Введение 3
Глава I. Пространство как семиотическая категория. «Сибирский текст» русской культуры 7
1.1. Т еория локальных текстов 7
1.2. «Сибирский текст» русской культуры 11
1.2.1. Термин «сибирская литература» в современных исследованиях 19
1.2.2. «Сибирская литература» и «Сибирский текст»: проблемы
соотношения 28
Глава II. М.А. Тарковский и современный литературный процесс 30
2.1. М.А. Тарковский: особенности самопрезентации, идеология, связь с литературными направлениями (на материале интервью, публицистики автора,
литературной критики) 30
2.1.1. Тема «судьбы» писателя: связь литературы и «жизни» 30
2.1.2. Идеологические взгляды художника: интервью и публицистика 33
2.1.3. М.А. Тарковский и литературные направления рубежа ХХ - ХХ1 века 43
Глава III. Репрезентация Сибири в творчестве М.А. Тарковского 48
3.1. «Сибирский текст» в малой прозе писателя 48
3.3. «Сибирский текст» в романе «Тойота-Креста»: 52
3.3.1. Роман и его место в творчестве автора, критическая рецепция текста 52
3.3.2. Своеобразие хронотопа 56
3.3.3. Система персонажей 74
Заключение 86
Список использованных источников 90
Приложение А. Система персонажей романа «Тойота-Креста» 97
Приложение Б. Карта передвижений главного героя романа «Тойота-Креста»... 98
Приложение В. Разработка урока внеклассного чтения для обучающихся средней и старшей школы (8-11 классы) 100
«Сибирский текст» является частью теории «локальных текстов», зародившейся в начале XX в. Фундаментальные исследования семиотики города московско-тартуской семиотической школы во главе с Ю.М. Лотманом послужили целому ряду работ знакового препарирования различных локальных пространств. «Первопроходцем» здесь является Петербург, пространство которого в филологическом сообществе, как кажется, будет всегда связано с именем В.Н. Топорова [1]. На сегодняшний день изучены следующие «семиотические тексты», связанные с категорией пространства: «московский текст» [2], «ярославский текст» [3], пермский текст» [4] (тексты-города) и др. Отдельно рассматривается текст русской провинции [5, 6]. Возникли и тексты, охватывающие целые
географические области - «алтайский текст» [7], «крымский текст» [8], наконец, «сибирский текст» [9,10,11]. Собственно понятие «сибирский текст» появилось в литературоведении сравнительно недавно, почти двадцать лет назад, в работе В.И. Тюпы «Мифологема Сибири: к вопросу о "сибирском тексте" русской литературы», опубликованной в 2002 г. [12]. На данный момент существует три монографии, посвященные изучаемому объекту [9,10,11], что, на наш взгляд, является показателем научного интереса к данной теме.
Тем не менее, нельзя сказать, что термин «сибирский текст» полностью определен и разработан. Как будет показано далее, существуют разные точки зрения, во многом противопоставленные друг другу. Ещё одним аспектом, проблематизирующим изучение, является современное состояние соотношения «сибирского текста» с термином «сибирская литература». Одним из
представителей современной русской литературы является М.А. Тарковский. Сибирь занимает важное место в жизни и творчестве автора. И в этом смысле необходимо сопоставить то, как репрезентируется Сибирь в публицистике и интервью с автором с одной стороны, а с другой, в художественных произведениях. Творчество Тарковского на серьёзном уровне проанализировано, пожалуй, только в двух работах - диссертации Н.В. Беляевой и монографии Н.А. Вальянова. Единственный, на сегодняшний день, роман автора - «Тойота-Креста» - не получил достойного исследовательского внимания. Наше исследование посвящено изучению «сибирского текста» в прозе М. Тарковского, а именно, в романе «Тойота-Креста». Как нам кажется, приведенные факты позволяют считать данную работу актуальной.
Целью работы является анализ и выявление компонентов «сибирского текста» на материале романа М.А. Тарковского «Тойота-Креста». С целью связаны и задачи исследования:
1) Рассмотреть историю теории «локальных текстов» (выявить работы, которые повлияли на появление «сибирского текста»);
2) Рассмотреть разработанность понятия «сибирского текста» в современном литературоведении;
3) Проанализировать современное состояние термина «сибирская литература» и его соотношение с «сибирским текстом»;
4) Рассмотреть жизненный и творческий путь М.А. Тарковского, его место в современном литературном процессе;
5) Выявить особенности репрезентации Сибири в публицистике автора и интервью с ним;
6) Проанализировать особенности репрезентации Сибири в малой прозе автора в контексте «сибирского текста»;
7) Проанализировать особенности репрезентации Сибири в романе «Тойота-Креста» в контексте «сибирского текста».
