Важным объектом социально-психологических исследований динамики развития современного общества являются молодежные проблемы. Молодежь составляет значительную часть современного общества, определяющую главные тенденции его развития и, в то же время, является источником и носителем наиболее острых социальных проблем. Исследование вопросов молодежной проблематики позволяет составить прогноз динамики развития общественных процессов в будущем. Такая возможность обусловлена и особыми психологическими свойствами этого возраста, которые существенно определяют не только собственно личную перспективу жизни человека, но и будущее общества.
Данное исследование направлено на изучение различий в показателях и уровне личностной зрелости учащихся образовательных учреждений разного типа. Под зрелостью личности понимается, прежде всего, социальная зрелость, выражающаяся в том, насколько адекватно человек находит свое место в обществе, каким мировоззрением или философией руководствуется, каково его отношение к общественным институтам, к своим обязанностям и своему труду. Социальная зрелость обусловливает и предполагает наличие психологической зрелости. Не может быть полной психологической зрелости у социально незрелой личности. Начало личностной зрелости не соотносится с определенным возрастом.
Проблема личностной зрелости мало изучена, что создает определенные трудности при ее рассмотрении. Проблема формирования, развития личности рассматривалась в трудах Б.Г. Ананьева, Л.И. Анцыферовой, Л.И. Божович, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.Н. Леонтьева, а также Э. Эриксона, Л. Колберга и др. Проблемой личностной зрелости именно старших школьников занималась И.В. Дубровина. На основе своих исследований она делает вывод о том, что зрелость личности заключается в сформированное™ психологических образований и механизмов, обеспечивающих человеку возможность непрерывного процесса роста его личности.
Центральными психологическими новообразованиями юношеского возраста являются мировоззрение и профессиональное самоопределение. Под влиянием потребности самоопределения и на основе возникших в подростковом возрасте психологических особенностей девушки и юноши начинают осмысливать в общих нравственных категориях и свой опыт и опыт окружающих, вырабатывать свои собственные взгляды на мораль. Именно в период ранней юности происходит осознание значения убеждений и нравственных принципов для самого человека, их роли в формировании его личности. В качестве особой жизненной задачи ставится задача разобраться в моральных вопросах, понять сущность того или иного качества личности, его места среди других черт характера, его значения в общей моральной характеристике личности.
Из вышеизложенного следует, что изучение процесса формирования личностной зрелости в период ранней юности является актуальным. Кроме того, нам представляется важным изучение личности старшего школьника в контексте определенного типа образовательного учреждения. О том, как влияют на учащихся старших классов изменения, происходящие два десятилетия в российской системе образования, практически нет серьезных научных публикаций. Поскольку, с одной стороны, очевидно возрастание степени влияния микросоциума на развитие личности, а с другой, - ощущается явный дефицит информации о том, как развивается личность школьника в новых реалиях, в том числе - в изменившемся образовательном пространстве, мы, посчитав актуальным разрешение противоречия между наличным и необходимым психологическим знанием, сформулировали цель исследования: изучение личностной зрелости учащихся образовательных учреждений разного типа для использования диагностических данных в коррекционной и консультативной практике педагога-психолога....
Проведенное нами исследование было направлено на изучение различий в показателях и уровне личностной зрелости старшеклассников склонных к Интернет-зависимости и не склонных к Интернет-зависимости.
Личностная зрелость - особый уровень развития личности, связанный с формированием и стабилизацией важнейших социальных качеств человека. На основе анализа научной литературы по проблеме исследования мы обнаружили, что личностная зрелость проявляется во многих сферах: в сфере самосознания, ценностной сфере, мотивационной сфере и уровне ответственности.
Мнение различных ученых о чертах, присущих личностно зрелому человеку, достаточно единодушно. В своей работе мы придерживались представления о личностной зрелости Ю.3. Гильбуха, которое было разработано им на основе эмпирических данных. С его точки зрения, зрелость - результат взросления, однако, личностная зрелость не является лишь одной функцией возраста; многое зависит от конкретных условий, в которых рос и воспитывался данный человек.
Итак, личностная зрелость - интегральное образование, включающее в себя многие аспекты (мотивация, Я-концепция, активность в общественно-политической жизни и т.д.,) позволяющее человеку развиваться в дальнейшем.
Мы рассмотрели особенности развития личности в раннем юношеском возрасте, поскольку именно этот период выступает как своеобразная черта между детством и взрослостью. Психологическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач самоопределения - жизненного, личностного, профессионального.
Совершенно очевидно, что учащиеся не могут обладать одинаковым уровнем личностной зрелости. Наше предположение о том, что уровень личностной зрелости будет по разному проявляться у старшеклассников с разной степенью склонности к Интернет-зависимости подтвердилось лишь частично. Уровень личностной зрелости - характеристика интегральная, и влиять на неё может, вероятно, более сложная структура факторов.
Мы считаем, что результаты проведенного исследования могут стать базой для разработки программ по формированию личностной зрелости старшеклассников. Кроме того, материалы исследования могут быть полезны школьным психологам, учителям старших классов, классным наставникам, а также тем работникам образования, чья деятельность так или иначе связана с организацией и функционированием разных типов образовательных учреждений.
1. Андриенко Е В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия, 2000.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2000.
3. Абульханова-Славская К А. Жизненные перспективы личности /В кн.: Психология личности и образ жизни. М.: Наука, 1987.
4. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М., 1986.
5. Бодалев А.А. Личность и общение: избранные труды. М.: Педагогика, 1983.
6. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. М., 1995.
7. Вызова В.М. Ценностная ориентация представителей коми и русского этносов //Психологический журнал. 1998. № 5.
8. Васильева О.С, Демченко Е.А. Изучение основных характеристик жизненной стратегии человека // Вопросы психологии. 2001. № 2.
9. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов пед. институтов /М.В. Матюхина, Т.С. Михальчук, Н.Ф. Прокина и др.; М.: Просвещение, 1984.
10. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учебное пособие. М.: ТЦ «Сфера», 2001.96 с.
11. Гинзберг М.И. Личностное самоопределение как психологическая проблема //Вопросы психологии. 1988.
12. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988.
13. Григорьева Т.Г., Пинская Л.В. Усольцева Т.П. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов- психологов. Новосибирск, 1999.
14. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2000.
15. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. М., 1994....(54)