Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ КАТЕГОРИИ РОДА В УСЛОВИЯХ

Работа №16455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы67
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
707
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические предпосылки обучения категории рода имен
существительных в условиях тувинско-русского двуязычия 5
1.1. Педагогические и методические вопросы обучения категории рода в
условиях тувинско-русского двуязычия 5
1.2. Лингвометодические основы обучения категории рода имени
существительного в условиях тувинско-русского двуязычия 9
Выводы 22
Глава 2. Средства обучения категории рода имен существительного в системе обучения русскому языку в условиях тувинско-русского двуязычия 23
2.1. Средства обучения категории рода имен существительного 23
2.2. Обобщение опыта работы по обучению категории рода имен существительных 36
Выводы 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 57


Актуальность темы. В русском языке категория рода присуща всем именным классам слов: в полной мере - классу существительных (кроме слов Pluralia tantum), в несколько более ограниченной степени - местоимений, с еще большими ограничениями - классу числительных и прилагательных, а также некоторым грамматическим формам глагола (прошедшему времени, причастиям). В данном исследовании рассматриваются только существительные, поскольку имя существительное позволяет наиболее полно представить весь сложный механизм проявления категории рода в русском языке. «Категорию грамматического рода некоторые ученые не без основания считали и считают «наиболее характерным морфологическим признаком» имен существительных», - писал В.В. Виноградов [12: 59].
В учебных курсах русского языка обычно указывается на то, что у имен существительных имеются формальные родовые признаки - родовые окончания для существительных мужского, женского и среднего рода, внутри которых есть различия в зависимости от твердой или мягкой основы существительного: один музей, один День - одна квартира, одна семья - одно письмо, одно платье. Однако этот формальный признак не является единственным выразителем категории рода, так как не охватывает всех случаев распределения существительных по родам (например: районо, ЭВМ, Домище, забияка).
Наиболее существенным признаком, выражающим категорию рода в русском языке является связь согласования (синтаксически род существительного определяется формой согласованного с ним прилагательного: большой город - большая страна, - большое государство; новое ПТУ - новый ГОСТ - новая ГЭС). Но при обучении русскому языку нерусских учащихся такой информации явно недостаточно.
Объектом исследования является категория рода имен существительных в системе русского языка и моменты, связанные с трудностями ее усвоения тувинскими учащимися.
Предметом исследования являются средства обучения категории рода в условиях тувинско-русского двуязычия.
Основная цель исследования: определение средств обучения, которые учитывали бы особенности категории рода имен существительных в системе русского языка и предупреждали узлы трудностей, характерные для тувинских учащихся в отношении категории рода русских имен существительных.
Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие
задачи:
— определить лингвистические основы исследования;
— отразить моменты, связанные с трудностями усвоения категории рода в условиях тувинско-русского двуязычия;
— обозначить принципы и средства обучения категории рода русских имен существительных.
Для решения поставленных задач были использованы методы:
— описательный;
— экспериментальный.
Практическая значимость:
Результаты проведенного исследования, а именно практические упражнения могут быть использованы в практике обучения тувинских учащихся как одно из средств обучения категории рода русских имен существительных в условиях национально-русского двуязычия.
Апробация результатов исследования осуществлялась путем внедрения их в процесс педагогической практики, а также в форме стендового доклада на научно-практической конференции студентов ТувГУ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Для решения главной цели выпускной работы, а именно определения средств обучения категории рода имени существительного в условиях тувинско-русского двуязычия стали основополагающими принципы:
Лингвистический:
- принцип системности, согласно которому все стороны изучаемого предмета должны быть представлены перед учащимися в их взаимосвязи. На основании лингвистической разработки проблемы, решение которой нам предстоит, мы сделали попытку выделить узлы трудностей в обучении категории рода имен существительных применительно к изучаемому языку в условиях тувинско-русского двуязычия.
Дидактические:
- принцип сознательности, предполагающий понимание учащимися смысла усваиваемых знаний, умений и навыков, отчетливое представление ими целей и значения своей учебной деятельности;
- принцип наглядности, сущность которого - опора на чувственное познание, образование у обучаемых представлений и понятий на основе живого восприятия.
Реализация принципа наглядности при обучении категории рода имен существительных заключается в использовании материалов, включающих сопоставление, сравнение как семантических, морфологических, так и синтаксических показателей их родовой отнесенности.
