Сетевое коммуникационное пространство «Перспектива» ^КПП) как образовательная среда формирования личности современного школьника.
|
Введение 2
Глава 1. Теоретическое обоснование сетевого коммуникационного пространства «Перспектива» как образовательной среды развития личности современного школьника 5
1.1 Образовательная среда. Определение, характеристика, типы
образовательных сред 5
1.2 Школьники старших классов как субъекты развития в образовательной
среде 17
1.3 Сетевое коммуникационное пространство «Перспектива». История
возникновения, структура, характеристика 23
Вывод по главе 1 34
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование образовательной среды
СКПП 36
2.1 Этапы опытно-экспериментальной работы 36
2.2 Анализ результатов 37
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
БИБЛИОГРАФИЯ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
Глава 1. Теоретическое обоснование сетевого коммуникационного пространства «Перспектива» как образовательной среды развития личности современного школьника 5
1.1 Образовательная среда. Определение, характеристика, типы
образовательных сред 5
1.2 Школьники старших классов как субъекты развития в образовательной
среде 17
1.3 Сетевое коммуникационное пространство «Перспектива». История
возникновения, структура, характеристика 23
Вывод по главе 1 34
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование образовательной среды
СКПП 36
2.1 Этапы опытно-экспериментальной работы 36
2.2 Анализ результатов 37
Выводы по главе 2 46
Заключение 47
БИБЛИОГРАФИЯ 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3 54
В современном мире очень большое внимание уделяется социальным сетям, как среди взрослых, так и среди школьников, а особенно среди школьников старших классов. Интернет прочно вошёл в нашу жизнь, и теперь мы уже не можем представить свое существование без посещения своих страничек в социальных сетях как минимум несколько раз в неделю. Влияние социальных сетей на человека все больше и больше заботит ученых со всего мира - результаты исследований довольно неутешительные. Социальные сети появились относительно недавно, вызвав огромный интерес у пользователей всемирной паутины. Общение, поиск информации и друзей по интересам, обмен новостями, возможность слушать музыку, смотреть видео и фотографии, все это, кажется, было всегда и сложно себе представить, что когда-то люди жили без профиля в социальной сети. Современные школьники нередко получают навыки работы с персональным компьютером еще до того, как поступают в школу. Сначала школьники осваивают игры, но, как только у них появляются навыки чтения и письма, ничего не может им помешать завести свою страничку в любой социальной сети. Современные старшеклассники слишком много времени тратят на бессмысленное времяпрепровождение в социальных сетях. Россияне сегодня находятся по этому показателю на втором месте в мире. Школьники заводят свою страничку на просторах интернета в среднем в возрасте 10 лет. 30% из них уверены, что родители были бы недовольны, если бы узнали, чем они там занимаются. Мягко говоря, статистика неутешительная. Современный старшеклассник, получивший доступ к собственному профилю в социальной сети, получает новые возможности, но вопрос в том, насколько эти возможности для него полезны.
В настоящее время по-прежнему актуальным для одаренных школьников является участие во Всероссийских олимпиадах. Награды во Всероссийских олимпиадах не только повышают престиж школьников, но и дают право поступить без экзаменов в некоторые учебные заведения. В Красноярском крае большое внимание уделяется подготовке школьников к олимпиадам различного уровня. В течение года для одаренных школьников устраивают интенсивные краткосрочные образовательные школы, где профессионалы - предметники, члены жюри региональных этапов Всероссийских олимпиад готовят их к участию в олимпиадах. В последние годы в интернете появилась и активно функционирует группа «Школа Перспектива» «ВКонтакте», которая оказывает большое влияние на жизнь и деятельность одаренных школьников. Представляется интересным исследовать структуру этой группы и её влияние на категорию школьников, интересующихся определенной областью знаний и пробующих свои силы в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Объектом нашего исследования является образовательная среда сетевого коммуникационного пространства «Перспектива», далее сокращенно СКПП.
Предмет
СКПП «Перспектива» как образовательная среда формирования личности современного школьника.
Цель исследования: -
Доказать, что СКПП является образовательной средой развития личности современного школьника.
