Введение 3
Глава 1. Возникновение пионерской организации в СССР
1.1. Предпосылки становления пионерской организации 11
1.2. Организационное оформление пионерского движения 19
1.3. Символика и атрибутика пионерской организации 23
Глава 2. Пионерская организация в 1920-1930-егг.
2.1. Пионерская организация в 1920-х гг 31
2.2. Развитие пионерской организации в 1930-х гг 42
Глава 3. Применение результатов исследования в преподавании истории в средних общеобразовательных учреждениях 3.1. Конспект внеклассного мероприятия «Путешествие по стране
Пионерии» 49
Заключение 66
Список использованных источников и
литературы 70
Приложения 74
Актуальность избранной темы. Всесторонние воспитание и образование подрастающего поколения является одной из приоритетных задач российского государства. На современном этапе возникает
необходимость в возрождении деятельности детских организации, которые играют огромную роль в процессе становления гармоничной личности.Обнаруживается потребность создания нового воспитательного пространства, отвечающего социальным, политическим и экономическим условиям нашей страны и конкретным задачам формирования человека - личности, гражданина-патриота.После падения советского строя сравнимой по масштабам деятельности замены пионерской организации создать так и не удалось, поэтому требуется выработка качественно новых подходов, определение принципиальных направлений формирования позитивного социального опыта подрастающего поколения, его гражданского становления, при этом, в качестве опоры необходимо использовать «тенденции» пионерского движения. Стоит учесть опыт пионерской организации, так как детское движение с середины 30-х годов двадцатого века, фактически функционировало как единая детская организация, которая была предметом внимания не только компартии, но и всего советского общества.
Всесоюзная пионерская организация имени В. И. Ленина - это массовая детская коммунистическая организация в СССР, образованная решением Всероссийской конференции комсомола 19 мая 1922 года, с тех пор 19 мая отмечался в СССР как День пионерии. Система носила всеохватывающий государственный характер и ставила своей целью воспитание детей в качестве граждан, полностью преданных коммунистической партии и Советскому государству.Пионерами становились ребята в возрасте от 9 до 14 лет. Пионеры стремились хорошо учиться и активно участвовать в общественной жизни. Пионерия помогала ребятам найти интересные увлечения: ребята занимались спортом, ставили спектакли, занимались в разных кружках - технических, художественных, танцевальных, музыкальных и многих других. Они учились дружить, помогать младшим и защищать слабых, привносить в жизнь доброту и задор. Были в истории пионерии и героические страницы - в годы Великой Отечественной войны многие пионеры проявили беспримерное мужество и отвагу.
Стремление молодежи к самореализации трудно осуществить без помощи органов государственной власти, и в Российской империи, и в Советском Союзе оказывалась помощь детским организациям. Молодежная политика современного российского государства направлена на
консолидацию детских движений и объединений, с целью создания масштабной, единой, эффективно-деятельностной детской
организации,направленной на развитие инициативного и успешного подрастающего поколения, что, несомненно, способствует процветанию современной России. Сегодня, когда стоит задача развития детских движений, стоит учесть опыт работы пионерской организации, так как советское детское движение, фактически функционировало как единая детская организация, которая была предметом внимания не только компартии, но и всего советского общества.
Важнейшая воспитательная: морально-нравственная, гражданско-патриотическая функция детского движения неоспорима.Будущее всего общества зависит от цели и задач, организации детского движения как механизма взаимодействия детей и молодежи с окружающим миром. Важность данной проблемы не вызывает сомнений.
Объектом исследования является деятельность властей СССР по созданию и развитию Всесоюзной пионерской организации им. В. И. Ленина в 1920-х - 1930-х гг...
Итак, проведенное исследование позволило рассмотреть развитие пионерского движения в качестве целостного явления, системного образования.
Пионерское движение имеет несколько истоков. В их число входит рабочее коммунистическое движение, в которое так же были втянуты и дети. Так же большую роль сыграло детское движение в мире и России, проявившееся в опыте созданий детских организаций (различные кружки, скауты, юкеры и т.д.). В особенности на пионерское движение повлияло движение скаутов. Как у скаутов, так и у пионеров деятельность была направлена на нравственное, физическое и духовное развитие, так же схожие черты имеет атрибутика и девиз данных организаций. Важным толчком для создания пионерской организации послужили социально-политические условия, сложившиеся в стране после событий 1917 года, которые требовали сохранить новую организацию общества и усилить ее за счет притока в нее новых свежих сил.
РКСМпринял решение о создании единой детской коммунистической организации 19 мая 1922 года. Несмотря на то, что пионерская организация изначально была во многом похожа на движение скаутов, у нее были и свои особенности уже на начальных этапах. Во-первых, организация имела государственный и идеологический характер, для того, чтобы воспитывать преданных коммунистической идее граждан. Во-вторых, в пионерском отряде ребята приучались к коллективному принятию решения и к коллективной ответственности, что было в интересах идеологии
Данная исследовательская работа рассматривает период 1920 - 1930-х годов. В данном периоде пионерская организация, как воспитательная система, в процессе своего формирования прошла несколько стадий развития. Первый этап с 1922 по 1932 связан с рождением пионерской организации и созданием воспитательной системы. Второй этап с 1932 по 1941 связан с перестройкой пионерской организации по школьному принципу и совершенствование системы ее работы.
