Лего-конструирование как средство формирования элементарных математических представлении у детей среднего дошкольного возраста
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования элементарных математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 9
1.2. Конструирование как вид образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности использования лего-конструирования в работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО-
КОНСТРУИРОВАНИЯ
2.1. Диагностика сформированности элементарных математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по формированию элементарных
математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием лего-конструирования 43
2.3. Определение эффективности использования лего-конструирования в работе по формированию элементарных математических представлений у
детей среднего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ЛЕГО-КОНСТРУИРОВАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Особенности формирования элементарных математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 9
1.2. Конструирование как вид образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста 13
1.3. Возможности использования лего-конструирования в работе по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста 27
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ
ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛЕГО-
КОНСТРУИРОВАНИЯ
2.1. Диагностика сформированности элементарных математических
представлений у детей среднего дошкольного возраста 33
2.2. Содержание работы по формированию элементарных
математических представлений у детей среднего дошкольного возраста с использованием лего-конструирования 43
2.3. Определение эффективности использования лего-конструирования в работе по формированию элементарных математических представлений у
детей среднего дошкольного возраста 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЯ 68
Процесс формирования детской личности характеризуется не только интеллектуальным развитием, но и возникновением новых потребностей и интересов. В известном смысле эти изменения являются основополагающими, поскольку достижения в умственном развитии детей в значительной мере зависят от того, какие мотивы побуждают их к деятельности, к чему они стремятся, как они эмоционально относятся к стоящим перед ними задачам.
Понятие «математические представления» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий [12].
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По мнению многих исследователей, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
Следует отметить, что особенностями формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста является и то, что математические знания можно применить в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, конструктивной. Формирование математических представлений определяется особенностями развития внимания, памяти, мышления, восприятия детей среднего дошкольного возраста. Математические представления во многом характеризуют процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к пяти годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основание определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Возраст 4-5 лет представляет также наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления [23].
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, которое интенсивно развивается в этом возрасте благодаря потребности ребенка в данном виде деятельности.
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Н.Н. Поддьяков и др.). Н.Н. Поддьяков утверждал, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих объектах действительности в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция и т. д. [4].
Вклад конструирования в развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что оно способствует активизации мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
...
Понятие «математические представления» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных и взаимообусловленных представлений о пространстве, форме, величине, времени, количестве, их свойствах и отношениях, которые необходимы для формирования у ребенка «житейских» и «научных» понятий [12].
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста имеет большую ценность для интенсивного умственного развития ребенка, его познавательных интересов и любознательности, логических операций (сравнение, обобщение, классификация). По мнению многих исследователей, эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве.
Следует отметить, что особенностями формирования математических представлений у детей среднего дошкольного возраста является и то, что математические знания можно применить в разных видах деятельности: игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной, конструктивной. Формирование математических представлений определяется особенностями развития внимания, памяти, мышления, восприятия детей среднего дошкольного возраста. Математические представления во многом характеризуют процесс формирования мышления, становление которого в этом возрасте в значительной степени связано с совершенствованием возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Эта возможность существенно повышается к пяти годам, в связи с усвоением новых способов умственных действий. Формирование новых способов умственных действий в значительной степени опирается на основание определенных действий с внешними предметами, которыми ребенок овладевает в процессе развития и обучения. Возраст 4-5 лет представляет также наиболее благоприятные возможности для развития различных форм образного мышления [23].
В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено «математизацией» и «компьютеризацией» всех сфер жизнедеятельности человека.
Эффективным средством развития математических знаний у дошкольников можно считать конструирование, которое интенсивно развивается в этом возрасте благодаря потребности ребенка в данном виде деятельности.
О значении конструирования в развитии дошкольников говорили многие отечественные педагоги и психологи (А.Н. Давидчук, Л.В. Куцакова, З.В. Лиштван, Л.А. Парамонов, Н.Н. Поддьяков и др.). Н.Н. Поддьяков утверждал, что конструкторская деятельность играет существенную роль в умственном развитии ребенка. В процессе конструктивной деятельности ребенок создает определенную, заранее заданную воспитателем модель предмета из готовых деталей. В этом процессе он воплощает свои представления об окружающих объектах действительности в реальной модели этих предметов. Конструируя, ребенок уточняет свои представления, глубже и полнее познает такие пространственные свойства предметов, как форма, величина, конструкция и т. д. [4].
Вклад конструирования в развитие детей дошкольного возраста заключается в том, что оно способствует активизации мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления собственным поведением.
...
В настоящее время происходит глобальный пересмотр принципов дошкольного образования. Дети дошкольного возраста стремятся к активному познанию окружающей действительности. Они испытывают интерес ко всему неизвестному, задают много вопросов, строят догадки, рассуждают, обдумывают и ищут различные способы решения проблемных ситуаций. Поэтому возникла необходимость в разработке новых средств в обучении дошкольников.
Конструктор LEGO позволяет детям учиться играя, и обучаться в игре. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности.
Доступность и многофункциональность конструктора LEGO позволили нам применить его в образовательном процессе по формированию элементарных математических представлений.
Использование лего-конструирования в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию математических способностей; формированию умения ориентироваться в пространстве; формированию представлений о количестве, счете, величине, цвете и форме; развитию у дошкольников интереса к конструированию; формированию предпосылок к учебной деятельности: умения и желания трудится, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца; развитию познавательной активности, воображения, фантазии, творческой инициативы, самостоятельности; развитию мелкой моторики, памяти, внимания, нестандартного творческого мышления; расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи; формированию умения работать совместно с детьми и педагогами в процессе создания коллективной постройки.