Задачи
1. Определить, что такое образовательная среда.
2. Нарисовать психолого-педагогический портрет школьников старших классов как субъектов развития в образовательной среде школы
3. Охарактеризовать СКИП «Перспектива» как образовательную среду
4. Выявить условия образования личности в среде СКИП.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению условий развития личности современного школьника в СКПП.
Гипотеза
Условиями развития личности в образовательной среде СКПП являются:
1. Включенность в образовательное сообщество.
2. Предметная подготовка. Общение с высококвалифицированными специалистами-предметниками.
3. Конкуренция в интеллектуально-образовательной среде.
4. Возможность творческой самореализации.
5. Возможность профессиональных проб, использование навыков,
полученных в очных сессиях «Перспектива» в разнообразных формах деятельности.
Теоретико-методологическими основаниями квалификационной работы являются исследования:
Образовательной среды Я.Корчака, Ясвина, В.И.Панова, К.Левина
Развития личности Д.Б.Эльконина, В.И.Слободчикова
Педагогических условий развития личности И.А.Зимней.
В работе используются методы: аналитический, моделирующий, метод анкетирования, методы математической статистики.
В настоящее время по-прежнему актуальным для одаренных школьников является участие во Всероссийских олимпиадах. Награды во Всероссийских олимпиадах не только повышают престиж школьников, но и дают право поступить без экзаменов в некоторые учебные заведения. В Красноярском крае большое внимание уделяется подготовке школьников к олимпиадам различного уровня. В течение года для одаренных школьников устраивают интенсивные краткосрочные образовательные школы, где профессионалы - предметники, члены жюри региональных этапов Всероссийских олимпиад готовят их к участию в олимпиадах. В последние годы в интернете появилась и активно функционирует группа «Школа Перспектива» «ВКонтакте», которая оказывает большое влияние на жизнь и деятельность одаренных школьников. Представляется интересным исследовать структуру этой группы и её влияние на категорию школьников, интересующихся определенной областью знаний и пробующих свои силы в конкурсах и олимпиадах различного уровня.
Объектом нашего исследования является образовательная среда сетевого коммуникационного пространства «Перспектива», далее сокращенно СКПП.
Предмет
СКПП «Перспектива» как образовательная среда формирования личности современного школьника.
Цель исследования: -
Доказать, что СКПП является образовательной средой развития личности современного школьника.
Задачи
1. Определить, что такое образовательная среда.
2. Нарисовать психолого-педагогический портрет школьников старших классов как субъектов развития в образовательной среде школы
3. Охарактеризовать СКИП «Перспектива» как образовательную среду
4. Выявить условия образования личности в среде СКИП.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по выявлению условий развития личности современного школьника в СКПП.
Гипотеза
Условиями развития личности в образовательной среде СКПП являются:
1. Включенность в образовательное сообщество.
2. Предметная подготовка. Общение с высококвалифицированными специалистами-предметниками.
3. Конкуренция в интеллектуально-образовательной среде.
4. Возможность творческой самореализации.
5. Возможность профессиональных проб, использование навыков,
полученных в очных сессиях «Перспектива» в разнообразных формах деятельности.
Теоретико-методологическими основаниями квалификационной работы являются исследования:
Образовательной среды Я.Корчака, Ясвина, В.И.Панова, К.Левина
Развития личности Д.Б.Эльконина, В.И.Слободчикова
Педагогических условий развития личности И.А.Зимней.
В работе используются методы: аналитический, моделирующий, метод анкетирования, методы математической статистики.
В первой главе своей работы мы проанализировали современные исследования ученых относительно образовательной среды. Затем, для того, чтобы определить развивающий потенциал образовательной среды СКПП «Перспектива», мы провели ее экспертизу - описали ее на основе системы параметров модели В.Я. Ясвина. Анализ показал, что образовательная среда СКПП является творческой образовательной средой, в которой ребенок является активным и свободным и в полной мере реализует свой творческий потенциал, стремится к самоактулизации и не подчиняется слепо и пассивно догмам и установкам.
