ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЙ СТРЕСС КАК СОЦИАЛЬНО- ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА 6
1.1. Основные концепции исследования проблемы выявления экзаменационного стресса 6
1.2. Развитие экзаменационного стресса у старшеклассников во время ОГЭ, ЕГЭ 11
1.3. Методы и методики выявления экзаменационного стресса и пути их преодоления 23
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ 29
ГЛАВА Н. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА 30
2.1. Общая характеристика выборки и методов исследования экзаменационного стресса у старшеклассников 30
2.2. Результаты эмпирического исследования экзаменационного стресса
у старшеклассников 33
2.3. Практические рекомендации по профилактике экзаменационного стресса 42
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ОПРОСНИК «ПОДВЕРЖЕННОСТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННОМУ СТРЕССУ» А. О. ПРОХОРОВА 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. «ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТРЕССА-PSM- 25» В АДАПТАЦИИ Н. Е. ВОДОПЬЯНОВОЙ 59
Актуальность темы исследования связана тем, что в современном мире, изучение стресса и стрессоустойчивости выпускников остается во многом спорной и нерешенной проблемой. Специалисты утверждают, что не существует усредненного перечня ситуаций, которые могут вызывать стрессовое состояние у всех людей. Реакция на одну и ту же ситуацию у разных людей может быть разной, в зависимости от их индивидуальных особенностей.
Нестабильность и интенсивность современной жизни, неуверенность в будущем, а также стрессовые факторы образовательной среды негативно сказываются на состоянии физического и психического здоровья выпускников 9 и 11 классов, приводят к росту психических и психосоматических заболеваний среди учащихся. Для выпускников стрессовые ситуации встречаются чаще. Такими ситуациями могут быть опоздания на учебу, публичное выступление, подготовка к экзаменам по ЕГЭ и ОГЭ, повторные замеры по ЕГЭ, ОГЭ и в каждый месяц, неделю повторные тестирования по ЕГЭ и ОГЭ.
Изучению стресса и стрессоустойчивости посвящен ряд исследований зарубежных и отечественных авторов [2; 3]. Реакция организма на нагрузку носит название стресс. Эта нагрузка может быть связана с самыми различными причинами, однако стресс протекает одинаково. Другое название стресса - «общий адаптационный синдром». Стрессоустойчивость определяется совокупностью личностных качеств, позволяющих человеку переносить значительные интеллектуальные, волевые и эмоциональные нагрузки (перегрузки), обусловленные особенностями профессиональной деятельности. Более высокий уровень стрессоустойчивости отличает людей, в системе ценностей которых преобладают так называемые духовные ценности.
Проблема стресса была и остается одной из наиболее интересных и, в то же время, недостаточно изученных проблем вот уже на протяжении не одного десятилетия. Анализ исследований, посвященных проблеме стресса (С. Вожнер, Р. Розенфельд, Г. Селье, Ю.В. Татура, Д. Фонтана, Дж. Эверли и др.), позволяют сделать вывод о том, что до настоящего времени не выработано единого, общепринятого определения данного понятия.
Таким образом, теоретическое и практическое изучение стресса у выпускных классов актуально, прежде всего, потому, что это поможет более глубоко понять происхождение, причины возникновения стресса, наметить целесообразные пути профилактики стресса у выпускников.
Целью исследования явилось изучение и выявление экзаменационного стресса сельских и городских старшеклассников.
Достижению данной цели отвечают следующие задачи:
1. Провести анализ концепций стресса и стрессоустойчивости.
2. Изучить индивидуально-психологические особенности
старшеклассников.
3. Подобрать методики для исследования стресса.
4. Провести эмпирическое исследование по выявлению экзаменационного стресса у городских и сельских старшеклассников, обработать данные методик и сделать выводы.
5. Разработать практические рекомендации для выпускников по преодолению стресса.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что:
- городские и сельские старшеклассники при экзаменационном стрессе не всегда правильно ведут себя в стрессовой ситуации;
- у городских старшеклассников высокий уровень стресса, у сельских старшеклассников - средний уровень стресса;
- различия между показателями психологического стресса у городских и сельских старшеклассников имеют статистически значимые различия.