Объект исследования - собственно понятие «сибирского текста», предмет - «сибирский текст» в романе «Тойота-Креста».
Основными методами исследования является историко-культурный, сравнительно-сопоставительный и нарративный.
Методологической основой исследования послужили труды московско- тартуской семиотической школы по исследованию семиотики пространства, а именно выпуск сборника «Трудов по знаковым системам» за 1984 г., посвященный
теме семиотики города. Три монографии по «сибирскому тексту»: «Сибирский текст в русской культуре» (2003 и 2007 гг.) и «Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве» (2010 г.). Исследовательская деятельность Б.А. Чмыхало, Н.В. Серебренникова, К.В. Анисимова, посвященная изучению сибирской литературы, Н.В. Ковтун, Н.А. Вальянова, занимающихся изучением творчества М.А. Тарковского, Ю.Н. Тынянова «О литературной эволюции» 1927г., А.П. Чудакова «Чехов. Единство видения» 1987 г., В.Н. Топорова, Ю.М. Лотмана как семиотиков культуры, и нарратолога В.Шмида.
Практическая значимость исследования обусловлена интересом к локальному в современном мире. «Локальные истории» - тема КРЯКК’а 2019 года: «В сегодняшнем гуманитарном пространстве интерес к локальной, частной истории очевидно велик: во многих регионах можно обнаружить проекты, связанные с изучением и популяризацией местной специфики. Работа по осознанию местного исторического опыта — это инструмент самоидентификации, способ определить себя, свою уникальность в большом мире»»1.
Изучение «сибирского текста русской культуры» открывает новый взгляд на, казалось бы, уже привычные тексты русской классической литературы: «Недоросль» Д.И.Фонвизина, «Преступление и наказание»
Ф.М. Достоевского, «На дне» М. Горького и др. «Сибирский текст», как нам кажется, пробуждает интерес к сибирской литературе и культуре. Особенно важным нам представляется введение данной темы в школьный курс литературы именно в школах Сибири. Общие программы по литературы, как правило, не выделяют региональную тему как таковую. Инициатива учителя играет здесь решающую роль. Хотя стоит отметить современную программу «Родная литература». Она вызвала большие споры в современном филологическом сообществе1, но, тем не менее, региональная тема имеет место в программе.
М.А. Тарковский - современный русский поэт и писатель, творчество которого исследователи относят к «неотрадиционалистскому» направлению. Сам Тарковский не раз отмечал, что для него важна преемственность, «традиция русской классической литературы». Он категорически против «краеведческой оптики» по отношению к своим произведениям. Тем не менее, мы считаем, что изучение творчества М.А. Тарковского в Красноярском крае (шире - Сибири в общем) открывает возможность обратить внимание читателя на литературу, созданную в Сибири, её особенности. Также, представляется важным вопрос идентичности, самоопределениях в условиях глобализации. Почему Тарковский уезжает в Сибирь, что она для него означает? «Что означает Сибирь в общем, затем мой город/деревня/село (место рождения) для меня? (школьника- читателя)»
В качестве примеров работы с «сибирским текстом русской культуры» в школе представлена методическая разработка урока внеклассного чтения
1. Встреча с автором: обсуждение повести «Енисей, отпусти!», беседа с Тарковским)
Структура работы представляет собой классическое деление на введение, три главы, заключение, список использованных источников, насчитывающий 86 наименований и три приложения.
Результатом нашего исследования стала систематизация современных подходов к пониманию «сибирского текста русской культуры», проблематизация состояния термина «сибирская литература», его соотношение с термином «СТ». На сегодняшний день можно говорить о том, что «СТ», если пользоваться теорией литературной эволюции Ю.Н. Тынянова, вывел на периферию термин «сибирская литература» за счёт большего исследовательского внимания. Мы скорее не разделяем понимание «СТ» как «аутентичной локальной словесности» и придерживаемся толкования его как корпуса текстов, объединённых семиотически (например, мифологемой Сибири, как в классическом исследовании В.И. Тюпы). В нашем исследовании «СТ» служит инструментом для интерпретации творчества М.А. Тарковского.
