реализации деятельности, возникающей по инициативе самого ребенка и отвечающей его потребностям и интересам. Уделяя максимум внимания решению задач обучения и воспитания, педагоги активно 4
организуют деятельность детей, направляют и регулируют ее. Однако зачастую это приводит к тому, что подобная организованная деятельность не переходит на уровень самостоятельной деятельности, а значит, не получает условий для собственного становления [28, С. 137].
Сегодня педагоги, стремясь развивать самостоятельность детей, вынуждены искать новые способы, совмещая традиционные методы работы с инновационными, среди которых методы музейной педагогики. Интеграция различных видов деятельности детей в образовательном процессе позволяет утверждать более широкие, воспитательные и обучающие возможности музейной педагогики. Музейная педагогика является технологией личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика, как научная дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривает музей как образовательную систему, то есть она способна решать образовательную, развивающую, просветительскую и воспитательную задачи. Свободная, разнообразная деятельность в условиях обогащенной развивающей среды мини-музея позволит ребенку получить положительные эмоции, проявить инициативу, любознательность, познать окружающее без принуждения, стимулировать стремление к самостоятельному творческому отображению познанного.
Таким образом, можно говорить о существовании противоречий между:
• требованиями общества к качествам новой, современной личности и существующей системой образовательной работы с детьми;
• между новыми требованиями к организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста и возможностями их реализации современными педагогами;
• между потребностью педагогов и родителей в методических материалах по развитию инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста и отсутствием необходимых для этого методических разработок.
Выявленные противоречия, их теоретическая и практическая значимость, позволили сформулировать проблему исследования: потребность психологов, педагогов и родителей в совершенствовании методов и методик развития самостоятельности и инициативы детей с учетом возрастных особенностей становления этих качеств ребенка.
Таким образом, актуальным становится вопрос о средствах развития инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста, что и определило тему нашей выпускной квалификационной работы: «Мини­музей как средство развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования: процесс развития инициативы и
самостоятельности детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: условия развития инициативы и
самостоятельности детей дошкольного возраста средствами мини-музея.
Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и
экспериментально проверить условия, при которых мини-музей становится средством развития инициативы и самостоятельности старших дошкольников.
Задачи исследования:
1. уточнить понятия инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста;
2. подобрать диагностический инструментарий для изучения уровня развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста;
3. обосновать и реализовать в практике работы детского сада условия, при которых мини-музей становится средством развития инициативы и самостоятельности старших дошкольников;
описать результаты развития инициативы и самостоятельности
детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: мини-музей становится средством развития самостоятельности и инициативы при следующих условиях:
• содержание экспозиций соответствует возрасту детей, их потребностям и интересам;
• ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать, изучить и применить предметы (экспонаты) в различных видах деятельности;
• экспозиции мини-музея создаются совместно с детьми и их родителями.
Методы исследования:
• теоретические: анализ, синтез и обобщение содержания
психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативно-правовых документов; моделирование условий предстоящей деятельности;
• эмпирические: включенное наблюдение (А.М. Щетинина «Карта проявлений самостоятельности», «Карта проявлений инициативности»), педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы исследования и полученные результаты могут быть использованы в работе психологов и педагогов для развития инициативы, и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами мини­музея.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой теме показал, что проблема формирования и развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в условиях семьи и дошкольного учреждения изучалась и изучается многими отечественными и зарубежными педагогами и психологами. Исходя из этого были взяты за основу определения понятий:
Самостоятельность - одно из ведущих качеств личности, выражающееся в умении поставить определенную цель, настойчиво добиваться ее выполнения собственными силами, ответственно относиться к своей деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений.
Инициатива - это первый шаг в каком-либо начинании, внутренний толчок, побуждающий к новым идеям и решениям в различных сферах деятельности, форма проявления активности и руководящих способностей.
Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы отметить, что самостоятельность дошкольника - это стремление и умение ребенка настойчиво решать задачи деятельности, независимо от взрослого, мобилизуя имеющийся опыт, знания, поисковые действия. Самостоятельность и инициатива являются показателем социально-личностного созревания и готовности к школьному обучения. В старшем дошкольном возрасте инициатива и самостоятельность проявляются значительно
дифференцированнее и разнообразнее. Инициатива ребят направляется уже на то, чтобы действовать по-своему, т.е. вопреки требованиям взрослых. Дети старшего дошкольного возраста могут и умеют направлять свою инициативу на то, чтобы лучше и быстрее выполнить порученное им или задуманное ими дело в соответствии с требованиями старших.
Для изучения развития инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста мы применяли метод наблюдений. По нашему мнению, с помощью наблюдения можно изучить большое количество явлений и объектов, получить более подробные данные об особенностях развития инициативы и самостоятельности детей. Так как проявить эти качества ребенок может только в свободной самостоятельной деятельности.
Для этого мы использовали диагностический инструментарий А.М. Щетининой: «Карта проявлений самостоятельности», «Карта проявлений инициативы».
