СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА В УСЛОВИЯХ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки обучения категории рода имен
существительных в условиях тувинско-русского двуязычия 5
1.1. Педагогические и методические вопросы обучения категории рода в
условиях тувинско-русского двуязычия 5
1.2. Лингвометодические основы обучения категории рода имени
существительного в условиях тувинско-русского двуязычия 9
Выводы 22
Глава 2. Средства обучения категории рода имен существительного в системе обучения русскому языку в условиях тувинско-русского двуязычия 23
2.1. Средства обучения категории рода имен существительного 23
2.2. Обобщение опыта работы по обучению категории рода имен существительных 36
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Глава 1. Теоретические предпосылки обучения категории рода имен
существительных в условиях тувинско-русского двуязычия 5
1.1. Педагогические и методические вопросы обучения категории рода в
условиях тувинско-русского двуязычия 5
1.2. Лингвометодические основы обучения категории рода имени
существительного в условиях тувинско-русского двуязычия 9
Выводы 22
Глава 2. Средства обучения категории рода имен существительного в системе обучения русскому языку в условиях тувинско-русского двуязычия 23
2.1. Средства обучения категории рода имен существительного 23
2.2. Обобщение опыта работы по обучению категории рода имен существительных 36
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57
Актуальность темы. В русском языке категория рода присуща всем именным классам слов: в полной мере - классу существительных (кроме слов Pluralia tantum), в несколько более ограниченной степени - местоимений, с еще большими ограничениями - классу числительных и прилагательных, а также некоторым грамматическим формам глагола (прошедшему времени, причастиям). В данном исследовании рассматриваются только существительные, поскольку имя существительное позволяет наиболее полно представить весь сложный механизм проявления категории рода в русском языке. «Категорию грамматического рода некоторые ученые не без основания считали и считают «наиболее характерным морфологическим признаком» имен существительных», - писал В.В. Виноградов [12: 59].
В учебных курсах русского языка обычно указывается на то, что у имен существительных имеются формальные родовые признаки - родовые окончания для существительных мужского, женского и среднего рода, внутри которых есть различия в зависимости от твердой или мягкой основы существительного: один музей, один День - одна квартира, одна семья - одно письмо, одно платье. Однако этот формальный признак не является единственным выразителем категории рода, так как не охватывает всех случаев распределения существительных по родам (например: районо, ЭВМ, Домище, забияка).
Наиболее существенным признаком, выражающим категорию рода в русском языке является связь согласования (синтаксически род существительного определяется формой согласованного с ним прилагательного: большой город - большая страна, - большое государство; новое ПТУ - новый ГОСТ - новая ГЭС). Но при обучении русскому языку нерусских учащихся такой информации явно недостаточно.
Объектом исследования является категория рода имен существительных в системе русского языка и моменты, связанные с трудностями ее усвоения тувинскими учащимися.
Предметом исследования являются средства обучения категории рода в условиях тувинско-русского двуязычия.
Основная цель исследования: определение средств обучения, которые учитывали бы особенности категории рода имен существительных в системе русского языка и предупреждали узлы трудностей, характерные для тувинских учащихся в отношении категории рода русских имен существительных.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
— определить лингвистические основы исследования;
— отразить моменты, связанные с трудностями усвоения категории рода в условиях тувинско-русского двуязычия;
— обозначить принципы и средства обучения категории рода русских имен существительных.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
— описательный;
— экспериментальный.
Практическая значимость:
Результаты проведенного исследования, а именно практические упражнения могут быть использованы в практике обучения тувинских учащихся как одно из средств обучения категории рода русских имен существительных в условиях национально-русского двуязычия.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем внедрения их в процесс педагогической практики, а также в форме стендового доклада на научно-практической конференции студентов ТувГУ.
