ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ 6
1.1. Характеристика технической подготовки спортсмена-волейболиста. . .. 6
1.2. Овладение спортивной техникой волейбола в процессе обучения 9 t
1.3. Примерные комплексы упражнений для совершенствования технических приемов волейбола 22
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 66
2.1. Методы исследования 36
2.2. Организация исследования 38
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ.. .40
3.1. Анализ проведенного опроса и тестирования уровня физической подготовленности 40
3.2. Определение исходного технико-тактического уровня
подготовленности единоборцев и анализ полученных результатов 41 *
3.3. Обоснование методики индивидуализации скоростно-силовой подготовки волейболисток в подготовительном периоде на основе предрасположенности к развитию определенных физических качеств 66
ВЫВОДЫ 55
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 58
Актуальность исследования.
Волейбол - игра, спорт, который отличается большой эмоциональностью и интеллектуальностью. Основными видами двигательных актов волейболистов являются быстрые перемещения, прыжки, броски при приёме мяча, выполнение которых связано с определённым риском и требует смелости и самообладания. Все двигательные акты очень изменчивы. Внезапность, молниеносность и точность действий в волейболе вызывают необходимость развивать у игроков быстроту реакции, а также быстроту движений, которые связаны с высокой скоростью полёта мяча. Почти все действия в волейболе происходят на основе зрительных восприятий.
Умение видеть положение и перемещение игроков на площадке, движение мяча, а также быстро ориентироваться в сложившихся условиях - одно из важнейших качеств волейболиста. При выполнении какого-либо технического приёма спортсмен должен не только отыскать правильный тактический ход, но и реализовать его. Высокий темп игры, её длительность, напряжённость соревновательной борьбы, готовность к выполнению ответных действий в условиях дефицита времени, результативный характер каждого приёма и большая ответственность каждого действия.
Волейбол предъявляет большие требования к волевым качествам спортсменов. При равном техническом мастерстве побеждает команда, игроки которой проявляют большую волю к победе. Во время проведения Олимпийских игр, в Афинах, мы стали - свидетелями того, что волейбол является одним из самых зрелищных, эмоциональных, интеллектуальных, активных и красивых видов спорта. Каждый игрок должен уметь правильно выбрать место, уметь ориентироваться на площадке, маскировать свои действия, с наибольшей выгодой для команды применять технические приёмы. Поэтому техника и тактика является основой игры в волейбол.
Объект исследования: учебно-тренировочный процесс по волейболу девушек 15-17 лет (группы СС).
Предмет исследования: техническая подготовка спортсменок- волейболисток группы спортивного совершенствования ДЮСШ.
Цель: разработка методики технической подготовки и выявление особенностей обучения волейболу начинающих.
Исходя из цели поставлены следующие задачи исследования:
1. Проанализировать и обобщать по данным литературы основы спортивной тренировки волейболистов.
2. Изучить методики видов подготовки, их взаимосвязь в процессе подготовки волейболистов.
3. Разработать методику технической подготовки волейболистов в условиях сельской местности и обосновать ее эффективность. Гипотеза: мы предположили, что разработка программы обучения и внедрение ее в тренировочный процесс позволит повысить технико-тактический уровень спортсменок-волейболисток. Также мы предположили, что у спортсменов волейболистов, требующих повышенного проявления двигательных способностей, на определенном этапе подготовки, особенно на этапе спортивного совершенствования, должно происходить относительное усиление всех компонентов тренировки, которые обеспечивают избирательно направленное воздействие на региональные механизмы локомоторных способностей, координационно проявляемых вместе с тем в форме целостных двигательных действий в волейболе. Отсюда особо актуальной становится проблема разработки эффективных средств и методов относительно локализованного воздействия, определение места и динамики связанных с ними нагрузок в системе построения интегральной подготовки.
Научная новизна:
• Проанализирована и обобщена по данным литературы основы спортивной тренировки волейболистов, изучены методики видов подготовки, их взаимосвязь в процессе подготовки волейболистов.
• Разработана методика технической подготовки волейболистов в условиях сельской местности и обоснована ее эффективность.
Практическая значимость.
Наши разработки, полученные результаты педагогического эксперимента и их анализ позволят представить их в определенной' системе «методических указаний» обучения спортивной игры в волейбол, для специалистов, работающих в ДЮСШ.
В заключении по результатам исследования сделаны следующие выводы:
1. Особенностями современной методики cкорocтнo-cиловoй подготовки волейболисток являются: применение в качестве основных средств прыжковых, беговых упражнений, упражнений с различным весом; использование повторного, интервального, соревновательного, кругового методов; осуществление индивидуального подхода к игрокам в тренировке с учетом состояния здоровья физического развития, физической подготовленности.
