ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ СВЯЗНОЙ
РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Связная речь в онтогенезе 7
2.1. Особенности связной речи у детей с ОНР 14
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Цель изучения, задачи, методика изучения 21
2.2. Результаты констатирующего эксперимента 25
ГЛАВА III. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
3.1. Организация, цель и принципы формирующего
эксперимента 30
3.2. Система коррекционной работы по развитию связных высказываний
3.2.1. Обучение пересказу 31
3.2.2. Обучение описанию предметов 34
3.2.3. Обучение рассказыванию по картине 37
3.3. Анализ результатов контрольного эксперимента 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
ПРИЛОЖЕНИЯ 55
Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
O. С. Ушакова считала, что дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им пользоваться в дальнейшем [29].
P. Е. Левина отмечала, что одним из наиболее важных компонентов экспрессивной речи является связная речь. Она играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самовыражения, осознанного отображения в речи разнообразных связей и отношений между предметами. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения - все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Это служит предпосылкой для использования ребёнком отдельных слов и синтаксических конструкций в экспрессивной речи. Связная речь вбирает в себя все достижения ребёнка в овладении родным языком, его звуковым строем, а также выполняет важнейшие социальные функции: помогает ребёнку устанавливать связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности [17].
Связная речь состоит из множества языковых компонентов: фонетико - фонематического, лексико-грамматического, синтаксического, семантического. Нарушение одного из этих компонентов ведёт к нарушению связности высказываний. Однако встречаются дети, у которых задерживается формирование каждого из этих компонентов. При этом слух и интеллект остаются сохранными. Такое нарушение было определено Г.А. Каше, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и другими как общее недоразвитие речи (ОНР).
Несформированность связной речи дошкольников с данным видом речевого нарушения отрицательно сказывается на дальнейшем развитии всей речемыслительной деятельности, ограничивает их коммуникативные возможности и познавательные способности, что в свою очередь является препятствием для овладения знаниями.
Учитывая все вышесказанное, определяется необходимость своевременного обследования детей, а также ранней постановки диагноза с целью дальнейшей разработки методики по развитию связных высказываний у детей с ОНР. Данный факт определяет актуальность исследования изучаемой проблемы...
В настоящее время число детей, имеющих общее недоразвитие речи, заметно растёт. При этом возрастает роль тщательного изучения состояния их речевой деятельности.
Изучение специальной и педагогической литературы позволило обозначить основные языковые компоненты связной речи - фонетико-фонематический, лексико-грамматический, синтаксический, семантический.
Задержка в формировании и развитии каждого из них ведёт к нарушению связности высказываний, развитии речемыслительной деятельности, ограничению познавательных способностей.
Основываясь на этих данных, был проведён констатирующий эксперимент, который включал в себя следующие задания: рассказ-описание, составление рассказа из личного опыта, по серии картин, по готовому началу.
Полученные результаты показали наличие у дошкольников следующих недостатков:
- нарушение связности выстраиваемого высказывания;
- бедность и однообразие используемых средств фразовой речи;
- короткие, неразвёрнутые предложения;
- нарушение смыслового компонента высказываний;
- лексико-грамматические расстройства.
Несформированность связной речи обуславливалась трудностями актуализации детьми социально-коммуникативного опыта, комбинированием полученных ранее представлений, отображением их в речи, а также несформированностью речи, как системы: у детей отмечалось нарушение звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов.
Отмечались трудности в логике повествования, связности предложений, отсутствии навыков композиционного построения рассказа, что искажало целостную содержательность речевого сообщения.
В соответствии с этим определилась необходимость проведения формирующего эксперимента. Работа проводилась системно и включала ряд разделов: составление рассказа по картинке, серии сюжетных картинок, пересказ текста.
В процессе формирующего эксперимента нами применялись различные игры и методические приёмы - составление рассказа по отдельным картинам, наводящие вопросы, составление предваряющего плана, коллективное составление рассказа, беседа по картинке.
С целью определения эффективности предложенных заданий был проведён контрольный эксперимент, включавший в себя те же задания, которые были на формирующем этапе. Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что показатели выполнения заданий улучшились по сравнению с показателями констатирующего эксперимента: испытуемые самостоятельно передавали основную мысль рассказа, почти не используя помощь логопеда; распространяли предложения путём введения в них различных языковых средств; лексически и грамматически правильно оформляли предложения; связно и логически верно выражали свою мысль.
Таким образом, проведённая нами коррекционная работа показала свою эффективность при формировании и развитии связных высказываний у детей с ОНР. Поставленная нами в начале эксперимента гипотеза подтвердилась.
1. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М.М. Алексеева, В.И. Яшина - М.: Академия, 2000. - 400 с.
2. Глухов, В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи детей с ОНР дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию / В.П. Глухов. - Дефектология - № 2, - 1994 - С. 56-59.
3. Глухов, В.П. Основы психолингвистики: Учебное пособие для студентов педвузов / В.П. Глухов. - М.: Астрель, 2005. - 351с.
4. Глухов, В.П. Формирование связной монологической речи у детей с ОНР в процессе обучения их пересказу / В.П. Глухов. - Дефектология
- 1989 - № 1. - С. 25-29.
5. Глухов, В.П. О формировании связной описательной речи у старших дошкольников с ОНР / В.П. Глухов. - Дефектология, - 1990 - № 6.
- С.31-36.
6. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи / Л.Н. Ефименкова. - М.: Просвещение, 1985. - 112 с.
7. Жукова, Н.С. Преодоление недоразвития речи у детей: Учебно - методическое пособие / Н.С. Жукова. - М.: Соц. - полит, журнал, 1994. - 96 с.
8. Запорожец, А.В. Психология детей дошкольного возраста. Глава IV Развитие речи / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. - М.: Академия пед. наук РСФСР, 1964. - 352 с.
9. Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда / Г.А. Каше. - М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
10. Коноваленко, В.В. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика; комплекс упражнений / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. - М.: Гном- Пресс, 2000. - 16 с.
11. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию / Э.П. Короткова. - М.: Просвещение, 1978. - 112 с.
12. Косина, Е.А. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями / Е.А. Косина. - М.: Лисс, 2019. - 130 с.
13. Леонтьев, А.А. Особенности обучения рассказыванию / А.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1956. - 287 с.
14. Леонтьев, А.А. Психология общения / А.А. Леонтьев. - М.:
Феникс, 1997. - 280 с.
15. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у
дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева. - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с...40