В учебных курсах русского языка обычно указывается на то, что у имен существительных имеются формальные родовые признаки - родовые окончания для существительных мужского, женского и среднего рода, внутри которых есть различия в зависимости от твердой или мягкой основы существительного: один музей, один День - одна квартира, одна семья - одно письмо, одно платье. Однако этот формальный признак не является единственным выразителем категории рода, так как не охватывает всех случаев распределения существительных по родам (например: районо, ЭВМ, Домище, забияка).
Наиболее существенным признаком, выражающим категорию рода в русском языке является связь согласования (синтаксически род существительного определяется формой согласованного с ним прилагательного: большой город - большая страна, - большое государство; новое ПТУ - новый ГОСТ - новая ГЭС). Но при обучении русскому языку нерусских учащихся такой информации явно недостаточно.
Объектом исследования является категория рода имен существительных в системе русского языка и моменты, связанные с трудностями ее усвоения тувинскими учащимися.
Предметом исследования являются средства обучения категории рода в условиях тувинско-русского двуязычия.
Основная цель исследования: определение средств обучения, которые учитывали бы особенности категории рода имен существительных в системе русского языка и предупреждали узлы трудностей, характерные для тувинских учащихся в отношении категории рода русских имен существительных.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
— определить лингвистические основы исследования;
— отразить моменты, связанные с трудностями усвоения категории рода в условиях тувинско-русского двуязычия;
— обозначить принципы и средства обучения категории рода русских имен существительных.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
— описательный;
— экспериментальный.
Практическая значимость:
Результаты проведенного исследования, а именно практические упражнения могут быть использованы в практике обучения тувинских учащихся как одно из средств обучения категории рода русских имен существительных в условиях национально-русского двуязычия.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем внедрения их в процесс педагогической практики, а также в форме стендового доклада на научно-практической конференции студентов ТувГУ.
Для решения главной цели выпускной работы, а именно определения средств обучения категории рода имени существительного в условиях тувинско-русского двуязычия стали основополагающими принципы:
Лингвистический:
- принцип системности, согласно которому все стороны изучаемого предмета должны быть представлены перед учащимися в их взаимосвязи. На основании лингвистической разработки проблемы, решение которой нам предстоит, мы сделали попытку выделить узлы трудностей в обучении категории рода имен существительных применительно к изучаемому языку в условиях тувинско-русского двуязычия.
Дидактические:
- принцип сознательности, предполагающий понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значения своей учебной деятельности;
- принцип наглядности, сущность которого - опора на чувственное познание, образование у обучаемых представлений и понятий на основе живого восприятия.
Реализация принципа наглядности при обучении категории рода имен существительных заключается в использовании материалов, включающих сопоставление, сравнение как семантических, морфологических, так и синтаксических показателей их родовой отнесенности.
Методические:
- принцип учета особенностей родного языка. В школьном преподавании русского языка как неродного учет сопоставительного критерия реализуется в продуманной и последовательной системе отбора языкового материала, когда основное внимание уделяется тем явлениям русского языка, которые отсутствуют или расходятся с русским в родном языке учащихся и потому вызывают наибольшие трудности, а также в подборе упражнений и заданий, способствующих преодолению трудностей;
- принцип коммуникативной направленности обучения, предполагающий в качестве цели обучения речевую деятельность на изучаемом языке. Применительно к нашему исследованию это значит, что русские имена существительные разной родовой отнесенности должны быть представлены таким образом, чтобы они обслуживали процессы речевой деятельности, обеспечивали правильность, адекватность ее языковой формы.
- специфика подачи материала при составлении упражнений по категории рода русских существительных требует прежде всего особую его группировку, которая учитывала бы узлы трудностей для тувинских учащихся.
