ПРОФИЛАКТИКА АГРЕССИВНОСТИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения и профилактики агрессивности у
старших дошкольников в условиях ДОУ 8
1.1 Агрессивность: понятие, характеристика 8
1.2 Особенности проявления агрессивности у старших
дошкольников 13
1.3 Методы профилактики агрессивности у старших
дошкольников 18
2 Экспериментальное изучение агрессивности у старших дошкольников
и возможности ее профилактики в условиях ДОУ 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 22
2.2 Описание системы работы педагога-психолога по профилактике
агрессивности у старших дошкольников 28
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 33
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Анкета «Признаки агрессивности» 48
Приложение Б Методика «Кактус» (автор - М.А.Панфилова) 49
1 Теоретические аспекты изучения и профилактики агрессивности у
старших дошкольников в условиях ДОУ 8
1.1 Агрессивность: понятие, характеристика 8
1.2 Особенности проявления агрессивности у старших
дошкольников 13
1.3 Методы профилактики агрессивности у старших
дошкольников 18
2 Экспериментальное изучение агрессивности у старших дошкольников
и возможности ее профилактики в условиях ДОУ 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 22
2.2 Описание системы работы педагога-психолога по профилактике
агрессивности у старших дошкольников 28
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 33
Заключение 40
Список использованных источников 42
Приложение А Анкета «Признаки агрессивности» 48
Приложение Б Методика «Кактус» (автор - М.А.Панфилова) 49
Актуальность. В последнее время ведется много дискуссий о детской агрессии и агрессивности. Часто причиной этого являются финансовые трудности семьи, нестабильность работы, семейные проблемы, агрессивная пропаганда, усиливаемая окружающими, а также равнодушие, конфликтность и враждебность самих значимых взрослых (родителей и других участников образовательного процесса). Исследования показывают, что агрессия растет не только среди взрослых, а нередко проявляется и в старшем дошкольном возрасте.
По мнению В. Е. Усольцевой, «устойчивые человеческие черты, сформированные в детстве, сохраняются и поддерживаются на протяжении всей жизни человека». Агрессия как модель поведения сохраняется и развивается у определенных типов детей. Став взрослыми, они испытывают подлинное тепло и гармонию в драме работы, межличностных взаимодействий и даже социальной вины, которых у них нет. Поведенческая агрессия является системной частью личности [39, с. 198].
Способность дошкольников к борьбе - одна из самых актуальных тем на этапе социального развития. По данным психологов и педагогов дошкольных учреждений, число таких детей растет с каждым годом.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах агрессивности детей старшего дошкольного возраста и возможности ее профилактики в условиях ДОУ.
Объект исследования: агрессивность.
Предмет исследования: профилактика агрессивности у старших дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования, построена на предположении о том, что специально организованные профилактические мероприятия педагогом психологом, позволит снизить уровень агрессивности у старших дошкольников.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивности детей старшего дошкольного возраста и ее профилактики условиях ДОУ.
2. Провести экспериментальное исследование на предмет выявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
3. Разработать программу профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
4. Сформулировать выводы.
Методы исследования.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование («Критерии агрессивности у ребёнка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко); проективная методика «Кактус» (М. А. Панфилова).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста (Е. В. Змановской [17], И. П. Ильина [21], А. А. Романова [37], М. А. Татариновой [38], Н. М. Хасановой [40] и др.).
Экспериментальная база исследования представлена Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Чайка» п. Мотыгино - МБДОУ «Чайка».
Выборка представлена детьми старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых 6 лет. Количество детей, принявших участие в исследовании, 12 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2020г - декабрь 2021г) - изучение теоретических аспектов агрессивности детей старшего дошкольного возраста и ее профилактики в условиях ДОУ, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (февраль 2021г - апрель 2021г) - организация экспериментального исследования по выявлению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, разработка и реализация системы работы педагога- психолога по профилактике агрессивности у старших дошкольников.
3 этап (май 2021г) - проведение повторной диагностики по выявлению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ; анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы работы педагога-психолога по профилактике агрессивности у старших дошкольников; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней проанализированы и систематизированы данные по проблемам дошкольного образования с целью выявления, профилактики и предотвращения агрессии у детей дошкольного возраста. Воспитатели дошкольных учреждений, психологи и социальные педагоги могут использовать данные этого исследования для профилактики агрессии у детей дошкольного возраста. Представленный материал также может быть использован студентами для подготовки исследований, эссе и курсовых работ.
