Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СКИФО-СИБИРСКОЕ ИСКУССТВО (ПО МАТЕРИАЛАМ ПЕТРОГЛИФОВ ШАЛАБОЛИНСКОЙ ПИСАНИЦЫ) В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ИСТОРИИ

Работа №164557

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы51
Год сдачи2024
Стоимость4750 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
26
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА 1. Скифо-сибирское искусство (общая характеристика) 9
1.1. Декоративно-прикладное искусство 11
1.2. Наскальное искусство 18
ГЛАВА 2. Особенности скифо-сибирского звериного стиля в петроглифах Шалаболинской писаницы 22
2.1. Классический вариант 22
2.2. Геральдическая поза 23
2.3. Характеристика композиций петроглифов 26
ГЛАВА 3. Скифо-сибирское искусство в школьном курсе истории 29
3.1. Содержание внеурочной деятельности по наскальному искусству региона
(на примере петроглифов Шалаболинской писаницы) 29
3.2. Возможности внедрения профориентационного внеурочного материала в
курс школьной истории 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 39
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ 44
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 46

Наскальное искусство является одним из видов памятников объектов культурного наследия. Оно несет собой представление духовного мира, культурной составляющей общества.
В России известны многочисленные памятники наскального искусства, одним из которых является Шалаболинская писаница. В рамках данного памятника представляется возможным показать обучающимся проявление скифо­сибирского искусства в петроглифах.
Актуальность: в наше время важное место занимает популяризация среди школьников объектов археологического наследия, а именно наскального искусства. Наскальное искусство является частью культурного наследия человечества. Знакомство с ним помогает школьникам понять и ценить историю и культуру своей страны и других народов. Это уникальный источник информации о древних обществах, их обычаях, верованиях и жизни. Изучение его помогает школьникам понять прошлое и настоящее человечества.
Актуальны также вопросы, связанные с генезисом и развитием скифо­сибирского искусства. Дискуссионной является проблема выделения его в петроглифах Среднего Енисея, что подчеркивает актуальность данного исследования.
Новизна и степень изученности:
К настоящему времени известна монографическая работа О.С. Советовой, посвященная наскальному искусства Среднего Енисей в эпоху раннего железа, где уделяется большое внимание вопросам выделения петроглифов, выполненных в изобразительных традициях скифо-сибирского искусства. Но в данной работе практически не рассматриваются наскальные рисунки Шалаболинской писаницы и, соответственно, их особенности в период раннего железного века, что подчеркивает новизну данного исследования.
Несмотря на то, что в ряде школ присутствуют кружки и археологические лагеря, как дополнительное внеурочное образование, данной тематике не уделяется должное внимание. Предлагаемый комбинированный подход (лекция + виртуальная экскурсия + мастер-класс+ интерактивные занятия) при проведении внеурочного профориентационного мероприятия в школе отличаются новизной и требует своего развития.
Целью работы является популяризация древнего искусства Енисейской Сибири в школьном курсе изучения истории.
Задачи:
• дать характеристику скифо-сибирскому стилю
• показать проявление скифо-сибирского стиля в петроглифах Шалаболинской писаницы
• выявить особенности данной изобразительной традиции в эпоху раннего железного века
• рассмотреть опыт использования данных археологии в школьном курсе истории
• разработать внеурочное профориентационное в виде комбинированного занятия по древнему искусству Енисейской Сибири
Объект исследования: формирование представления у школьников о древней истории на примере скифо-сибирского искусства.
Предмет исследования: скифо-сибирский стиль в петроглифах Шалаболинской писаницы и педагогическое обеспечение формирования представления о древней истории Енисейской Сибири в рамках школьного курса истории.
Территориальные рамки исследования охватывают территорию Красноярского края, Курагинского района. Эта территория насыщена разнообразными по видам и культурной принадлежности археологическими памятниками, в число которых входят наскальные изображения, в частности, Шалаболиская писаница.