В соответствии с одной из задач нашего исследования нами было проведено экспериментальное изучение сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. В ходе обследования мы выявляли сформированность у дошкольников количественных, временных и пространственных представлений, о величине, геометрических фигурах.
В результате проведенной диагностики мы выявили, что сформированность исследуемых компонентов у детей среднего дошкольного возраста находится в основном на среднем и низком уровнях развития. Наибольшие затруднения у детей вызвали задания, связанные с представлениями о времени и пространственном расположении предметов.
В соответствии с целью нашего исследования на формирующем этапе экспериментального исследования нами была разработана и проведена в ООД серия дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, в основе которых лежала работа с конструкторами LEGO. Работа велась с детьми экспериментальной группы в рамках реализации проекта «Занимательная математика».
Лего-конструирование использовалось нами с целью овладения детьми математическими способами познания, на основе использования обучающих игр, направленных на обеспечение активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых.
После проведения формирующего этапа эксперимента нами была произведена контрольная диагностика состояния элементарных математических представлений у дошкольников.
По итогам проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что работа по формированию элементарных математических представлений, основанная на использовании лего-конструирования, эффективна, так как она способствует улучшению различных видов математических знаний и умений у детей среднего дошкольного возраста. Следовательно, в ходе экспериментальной работы подтвердилась выдвинутая нами перед началом исследования гипотеза.
Использование лего-конструирования в работе по формированию элементарных математических представлений способствует успешному усвоению детьми среднего дошкольного возраста программного материала. Также работа с конструкторами LEGO способствует всестороннему развитию детей, повышает интерес к занятиям математикой, делает процесс обучения и воспитания увлекательным.
Опираясь на положительные результаты данного исследования и растущий интерес детей к данному виду деятельности, планируем пополнять развивающую предметно-пространственную среду групп дошкольного возраста новыми наборами конструктора LEGO, а также разрабатывать новое содержание ООД по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста разных возрастных групп с использованием конструкторов LEGO.
Конструктор LEGO позволяет детям учиться играя, и обучаться в игре. Наборы LEGO зарекомендовали себя во всем мире как образовательные продукты, удовлетворяющие самым высоким требованиям гигиеничности, эстетики, прочности и долговечности.
Доступность и многофункциональность конструктора LEGO позволили нам применить его в образовательном процессе по формированию элементарных математических представлений.
Использование лего-конструирования в работе по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста способствует развитию математических способностей; формированию умения ориентироваться в пространстве; формированию представлений о количестве, счете, величине, цвете и форме; развитию у дошкольников интереса к конструированию; формированию предпосылок к учебной деятельности: умения и желания трудится, выполнять задание в соответствии с поставленной целью, планировать будущую работу, доводить начатое дело до конца; развитию познавательной активности, воображения, фантазии, творческой инициативы, самостоятельности; развитию мелкой моторики, памяти, внимания, нестандартного творческого мышления; расширению словарного запаса, развитию диалогической и монологической речи; формированию умения работать совместно с детьми и педагогами в процессе создания коллективной постройки.
В соответствии с одной из задач нашего исследования нами было проведено экспериментальное изучение сформированности элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста. В ходе обследования мы выявляли сформированность у дошкольников количественных, временных и пространственных представлений, о величине, геометрических фигурах.
В результате проведенной диагностики мы выявили, что сформированность исследуемых компонентов у детей среднего дошкольного возраста находится в основном на среднем и низком уровнях развития. Наибольшие затруднения у детей вызвали задания, связанные с представлениями о времени и пространственном расположении предметов.
В соответствии с целью нашего исследования на формирующем этапе экспериментального исследования нами была разработана и проведена в ООД серия дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста, в основе которых лежала работа с конструкторами LEGO. Работа велась с детьми экспериментальной группы в рамках реализации проекта «Занимательная математика».
Лего-конструирование использовалось нами с целью овладения детьми математическими способами познания, на основе использования обучающих игр, направленных на обеспечение активности мыслительной и практической деятельности в процессе самостоятельной и совместной деятельности дошкольников и взрослых.
После проведения формирующего этапа эксперимента нами была произведена контрольная диагностика состояния элементарных математических представлений у дошкольников.
По итогам проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что работа по формированию элементарных математических представлений, основанная на использовании лего-конструирования, эффективна, так как она способствует улучшению различных видов математических знаний и умений у детей среднего дошкольного возраста. Следовательно, в ходе экспериментальной работы подтвердилась выдвинутая нами перед началом исследования гипотеза.
Использование лего-конструирования в работе по формированию элементарных математических представлений способствует успешному усвоению детьми среднего дошкольного возраста программного материала. Также работа с конструкторами LEGO способствует всестороннему развитию детей, повышает интерес к занятиям математикой, делает процесс обучения и воспитания увлекательным.
Опираясь на положительные результаты данного исследования и растущий интерес детей к данному виду деятельности, планируем пополнять развивающую предметно-пространственную среду групп дошкольного возраста новыми наборами конструктора LEGO, а также разрабатывать новое содержание ООД по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста разных возрастных групп с использованием конструкторов LEGO.
Подобные работы
- Развитие логико-математических представлений у детей среднего дошкольного возраста в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОДУКТИВНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018 - Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством Лего-конструирования
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2018 - Конструкторы LEGO как средство развития детей дошкольного возраста
Курсовые работы, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2022 - Развитие наглядно-действенного мышления у детей 2-3 лет посредством конструирования
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2022





