Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №164565

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы78
Год сдачи2020
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ
ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 9
1.1 . Система экологического менеджмента в соответствии с требованиями
международного стандарта ISO 14001 9
1.2 . Принципы экологического менеджмента 13
1.3.Система экологического менеджмента, как компонент экологосообразной образовательной среды 18
ГЛАВА 2. СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В УСЛОВИЯХ МБОУ СОШ №47 24
2.1 Разработка и внедрение системы экологического менеджмента в
современное общеобразовательное учреждение на примере МБОУ СОШ №47 г.Красноярска 24
2.2 Методика проведения экологического мониторинга школьных кабинетов и пришкольной территории, как основа внедрения СЭМ в условиях
современной общеобразовательной школы 27
2.3 Анализ разработанной методики оценки экологического состояния общеобразовательной школы и результаты внедрения СЭМ 55
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 64
Приложение А 70
Приложение Б 73

Значительное место в непроизводственном секторе, особенно в крупных городах, занимают образовательные учреждения, которые долгое время не были вовлечены в природоохранную деятельность. Внедрение системы экологического менеджмента в общеобразовательные учреждения помогло бы решить большое количество проблем, связанных с экологической обстановкой внутришкольного пространства, а так же пришкольных участков, окружающих здания школ. Не маловажную роль играет экологическое образование школьников, которое способствует пониманию взаимодействия между человечеством и природой и побуждает отдельные лица или целые социальные группы участвовать в вопросах охраны окружающей среды [20].
Система экологического менеджмента (СЭМ) обеспечивает
оптимальные условия для овладения обучающимися основами эко лого- ориентированных знаний, метапредметными умениями и последующим их применением в самостоятельной и коллективной деятельности при решении личностных и социально-значимых задач в соответствии с идеями устойчивого развития; перестраивает педагогическое сознание учителя в направлении личностно-ориентированной [9], гуманистической педагогики, что требует от него умения организовывать образовательный процесс на основе компетентностного подхода [1].
Целью экологического менеджмента в образовании, по мнению Каропа Г.Н. является «...формирование экологического сознания личности, характерными чертами которой будут являться ориентированность на экологическую целесообразность действий, отсутствие
противопоставленности человека и природы в деятельности, восприятие природных объектов как полноправных партнеров по взаимодействию с человеком» [16, стр.65-67].
В соответствии с законом «Об образовании» РФ № 273- ФЗ
сохранение и укрепление здоровья школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования [41]. Современные условия и интенсификация учебного процесса требуют особого внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья школьников. Забота о здоровье детей включает в себя несколько важных моментов: питание; двигательная активность; пребывание на воздухе; режим дня; здоровьесберегающие технологии обучения.
Федеральный Закон об образовании, федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) требуют, чтобы условия реализация образовательных программ в аудиториях, кабинетах, лабораториях и т.д. соответствовали всем нормам охраны труда, т.е. их нарушение есть нарушение требований к качеству образовательных услуг установленных в законодательстве РФ [41]. В образовательных учреждениях нарушения требований к охране окружающей среды, во многих случаях являются нарушениями требований к охране труда и соответственно к качеству образовательных услуг.
Актуальность инновационной деятельности по внедрению системы экологического менеджмента в образовательный процесс государственного учреждения образования МБОУ СОШ № 47 обусловлена рядом причин:
• государственной политикой в сфере образования, одним из принципов которой является экологическая направленность обучения;
• необходимостью формирования у подрастающего поколения экологической культуры;
• необходимостью вовлечения обучающихся в экологическую деятельность, направленную на охрану и сохранение их здоровья.
Объект исследования: процесс вовлечения школьников 7-9 классов в систему экологического менеджмента в условиях общеобразовательного учреждения.
Предмет исследования: методика внедрения системы экологического менеджмента в образовательный процесс МБОУ СОШ №47.
Цель исследования: разработка и внедрение методики организации системы экологического менеджмента на примере образовательного учреждения.
Задачи исследования:
1) Изучить состояние исследуемой проблемы, ее отражение в теории и практике биологического образования на основе анализа философской, психолого-педагогической и методической литературы;
2) выявить основные принципы системы экологического менеджмента;
3) провести анализ методик оценки экологического состояния общеобразовательных школ и апробировать методику организации системы экологического менеджмента на примере МБОУ СОШ №47 .