Рассмотрев механизмы влияния образовательной среды на социально - личностный онтогенез, мы выявили условия образования личности школьника в среде СКПП:
• Включенность в образовательное сообщество.
• Предметная подготовка. Общение с высококвалифицированными специалистами-предметниками.
• Конкуренция в интеллектуально-образовательной среде.
• Возможность творческой самореализации.
• Возможность профессиональных проб, использование навыков, полученных в очных сессиях «Перспектива» в разнообразных формах деятельности.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлось доказательство влияния среды СКИП на развитие личности школьников, участников проектов СКИП «Перспектива»
Для реализации данной цели необходимо были решены следующие задачи:
1 Диагностика выраженности условий СКИП (выявленных в первой главе).
2 Диагностика влияния условий на личность старшеклассников
Исследование проводилось на базе сетевого сообщества участников коммуникационного пространства «Перспектива».
Срок исследования - ноябрь 2014 - май 2015
Выборка: учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий Красноярского края, всего 20 человек, из них 11 девочек, 9 мальчиков.
Диагностика наличия образовательных условий СКПП определялась с помощью разработанного автором опросника «Условия образовательной среды».
Диагностика чувств и ощущений, которые испытывают школьники в двух образовательных средах: в СКПП и в той школе, в которой они обучаются, определялась с помощью опросника «Чувства в школе» С.В. Левченко.
В результате диагностики наличия образовательных условий СКПП выяснилось, что четыре из пяти условий полностью реализуются в сетевом образовательном пространстве «Перспектива» и одно из них - на 80%.
Сравнение чувств, которые школьники испытывают в СКИП и своих школах, показали, что отношения школьников к образовательной среде «Перспектива» более положительные, а значит, развитие личности одаренного школьника (по концепции В.Н.Мясищева) происходит в ней намного эффективней.
Коэффициент корреляции по К. Пирсону между условиями в СКИП и чувствами участников достигал уровня статистической значимости (0.36). Это свидетельствует о процессе развития личности современного школьника в условиях образовательной среды СКПП.
Рассмотрев механизмы влияния образовательной среды на социально - личностный онтогенез, мы выявили условия образования личности школьника в среде СКПП:
• Включенность в образовательное сообщество.
• Предметная подготовка. Общение с высококвалифицированными специалистами-предметниками.
• Конкуренция в интеллектуально-образовательной среде.
• Возможность творческой самореализации.
• Возможность профессиональных проб, использование навыков, полученных в очных сессиях «Перспектива» в разнообразных формах деятельности.
Во второй главе была проведена опытно-экспериментальная работа, целью которой являлось доказательство влияния среды СКИП на развитие личности школьников, участников проектов СКИП «Перспектива»
Для реализации данной цели необходимо были решены следующие задачи:
1 Диагностика выраженности условий СКИП (выявленных в первой главе).
2 Диагностика влияния условий на личность старшеклассников
Исследование проводилось на базе сетевого сообщества участников коммуникационного пространства «Перспектива».
Срок исследования - ноябрь 2014 - май 2015
Выборка: учащиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий Красноярского края, всего 20 человек, из них 11 девочек, 9 мальчиков.
Диагностика наличия образовательных условий СКПП определялась с помощью разработанного автором опросника «Условия образовательной среды».
Диагностика чувств и ощущений, которые испытывают школьники в двух образовательных средах: в СКПП и в той школе, в которой они обучаются, определялась с помощью опросника «Чувства в школе» С.В. Левченко.
В результате диагностики наличия образовательных условий СКПП выяснилось, что четыре из пяти условий полностью реализуются в сетевом образовательном пространстве «Перспектива» и одно из них - на 80%.
Сравнение чувств, которые школьники испытывают в СКИП и своих школах, показали, что отношения школьников к образовательной среде «Перспектива» более положительные, а значит, развитие личности одаренного школьника (по концепции В.Н.Мясищева) происходит в ней намного эффективней.
Коэффициент корреляции по К. Пирсону между условиями в СКИП и чувствами участников достигал уровня статистической значимости (0.36). Это свидетельствует о процессе развития личности современного школьника в условиях образовательной среды СКПП.





