Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ВЗАИМОСВЯЗЬ СТРАТЕГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Работа №164563

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы101
Год сдачи2020
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
10
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРAТЕГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 10
1.1. Понятие «учебная деятельность» в научной литературе, компоненты
учебной деятельности детей младшего школьного возраста 10
1.2. Понятие «стратегии семейного воспитания» в психолого-педагогических
исследованиях 15
1.3. Роль семейного воспитания в формировании компонентов учебной
деятельности детей младшего школьного возраста 23
1.4. Направления психолого-педагогического сопровождения родителей при
организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста .... 29 Выводы по главе 1 33
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ СТРАТЕГИИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И УРОВНЯ
СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПОНЕНТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 35
2.1. Организация и методы исследования 35
2.2. Эмпирическое исследование взаимосвязи стратегии семейного воспитания и уровня сформированности компонентов учебной деятельности
детей младшего школьного возраста 37
2.3. Система психолого-педагогической работы с родителями, направленной
на формирование учебной деятельности детей 42
2.4. Оценка эффективности работы 46
Выводы по главе 2 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 55
ПРИЛОЖЕНИЯ 60

Жизнь ребенка младшего школьного возраста состоит из двух основных сфер: семья и школа. Каждая из этих сфер является социальным институтом, который постоянно развивается, изменяется [12]. Поэтому актуальной является проблема сотрудничества этих сфер,прежде всего педагоговисемей обучающихся. Успешный процесс обучения возможен только при условии взаимодействия семьи и школы. Однако, ситуация в настоящее время складывается не самым положительным образом: специфика взаимодействия школы и
родительскогосообществаобусловливаетсянеэффективным общением[32]. С одной стороны, существует конфликтная область, в которойпедагоги выражают недовольство воспитанием ребенка, низкой заинтересованностью родителей школьной жизнью детей. У родителей, в свою очередь, есть жалобы на большое количество домашних заданий, чрезмерную нагрузку в школе, незаинтересованность или предвзятость педагогов при оценивании учебных достижений ребенка.
Современная система образования меняется настолькостремительно, так, что родители зачастую не имеют достоверных представлений об этих изменениях, опираютсяпри организации учебной деятельности детейв домашних условиях в основном на свойдетский опыт обучения в школе, отличающийся от современных требований. Соответственно, воспитательные меры, подход к учебной деятельности, транслирующиеся от родителей детям, различаются с теми, которые актуальны в современной образовательной системе. Это приводит к обострению взаимоотношений между школой и семьей, снижению эффективности воспитательных мер как школы, так и семьи [13].
Взаимодействие семьи и школы базируется на общей цели: сформировать отношения сотрудничества между всеми участниками учебного процесса. Основная педагогическая задача состоит в привлечениивниманияродителей к внутреннему миру их собственных детей, к их интересам, к их жизни в школьном окружении.
Общепризнано, что ведущая роль в воспитании ребенка принадлежит семье. В семье ребенок проводит большую часть времени, следовательно, общение и взаимодействие с близкими взрослыми закладывает базу его развития [1]. Семейное воспитание может повлиять на развитие ребенка как положительно, так и негативно. Ведущую роль при этом играют стратегии семейного воспитания - характерные, обобщенные, ситуационно
неспецифические способы общения родителей с ребенком. Основные тактики, стратегии и стили семейного воспитания рассматривали в своих исследованиях ученые: Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга. Обобщая позиции данных авторов, С.С. Степанов выделяет основные стратегии семейного воспитания: авторитетная, авторитарная,
индифферентная, либеральная. Особый интерес представляет изучение роли семейного воспитания в формировании компонентов учебной деятельности младшего школьника. По мнению Д.Б. Эльконина учебная деятельность предполагает овладение ребенком общими способами действий в сфере научных понятий. Структура учебной деятельности включает в себя следующие компоненты: учебный интерес, целеполагание, учебные
действия, действия контроля,оценка [2; 3].
Проанализируем степень изученности проблемы взаимосвязи стратегии семейного воспитания и уровня сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста в научной литературе.
Специфику формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста в своих исследованиях рассматривали Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Л.В. Запорожец, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов. Авторы рассматривают компоненты учебной деятельности, анализируют показатели, характеризующие их развитие у детей .
В изучение проблемы влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка внесли свой вклад множество отечественных и зарубежных ученых, таких как: Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, И.М. Марковская, С.С. Степанов, А.Я. Варга, Д. Баумринд, А.Е. Личко, В. Юстицкис, Г.Т. Хоментаускас, Э.Г. Эйдемиллер.Ученые отмечают, что семейное воспитание определяет, в том числе особенности освоения ребенком ведущих видов деятельности, свойственных возрасту.
Анализ научной и методической литературы позволил выявитьпротиворечиямежду необходимостью (согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования) тщательногоучета всех факторов, определяющих особенности формирования учебной деятельности детей младшего школьного возраста, и недостаточным вниманием со стороныученых и практиков к социальной ситуации развития ребенка, котораявлияет, в том числе на специфику освоения младшим школьником компонентов учебной деятельности - семье и семейному воспитанию.