Гипотеза исследования содержит предположение о том, что система экологического менеджмента в условиях современной общеобразовательной школы будет успешно сформирована, если:
• будут выявлены принципы экологического менеджмента и инструменты для их внедрения;
• разработана оптимальная модель ее организации, итогом внедрения которой станет повышение уровня экологической культуры обучающихся и формирования экологосообразной образовательной среды.
Теоретико-методологические основу исследовании составили философские и психолого-педагогические работы, в которых прямо или косвенно освещалась проблема использования в образовании методов экологического менеджмента и особенности их применения в общеобразовательном учреждении. Это исследования Вишнякова Я. Я., Дерябо С.Д., Мамедова Н. М., Муравьева А. Г., Роговой О, Г., Соломина В.П. и др. Теоретические и методические научные основания - идеи коэволюционного развития биосферы ( В.И. Вернадский, Н.Ф. Реймерс, Н. Н.
Моисеев, Э.С. Кульпин и др.); теория биотической регуляции качества окружающей среды (В.Г. Горшков, К.С. Лосев).
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации инновационных методик экологического мониторинга образовательной среды и внедрении модели экологического менеджмента в образовательное учреждение.
Практическая значимость исследования заключается в применении разработанных методик СЭМ для мониторинга образовательного пространства МБОУ СОШ №47.
Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических, и эмпирических методов исследования. Ведущими теоретическими методами явились: анализ и сравнение литературных источников по проблеме исследования, моделирование, качественный анализ результатов эксперимента. Эмпирическими методами исследования выступали: анкетирование, беседа, наблюдение, сравнение.
База исследования: пришкольный учсток и школьные кабинеты биологии, химии, физики Красноярской МБОУ СОШ №47.
Апробация и внедрение результатов исследования: разработанные методики были опробированы на базе пришкольного участка и школьных кабинетов биологии, химии и физики МБОУ СОШ № 47 в 2018-2020 учебных годах в рамках реализации Дополнительной общеобразовательной программы «Исследователи окружающей среды». Основные результаты исследования были представлены на XVIII всероссийской научно­практической конференции «Теория и методика естественнонаучного образования: проблемы и перспективы» в рамках XX международного форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2019 г.), на XI Всероссийской научно-методической
конференции с международным участием «Инновации в естественнонаучном образовании» в рамках VIII международного научно-образовательный форума «Человек, семья и общество: история и перспективы развития» (ноябрь 2019 г.), на XIX всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников «Методика обучения дисциплинам естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы» в рамках XXI международного научно-практического форума студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» (апрель 2020 г.).
На первом этапе (2018-2019 гг.) проводился анализ состояния проблемы исследования в психолого-педагогической, научно-педагогической и методической литературе. На данном этапе была сформулирована тема исследования, обоснована актуальность исследования, определены предмет, объект, цель и задачи исследования, выдвинута гипотеза, разработана методика исследования.
На втором этапе (2019 г.) изучение состояние проблемы в соответствии с темой исследования, проведение анкетирования, разработка методики организации СЭМ с целью проверки гипотезы исследования в образовательном учреждении.
На третьем этапе (2020 г.) обработка, обобщение и оформление
результатов, написание текста диссертации, его корректировка.
Структура работы: состоит из введения, 2-х глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Экологический менеджмент позволяет на системных основаниях внедрять проекты совершенствования состояния окружающей среды и внутренней среды организаций.
Поскольку экологический менеджмент для образовательных учреждений является инновацией, то опыт реализации экологических проектов представляется особенно ценным для изучения и распространения в качестве лучших практик, в том числе , в сфере экомониторинга качества внутренней среды образовательного учреждения.
Вовлечение преподавателей, обучающихся, родителей и других заинтересованных лиц в регулярный мониторинг экологических аспектов способствует распространению экологических знаний, формированию
экологического мышления, сохранению окружающей среды, что
способствует реализации миссии любого образовательного учреждения.