В 20-е годы происходит разработка теоретических основ и определение эффективных форм работ для пионеров. Пионерская организация становится единственной общественно-политической организацией по работе и воспитанию детей в коммунистическом духе. Приоритетным направлением деятельности организации стало участие детей в общественной жизни страны.
В 1930-х пионердвижение охватывает миллионы детей подростков и становится масштабным общественным движением. Центр воспитательной работы окончательно закрепляется за школой и приводит к авторитарным методам руководства в организации. Руководством предписывались уравнение интересов и потребностей, а так же обязательное участие всех и во всем.
Развития ребенка во время расцвета советской власти было гармоничным и включало в себя умственный, физический, культурный и идеологический компоненты, и осуществлялось в рамках целостного государственного детского коммунистического движения. Изначально данное движение развивалось спонтанно, без жесткой государственной централизации: на первом этапе стали появляться районные детские организации и группы революционной направленности. Состав данных организаций был достаточно разрозненный по социальному и возрастному составу.
Г осударственная идеология, которая сформировались в период создания пионерского движения (клятвы, призывы, традиции пионеров) применялись в ритуалах пионерии и во время ритуализированного этикета. В это же время стала стремительно развиваться неуставная литература (девизы, речевки, песни, лозунги), которые по своей форме и содержанию часто напоминали скаутскую словесность.
Еще одной яркой чертой пионерского движения являлись детские лагеря. Ежедневное существование пионерского лагеря было наполнено чередой мероприятий и праздников, которые нашли отражение и в современной системе детского отдыха. Совершенствование и развитие личности, всяческое содействие для ее социализации, были и остаются характерными чертами в работе подобных институтов. Детские пионерлагеря служили единым миром для подростков, в котором они знакомились, общались.
После распада СССР наступило время кризиса и в пионерской организации...
1. Директивы и документы по вопросам пионерского движения / сост. В. С. Ханчин.- М.: «Издательство академии педагогических наук РСФСР», 1959. - 311с.:
Постановление ^Всероссийской конференции РКСМ от 19 мая 1922 г.;
Постановление ЦК РКП (б) от 4 августа 1924 г«О пионерском движении»;
Постановление ЦК РКП (б) от 2сентября1929 г «Об итогах пионерского слета»;
Постановление ЦК РКП (б) от 21апреля1932 г «О работе пионерской организации»;
Постановление ЦК ВКП (б) № 12-176 от 21.04.1932г. «О работе пионерской организации»;
Постановление ЦК РКП (б) от 23апреля 1934 г «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями»;
Постановление Пленума ЦК ВЛКСМ № 45/723п от 2.06.1936 г. «Об упразднении центрального бюро детских коммунистических организаций»
Постановление ЦК ВКП(б) РФ №53-2350 от 11.06.1936 г. «О перегрузке школьников и пионеров общественно-политическими заданиями»;
2. Кладовников В.С. Как работать по-новому - М.: Прибой, 1930 - 188 с.
3. Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм/ Н. К. Крупская // Вожатый. - М., - 1989. - № 1-2. - С. 1-36;
4. Бажанова Е.С. Воспоминания о пионерии 30-х годов. / Е. С. Бажанова // Пионерская правда. - М.,- 1991. - №32. - С. 39-45.;
Литература
5. Архипова А., Михайлик Е. Опасные знаки и советские вещи. / А. Архипова, Е. Михайлик // Новое литературное обозрение. - М., - 2017. - №1. _ С.46-47.;
6. Басов, Н.Ф. Практикум по истории ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина.- М.: Просвещение, 1984. - 129 с.;
7. Бондарь Л. А. Скаутинг. Книга для скаутов. - М.: Просвещение - 1993. - 125 с.;
8. Верба И. Первый Всесоюзный слет пионеров. / И. Верба // Народное Образование-М., - 1972. - № 5. - С. 129-138.;
9. Гайфулин А. В. Генезис и развитие скаутской системы воспитания (психолого-педагогический аспект) / А. В. Гайфулин // - Вестник ТГПУ. - 2009. - №5. - С. 23-28.
10. Гордин И. Г. Этапы пионерского пути. - М.: Просвещение, 1982. - 387 с.;
11. Гребенкина Л. К.: Октябрята и юные пионеры малокомплектных школ.- М.: Просвещение, 1964 г. - 213 с.
12. История ВЛКСМ и Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. / под. ред. В. Сулемова. - М.: Просвещение. - 1983. - 368 с.;
13. Книга вожатого // Сост.: А. Деркач, Г. Чубарова, Л. Яшунина. - М.: Мол.гвардия, - 1982. - 107 с.
14. Ковалев А.Г. Из истории Воскресенской пионерской организации. / А. Г. Ковалев // Заря. -М., - 2013. - № 17 - С. 46-53;
15. Комсомол и пионерское движение 20-30 годов ХХ века: исторический обзор / Под ред. М.С. Васильевой. - М.: Научная литература, 2011. - 236 с.;..39