2. Результаты опроса тренеров и спортсменок-волейболисток позволили установить, что большинство тренеров не учитывают в процессе тренировки индивидуальные особенности генетической предрасположенности волейболисток к развитию определенных физических качеств.
3. Экспериментально доказана эффективность методики технической подготовки волейболисток. По окончании эксперимента у спортсменок в экспериментальной группе показатели скоростно-силовой подготовленности оказались достоверно выше (при Р<4,45), чем в контрольной группе. Прирост результатов в контрольной группе произошел на 6-12% от исходного, а в экспериментальной группе - на 3,3-24% и выше. Наиболее существенные изменения отмечены в упражнениях на прыгучесть: в прыжках вверх с места в экспериментальной группе волейболистки показали результаты в среднем на 5 см, а в прыжках вверх с разбега - на 9 см выше, чем в контрольной группе. В ударных движениях верхними конечностями между группами достоверных различий не выявлено, но в экспериментальной группе обнаружена динамика в достоверном улучшении результатов в атакующих действиях спортсменок: волейболистки экспериментальной группы стали выигрывать за счет атаки в среднем 12 очков за игру, а волейболистки контрольной группы - 9 очков.
4. Опираясь на результату: педагогического эксперимента, можно отметить достоверные положительные изменения в развитии специальных знаний, умений и навыков по волейболу, двигательных и умственных способностей у учащихся экспериментальных групп. Проведенный эксперимент в учебно-тренировочном процессе позволяет утверждать, что методика подготовки волейболистов имеет достаточно высокий эффект.
Таким образом, результаты проведенного исследования, показали, что изменения, произошедшие в параметрах технической подготовленности спортсменок, улучшении результативности атакующих действий волейболисток свидетельствуют о ценности выдвинутой гипотезы, эффективности разработанной методики.
1. Артамонова А. А. Учет индивидуально-типологических особенностей в подготовке спортсменок-волейболисток [Текст] / А. А. Артамонова, Ф. И. Собянин // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 3(22). — С.69-71. (авт. вкл. 0,2 п. л.).
2. Артамонова А. А. Выявление предрасположенности волейболисток к развитию физических качеств на основе генетического анализа крови [Текст] / А. А. Артамонова, Ф. И. Собянин, М. И. Чурносов // Культура физическая и здоровье. - 2009. - № 4(23). - С.69-71. (авт. вкл. 0,2 п. л.).
3. Артамонова А. А. Индивидуализация скоростно-силовой подготовки волейболисток учебно-тренировочной группы на основе генетической предрасположенности к развитию физических качеств [Текст] / А. А. Артамонова // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 3 (33). - С. 47-50.
4. Артамонова А. А. Индивидуальные особенности волейболисток в спортивной подготовке [Текст] / А. А. Артамонова, Ф. И. Собянин // Современные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции. - Курск: Изд-во КГУ, 2009. - С. 188-191. (авт. вкл. 0,1 п. л.).
5. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с.
6. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.
7. Бабич Ю.В., Пшеничников Г.Н. Методика применения ритмической гимнастики в 5-7 классах // Состояние и перспективы совершенствования физической культуры в системе образования: Тез. док. регион, науч.-практ. конф. - Омск, 1996. - 78 с.
8. Бавина Л.В. Физическое .воспитание в элементарной школе США: Автореф. дис... канд. пед. наук.- М., 1987. - 20 с.
9. Бальсевич В.К. Школьный вектор физической культуры человека
//Теория и практика физкультуры. - 1991. - № 7. - С. 38-39. «
10. Бальсевич В.К. Физическая подготовка в системе воспитания культуры здорового образа жизни человека //Теория и практика физкультуры. - 1990. - № 1. - С.22-26.
11. Барбарига А.А. В школах Англии //Физическая культура в школе. - 1967. - № 8. - С.62-64.
12. Барчукова Г.В. Настольный теннис. - М: ФиС, 1990
13. Баскетбол: Учебник для вузов физической культуры /Под ред. Ю.М.Портнова.- М., 2000.
14. Волейбол: Учебная программа для детско-юношеских школ олимпийского резерва.- М., 1994.
15. Волейбол: Учебник для институтов, академий ФК.-М.: Физкультура, образование, наука, 2000.
16. Железняк Ю.Д., Кунянский В.А. Волейбол: У истоков мастерства /Под ред. Ю.В.Питерцева.- М.:ФАИР-ПРЕСС, 1998.2.
