ДИСКУРС КОНКУРИРУЮЩЕЙ БОРЬБЫ: ALIBABA & TENCENT
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА 7
1.1. Корпоративная культура как важнейший инструмент построения имиджа
компании 7
1.2. Основные особенности китайской корпоративной культуры и этапы её
развития 10
1.3. Корпоративная культура Китая в эпоху цифровой экономики 18
1.4. Корпоративный дискурс как дискурс бизнес-сферы 21
1.5. Жанры корпоративного дискурса 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНКУРИРУЮЩЕЙ БОРЬБЫ КОМПАНИЙ ALIBABA&TENCENT 35
2.1. Названия компаний 35
2.2. Миссии компаний 40
2.3. Ценности компаний 47
2.4. Слоганы сервисов компаний 57
2.5. Раздел «О компании» 63
2.6. Статьи о коронавирусе 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА 7
1.1. Корпоративная культура как важнейший инструмент построения имиджа
компании 7
1.2. Основные особенности китайской корпоративной культуры и этапы её
развития 10
1.3. Корпоративная культура Китая в эпоху цифровой экономики 18
1.4. Корпоративный дискурс как дискурс бизнес-сферы 21
1.5. Жанры корпоративного дискурса 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНКУРИРУЮЩЕЙ БОРЬБЫ КОМПАНИЙ ALIBABA&TENCENT 35
2.1. Названия компаний 35
2.2. Миссии компаний 40
2.3. Ценности компаний 47
2.4. Слоганы сервисов компаний 57
2.5. Раздел «О компании» 63
2.6. Статьи о коронавирусе 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
В современном мире технологии выходят на первое место - развивается роботостроение, усовершенствуются технологии распознавания лиц, появляется все больше онлайн-площадок для шоппинга. Передовые компании не стоят на месте, и каждая из них старается внедрять в свою работу более развитые системы.
Китай является одной из тех стран, где технологическое развитие происходит очень быстро. Сейчас в КНР существует множество компаний, занимающихся современными разработками и предоставляющих свои сервисы не только внутри страны, но и по всему миру. Среди них особенно выделяются две - Alibaba и Tencent. Эти компании контролируют жизнь китайцев с помощью различных сервисов и приложений.
Основным бизнесом Alibaba являются онлайн-площадки для торговли (Aliexpress, Alimama, 1688.com, Taobao и др.), которыми пользуются как китайцы, так и жители всего мира. Но деятельность компании на этом не ограничивается, у нее есть своя платежная система, через которую проходят все платежи при покупках на их площадках, телестудия и многое другое.
Tencent запустил первый в Китае мессенджер (QQ), а сейчас является создателем самой популярной в стране социальной сети WeChat, в которой проходит вся жизнь китайцев. Как выразился один американский венчурный инвестор, в Китае «каждое взаимодействие человека с окружающим миром происходит через WeChat, с раннего утра и до поздней ночи». Компания владеет многими другими сервисами от телестудии и до приложения для чтения, также они имеют несколько собственных платежных систем (WeChat Pay, QQ Wallet).
Существует множество работ по определению понятий «корпоративный дискурс» и «организационный дискурс», по выявлению различных коммуникативных стратегий компаний Америки, Японии, России. Однако обнаружилась нехватка подобных исследований в области Китая и китайских 3
компаний. Как видно из предыдущих параграфов, Alibaba и Tencent имеют значительное влияние на жителей Поднебесной, поэтому взаимодействие разных элементов корпоративных культур компаний в общедискурсивном пространстве, предполагающее конкурирующую борьбу, представляется важным. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования является корпоративный дискурс компаний Tencent и Alibaba. Предметом - языковые средства и коммуникативные стратегии, реализующие корпоративный дискурс этих двух компаний.
Цель исследования - изучить и сравнить особенности корпоративного дискурса компаний Alibaba и Tencent в условиях высокой конкуренции.
Задачи:
1. Изучить и дифференцировать понятия «корпоративный дискурс» и «организационный дискурс»;
2. Изучить жанры корпоративного дискурса;
3. Изучить понятие корпоративной культуры и проследить её развитие в Китае;
4. Выделить и сравнить языковые средства и коммуникативные стратегии в элементах корпоративных культур компаний;
5. Построить сравнительные схемы корпоративных культур компаний.
Методы исследования: сравнительно-языковой анализ, метод компонентного анализа, дискурсивный анализ.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей в следующих областях:
1. Дискурсология (Алефиренко Н.Ф., Кибрик А.А., Кубрякова Е.С., Силантьев И.В.);
2. Корпоративный и организационный дискурс (Колобова А.А., Куликова Э.Г., Мартьянова С.С., Ромашова И.П., Ширяева Т.А., Broadfoot K., Deetz S., Anderson D.);
3. Корпоративная культура (Буковинская М.П., Гусаров А.В., Максименко А.А., Потеряхина И.Н., Пуринова Г.К., Барежев В.А., Соломанидина Т.О., Ellsworth R., Hawes C., Mumby D., Clair R., Jaworska S., Terrence E. Deal, Allen A. Kennedy, Zhang Ruimin);
4. Языковые средства, дискурсивные и коммуникативные стратегии (Борисова И.Н., Иссерс О.С., Карасик В.И., Паршин П.Б., Паули Ю.С., Короткина Е.С., Сковородников А.П.).
Материальной базой исследования являются следующие элементы корпоративных сайтов компаний: названия, миссии, ценности, лозунги, раздел «О компании» и раздел со статьями о коронавирусе. В рамках данной дипломной работы было проанализировано 46 лозунгов объемом 480 знаков, разделы «О компании с корпоративных сайтов общим объемом 1380 знаков, 3 статьи Tencent о коронавирусе объемом 3270 знаков и 4 статьи Alibaba о коронавирусе объемом 3680 знаков.