Результаты исследования были представлены на конференции: III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе», которая прошла в Лесосибирском педагогическом институте - филиале ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 29-30 октября 2020 г. По теме ВКР опубликована статья.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 2 приложения. В работе содержится 4 таблицы и 3 рисунка. Общий объем работы составляет 50 страниц.
По мнению В. Е. Усольцевой, «устойчивые человеческие черты, сформированные в детстве, сохраняются и поддерживаются на протяжении всей жизни человека». Агрессия как модель поведения сохраняется и развивается у определенных типов детей. Став взрослыми, они испытывают подлинное тепло и гармонию в драме работы, межличностных взаимодействий и даже социальной вины, которых у них нет. Поведенческая агрессия является системной частью личности [39, с. 198].
Способность дошкольников к борьбе - одна из самых актуальных тем на этапе социального развития. По данным психологов и педагогов дошкольных учреждений, число таких детей растет с каждым годом.
Цель исследования: изучение в теоретическом и экспериментальном аспектах агрессивности детей старшего дошкольного возраста и возможности ее профилактики в условиях ДОУ.
Объект исследования: агрессивность.
Предмет исследования: профилактика агрессивности у старших дошкольников в условиях ДОУ.
Гипотеза исследования, построена на предположении о том, что специально организованные профилактические мероприятия педагогом психологом, позволит снизить уровень агрессивности у старших дошкольников.
Задачи исследования.
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме агрессивности детей старшего дошкольного возраста и ее профилактики условиях ДОУ.
2. Провести экспериментальное исследование на предмет выявления агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
3. Разработать программу профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ.
4. Сформулировать выводы.
Методы исследования.
1. Анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирические методы: тестирование («Критерии агрессивности у ребёнка» (Г. П. Лаврентьева, Т. М. Титаренко); проективная методика «Кактус» (М. А. Панфилова).
3. Методы количественной и качественной обработки результатов.
Методологической основой выступили труды отечественных исследователей по проблеме профилактики агрессивности детей старшего дошкольного возраста (Е. В. Змановской [17], И. П. Ильина [21], А. А. Романова [37], М. А. Татариновой [38], Н. М. Хасановой [40] и др.).
Экспериментальная база исследования представлена Муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад «Чайка» п. Мотыгино - МБДОУ «Чайка».
Выборка представлена детьми старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых 6 лет. Количество детей, принявших участие в исследовании, 12 человек.
Этапы исследования:
1 этап (ноябрь 2020г - декабрь 2021г) - изучение теоретических аспектов агрессивности детей старшего дошкольного возраста и ее профилактики в условиях ДОУ, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования.
2 этап (февраль 2021г - апрель 2021г) - организация экспериментального исследования по выявлению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ, разработка и реализация системы работы педагога- психолога по профилактике агрессивности у старших дошкольников.
3 этап (май 2021г) - проведение повторной диагностики по выявлению агрессивности у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ; анализ полученных результатов исследования, определение эффективности системы работы педагога-психолога по профилактике агрессивности у старших дошкольников; формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что в ней проанализированы и систематизированы данные по проблемам дошкольного образования с целью выявления, профилактики и предотвращения агрессии у детей дошкольного возраста. Воспитатели дошкольных учреждений, психологи и социальные педагоги могут использовать данные этого исследования для профилактики агрессии у детей дошкольного возраста. Представленный материал также может быть использован студентами для подготовки исследований, эссе и курсовых работ.
Результаты исследования были представлены на конференции: III Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития человека в современном обществе», которая прошла в Лесосибирском педагогическом институте - филиале ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет» 29-30 октября 2020 г. По теме ВКР опубликована статья.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 40 источников, и 2 приложения. В работе содержится 4 таблицы и 3 рисунка. Общий объем работы составляет 50 страниц.
В результате исследования была проанализирована психолого-педагогическая литература. Обобщив точки зрения педагогов-психологов, можно отметить тот факт, что агрессия всегда остается непосредственно связанной с социальным окружением и должна рассматриваться в контексте социального взаимодействия. Агрессия это - все те действия, которые несут ущерб не только живому существу, но и неживому объекту. Агрессия - это целенаправленное деструктивное поведение, которое противоречит общественным нормам и наносит вред тому, на кого направлено.
Характеристики агрессии у детей дошкольного возраста могут включать:
- друзья - родственники, знакомые. Это связано с тем, что такое поведение направлено на разрыв кровных отношений, а кровные отношения являются важной основой выживания человека;
- агрессия часто возникает без реальной причины;
- агрессия - это способ конкурировать и адаптироваться в окружающем нас обществе, чтобы защитить свои права и интересы своих детей;
- агрессия - это желание причинить боль или обидеть кого-то ради удовольствия.