Для реализации основной цели и задач проведено исследование в 5 классе МБОУ Бора-Тайгинской СОШ Сут-Хольского района. Для определения уровня умений и навыков правильного употребления имени существительного разного рода у учащихся 5 класса был разработан и проведен контрольный срез по русскому языку. В констатирующем эксперименте участвовало 20 учащихся, где 10 % учащихся получили 5 баллов, 25 % учащихся - 4 балла, 40 % учащихся - 3 балла, 15 % учащихся - 2 балла и 10 % учащихся - 1 балл. Знания, умения и навыки определения рода имени существительного у учащихся 5 класса показали невысокий уровень.
В процессе обучающего эксперимента основными условиями являлись вовлечённость ученика в деятельность, в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования, обеспечение прочных знаний, умений и навыков по определению рода имени существительного ученика по русскому языку. Чтобы обучение категории рода имени существительного осуществлялось эффективнее, учитывались отсутствие данной категории в тувинском языке, психолого-педагогические особенности учащихся.
Использовалась специально разработанная система упражнений, в уроки включались дидактические игры, пословицы и поговорки, загадки, применялись информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), т.е. мультимедиа, которые, на наш взгляд, способствуют привитию интереса к русскому языку, дальнейшему пониманию и совершенствованию навыков владения им. Успешно апробирована также проектная деятельность.
Использованы методики проведения уроков методистов А.В. Текучева, М.Р. Львова, А.А. Миролюбова, И.Ф. Комкова и др., также методики использования игровой деятельности, пословиц, поговорок (Н. П. Забродина, М. Ю. Гутфраинт, Е. П. Черногрудова, М. Ю. Озоркова, О. Л. Букичева, В. Б. Рамазанова), методики использования ИКТ (О.В. Крючкова, Е.Ю. Прошина), методика использования проекта (Н.М. Булычева, В.В. Калмыкова, Ю.Л. Семенова, Н.Н. Мулярчик).
В контрольной группе участвовали 10 учащихся, где 11 % учащихся получили 5 баллов, 22 % учащихся - 4 балла, 34 % учащихся 3 балла, 22 % учащихся - 2 балла, 11 % учащихся - 1 балл.
Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что обучение категории рода имени существительного на уроках русского языка будет более эффективным, если:
1) осуществлять обучение категории рода имени существительного с учетом отсутствия данной категории в тувинском языке, используя специально разработанную систему упражнений;
2) перевести обучение в деятельностную систему (самостоятельные работы, работы в парах, в группе на уроках, организация проектной деятельности) и совместить традиционные методические средства (использование дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок) с инновационными (мультимедиа).
Лингвистический:
- принцип системности, согласно которому все стороны изучаемого предмета должны быть представлены перед учащимися в их взаимосвязи. На основании лингвистической разработки проблемы, решение которой нам предстоит, мы сделали попытку выделить узлы трудностей в обучении категории рода имен существительных применительно к изучаемому языку в условиях тувинско-русского двуязычия.
Дидактические:
- принцип сознательности, предполагающий понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значения своей учебной деятельности;
- принцип наглядности, сущность которого - опора на чувственное познание, образование у обучаемых представлений и понятий на основе живого восприятия.
Реализация принципа наглядности при обучении категории рода имен существительных заключается в использовании материалов, включающих сопоставление, сравнение как семантических, морфологических, так и синтаксических показателей их родовой отнесенности.
Методические:
- принцип учета особенностей родного языка. В школьном преподавании русского языка как неродного учет сопоставительного критерия реализуется в продуманной и последовательной системе отбора языкового материала, когда основное внимание уделяется тем явлениям русского языка, которые отсутствуют или расходятся с русским в родном языке учащихся и потому вызывают наибольшие трудности, а также в подборе упражнений и заданий, способствующих преодолению трудностей;
- принцип коммуникативной направленности обучения, предполагающий в качестве цели обучения речевую деятельность на изучаемом языке. Применительно к нашему исследованию это значит, что русские имена существительные разной родовой отнесенности должны быть представлены таким образом, чтобы они обслуживали процессы речевой деятельности, обеспечивали правильность, адекватность ее языковой формы.