Недостаток информации о ролистратегии семейного воспитанияв формировании компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста определяет необходимостьпроведения исследования, направленного на выявлениевзаимосвязи между обозначенными категориями и определения на этой основе психолого-педагогических условий организации работы с родителями, способствующей формированию учебной деятельности детей,что и составило научную проблемуданного исследования.
Цель исследования: выявить взаимосвязь стратегии семейного воспитания и уровня сформированности учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста; разработать и реализовать систему психолого-педагогической работы с родителями, обеспечивающей формирование учебной деятельности детей.
Задачи исследования:
1. Изучить научную литературу по проблеме исследования: охарактеризовать специфику учебной деятельности младших школьников, рассмотреть роль семейного воспитания в формировании компонентов учебной деятельности детей.
2. Подобрать диагностический комплекс, позволяющий исследовать уровень сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста, изучить стратегии семейного воспитания, а также взаимосвязь обозначенных категорий.
3. Эмпирическим путем выявить уровень сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста, преобладающие стратегии воспитания в семье, а также взаимосвязь обозначенных категорий.
4. Разработать и реализовать систему психолого-педагогической работы с родителями, обеспечивающей формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
5. Оценить эффективность проведенной работы.
Объект исследования: учебная деятельностьдетей младшего школьного возраста (компоненты: учебный интерес; целеполагание; учебные действия; действия контроля; оценка).
Предмет исследования: взаимосвязь стратегии семейного воспитания и уровня сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования.
Уровень сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста определяется, в том числе преобладающей стратегией воспитания в семье: при этом авторитарная (подавляющая), либеральная (потакающая) и индифферентная (отвергающая) стратегии воспитания могут негативно повлиять на процесс формирования компонентов учебной деятельности ребенка.
Система психолого-педагогической работы с родителями, направленная на гармонизацию стратегии семейного воспитания, обеспечит оптимальный уровень сформированностикомпонентов учебной деятельности детей.
Выборка: в исследовании участвовали 28 детей младшего школьного возраста (обучающиеся 3 класса) и 35 родителей.
База исследования: эмпирическая работа проводилась на базе средней общеобразовательной школы г. Красноярска.
Теоретико-методологическую основу исследования составили:
1. Системный подход (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).
2. Исследования отечественных и зарубежных ученых относительно роли семейного воспитания в развитии личности ребенка (Р.В. Овчарова, А.С. Спиваковская, А.Я. Варга, И.М. Марковская, С.С. Степанов).
3. Исследования проблемы формирования учебной деятельности детей
младшего школьного возраста (Д.Б. Эльконин, И.А. Зимняя, Л.И. Божович, П.Я. Гальперин, Л.В. Запорожец, Н.Ф. Талызина, В.В. Давыдов,
Г.В. Репкина).
4. Положения исследованийв области психолого-педагогического сопровождения родителей обучающихся (Л.М. Фридман, Р.В.Овчарова, М.Р. Битянова, Т.А. Березина, О.И. Воронина).
Методы исследования.
Теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы.
Эмпирические: наблюдение, тестирование, психолого-педагогический эксперимент.
Статистические: расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена. Диагностический инструментарий.
• методика «Стратегии семейного воспитания»
(С.С. Степанов),позволяет выявить, какой стиль семейного воспитания преобладает в семье;
• методика «Оценка уровня сформированности учебной деятельности» Т.В. Репкиной, Е.В. Заики: позволяет охарактеризовать особенности сформированности компонентов учебной деятельности ребенка младшего школьного возраста: учебный интерес; целеполагание; учебные действия; действия контроля; оценка.
Этапы исследования.
Первый этап - теоретический.Данный этап связан с изучением, анализом, обобщением результатов научных исследований по данной проблеме в психолого-педагогической литературе.Проработанный материал позволил сформулировать рабочую гипотезу, определить предмет и объект исследования, цели и задачи и разработать теоретико-методологические основы исследования.
Второй этап - эмпирический. Осуществлялся подбор диагностического инструментария, позволяющего исследовать уровень сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста, изучить стратегии семейного воспитания, а также взаимосвязь обозначенных категорий; проводилась диагностика, статистический анализ данных. Разрабатывалась и реализовывалась система психолого-педагогической работы с родителями, способствующая формированию учебной деятельности детей младшего школьного возраста;
Третий этап - обобщающий. Производилась оценка эффективности проведенной работы путем проведения повторной диагностики. Подведение итогов работы. Формулировка выводов.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятий «стратегии семейного воспитания», «учебная деятельность детей младшего школьного возраста»; характеристике взаимосвязи обозначенных категорий; выявлении факторов формирования компонентов учебной деятельности младшего школьника; обосновании направлений психолого-педагогической работы с родителями, способствующей формированию учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
Практическая значимость исследования заключается вразработке и реализации системы психолого-педагогической работы с родителями, обеспечивающей формирование учебной деятельности детей младшего
школьного возраста. Разработанные организационно-педагогические
компоненты психолого-педагогического сопровождения родителей при организации учебной деятельности детей младшего школьного возраста могут использоваться в практической деятельности педагогов, психологов, и других специалистов, работающих как общих образовательных учреждениях, а также при подготовке и повышении квалификации специалистов психолого-педагогического направления.