М.А. Тарковский - современный русский поэт и писатель. На сегодняшний день существуют разные точки зрения в определении литературного направления творчества автора: Н.Вальянов рассматривает тексты Тарковского только в контексте «неотрадиционализма», В.Бондаренко относит автора к одной из групп «нового реализма» традиционалистской направленности, Н.Ковтун так же относит творчество Михаила Александровича к «новому реализму», который наследует традиционализму. Сам автор причисляет себя к кругу писателей- традиционалистов. Проанализировав публицистику Тарковского и материалы интервью, можно утверждать, что традиция - пожалуй, главная идеологема его мировоззрения. Тарковский, таким образом, наследует традиции русской классической литературы, к которой он относит и наиболее близких в временном плане писателей-«деревенщиков». В этом смысле требует отдельного рассмотрения представление «дискурса о классике» в «долгие семидесятые» и современной «традиционалистской» литературной критике и прозе.
Сибирь занимает важное место в жизни и творчестве М.А. Тарковского, но его нельзя назвать «областником» ни идеологически, ни как художника. «Сибирский текст» открывает широкие возможности для интерпретации прозы и
поэзии автора. Как в малой, так и в «романной» прозе можно выделить обе составляющие мифологемы Сибири - «райскую» и «адскую», но нельзя сказать, что они определяются однозначно. В этом смысле необходимо учитывать точку зрения каждого персонажа, композицию произведения, своеобразие поэтики текста в целом.
«Сибирский текст» в романе «Тойота-Креста» задаёт своеобразие хронотопа, который трансформируется в топохрон по терминологии М. Эпшейна. Категория пространства доминирует не только на всех уровнях поэтики произведения, но и в целом составляет «единство видения» (по терминологии А.П. Чудакова) автора во всех аспектах его деятельности: публициста, кинодокументалиста и писателя. Время представляется «опространствленным», при этом категория времени может стать предметом самостоятельного анализа.
По сравнению с малой прозой автора, где центральными топосами являются сибирские деревня и тайга, в романе это место занимает город. В контексте «мифологемы Сибири» можно условно обозначить сибирские города, а вместе с ними и Дальний Восток (г. Владивосток, остров Сахалин и др.) как «райские, богоугодные», а Москву назвать «адской». Но, как кажется, это было бы большим упрощением по отношению к тексту. Как мы убедились, скорее можно говорить о доминировании положительной семантики сибирских и дальневосточных городов и, шире, пространств, чем об однозначном делении на «райское» и «адское». Категория пространства задаёт и специфику рассмотрения системы персонажей. Вслед за Н.А. Вальяновым мы рассматриваем систему персонажей в контексте теории Ю.М. Лотмана о «подвижных» и «неподвижных» героях. В качестве иллюстрации мы предлагаем схему такого деления применительно к роману и добавляем в неё «условно подвижных персонажей» (см. приложение 1).
Женя - самый «подвижный» герой романа (что можно увидеть по приложению 2.), и, безусловно, центральный. Несмотря на его значимость, герой не имеет характерных внешних признаков. Он многогранен и неоднозначен, образ ассоциируется с Енисеем, Георгием Победоносцем, нерасторжимо связан с пониманием дороги, простора. Здесь уместна авторская интерпретация Жени как «сказочного» героя. Его путь раздвоен выбором: быть воином или служить Богу. В тексте романа представлено три варианта имени героя:
1) официальная - Евгений, встречается в тексте романа 30 раз;
2) бытовая или интимная: Женя (в полной форме встречается 620 раз);
3) «товарищеская» - Жека. Встречается 38 раз. Именно так к герою обращаются его товарищи-перегонщики и, что более интересно, лирический субъект в первой главе третьей части произведения «Распилыш».
Роман «Тойота-Креста» не получил должного, на наш взгляд, внимания как в литературной критике, так и в литературоведении. Исследовательского внимания требует несколько разных аспектов произведения. Во-первых, нарративная организация книги. В «Тойоте-Кресте» две повествовательные инстанции - собственно всеведущий нарратор, но с «ограниченными» возможностями интроспекции в сознание некоторых персонажей, и главный герой, Евгений (Жека- Женя), который является диегетическим нарратором (и персонажем, и нарратором). Осложняется текст и включением лирики. Стихотворения, расположенные в тексте, так же имеют два лирических субъекта, которые совпадают с нарраторами. По крайней мере, об одном из них можно утверждать, что он относится к Жене, а второй намекает на самого Тарковского. Мы позволим себе сказать о «близости» как всеведущего, так и диегетического нарратора как абстрактному, так и конкретному автору, которые, на наш взгляд, совпадают по многим факторам. В данном утверждении мы опирается на концепцию связи литературы и жизни в творчестве автора. Каждый из обозначенных пунктов требует исследовательского внимания.