Методические:
- принцип учета особенностей родного языка. В школьном преподавании русского языка как неродного учет сопоставительного критерия реализуется в продуманной и последовательной системе отбора языкового материала, когда основное внимание уделяется тем явлениям русского языка, которые отсутствуют или расходятся с русским в родном языке учащихся и потому вызывают наибольшие трудности, а также в подборе упражнений и заданий, способствующих преодолению трудностей;
- принцип коммуникативной направленности обучения, предполагающий в качестве цели обучения речевую деятельность на изучаемом языке. Применительно к нашему исследованию это значит, что русские имена существительные разной родовой отнесенности должны быть представлены таким образом, чтобы они обслуживали процессы речевой деятельности, обеспечивали правильность, адекватность ее языковой формы.
- специфика подачи материала при составлении упражнений по категории рода русских существительных требует прежде всего особую его группировку, которая учитывала бы узлы трудностей для тувинских учащихся.
Для реализации основной цели и задач проведено исследование в 5 классе МБОУ Бора-Тайгинской СОШ Сут-Хольского района. Для определения уровня умений и навыков правильного употребления имени существительного разного рода у учащихся 5 класса был разработан и проведен контрольный срез по русскому языку. В констатирующем эксперименте участвовало 20 учащихся, где 10 % учащихся получили 5 баллов, 25 % учащихся - 4 балла, 40 % учащихся - 3 балла, 15 % учащихся - 2 балла и 10 % учащихся - 1 балл. Знания, умения и навыки определения рода имени существительного у учащихся 5 класса показали невысокий уровень.
В процессе обучающего эксперимента основными условиями являлись вовлечённость ученика в деятельность, в критический анализ, отбор и конструирование личностно значимого содержания образования, обеспечение прочных знаний, умений и навыков по определению рода имени существительного ученика по русскому языку. Чтобы обучение категории рода имени существительного осуществлялось эффективнее, учитывались отсутствие данной категории в тувинском языке, психолого-педагогические особенности учащихся.
Использовалась специально разработанная система упражнений, в уроки включались дидактические игры, пословицы и поговорки, загадки, применялись информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), т.е. мультимедиа, которые, на наш взгляд, способствуют привитию интереса к русскому языку, дальнейшему пониманию и совершенствованию навыков владения им. Успешно апробирована также проектная деятельность.
Использованы методики проведения уроков методистов А.В. Текучева, М.Р. Львова, А.А. Миролюбова, И.Ф. Комкова и др., также методики использования игровой деятельности, пословиц, поговорок (Н. П. Забродина, М. Ю. Гутфраинт, Е. П. Черногрудова, М. Ю. Озоркова, О. Л. Букичева, В. Б. Рамазанова), методики использования ИКТ (О.В. Крючкова, Е.Ю. Прошина), методика использования проекта (Н.М. Булычева, В.В. Калмыкова, Ю.Л. Семенова, Н.Н. Мулярчик).
В контрольной группе участвовали 10 учащихся, где 11 % учащихся получили 5 баллов, 22 % учащихся - 4 балла, 34 % учащихся 3 балла, 22 % учащихся - 2 балла, 11 % учащихся - 1 балл.
Полученные результаты могут свидетельствовать о том, что обучение категории рода имени существительного на уроках русского языка будет более эффективным, если:
1) осуществлять обучение категории рода имени существительного с учетом отсутствия данной категории в тувинском языке, используя специально разработанную систему упражнений;
2) перевести обучение в деятельностную систему (самостоятельные работы, работы в парах, в группе на уроках, организация проектной деятельности) и совместить традиционные методические средства (использование дидактических игр, пословиц, поговорок, загадок) с инновационными (мультимедиа).



1. Абакшина Г.М. Какого рода вагон-бибилиотека? // Русская речь. -1981. - № 2. - С. 60-63.
2. Анайбан З.В. Проблема билингвизма в Туве // Башкы. - 1993. - №3. - С. 14-17.
3. Антонова Е.С., Боброва С. В. Методика преподавания русского языка (начальные классы): учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С. Антонова, С.В. Боброва. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 448 с.
4. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: Методические основы. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
5. Богоявленский Д.Н. Психология усвоения орфографии: Учебник. - М.: Просвещение, 1982. - 192 с.
6. Багай-оол В. Двуязычие и безразличие: [Об изменении тувинского языка] // Тувинская правда. - 1988. - 4 мая.
7. Баранов М.Т. Словарно-семантическая работа на уроках русского языка в 5-8 классах // РЯШ. - 1965. - № 6. - С. 23-34.
8. Бегзи Р.Р. О двуязычии // Башкы. - 1993. - №3. - С. 17-23.
9. Букичева О.А. Дидактические игры на уроках английского языка в начальной школе // ИЯШ. - 2011. - №6. - С. 46-49.
