Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование метапредметных и личностных компетенций при индивидуально-дифференцированном подходе в преподавании дисциплины "Обществознание" в общеобразовательной школе

Работа №164530

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

обществознание

Объем работы105
Год сдачи2021
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
35
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-13
Глава I. Педагогический потенциал «Обществознания» как инструмента формирования личностных и метапредметных компетенций 14-43
§1. Компетентность педагога и компетенции личности 14-22
§2. Компетенции школьников 22-26
§3. Предмет «Обществознание» как инструмент формирования личностных и метапредметных компетенций школьников: содержание и смежные дисциплины 27-38
§ 4. Информационная компетентность педагога 38-43
Глава II. Актуальность дифференцированного подхода 44-69
§ 1. Принципы индивидуально-дифференцированного подхода в образовании и методы типологизации 44-51
§2. Психолого-педагогические аспекты индивидуально-дифференцированного похода в теории и практике образовательного процесса 51-69
Глава III. Методические аспекты применения индивидуально-дифференцированного подхода в преподавании дисциплины «Обществознание» 69-96
§1. Выбор методов дифференциации 69-77
§2. Технологическая карта урока 78-91
§3. Методические рекомендации 92-94
Заключение 93-96
Список использованных источников и литературы 97-107
Приложения 108-109


Актуальность работы. Процессы, происходящие в образовании, всегда являются неким маркером развития потребностей общества в данный период времени. Общество и сфера образования - система и подсистема, взаимно и в разной степени влияющие друг на друга. Система образования - продукт общественного и государственного устройства, который непосредственно влияет на ход обучения, формирование системы ценностей и восприятия у будущего полноправного гражданина, получения им необходимых компетенций и знаний. Молодые поколения, выросшие в определенной среде, в дальнейшем формируют новое общество исходя из уже своих представлений об идеальном мире, возникшем на базе полученных ими знаний, пропущенных через фильтр критической оценки и жизненного опыта, а также измененных обстоятельств.
В разные времена система образования наряду со своей основной функцией выполняла дополнительно государственный заказ на подготовку конкретных специалистов, воспитание идеологически правильных граждан, развитие определенного набора компетенций у обучающихся. Не будет ошибкой говорить и о социальном заказе - негласном запросе общества и государства на людей определенного типа, способных выживать и добиваться успеха в современных политических и экономических реалиях, имеющих определенные ценности и установки. Необходимые ориентиры в воспитании будущих граждан сформулированы в 2015 году президентом РФ Владимиром Путиным в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 г. «...Формирование гармоничной личности, воспитание гражданина России - зрелого, ответственного человека, в котором сочетается любовь к большой и малой родине, общенациональная и этническая идентичность, уважение к культуре, традициям людей, которые живут рядом». Пять лет спустя принятия этого документа частично его тезисы были изложены и приняты в обновленной редакции Конституции РФ.
Роль школьного курса Обществознание в формировании личности и ее метапредметных компетенций сложно переоценить. Этот предмет является основой знаний школьника об обществе, политики, праве, гражданских правах и обязанностях. Являясь синтетическим предметом, Обществознание дает учащимся первоначальные знания о философии и культуре, формирует представление о таких понятиях, как мораль, этика и право...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обществознание - важный предмет школьной программы с точки зрения формирования метапредметных компетенций и в целом мировоззрения школьников. Аккумулируя в себе несколько областей знаний, обществознание учит ребенка таким понятиям, как мораль, право, обязанность, личность, социум, социальные институты. Простое запоминание понятий и особенностей не решит задачу усвоения предмета, материал урока должен излагаться в доступной для каждого ученика форме, с применением практических заданий для формирования нужных навыков.
При компетентностном подходе, закрепленном во ФГОС, обучение школьников обществознанию формирует у них важные метапредметные компетенции: коммуникативные, аналитические, политические, социальные, межкультурные, информационные, а также мотивируют его на саморазвитие и продолжение обучения. Успешность усвоения метапредметных компетенций школьниками зависит от ключевых факторов: компетентности и инновационной грамотности педагога, а также от применения индивидуального подхода в преподавании обществознания.
Важнейшим фактором успешного освоения учеником программного материала является сочетание фронтальных и индивидуально-групповых форм обучения. Для успешного соединения этих форм учитель должен иметь представление о способах и типах дифференциации учеников на группы. В мировой педагогической практике с начала 20 века проводятся исследования о дифференциации учащихся по разнообразным признакам, существует большое количество подходов к дифференциации, многие из которых достаточно успешно применяются в педагогической практике (математические и гуманитарные классы; деление классов по успеваемости; коррекционные классы). В такой дифференциации есть как плюсы, так и минусы. К плюсам можно отнести, что в классах, где собраны сильные ученики, для них создаются условия дальнейшего успешного обучения за счет повышенных требований и более сильной программы. В классах, где ученики послабее, требования к ним снижены. Минусы же вытекают из плюсов - ярко выраженная дифференциация сильных воспитывает в них эгоизм и высокомерие; в слабых учениках, напротив, такой подход может вызвать неверие в собственные силы и возможности, отсутствие интереса к обучению. Если говорить словами Артура Хейли , то «весь прогресс на земле совершается ради одной-единственной цели - сделать каждого индивидуума более гуманным», то и образование должно становится гуманнее, то есть развернуто к человеку и его потребностям. Современные методы и подходы к образованию позволяют индивидуальный подход к каждому обучающемуся с целью развития его способностей, формирования в нем лучших качеств для жизни в обществе, выработке необходимых для дальнейшего успеха компетенций. Автором данной работы были выделены способы дифференциации учащихся по нейро-психологическим и поведенческим признакам, как наиболее четко отражающим личностные особенности каждого.
Совмещение индивидуально-групповой и коллективной работы - важная задача, призванная обеспечить знаниями и работой каждого ученика в доступном ему темпе. Базой работы с сильными учениками должна быть постоянно увеличивающаяся по содержанию нагрузка. Индивидуальная работа со слабыми учащимися основывается на систематическом изучении трудностей, которые они испытывают...