В качестве объекта исследования выступал стресс как состояние повышенного напряжения и сильной нагрузки на психику человека.
Предмет исследования: экзаменационный стресс старшеклассников городских и сельских школ.
Теоретико-методологические основы исследования составили труды таких ученых как Л. Леви, Я. Стреляу, которые считали, что стрессовые факторы образовательной среды плохо сказываются на состоянии физического и психического здоровья, приводят к росту различных заболеваний среди выпускников.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по исследуемой проблеме, тестирование, методы математической статистики с использованием t-критерия Стьюдента для выявления статистически значимых различий.
Методики исследования: Опросник «Подверженности экзаменационному стрессу» А.О. Прохорова; методика «Шкала психологического стресса РБМ-25» в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные данные в дальнейшем могут быть использованы практическими психологами, педагогами-психологами образовательных учреждений, а также рекомендации могут помочь для выпускников школ по преодолению стресса.
База исследования: школа № 2 г. Кызыла, МБОУ СОШ с. Суг-Аксы.
Выборка исследования:40 городских учащихся (23 мальчика, 17 девочек), 40 сельских учащихся (22 мальчика, 18 девочек) 11 класса.
Структура выпускной квалификационной работы: дипломная работа состоит из содержания, введения, двух глав, кратких выводов по главам, заключения, списка использованной литературы и приложений.
Стресс - это феномен неспецифической реакции организма в ответ на разнообразные повреждающие воздействия. Наиболее подвержены стрессам школьники раннего юношеского возраста, т.к. этот возраст является переходным и у юношей меняются взгляды на жизнь. Для них это период самоопределения, как в профессиональной, так и в социальной сфере. О юношеском возрасте обычно говорят как о периоде повышенной эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, страстности, частой смене настроений и т. п. это может повлиять на поведение во время экзамена.
Исходя из концепции Г. Селье, в стрессе, вызванном напряженной учебной деятельностью или сдачей экзаменов, выделяют три «классические» стадии его развития.
Первая из них — стадия мобилизации или тревоги, выражающаяся мобилизацией всех ресурсов организма, учащением частоты сердечных сокращений. Вторая — стадия сопротивления или адаптации, когда организму удается за счет предшествующей мобилизации успешно справляться с вредными воздействиями, третья стадия — истощения.
Также выделяют факторы, влияющие на развитие стресса:
- Врожденные особенности организма и ранний детский опыт:
Генетическая предрасположенность:
Характер протекания беременности у матери.Тип высшей нервной деятельности.
Важным профилактическим средством экзаменационного стресса является сразу выставленная оценка. Незнакомые помещения, преподаватели и длительное ожидание усугубляют обстановку.
Практикой было установлено, что снижению психоэмоционального напряжения и эмоциональной нестабильности в значительной степени способствует способность к релаксации. Возможность расслабляться, субъективно и психологически влиять на мышечный тонус является важнейшим условием снятия возбуждения, вызванного тревожностью.
Поведенческие методы коррекции стрессового состояния личности используются для формирования нового стереотипа поведения, которого ранее не было в деятельности человека. Методы релаксации и дыхания целесообразно применять, когда нужно быстро привести себя в спокойное состояние. Поведенческие методы коррекции стрессового состояния человека способствуют формированию новых социальных умений, овладению психологическими приемами саморегуляции, преодолению вредных привычек, снятию стресса, избавлению от эмоциональных травм и т. д.
Были разработаны методы аутогенной тренировки для нормализации деятельности сердечно- сосудистой системы, дыхания, внутренних органов, при заболеваниях: это предупреждение инфаркта миокарда, после перенесенного инфаркта, утомления, для стабилизации артериального давления, оздоровления почек, при мигрени, для невосприимчивости к простудам. Эффективным методом для снятия стресса является метод произвольной регуляции дыхания, посредством которого человек сознательно контролирует число дыхательных движений.
В качестве гипотезы исследования выдвинуто предположение о том, что городские старшеклассники подвержены экзаменационному стрессу, чем старшеклассники сельских школ.
Для проведения исследования использовались методы тестирования, математическая статистика с использованием t-критерия Стьюдента для выявления статистически значимых различий.