10. Булычева Н.М. Развитие речи младших школьников в процессе использования мультимедиа в образовательном процессе // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - № 4. - С. 58-62.
11. Вартапетова С.С. Грамматические особенности составных наименований типа школа-интернат // РЯШ. - 1997. - № 1. - С. 88-90.
12. Виноградов В.В. Русский язык: Учебник / Под ред. Г.А. Заготовой. - М.: Русский язык, 2001. - 720 с.
13. Василевич А.П. Учим детей английскому языку // ИЯШ. - 2009. - № 4. - С. 75-80.
14. Голанова И.Г. Морфология современного русского языка: Учебник. - М.: Высш. школа, 1962. - 262 с.
15. Головченко М.А. Развитие речи младших школьников на основе знакомства с пословицами // Начальная школа. - 2011. - № 1. - С. 74-75.
16. Гез Н.И. Система упражнений и последовательность развития речевых умений и навыков // ИЯШ. - 1969. - № 6. - С. 29-40.
17. Гутфраинт М.Ю. Использование пословиц для развития навыков говорения // ИЯШ. - 2011. - № 5. - С. 48-52.
18. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико¬психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогика,1972. - 423 с.
19. Деменьтев А.А. О женских соответствиях к мужским наименованием действующих лиц // РЯШ. - 1954. - № 6. - С. 12-15.
20. Добромыслов В.А. Развитие речи в связи с изучением грамматики. Морфология: Учебник. - М.: Изд. АПН РСФСР, 1954. - 64 с.
21. Забродина Н.П. Игра как средство развития интереса к изучению французского языка // ИЯШ. - 2009. - № 4. - С. 19-22.
22. Зедьманова Л.М. Наглядность в преподавании русского языка: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 159 с.
23. Истратова О.Н. Большая книга детского психолога / О.Н. Истратова, Г.А. Широкова, Т.В. Эксакусто. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс,2008. - 568, [1] c.
24. Калмыкова В.В., Жафарова Г.Р. Можно ли организовать проектную деятельность на уроке? // Начальная школа. - 2012. - № 9. - С. 61-64.
25. Капитонова Т.И., Щукин А.Н. Современные методы обучения русскому языку иностранцев: Учебное пособие, 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1988 - 156 с.
26. Крючкова О.В. Комплексная информатизация образования / О.В. Крючкова. - Минск: Красико-Принт, 2006. - 176 с.
27. Картоев М.У Почему «кофе» мужского рода? // РЯШ. - 1994. - № 4. - С. 71-72.
28. Лукин М.Ф. Морфология современного русского языка: Учеб. Пособие. - М.: Просвещение, 1973. - 232 с.
29. Луценко Н.А. О роде существительных с начальным компонентом пол // РЯШ. - 1995. - № 5. - С. 83-86.
30. Львов М.Р. и др. Методика преподавания русского языка в начальных классах: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2-е изд., испр, - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 464 с.
31. Маадыр О.П. Использование этнокультурного материала на уроках русского языка в национальных классах / Русский язык в Туве: Материалы республиканской научно-практической конференции (22-23 ноября 2007 года, г. Кызыл) / Отв.ред. к.ф.н., доцент: Ондар Б.К. - Кызыл: ТывГУ РИО, 2007. - 138 с.
32. Максимов В.И. Об одном типе существительных общего рода //РЯШ. - 1971. - № 5. - С. 68-70.
33. Марусьева И. В.; Коваленко М. И. Педагогика: Учебное пособие. - СПб.: ИВЭСЭП Знание, 2006. - 324 с.
34. Медведева А.Я. К изучению рода существительных // РЯШ. - 1981.- № 2. - С. 40-43.
35. Методика обучения иностранному языку в средней школе: Учебник / Гез Н.И., Ляховский М.В., Миролюбов А.А. и др. - М.: Высш. школа,1982.- 373 с.
36. Методические рекомендации к учебному комплексу по русскому языку: 5 кл.: Кн. для учителя / Сост. А.Ю. Купалова. - М.: Просвещение, 1992.-143 с.
37. Мирецкий А.Л. О соотношении род-пол уличных имен существительных // РЯНШ. - 1987. - № 4. - С. 7-10.
38. Мулярчик Н.Н. Организация проектной деятельности на уроках русского языка // Начальная школа. - 2013. - № 2. - С. 28-31.
39. Озоркова М.Ю. Дидактические игры как средство умственного воспитания младших школьников-билингвов на уроках русского языка // Успехи современного естествознания. - 2010. - № 1. - С. 72-74.
40. Павлова Е.А. Приемы работы с пословицами и поговорками на уроках английского языка // ИЯШ. - 2010. - № 5. - С. 37-45.