В области управления гневом у детей основные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на выявление причин агрессии и на то, как справиться с гневом в позитивном ключе. Работа с детьми тесно связана с изучением поведения детей в конфликтных ситуациях.
В ходе нашего экспериментального исследования были проведены диагностики, направленные на выявление уровня агрессивности у старших дошкольников и возможности её профилактики в условиях ДОУ, на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Чайка» п. Мотыгино - МБДОУ «Чайка». Выборка представлена детьми старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых 6 лет. Количество детей, принявших участие в исследовании, 12 человек.
На констатирующем этапе экспериментального исследования высокий уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста был выявлен у 25% от общего числа испытуемых, средний уровень агрессивности обнаружен у 41,66% от общего числа испытуемых, низкий уровень агрессивности диагностирован у 33,33% испытуемых.
После проведения формирующего этапа экспериментального исследования, включающего систему занятий по профилактике агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, уровень агрессивности понизился.
На контрольном этапе экспериментального исследования высокий уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста не был выявлен, средний уровень выявлен у 33,33% от общего числа испытуемых. на контрольном этапе экспериментального исследования данный показатель низкий был выявлен у 66,66% от общего числа испытуемых.
Таким образом, гипотеза исследования, построена на предположении о том, что после проведения системы работы педагога-психолога по профилактике агрессивности у старших дошкольников уровень агрессивности снизится, подтвердилась.
Полученные результаты в ходе экспериментального исследования на выявление уровня агрессивности у старших дошкольников и возможности её профилактики в условиях ДОУ, после проведения системы занятий по профилактике агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, уровень агрессивности понизился.
Характеристики агрессии у детей дошкольного возраста могут включать:
- друзья - родственники, знакомые. Это связано с тем, что такое поведение направлено на разрыв кровных отношений, а кровные отношения являются важной основой выживания человека;
- агрессия часто возникает без реальной причины;
- агрессия - это способ конкурировать и адаптироваться в окружающем нас обществе, чтобы защитить свои права и интересы своих детей;
- агрессия - это желание причинить боль или обидеть кого-то ради удовольствия.
В области управления гневом у детей основные усилия педагогов и родителей должны быть направлены на выявление причин агрессии и на то, как справиться с гневом в позитивном ключе. Работа с детьми тесно связана с изучением поведения детей в конфликтных ситуациях.
В ходе нашего экспериментального исследования были проведены диагностики, направленные на выявление уровня агрессивности у старших дошкольников и возможности её профилактики в условиях ДОУ, на базе Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Чайка» п. Мотыгино - МБДОУ «Чайка». Выборка представлена детьми старшего дошкольного возраста. Возраст испытуемых 6 лет. Количество детей, принявших участие в исследовании, 12 человек.
На констатирующем этапе экспериментального исследования высокий уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста был выявлен у 25% от общего числа испытуемых, средний уровень агрессивности обнаружен у 41,66% от общего числа испытуемых, низкий уровень агрессивности диагностирован у 33,33% испытуемых.
После проведения формирующего этапа экспериментального исследования, включающего систему занятий по профилактике агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, уровень агрессивности понизился.
На контрольном этапе экспериментального исследования высокий уровень агрессивности у детей старшего дошкольного возраста не был выявлен, средний уровень выявлен у 33,33% от общего числа испытуемых. на контрольном этапе экспериментального исследования данный показатель низкий был выявлен у 66,66% от общего числа испытуемых.
Таким образом, гипотеза исследования, построена на предположении о том, что после проведения системы работы педагога-психолога по профилактике агрессивности у старших дошкольников уровень агрессивности снизится, подтвердилась.
Полученные результаты в ходе экспериментального исследования на выявление уровня агрессивности у старших дошкольников и возможности её профилактики в условиях ДОУ, после проведения системы занятий по профилактике агрессивности у детей старшего дошкольного возраста, уровень агрессивности понизился.
Подобные работы
- Коллективные игры как средство профилактики агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2020 - Коррекция уровня агрессивности старших дошкольников
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Влияние мультипликационных эталонов на развитие агрессивности детей старшего дошкольного возраста
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Особенности проявления и методы коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5550 р. Год сдачи: 2021 - Тренинг формирования мотивации достижения успеха подростков, воспитывающихся в условиях детского дома
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Психологические компоненты агрессивного поведения у старших дошкольников (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция тревожности старших дошкольников средствами песочной терапии (Алтайский Государственный Педагогический Университет)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2018 - Воспитание эмоциональной отзывчивости у старших дошкольников
в дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2017