Во-вторых, специального изучения требует сопоставление «Тойоты- Кресты» с «Братьями Карамазовыми» Ф.М. Достоевского как главной, по словам автора, книги, бывшей в круге его внимания во время создания произведения. По отношению к лирике считаем не безынтересным сравнение с «Евгением Онегиным» А.С. Пушкина. И шире, с корпусом текстов классической литературы, которой Тарковский наследует.
Изучение как «сибирского текста русской культуры», так и творчества М.А. Тарковского (и в контексте «СТ», и без него) в школе, особенно, в школах Сибири, представляется очень важным. Рассмотрение «СТ» может быть организовано в рамках уроков литературы, например, при изучении комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина, романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», «На дне» М. Горького (8-11 классы).
Произведения М. Тарковского могут быть рассмотрены в рамках уроков внеклассного чтения (с 8 по 11 классы), так как не входят в основную программу по литературе. Интересна и научно-исследовательская деятельность обучающихся 9-х — 11-х классов как по изучению «СТ», так и произведений Тарковского. Привлечение школьников к научно-исследовательским типам работ представляется принципиальным, так как развивают метапредметные умения.
1. Топоров, В. Н. Петербургский текст русской литературы // Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - 1984. - Вып. 664. - С. 4-30. - (Тр. по знаковым системам; [Т.] 18: Семиотика города и городской культуры: Петербург)
2. Шурупова О.Е. Московский текст русской литературы и его герои // Русская речь. 2011. №1. с. 97-102
3. Т.И. Ерохина Ярославский текст как семиотическая система // Ярославский педагогический вестник // 2014. №4. 264-268 с.
4. Абашев, В. В. Пермский текст в русской культуре и литературе ХХ века [Электронный ресурс] / В. В. Абашев. - Режим доступа:
http://www.dissercat.com/content/permskii-tekst-v-russkoi-kulture-iliterature-xx- veka (дата обращения: 25.03.21)
5. Русская провинция: миф - текст - реальность / Сост. А.Ф. Белоусов и ТВ. Цивьян. М.; СПб., 2000. с. 492
6. Геопанорама русской культуры: Провинция и её локальные тексты / Отв. Ред. Л.О. Зайонц; Сост. В.В. Абашев, А.Ф. Белоусов, Т.В. Цивьян. - М.: Языки славянской культуры, 2004. - 672 с.
7. Алтайский текст в русской культуре: сб. науч. ст. / под ред. Т. В. Чернышовой, М. П. Гребневой, Е. Ю. Сафроновой, Ю. В. Трубниковой. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2017. — Вып. 7. — 304 с.
8. А.П.Люсый Крымский текст русской литературы: история и современность // Вестник МГЛУ - вып.11. 2016. с. 161-171.
9. Тюпа В.И. Мифологема Сибири: к вопросу о "сибирском тексте" русской литературы // Сибирский филологический журнал. 2002. №1. 27-35 с.
10. Сибирский текст в русской культуре: [сборник статей]. Вып. 1 / под ред. А. П. Казаркина, Н. В. Серебренникова; Том. гос. ун-т, Том. межрегиональный ин-т общественных наук. - Томск: Издательство Томского университета, 2002.
11. Сибирский текст в русской культуре: [сборник статей]. Вып. 2 / под ред. А. П. Казаркина, Н. В. Серебренникова; Том. гос. ун-т, Том. межрегиональный ин-т общественных наук. - Томск: Издательство Томского университета, 2007.
12. Сибирский текст в национальном сюжетном пространстве: коллективная монография; отв.ред. К.В. Анисимов. - Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2010. - 237 с.
13. Анциферов, Н. П. Душа Петербурга [Электронный ресурс] /Н. П. Анциферов. - Режим доступа: http://fanread.ru/book/1709938/ (дата обращения: 28.03.21)
14. Анциферов, Н. П. Быль и миф Петербурга [Электронный ресурс] / Н. П. Анциферов - Режим доступа: http://www.ngebooks.com/ (дата обращения: 28.03.21)
15. Учен. зап. Тарт. гос. ун-та. - 1984. - Вып. 664. - С.139. - (Тр. по знаковым системам; [Т.] 18: Семиотика города и городской культуры: Петербург)...87