Данное исследование было проведено в двух старших группах муниципального детского сада г. Красноярска. В исследовании приняли участие 50 детей, по 25 детей в каждой. Первая группа составила экспериментальную группу, вторая - контрольную. Возраст детей от 4 лет 9 месяцев до 5 лет 10 месяца. Экспериментальная работа длилась около двух месяцев. Работа была направлена на организацию педагогических условий развития самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста по средствам мини-музея.
Для реализации условия - содержание экспозиций соответствует возрасту детей, их потребностям и интересам - ежедневно проводилось: наблюдение за деятельностью детей, с целью выявления их интересов; беседы в ходе занятий или группового сбора, где дети делись своими высказываниями, презентовали продукты своей деятельности, планировали свою деятельность, определяли темы будущих экспозиций в мини-музее, задавали вопросы и искали пути их решения.
При реализации условия - ребенку предоставляется возможность самостоятельно обследовать, изучить и применить предметы (экспонаты) в различных видах деятельности была организована интерактивная предметно­пространственная среда, которая стимулировала детей на проявление инициативы и самостоятельности не только в самом музее, но и в группе и дома.
При реализации условия - экспозиции мини-музея создаются совместно с детьми и их родителями, родители активно принимали участие в создании экспозиций мини-музея, оказывая помощь в сборе материалов и создании экспонатов, помогали детям подготовить презентации и доклады на тему «Защитники нашей Родины», совместно с детьми создавали разнообразные коллекции, виды театров, поделки - экспозиции для музея, а 81
также книги-самоделки по темам: «Какие бывают динозавры», «Друзья деды Морозы», «Космос изучая - космонавтами мы стать желаем», участвовали в роли экскурсоводов, тем самым вызвав у ребенка чувство гордости и желание самому попробовать провести экскурсию.
При сопоставлении результатов констатирующего и контрольного эксперимента в экспериментальной группе было выявлено, что в том и другом случае стал преобладать высокий уровень развития, который равен 52% и 68% соответственно. Количество детей со средним уровнем развития проявлений самостоятельности уменьшилось на 20%, проявлений инициативы уменьшилось на 16%. Количество детей с высоким уровнем развития проявлений самостоятельности увеличилось на 36%, проявлений инициативы увеличилось на 28%. За счет уменьшения количества детей, имеющих низкий и средний уровень развития проявлений самостоятельности и инициативы, увеличилось количество детей, показавших высокий уровень развития проявлений самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста. Наиболее развитым критерием проявлений самостоятельности детей старшего дошкольного возраста оказался «Умеет найти себе дело», наименее развитым критерием проявлений самостоятельности детей старшего дошкольного возраста оказался «Негативно относится к какой-либо помощи со стороны взрослого или сверстников»; наиболее развитым критерием проявлений инициативы детей старшего дошкольного возраста оказался «Испытывает радость от внимания к нему со стороны взрослого и сверстников», наименее развитым критерием проявлений инициативы детей старшего дошкольного возраста оказался «Перехватывает у сверстников инициативу в выполнении задания». И так, мы можем утверждать, что организованные педагогические условия способствуют развитию самостоятельности и инициативы детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, гипотеза, сформулированная в начале исследования, нашла свое подтверждение, цель достигнута, задачи решены.


1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избр. психол. труды. М.: Московский психолого-социальный ин-т, 2006. С. 52.
2. Акулова Е.И. Формируем у детей самостоятельность и ответственность // Дошкольное воспитание.2009. №9. С 52-58.
3. Безрукова М. И., Волкова Н. Н. Музейная педагогика в системе дошкольного образования и воспитания // Образование и воспитание. 2018. №3. С. 9-11. URL https://moluch.ru/th/4/archive/94/3351/ (дата обращения: 27.10.2018).
4. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008. С. 53-54.
5. Большой Энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2000. С. 492.
6. Борисова О.Ф. Самостоятельность как база формирования
социальных компетенций дошкольника // Детский сад от А до Я. 2008. №1.
С. 124-132.
7. Буре Р.С. Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений, студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников. 3-е изд., перераб. и доп. М.: «Ювета», 2001. С.100.
8. Воспитываем дошкольников самостоятельными: Сборник статей - Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб: Детство-ПРЕСС, 2000. С.192.
9. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика-Пресс, 1999. С. 536.
10. Гуськова Т.В. Что такое самостоятельный ребенок //Дошкольное воспитание.1988. №11. С.60-64.
11. Гуськова Т.В. Можно ли воспитать ребенка самостоятельным? // Дошкольное воспитание. 1988. № 8. С.65-69.
12. Дуброва В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольника в семье. Методические рекомендации. М.: Просвещение, 2001. С. 25
13. Иванов В.Д. Самодеятельность, самостоятельность,
самоуправление, или несколько историй из жизни школьников с вопросами письмами, монологами и документами: Кн. для старшеклассников. М.: Просвещение, 1991. С. 120.
14. Красникова А.Н. Воспитание инициативы и самостоятельности детей // Воспитание и обучение: теория, методика и практика. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. Чебоксары.: Центр науч. сотрудничества "Интерактив плюс", 2015. С. 153­156.
15. Коняева Е.А., Павлова Л.Н. Краткий словарь педагогических понятий: учебное издание / Е.А. Коняева, Л.Н. Павлова. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2012. С. 118...37


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