41. Панова Г.И. Морфологические категории в современном русском языке: Аспекты формального выражения глагольного вида и рода существительных. - Абакан: Изд. ХГУ, 1996. - 164 с.
42. Панова Г.И. Морфология: Словарь-справочник. - Абакан: Изд. ХГУ, 2001. - 192 с.
43. Панова Г.И. Общие вопросы русской морфологии: Учеб. пособие. - Красноярск: Изд. КГПИ, 1991 - 104 с. Прошина Е.Ю. О некоторых вопросах использования ИКТ на уроках русского языка // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2009. - № 4. - С. 60-65.
44. Прошина Е.Ю. О некоторых вопросах использования ИКТ на уроках русского языка // Вестник Российского университета дружбы народов. -2009. - № 4. - С. 60-65.
45. Рамазанова В.Б. Формирование познавательной активности на уроках русского языка как неродного средствами игровых технологий // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. - 2011. - № 2. - С. 115-119.
46. Рожкова Г.И. Очерки практической грамматики русского языка: Учеб. пособие. - М.: Высш. школа, 1987. - 160 с.
47. Сегленмей С.Ф. К проблеме билингвизма в Туве / Русский язык в Туве: Материалы республиканской научно-практической конференции (22-23 ноября 2007 года, г. Кызыл) / Отв.ред. к.ф.н., доцент: Ондар Б.К. - Кызыл: ТывГУ РИО, 2007. - 138 с.
48. Семашко Н.И. Изучение категории рода имен существительных // РЯНШ. - 1977. - № 4. - С. 39-43.
49. Семенова Ю.Л. Технология организации проектной деятельности на диалоге культур на уроках английского языка // Педагогическое образование в России. - 2007. - № 1. - С.176-182.
50. Сидоренко Е.Н. Материалы по морфологии современного русского языка. - Симферополь: Изд. СГУ, 1978. - 110 с.
51. Скаткин Н.М. Проблемы современной дидактики: Учеб. пособие. - М.: Педагогика, 1984. - 95 с.
52. Современный русский язык:Учеб.пособие / Под ред.Н.С.
Волгиной. - М.: Логос, 2001. - 528 с.
53. Современный русский язык: Учеб.пособие / Под ред.А.П.
Леканта. - М.: Дрофа, 2000. - 558 с.
54. Современный русский язык:Учеб.пособие / Под ред.В.А.
Белошапковой. - М.: Азбуковник, 1999. - 926 с.
55. Тарасенко Р.В. Об употреблении существительных общего рода в предложении // РЯШ. - 1977. - № 6. - С. 98-100.
56. Тарасенко Р.В. Слова общего рода и их лексико-семантическая особенность // РЯШ. - 1980. - № 4. - С. 75-79.
57. Теория и практика обучения русскому языку: учеб. пос. / Е.В. Архипова, Т.М. Воителева, А.Д. Дейкина и др.; под. ред. Р.Б. Сабаткоева. - 3-е изд., стер. - М.: ИЦ «Академия», 2008. - 336 с.
58. Томилова Т.П. О двуязычии детей-дошкольников в Туве // Русский язык в Туве. - 2014. - № 2 (7). - С.31-32.
59. Томилова Т.П. Проблемы функционирования русского языка в условиях тувинско-русского билингвизма // Психодидактика высшего и среднего образования: в 2 ч. - Барнаул: Алт. ГПА, 2014. - Часть 2. - С. 305-307.
60. Томилова Т.П. Тувинско-русское двуязычие // Вестник Тувинского университета. - Педагогические науки. - 2014. - Выпуск 4. - С. 136-142.
61. Улуханов И.С. Грамматический род и словообразование // Вопросы языкознания. - 1988. - № 5. - С. 108-119.
62. Федоренко Г.А. Принципы обучения русскому языку: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1973. - 160 с
63. Фомичева Г.А. Изучение словосочетаний в восьмилетней школе: Учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1973. - 110 с.
64. Шанская Т.В. О родовой принадлежности слов с суффиксами субъективной оценки // РЯШ. - 1961. - № 5. - С. 13-17.
65. Широкова А.В. Сопоставительная типология разноструктурных языков: Учеб. пособие. - М.: Добросвет, 2000 - 200 с.
66. Черногрудова Е.П. Возможности использования русских народных пословиц на уроках // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 29-32.
67. Экба Н.Б. Взаимовлияние языков и особенности развития двуязычия в национальной школе: Пособие для учителя. - СПб: отд-ние изд-ва «Просвещение», 1993. - 223 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