1. Появление экологического менеджмента во второй половине XX в. индуцировано объективными потребностями, вытекающими из изменения среды деятельности предприятий. Система экологического менеджмента (СЭМ) образовательного учреждения является наиболее значимым компонентом экологосообразной образовательной среды, в которой обучающийся овладевает знаниями, опытом эмоционально- ценностного отношения к природе , к миру вещей и людей, опытом взаимодействия и пр. Внедрение системы экологического менеджмента способно привносить массу пре имуществ в деятельность образовательного учреждения, так как формирует экологосообразную образовательную среду.
2. Особенность и содержание экологического менеджмента в наибольше степени проявляется в его принципа х - основных исходных положениях. Основными принципа ми экологического менеджмента являются: принцип последовательного и постоянного улучшения; принцип добровольности и заинтересованности; принцип обязательного экологического образования.
3. Выявлены и а пробированы основные методики системы экологического менеджмента образовательного учреждения. Реализация практических занятий по оценке экологического состояния школьных кабинетов и пришкольного участка позволила успешно использовать разработанную методику. Данные подтверждены методами статистической обработки результатов.


1. А ле кса ндрова Н. М. Эколого-пе да гогиче ский подход в орга низа ции
обуче ния школьников // Совре ме нные пробле мы ме тодики обуче ния биологии и экологии: Те зисы докла дов на учнопра ктиче ской
конфе ре нции, посвяще нной юбиле ю профе ссора И. Н. Понома ре вой. СПб., 1999.С.75
2. А ле ксе е в С.В., Бе кке р А .М. Изуча е м экологию - экспе риме нта льно. Пра ктикум по экологиче ской оце нке состояния окружа юще й сре ды. - Спб., 1993
3. А пе валова , З.В. Экомониторинг каче ства внутре нне й сре ды в систе ме экологиче ского ме не джме нта обра зова те льного учре жде ния // Изве стия РГПУ им. А . И. Ге рце на . - Вып. 162. - 2013.С.20
4. А шимхина Т.Я. Школьный экологиче ский мониторинг: Уче бно- ме тодиче ское пособие . - М.: А га р, 2000. С.35-40.
5. Ве ликанова Л. К.. «Физиолого-гигие ниче ские крите рии
ра циона льной орга низа ции уче бно-воспита те льного проце сса в школе ». - Новосибирск, изда те льство Новосибирского
госуда рстве нного униве рсите та , 1993.С 56-62.
6. Винте р Г. Моде ль экологиче ского ме не джме нта . Разра ботка
собстве нного экологиче ского пла на де йствий ва ше й компа нии- Минск: Те хнопринт, 2002.
7. Высоцка я М.В. Биология и экология.10 - 11 кла ссы: прое ктна я
де яте льность уча щихся Вологра д: Учите ль, 2008. С. 203.
8. Га гарин А .В. Те ория и ме не джме нт экологиче ского образования. Уче бное пособие . - М: Изд-во «Социум», 2002. С. 160.
9. Гла за че в С. Н. Экологиче ска я культура учите ля: Моногра фия. М., 1998.
10. Горшков М.В. Экологиче ский мониторинг.Уче бное пособие . -
Вла дивосток: Изд-во ТГЭУ, 2010. С. 313.
11.За хле бный А .Н., Сура ве гина И.Т. Экологиче ское воспита ние
школьников во вне кла ссной ра боте : Пособие для учите ля. - М.: Просве ще ние , 1984.
12.Зве ре в А .Т. Экология. Пра ктикум. 7-9 кла ссы. Уче бное пособие для обще обра зова те льных учре жде ний. - М.: Изда те льство Оникс, 2007
13.Зве ре в А .Т. Экология. 7-9 классы. Уче бник для обще обра зова те льных учре жде ний. - М.: Изда те льство Оникс, 2007
14. Ка пра нова Н.Н. . Комна тные ра сте ния в инте рье ре . М.: Изд-во МГУ, 1989, с. 166.
15. Каропа Г. Н.Эколого-образовате льный прое кт "Зе ле ная школа " [Те кст] : орга низа ция экологиче ского ме не джме нта в совре ме нной обще обра зова те льной школе / Г. Н. Ка ропа // На родная а све та : штоме сячны на вукова -пе да га Пчны ча сотс. - 2008. - № 7. - С. 65-70. - Библиогр.: С. 70 (10 на зв.) . - ISSN 0130-6979...49


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