Методиками исследования являются Опросник «Подверженность экзаменационному стрессу» А. О. Прохорова и «Шкала психологического стресса PSM- 25» в адаптации Н.Е. Водопьяновой.
Из методики экзаменационного стресса сделаем вывод о том, что 45 старшеклассников в стрессовой ситуации довольно сдержанны и умеют регулировать свои собственные эмоции, 29 учащихся 11 классов иногда умеют сохранять самообладание, но бывают также случаи, когда заводятся из-за пустяков и потом об этом жалеют, 6 выпускников переутомлены и истощены.
Анализ полученных результатов по методике Н.Е. Водопьяновой показало, что из 80 учащихся у 3 (3,75 %) старшеклассников высокий уровень стресса, у 25 (31, 25 %) учащихся средний уровень и у 52 (65 %) выпускников низкие показатели стресса.
Исходя из полученных результатов исследования экзаменационного стресса по 2 методикам, сделаем вывод о том, что у старшеклассников низкие показатели стресса у 45 учащихся, высокие результаты у 6 учащихся и средние показатели у 29 выпускников 11 класса.
В результате интернет-опроса большинство выпускников всегда волнуются, но отвечают что поддержка родителей, хорошее питание, уверенность в себе, а также хорошая подготовленность дают силу сдать экзамен.
Таким образом выдвинутая гипотеза о том, что городские и сельские старшеклассники при экзаменационном стрессе не всегда правильно ведут себя в стрессовой ситуации;
- у городских старшеклассников высокий уровень стресса, у сельских старшеклассников - средний уровень стресса;
- различия между показателями психологического стресса у городских и сельских старшеклассников имеют статистически значимые различия,частично подтвердилась.
1. Аверин, В.А. Психология личности: уч.пос. / В.А. Аверин. - СПб.: Изд- во Михайлова В.А., 1999.-89 с.
2. Ахмедов, Т.И. Лучшие психологические тесты: книга // Т.И. Ахмедов.
- М.: Эксмо, 2009. - 608 с.
3. Анастази, А. Дифференциальная психология. Индивидуальные и групповые различия в поведении: уч.пос. / А. Анастази. - пер. с англ. - М.: Апрель Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2001.- С.22
4. Ануашвили, А.Н. Основы психологии: уч.пос. / А.Н. Ануашвили. - 2-е изд., доп. и пер. - М.: Изд-во Мдународного института управления, психологии и психотерапии, 2002 - с. 96
5. Гиппенрейтер, Ю. Введение в общую психологию: курс лекций / Ю. Гиппенрейтер. - М.: АСТ: Астрель, 2008. - 352 с.
6. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология индивидуальных различий: уч.пос. // Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. - М.: ЧеРо, 2000. - 480 с.
7. Дмитриева, Т.Б. Социальный стресс и психическое здоровье / Под ред. Академика РАМН проф. Т.Б. Дмитриевой и проф. А.И. Воложина. - М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2001. - 248 с.
8. Ефимова, Н.С. Основы общей психологии: учебник / Н.С. Ефимова. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2013.-228 с.
9. Суворова, В.В. Психофизиология стресса. /В. В. Суворова. - М.: Мысль, 1999. - 196 с.
10. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: учебник / И.А. Зимняя. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1997.- 344с.
11. Михайлова, К. Стали учить, а не списывать: [ЕГЭ] / К. Михайлова // Плюс информ. - 2013.- 3 июля.
12. Маклаков,А. Г.Общая психология: учебник для вузов./ А.Г. Маклаков
— СПб.: Питер, 2008. — 583 с.
13. Максименко, С.Д. Общая психология: уч./ С.Д. Максименко - М.: Рефл-бук, 2004 - 528с.
14. Монина Г.Б.Ресурсы стрессоустойчивости: тренинг / Г.Б. Монина, Н.В. Раннала - СПб.: Речь, 2009. - 250 с.
15. Немов, Р.С. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений: В 3 кн./ - М.: ВЛАДОС, 2003. - 688с.
16. Бирюкова, А. ЕГЭ: вверх по лестнице, ведущей вниз.../ А. Бирюкова // Тув. Правда. - 2012.-19 июля.