В хронологические рамки охватывают эпоху раннего железного века (8-3 вв. до н.э.)
Методы исследования:
Работа базируется на принципах историзма, позволяющих рассмотреть историческое развитие скифо-сибирского искусства, выявить его особенности на том или ином хронологическом этапе.
В работе используются общенаучные методы: анализ, синтез, сравнительно­сопоставительный метод, метод обобщения. При анализе рисунков скифо­сибирского искусства применялись стилистический, иконографический, планиграфический и стратиграфический методы исследования.
Так же внеурочная деятельность была организована с использованием различных педагогических методов, ориентированных на развитие интереса к предмету, практических навыков и глубоких знаний. Таких как интерактивная форма обучения. Метод проблемного обучения - постановка проблемных вопросов, связанных с поставленной темой, что стимулирует учащихся к поиску ответов и решений, развитию логического мышления и аналитических навыков. Методы оценки и самооценки - включение в процесс обучения механизмов оценки знаний и навыков учащихся, а также самооценки, что помогает им лучше понимать свои успехи и пробелы в знаниях.
Применение этих методов в сочетании с содержательным материалом может сделать внеурочную деятельность интересным и полезным занятием для учащихся.
Источниковая база: в работе использованы широкий круг источников: полевая документация в виде отчетов, чертежей, полевых дневников, копий наскальных рисунков, материалов их фотофиксакции. Во время исследования привлекалась научная и педагогическая литература в виде статей, монографий и учебно-методических пособий, а также нормативные документы.
Нормативно-правовую базу составляет Федеральный государственный стандарт основного общего образования (от 31.05.2021 г.)1, в котором должна быть реализована программа формирования универсальных учебных действий, в рамках которой внеучебная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса, направленного на развитие личности ученика, его творческих способностей, социальной активности. Исследование ФГОС позволило коррелировать содержание внеклассного профориентационного мероприятия с достигнутыми результатами по общеобразовательным программам, установленным в федеральном государственном образовательном стандарте.
Также при подготовке курса внеурочной деятельности мы обращались к требованиям СанПиНа2.
Апробация:
В рамках школьного курса истории данная тема была представлена в виде профориентационного внеурочного мероприятия для школьников в виде мастер класса. Апробация проводилась на Дне открытых дверей музей археологии и этнографии КГПУ им. В.П. Астафьева 2021-2022 гг. и профориентационном мероприятии в школе №49 г. Красноярска в 2023 году, на городском Дне молодежи 2023 года.
Ряд положений на тему данного исследования были вынесены на обсуждение во время научно-практических конференций различного уровня: Молодежь и наука XXI века (2022, 2023, 2024), XXXIII Мартьяновские
краеведческие чтения (2022), XXXIV Мартьяновские краеведческие чтения (2023), Анинские чтения (2023), КЛИО-2023, LXIII РАЭСК (2023), LXIV РАЭСК (2024).
Результаты были опубликованы в сборниках конференций: 1.
Мартьяновские краеведческие чтения (2021 г.). Сборник докладов и сообщений. Вып. № XV3; 2. Мартьяновские краеведческие чтения (2022 г.). Сборник докладов и сообщений. Вып. № XVI4; 3. Актуальные проблемы истории: проблемы и перспективы развития. Материалы VII Национальной научно-практической конференции, посвященной юбилейным датам исторического факультета5; 4.
Актуальные проблемы истории: проблемы и перспективы развития. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых6; 5. 300-летие российской академии наук - археология и
этнография Сибири: традиции, школы и открытия. Материалы LXIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых7; 6. LXIV Российская (с международным участием) археолого­этнографической конференция студентов и молодых ученых (РАЭСК-64) проводится в рамках Года науки в Забайкальском крае, посвященного 300-летию первой научной экспедиции Д.Г. Мессершмидта в Забайкалье8.
Практическая значимость:

преподавателями при проведении занятий по дисциплинам история древнего мира, археология, история МХК, студентами при написании рефератов, курсовых по данной тематике, учителями в школьном курсе древней истории.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, списка сокращений, списка иллюстраций, которые прилагаются в виде копий наскальных рисунков, фотографий к основной части работы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В процессе выпускной квалификационной работы нами была рассмотрена общая характеристика скифо-сибирского искусства кочевых племен евразийской степи. Оно прослеживается в декоративно-прикладном и наскальном искусстве. Имеет свои особенности и манеру исполнения в каждом своем проявлении. Декоративно прикладное и наскальное искусство имеют как общее, так и различия, которые прослеживается в определенном наборе образов, сюжетных композициях, иконографии, стилистическом исполнении.
В работе рассмотрены особенности проявления скифо-сибирского звериного стиля в рамках региона на примере петроглифов Шалаболинской писаницы.
В любом своем проявлении скифо-сибирское искусство маркирует развитие общества в конце первого тысячелетия до н.э. Соответственно, его изучение, представленное в форме внеурочного профориентационного мероприятия, способствует знакомству с наскальным искусством в школьной программе и позволяет школьникам погрузиться в мир древних цивилизаций, оценить их творческое наследие. Также это способствует развитию эстетического восприятия и восприятию культурного разнообразия учащихся. Оно может помочь понять и оценить исторические и культурные аспекты древних обществ, что способствует общему развитию и культурной грамотности.
Мастер-класс «скифо-сибирское искусство в петроглифах Шалаболинской писаницы» отвечает требованиям федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный, личностно-ориентированный подход, также направленные на формирование предметных и метапредметных навыков.
Внеурочное профориентационное мероприятие отлично способствует развитию личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий.
Проведенная апробация подобной внеурочной деятельности проходила достаточно успешно, все поставленные задачи были решены. Кроме того, в ходе теоретической апробации, связанной, непосредственно, с наскальным скифо­сибирским искусство региона, были вынесены на обсуждение вопросы дальнейшего развития этой темы.


1. Главный государственный санитарный врач РФ. Постановление от 27 октября 2020 года N 32 «Об утверждении санитарно- эпидемиологических правил и норм СанПиН 2.3/2.4.3590-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания населения".
2. Письмо Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2015 г.
№ 09-3564 “О внеурочной деятельности и реализации дополнительных
общеобразовательных программ”
3. Письмо Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 “О направлении методических рекомендаций”
4. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования”
5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.20 12 N 273-ФЗ (последняя редакция)
Литература
6. Байбородова, Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В. Байбородова, Л. Н. Серебренников. М.: Просвещение, 2013. С. 8-10.
7. Бобров В.В. Основные этапы развития тагарского искусства // Ранние кочевники Средней Азии и Казахстана. Тез. докл. конф. - Л., 1975. - С. 62 - 64.
8. В.А. Ильинская. Некоторые мотивы раннескифского звериного стиля // СА. 1965. №1. С. 86-107.
9. Грановская Р М. Элементы практической психологии. М., 2012. С. 240-248.
10. Гюльмамедова А.А. Изображения в скифо-сибирский звериный стиль в петроглифах Шалаболинской писаницы // Актуальные проблемы истории: проблемы и перспективы развития. Материалы VII Национальной научно­практической конференции, посвященной юбилейным датам исторического факультета. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2022. С. 109­111.
11. Гюльмамедова А.А. Минусинский стиль в начале железного века // 300-летие научной экспедиции Д.Г. Мессершмидта в Забайкалье: материалы LXIV Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. - Чита: ЗабГУ, 2024. С. 179-182.
12. Гюльмамедова А.А. Петроглифы верхнего яруса Шалаболинской писаницы // 300-летие российской академии наук - археология и этнография сибири: традиции, школы и открытия. Материалы LXIII Российской (с международным участием) археолого-этнографической конференции студентов и молодых ученых. Новосибирск: ИАЭ СО РАН, 2023. С. 208-211.
13. Гюльмамедова А.А. Петроглифы верхнего яруса Шалаболинской писаницы // Актуальные проблемы истории: проблемы и перспективы развития. Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева, 2023. С. 104-107.
14. Гюльмамедова А.А., Заика А.Л. Изображения в скифо-сибирском стиле в петроглифах Шалаболинской писаницы // Мартьяновские краеведческие чтения (2021 г.). Сборник докладов и сообщений. Вып. 15. Минусинск: МРКМ им. Н.М. Мартьянова, 2022. С. 107-109.
15. Гюльмамедова А.А., Заика А.Л. Петроглифы верхнего яруса Шалаболинской писаницы // Мартьяновские краеведческие чтения (2022 г.). Сборник докладов и сообщений. Вып. 16. Минусинск: МРКМ им. Н.М. Мартьянова, 2023. С. 71-76....44


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