Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО КОРРЕКЦИИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

Работа №164545

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

логопедия

Объем работы78
Год сдачи2024
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАРУШЕНИЯ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Грамматический строй речи у дошкольников и его формирование в онтогенезе 6
1.2. Общее недоразвитие речи как сложное речевое расстройство всех компонентов языковой системы речи 11
1.3. Аграмматизмы в устной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи 18
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНСТАТИРУЮЩЕГО ЭКСПЕРИМЕНТА И АНАЛИЗ ЕГО РЕЗУЛЬТАТОВ
2.1. Проведение исследования уровня сформированности грамматического строя речи у дошкольников 21
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 29
ГЛАВА III. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПОФОРМИРОВАНИЮ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ УДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Содержание формирующего эксперимента 38
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 63

Развитие речи в дошкольном возрасте является многоаспектным процессом, который органически связан с умственным развитием ребенка. Именно в этот период создаются благоприятные условия для развития устной речи, закладывается фундамент для письменных форм речи (чтения и письма) и последующего речевого и языкового развития ребёнка. Всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его деятельности и поведении.
Проблема нарушения грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи актуальна вследствие того, что грамматическая система языка является важным компонентом речевой функциональной системы, которая в свою очередь включается в любую деятельность ребёнка, влияет на интеллектуальные процессы.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия. Грамматические операции процесса порождения речи являются чрезвычайно сложными и предполагают достаточно высокий уровень развития аналитико-синтетической деятельности.
Проблема формирования грамматического строя речи является одной из самых актуальных. Серьезно и основательно данная проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в. после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». Также проблема формирования грамматического строя речи у детей с ОНР исследовались в трудах Н.А. Никашиной, Н.В. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Е.Ф. Соботович, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной и др.
Исследования отечественных лингвистов, психологов и педагогов доказали, что овладение грамматическим строем характеризуется формированием языковой системы, основанной на реализации, анализе и обобщении явлений языка и речи. Формирование грамматических средств языка является важнейшим условием полноценного общего психического и речевого развития, поскольку речь является основой в развитии мышления и общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей. Ребенок не сможет воспринимать речь окружающих, выражать собственные мысли и общаться, не овладев грамматическими средствами языка.
При ОНР формирование грамматического строя речи происходит с большим трудностями, чем овладение активным и пассивным словарём. Это обусловлено тем, что грамматические значения всегда более абстрактны, чем лексические, а грамматическая система языка организована на основе большого количества языковых правил.
Цель исследования: изучить нарушения грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и подобрать систему дидактических игр и упражнений, направленную на формирование грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу по теме исследования.
2. Провести исследование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи и выявить аграмматизмы в устной речи детей с общим недоразвитием речи.
3. Подобрать материал и провести логопедическую работу по формированию грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи.
4. Провести контрольный эксперимент и проанализировать результаты.
Объект исследования: грамматический строй речи.
Предмет исследования: система дидактических игр и упражнений, направленная на формирование грамматического строя речи детей с общим недоразвитием речи....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Своевременное и правильное речевое развитие является необходимым условием для формирования личности ребенка.
Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.
Формирование и развитие грамматического строя у ребенка - важный этап в полноценном речевом и психологическом развитии, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребёнка, в самоорганизации поведения и формировании социальных связей. Именно поэтому этой стороне речи в дошкольном возрасте уделяется особое внимание.
С каждым годом увеличивается число дошкольников, имеющих нарушения речевого развития. Одной из наиболее распространенных форм нарушения речевого развития является общее недоразвитие речи.
Вопросами изучения и описания процесса развития грамматического строя речи у детей занимались в своих работах А.Н. Гвоздев, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др. Эти авторы описывают причины возникновения нарушений грамматического строя речи и пути его коррекции.
Подробно изучив литературу по проблеме исследования, было установлено, что развитие лексической и грамматической стороны речи происходит на протяжении всего дошкольного возраста. К концу дошкольного возраста должна сформироваться грамматическая сторона речи у детей с нормальным речевым развитием. У детей с общим недоразвитием речи грамматические формы словообразования, словоизменения и предложения формируются в той же последовательности, что и при нормальном речевом развитии. Но для детей с общим недоразвитием речи характерны такие особенности, как: значительно медленный темп усвоения; искажение общей картины речевого развития; разногласия развития морфологической и синтаксической систем языка.
Мы провели констатирующий эксперимент на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения центр развития ребенка-детский сад №22 города Пензы «Радуга детства» с 11 сентября по 25 сентября 2023 года. Он был направлен на выявление уровня сформированности грамматического строя речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня. В исследовании приняли участие 10 детей (3 девочки и 7 мальчиков) старшей группы с общим недоразвитием речи III уровня. Эксперимент подтвердил теоретическое описание особенностей грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи III уровня.
По результатам констатирующего эксперимента особенности грамматического строя речи старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня выражаются в недостаточном понимании грамматических форм слов, недостаточной сформированности навыков словоизменения, трудностях формирования навыков словообразования и грамматического оформления высказывания.
По результатам эксперимента был составлен и апробирован комплекс дидактических игр и упражнений, направленный на формирование грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
Для формирования грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня использовались различные игры (настольно-печатные, словесные дидактические игры, сюжетно-ролевые) и словесные упражнения, которые сочетались с наглядностью, то есть с показом иллюстраций, картинок, рисунков.
При обучении грамматическим навыкам эффективными являются такие приемы, как объяснение, образец, сравнение, повторение, исправление, рассказ, раскрытие словообразовательного значения, обращение внимания детей на собственные ошибки и ошибки других детей....