1. Министерство просвещения РФ. Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» [Электронный ресурс] // URL: https://docs.edu.gov.ru/document/9906056a57059c4266eaa78bff1fDbbe (дата обращения 21.03.2020)
2. Сайт Совета Федерации Федерального собрания РФ. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации в период до 2025 года [Электронный ресурс] // URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения 03.03.2020).
3. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс] // URL https://fgos.ru/ (дата обращения 03.03.2020).
II. Монографии и статьи по теме исследования
4. Азимов, А. История США / А. Азимов. - М.: Проспект, 2016. - 296 с.
5. Арапов, А.И. Дифференциация обучения в истории отечественной педагогики и школы / А. И. Арапов. - Новосибирск: Грамота, 2003. - 243 с.
6. Бермус, А. Г. Практическая педагогика / А. Г. Бермус. - М.: Знание - 2020. С - 128 с.
7. Блонский, П.П. Психология и педагогика. Избранные труды / П.П. Блонский. - М.: Юрайт, 2016. - 247 с.
8. Бондаревская, Е.В. Личностно ориентированное образование: опыт разработки парадигмы / Е. В. Бондаревская. - Ростов - на - Дону: Ларгус - 1997. - С. 126.
9. Валлон, А. Факторы психического развития ребенка // Психология развития: хрестоматия / А. Валлон. - СПб.: Нева, 2001 - С. 46 - 56.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология/ Л.С.Выготский. - М.: Просвещение, 2008. - 298 с.
11. Голод, С. И. Стабильность семьи: социально-демографические аспекты / С.И. Голод. - СПб.: АСТ, 2004. - 252 с.
12. Гуревич, П. С. Психология и педагогика / П.С. Гуревич. - М.: Профи Пресс, 2019. - 430 с.
13. Делор, Ж. Образование: сокрытое сокровище / Ж. Делор. - M.:UNESCO, 1996. - 283 с.
14. Дарендорф, Р. Гражданская ответственность интеллектуалов: против нового страха перед просвещением / Р. Дарендорф // Полис. Политические исследования. - М.: Полис, 1997. - № 6. - С. 5-14.
15. Зверева, Н. А. Разноуровневое и дифференцированное обучение как фактор повышения эффективности образовательного процесса в СПО // Педагогическое мастерство: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). - М.: Событие, 2016. - С. 35-37...88


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