17. Железняк Ю.Д., и Войлов А.А. Волейбол: учебник для институтов физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991.
18. Железняк Ю.Д. К мастерству в волейболе. - М.: Физкультура и спорт, 1978.
19. Железняк Ю.Д. Основы обучения волейболу детей 11-14 лет: методическое пособие. - М., 1961.
20. Железняк Ю.Д. Оборудование для занятий волейболом.// “Физкультура в школе”.
21. Железняк Ю.Д. Формирование двигательных навыков у юных волейболистов. М., 1972.
22. Игнатьева В.Я., Портнов Ю.М. Гандбол: учебник для ИФК.- М.:ФиС, 1996. ,
23. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу // «Физическая культура в школе», 1994 №1.
24. Костюков В .В. Дубовой А.Е. Опережающее обучение волейболу
// «Физическая культура в школе», 1994 №2. . ,
25. Костюков В.В. Дубовой А.Е. Опережающео обучение волейболу // «Физическая культура в школе», 1996 №1.
26. Костюков В.В., Чесноков Ю.Б., Тимохин А.В. Пляжный волейбол. - М., 1997 1
27. Масальгин Н.А. Математико-статистические методы в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1974. - 151 с.
28. Матвеев А.П., Петрова ТТЛ . Оценка качества подготовки выпускников основной школы по физической культуре. - М.: Дрофа, 2000. -С. 118-122.
29. Матвеев А.П., Алексеев 11.14., Афанасьев В.З. и др . Примерная учебная программа по физической культуре. Основная школа. - М., 19*97. С.9-16.
30. Матвеев Н.Н. Некоторые результаты иccлeдoвания эффективности системы физической культуры в школах Болгарии //Социальные проблемы физической культуры и здорового образа жизни детей. - Красноярск, 1990. -С. 142-151.
31. Матвеев Л.П. Основы спортивной М.:Физкультура и спорт, 1977. - 240 с.
32. Mатвeeв Л.П. И методика культуры. - М. : Физкультура и спорт, 1991. - 24 с.
33. Маркосьян А.А . Вопросы ^озраа^^^ю^й физиологии — М. , «Просвещение» 1974.
34. Мддееовв 'Упpaвлениe активностью учащихся в режиме учебного дня и физической подготовкой на уроках физической культуры: учебно-препод. пособие. - 2-е издание - Красноярск: РИО КГПУ, 2001. - С. 40¬56.
35. Настольная книга учителя физической культуры/Под ред. Л.Б.
Кофмана.-М.: ФиС, 1998. “
36. Никит^кин В.Г., Губа В.П. Методы отбора в игровые виды спорта.- М.:1998Правила игры по волейболу, гандболу, баскетболу, футболу, хоккею, теннису, настольному теннису, бадминтону, городкам (последние издания).
37. Программы: для школьных?: спортивных? секций по волейболу, баскетболу, гандболу, футболу (последние издания).
38. Прорраммы! по физической культуры? для учащихся 1 — 11 классов (последние выпуски).
39. Порннов Ю.М . Oзнoаы уп/аввян^^ия тpзниpвоoзнo-
сотевновательныа процессом в спортивных играх - М: ФиС, 1996.
40. Птpламнн М. Cпeцивлзнав фиаинсэрав ■пддro'оoэк•в
волейболистто - М.,: «Физкультура с спорт», 1969.
41. Cктpаизаьr е шры: Учебник для педагогических вузов- М.:Аэадемия,2000.
42. Фут^л: Ученикк ллв- ЗФФК- М.: Ф^^льт-раа, тTрaкQPзаиe» наука, 1999.
43. Фрамзкoв А.Г., KвдыPHeB'. Д>1 ]Kвнет0вл - М«Физкульщ-жв. и спорт», 1979.
44. Хохлов Г.Д. Физическое вотпиурние шкквьзаков Авежрии //Физкультура в школе. —1979. — №7. - С. 62-63.
45. Хлоддов ЖСК,., ]Уyзнeквв S.C. Теория физическогo воспитания и спорта: УчеTL пособие для студ. вышь заведений. - 2-е изд., ИНПР. и доп. — М.: Изд. Центр «А:крттмш», 2001.-С. 193-198.
46. Чекулаев- Н.Н, Мызан Г.И. Двигательные способности г. Хабаровска: Состояние и перспективы физической культуры в системе образования: Тез. док. регион, науч.-практ. конф. - Омск, 1996.
— 43 с.
47. Чехов О. Основы волейбола — Мл «Физкультура и спорт», 1979*.