17. Общая психология: учебник / Под общ. Ред. А.В. Карпова. - М.: Гардарики, 2002. - 232с.
18. Общая психология. Психология мотивации и эмоций: учебно¬методический комплекс для специальности 030301.65 Психология / авторы- составители Н.В. Зоткин, М.Е. Серебрякова. - Самара: Изд-во «Универс групп», 2007. - 196 с.
19. Кон, И.С. Психология ранней юности / И. С. Кон. - М.: 1979.- с. 97.
20. Первитская А.М. Математические методы в психологии: учебное пособие. / А.М. Первитская. - Курган: Изд-во Курганского гос.ун-та, 2013. - 70 с.
21. Психодиагностика: Справочник практического психолога / Под ред. С.Т. Посоховой. - М.-СПб.: Сова, 2005. - 671с.
22. Жук, М.Т. Как подготовиться к ЕГЭ, чтобы избежать стрессов / М, Т, Жук //Башкы. - 2013. - № 2.- С.12
23. Психология: учебник для гуманитарных вузов / Под ред.. В.Н. Дружинина. СПб.: Питер, 2002. - 315с.
24. Апчел, В.Я., Цыган, В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. / В. Я. Апчел, В. Н. Цыган. - СПб.: Питер, 1999. - 86 с.
25. Семагин, В.Н., Зухарь, А.В., Куликов М.А. Тип нервной системы, стрессоустойчивость и репродуктивная функция / В. Н. Семагин, А. В. Зухарь, М. А. Куликов. - М.: Наука, 1988. - 134 с.
26. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: уч./ С.Л. Рубинштейн- СПб.: Питер, 2006. -713с.
27. Сластенин, В.А. Психология и педагогика: уч. пособие для студ. высш. учеб.заведений / В.А. Сластенин, В.П. Каширин - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 480.
28. Слободчиков, В.И . Психология развития человека. Развитие субъективной реальности в онтогенезе: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е. И. Исаев- Москва: ПСТГУ. - 2013
29. Сорокун, П.А. Основы психологии: уч./ П.А. Сорокун - Псков: ПГПУ, 2005 - 312 с.
30. Столяренко, Л.Д. Психология: учебник для вузов. / Л.Д. Сластенин - СПб.: Лидер, 2007. - 592 с.
31. Платонычева, А. А. Готоинмся к ЕГЭ: [Об анализе ЕГЭ по филологическим наукам] / А. А. Платонычева // Тув. Правда.-2012.- 19 июля.
32. Ступницкий, В.П. Психология: учебник для бакалавров / В.П. Ступницкий, О.И. Щербакова, В.Е. Степанов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К®», 2014. - 190 - 199 С.
33. Байер, К., Шейнберг Л. Здоровый образ жизни / К. (Байер , Л. Шейнберг.- М.: Мир, 1997. - 368 с
34. Топчий, М.В. Стресс как объект научной рефлексии / М.В. Топчий, Т.М. Чурилова. - Ставрополь: НОУ ВПО СКСИ, 2009.- 312 с.
35. Фоминова, А. Н. Жизнестойкость личности: Монография / А. Н. Фоминова. - МПГУ, Издательство «Прометей», 2012.
36. Щербатых, Ю.В. Психология стресса и методы коррекции: уч.пос. / Ю.В. Щербатых. - СПб.: Питер, 2008. - 258с.
37. Педагогический энциклопедический словарь — М.: Науч. издательство «Большая Российская энциклопедия», 2002. - 527с.
38. . Грановская, Р.М. Элементы практической психологии. /Р. М. Грановская, Л.: Изд-во ЛГУ, 1988. - 500 с.
39. Щербатых,Ю.В.Вегетативные проявления экзаменационного стресса // Прикладные информационные аспекты медицины. 1999. Т2. №1. С. 59-62.
40. Практическая психология образования / под ред. И.В. Дубровиной - М., 1997, с.374.
41. Психология подростка. Хрестоматия / сост. Ю.И. Фролов. - М., 1997.- с. 177.
42. Селье, Г. Стресс без дистресса. / Г. Селье- М.: Нука, 1979. - 292 с.