Объем и структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений. Исследование иллюстрировано 12 таблицами, 4рисунками. Приложения содержат описание диагностических материалов, содержания формирующей работы. Список литературы включает 62 источника: из них 60 на русском и 2 на иностранном языке.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Традиционно семья считается главным институтом воспитания ребенка. Именно в семье ребенок проводит большую часть времени, следовательно, близкие взрослые влияют на него в наибольшей степени и закладывают основы формирования его личности.
Семейное воспитание может как положительно, так и отрицательно повлиять на развитие ребенка. Значительную роль в этом играют стратегии семейного воспитания, которых придерживаются родители. Несмотря на то, что в образовательных учреждениях подразумевается в большей степени получение детьми знаний, умений и навыков, очень часто родители возлагают на школу и воспитательные задачи, выходящие за рамки деятельности учебного заведения. Невыполнение или неэффективное выполнение воспитательной функции в семье ведет не только к нарушению личностного развития ребенка, но и касается всех сфер его жизни, в особенности приоритетной учебной деятельности.
Более того, для успешного обучения ребенку младшего школьного возраста необходимо и само участие родителей в учебной деятельности ребенка. Соответственно, успешное взаимодействие семьи и школы является одним из главных атрибутов развития у ребенка компонентов учебной деятельности.
В ходе исследования нами решены следующие задачи:
1. Изучена научная литература по проблеме исследования: охарактеризована специфика учебной деятельности младших школьников, рассмотрена роль семейного воспитания в формировании компонентов учебной деятельности детей.
2. Подобран диагностический комплекс, позволяющий исследовать уровень сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста, изучить стратегии семейного воспитания, а также взаимосвязь обозначенных категорий.
3. Эмпирическим путем выявлены уровни сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста, преобладающие стратегии воспитания в семье, а также взаимосвязь обозначенных категорий.
4. Разработана и реализована система психолого-педагогической работы с родителями, обеспечивающей формирование учебной деятельности детей младшего школьного возраста.
5. Оценена эффективность проведенной работы.
Решение указанных задач позволило доказать гипотезу исследования, о том, что уровень сформированности компонентов учебной деятельности детей младшего школьного возраста определяется, в том числе преобладающей стратегией воспитания в семье: при этом авторитарная (подавляющая), либеральная (потакающая) и индифферентная (отвергающая) стратегии воспитания негативно влияет на процесс формирования компонентов учебной деятельности ребенка; система психолого­педагогической работы с родителями, направленная на гармонизацию стратегии семейного воспитания, обеспечивает оптимальный уровень сформированности компонентов учебной деятельности детей.
Таким образом, цель исследования достигнута.


1. Агавелян В.С. Психология состояний: Теория и практика. Челябинск, 2000. 275 с.
2. Арамачева Л.В., Дубовик Е.Ю. Образ родительства в контексте
представлений современных родителей, воспитывающих детей дошкольного возраста // Интернет-журнал «Мир науки». 2018. № 4. https://mir-
nauki.com/PDF/24PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
3. Арамачева Л.В., Ситдикова Е.А. Взаимосвязь стратегии семейного воспитания и уровня сформированности учебной деятельности детей младшего школьного возраста // Современное психолого-педагогическое образование. Красноярск, 2019. С. 88-91.
4. Бадма-Гаряева М.В. Развитие вычислительных навыков у учащихся 1 класса // Начальная школа. 1999. № 11. С. 21-23.
5. Берцфаи Л.В., Поливанова К.Н. Диагностика действия контроля // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. М., 1981. С. 29-40.
6. Берцфаи Л.В.,Романко В.Г.Исследование особенностей
рефлексивного контроля. Сообщение 1 // Новые исследования в психологии. 1981. № 2. С. 68-72.
7. Берцфаи Л.В. Специфика учебного действия контроля // Вопросы психологии. 1987. № 4. С. 55-60.
8. Виноградова Н.Ф. Формирование у младших школьников универсальных учебных действий // Начальное образование. 2016. Т. 4. № 2. С. 3-5. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=26499047 (дата обращения: 11.12.2019).
9. Вотинова О.М. Формирование эмоционально-нравственного опыта детей в дошкольном образовательном учреждении и семье: дис. канд. пед.наук. М., 2005. 203 с.
10. Гребенников И.В. Взаимодействия семьи и школы в воспитании учащихся. М., 1977. 56 с.
11. Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе. М., 2000. 3-е изд., перераб. и доп. 184 с.
12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт
теоретического и экспериментального психологического исследования. М., 1986. 239 с.
13. Давыдов В.В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова [и др.] М., 1982. С. 10-21.
14. Дементьева И.Ф. Российская семья: проблемы воспитания:
руководство для педагогов. М., 2000. 36 с.
15. Захарова А.В. Развитие контроля и оценки в процессе формирования учебной деятельности // Формирование учебной деятельности школьников. М., 1982. 234 с...62


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