- специфика подачи материала при составлении упражнений по категории рода русских существительных требует прежде всего особую его группировку, которая учитывала бы узлы трудностей для тувинских учащихся.
Для реализации основной цели и задач проведено исследование в 5 классе МБОУ Бора-Тайгинской СОШ Сут-Хольского района. Для определения уровня умений и навыков правильного употребления имени существительного разного рода у учащихся 5 класса был разработан и проведен контрольный срез по русскому языку. В констатирующем эксперименте участвовало 20 учащихся, где 10 % учащихся получили 5 баллов, 25 % учащихся - 4 балла, 40 % учащихся - 3 балла, 15 % учащихся - 2 балла и 10 % учащихся - 1 балл. Знания, умения и навыки определения рода имени существительного у учащихся 5 класса показали невысокий уровень.
В процессе обучающего эксперимента основными условиями являлись вовлечённость ученика в деятельность, в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования, обеспечение прочных знаний, умений и навыков по определению рода имени существительного ученика по русскому языку. Чтобы обучение категории рода имени существительного осуществлялось эффективнее, учитывались отсутствие данной категории в тувинском языке, психолого-педагогические особенности учащихся.
Использовалась специально разработанная система упражнений, в уроки включались дидактические игры, пословицы и поговорки, загадки, применялись информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), т.е. мультимедиа, которые, на наш взгляд, способствуют привитию интереса к русскому языку, дальнейшему пониманию и совершенствованию навыков владения им. Успешно апробирована также проектная деятельность.
Использованы методики проведения уроков методистов А.В. Текучева, М.Р. Львова, А.А. Миролюбова, И.Ф. Комкова и др., также методики использования игровой деятельности, пословиц, поговорок (Н. П. Забродина, М. Ю. Гутфраинт, Е. П. Черногрудова, М. Ю. Озоркова, О. Л. Букичева, В. Б. Рамазанова), методики использования ИКТ (О.В. Крючкова, Е.Ю. Прошина), методика использования проекта (Н.М. Булычева, В.В. Калмыкова, Ю.Л. Семенова, Н.Н. Мулярчик).
В контрольной группе участвовали 10 учащихся, где 11 % учащихся получили 5 баллов, 22 % учащихся - 4 балла, 34 % учащихся 3 балла, 22 % учащихся - 2 балла, 11 % учащихся - 1 балл.
Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что обучение категории рода имени существительного на уроках русского языка будет более эффективным, если:
1) осуществлять обучение категории рода имени существительного с учетом отсутствия данной категории в тувинском языке, используя специально разработанную систему упражнений;
2) перевести обучение в деятельностную систему (самостоятельные работы, работы в парах, в группе на уроках, организация проектной деятельности) и совместить традиционные методические средства (использование дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок) с инновационными (мультимедиа).
Подобные работы
- ИЗУЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В 3 КЛАССЕ ТУВИНСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - ИЗУЧЕНИЕ КАТЕГОРИИ РОДА ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В 3 КЛАССЕ ТУВИНСКОЙ ШКОЛЫ
Дипломные работы, ВКР, лингвистика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - РАБОТА НАД ФОРМИРОВАНИЕМ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОНЯТИЯ «КАТЕГОРИЯ РОДА ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ» (НА
МАТЕРИАЛЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕГО РОДА)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
ПРИ ФОРМИРОВАНИИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ РОДА И ЧИСЛА ИМЕНИ
СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2018 - СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ УЗБЕКСКИХ ШКОЛЬНИКОВ В
УСЛОВИЯХ ОТСУТСТВИЯ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ У
ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ
МАЛЫХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФОРМ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Инструменты стимулирования студентов образовательных организаций к профессиональной деятельности (на примере ГАПОУ «Мамадышский политехнический колледж»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКОГРАФИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ PУCCКOМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ВНEДPEНИЯ ФГOC
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2017 - Новые информационные технологии в обучении географии
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2018