1. Александрова, Т.В. Практическое пособие по формированию грамматического строя речи у дошкольников: Пособие для логопедов и воспитателей / Т.В. Александрова. - СПб.: Детство-пресс, 2003. - 48 с.
2. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. - М.: Академия, 2012. - 400 с.
3. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи / А.Г. Арушанова. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 324 с.
4. Архипова, Е.Ф. Если у ребенка общее недоразвитие речи / Е.Ф. Архипова // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №2. - С. 38-43.
5. Барабанова, М.В. К вопросу о типах связей слов внутри предложения у дошкольников с нарушениями речи / М.В. Барабанова // Современные проблемы специальной педагогики и специальной психологии. - М., 2010. - С. 13-14.
6. Безрукова, О.А. Грамматика русской речи / О.А. Безрукова. - М.: Русская речь, 2015. - 111 с.
7. Бессонова, Т.П. Дидактический материал по обследованию речи детей. Ч. II: Словарный запас и грамматический строй / Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова. - М.: АРКТИ, 1997, - 64 с.
8. Бизикова, О.А. Формирование грамматических умения дошкольников в игре / О.А. Бизикова. // Сибирский педагогический журнал. - 2010. - № 1. - С. 285-291.
9. Бойкова, С.В. Развитие лексики и грамматического строя речи у дошкольников / С.В. Бойкова. - СПб.: КАРО, 2005. - 100 с.
10. Борякова, Н.Ю. Изучение и коррекция лексико-грамматического строя речи у детей с недостатками познавательного и речевого развития (на примере глагольной лексики, словоизменения глаголов и построения простых распространенных предложений) / Н.Ю. Борякова, Т.А. Матросова. - М.: В. Секачев, 2012. - 142 с.
11. Бухарина, К.Е. Конспекты занятий по развитию лексико-грамматических представлений и связной речи у детей 4-5 лет с ОНР и ЗПР / К.Е. Бухарина. - М.: ВЛАДОС, 2015. - 112 с.
12. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А.Н. Гвоздев. - СПб: Детство-Пресс, 2007. - 472 с.
13. Глухов, В.П. Методика формирования связной речи детей дошкольного возраста с системным речевым недоразвитием / В.П. Глухов. - М.: МПГУ, 2017. - 230 с.
14. Грамматика в картинках для занятий с детьми 3-7 лет. Говори правильно. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013. - 41 с.
15. Грибова, О.Е. Технология организации логопедического обследования: Методическое пособие. / О.Е. Грибова. М.: Айрис-пресс, 2005. - 96 с....(50)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