В Главе 1 данной дипломной работы рассматриваются понятия «корпоративный дискурс», «организационный дискурс», «корпоративная культура», а также история развития этих терминов в отечественной и зарубежной литературе. Особый акцент делается на истории развития китайской корпоративной культуры и её особенностях, так как для анализа в данной работе взяты две лидирующие китайские компании.
В Главе 2 анализируются выбранные элементы корпоративных культур компаний - названия, миссии, ценности, слоганы компаний, разделы «О компании» и разделы о коронавирусе с корпоративных сайтов компаний. В результате анализа выделяются основные языковые средства и коммуникативные стратегии, которые компании используют для самопрезентации в рамках конкурирующей борьбы и делается их сравнительный анализ.
Части данной выпускной квалификационной работы были апробированы на научной конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2019 году. Также по материалам данной дипломной работы были опубликованы две научные статьи на английском языке:
1. Kraus P., Kadantseva M. Alibaba VS Tencent: language strategies in corporate discourse (corporate names example) // Актуальные проблемы экономики и управления: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Красноярск. 2019. С. 230-232.
2. Kraus P., Kadantseva M. Corporate culture in tech companies (case study of Alibaba) // Modern engineering and innovative technologies. №11. 2020. (Выпуск формируется).
Китай является одной из тех стран, где технологическое развитие происходит очень быстро. Сейчас в КНР существует множество компаний, занимающихся современными разработками и предоставляющих свои сервисы не только внутри страны, но и по всему миру. Среди них особенно выделяются две - Alibaba и Tencent. Эти компании контролируют жизнь китайцев с помощью различных сервисов и приложений.
Основным бизнесом Alibaba являются онлайн-площадки для торговли (Aliexpress, Alimama, 1688.com, Taobao и др.), которыми пользуются как китайцы, так и жители всего мира. Но деятельность компании на этом не ограничивается, у нее есть своя платежная система, через которую проходят все платежи при покупках на их площадках, телестудия и многое другое.
Tencent запустил первый в Китае мессенджер (QQ), а сейчас является создателем самой популярной в стране социальной сети WeChat, в которой проходит вся жизнь китайцев. Как выразился один американский венчурный инвестор, в Китае «каждое взаимодействие человека с окружающим миром происходит через WeChat, с раннего утра и до поздней ночи». Компания владеет многими другими сервисами от телестудии и до приложения для чтения, также они имеют несколько собственных платежных систем (WeChat Pay, QQ Wallet).
Существует множество работ по определению понятий «корпоративный дискурс» и «организационный дискурс», по выявлению различных коммуникативных стратегий компаний Америки, Японии, России. Однако обнаружилась нехватка подобных исследований в области Китая и китайских 3
компаний. Как видно из предыдущих параграфов, Alibaba и Tencent имеют значительное влияние на жителей Поднебесной, поэтому взаимодействие разных элементов корпоративных культур компаний в общедискурсивном пространстве, предполагающее конкурирующую борьбу, представляется важным. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования является корпоративный дискурс компаний Tencent и Alibaba. Предметом - языковые средства и коммуникативные стратегии, реализующие корпоративный дискурс этих двух компаний.
Цель исследования - изучить и сравнить особенности корпоративного дискурса компаний Alibaba и Tencent в условиях высокой конкуренции.
Задачи:
1. Изучить и дифференцировать понятия «корпоративный дискурс» и «организационный дискурс»;
2. Изучить жанры корпоративного дискурса;
3. Изучить понятие корпоративной культуры и проследить её развитие в Китае;
4. Выделить и сравнить языковые средства и коммуникативные стратегии в элементах корпоративных культур компаний;
5. Построить сравнительные схемы корпоративных культур компаний.
Методы исследования: сравнительно-языковой анализ, метод компонентного анализа, дискурсивный анализ.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей в следующих областях:
1. Дискурсология (Алефиренко Н.Ф., Кибрик А.А., Кубрякова Е.С., Силантьев И.В.);
2. Корпоративный и организационный дискурс (Колобова А.А., Куликова Э.Г., Мартьянова С.С., Ромашова И.П., Ширяева Т.А., Broadfoot K., Deetz S., Anderson D.);
3. Корпоративная культура (Буковинская М.П., Гусаров А.В., Максименко А.А., Потеряхина И.Н., Пуринова Г.К., Барежев В.А., Соломанидина Т.О., Ellsworth R., Hawes C., Mumby D., Clair R., Jaworska S., Terrence E. Deal, Allen A. Kennedy, Zhang Ruimin);
4. Языковые средства, дискурсивные и коммуникативные стратегии (Борисова И.Н., Иссерс О.С., Карасик В.И., Паршин П.Б., Паули Ю.С., Короткина Е.С., Сковородников А.П.).
Материальной базой исследования являются следующие элементы корпоративных сайтов компаний: названия, миссии, ценности, лозунги, раздел «О компании» и раздел со статьями о коронавирусе. В рамках данной дипломной работы было проанализировано 46 лозунгов объемом 480 знаков, разделы «О компании с корпоративных сайтов общим объемом 1380 знаков, 3 статьи Tencent о коронавирусе объемом 3270 знаков и 4 статьи Alibaba о коронавирусе объемом 3680 знаков.
В Главе 1 данной дипломной работы рассматриваются понятия «корпоративный дискурс», «организационный дискурс», «корпоративная культура», а также история развития этих терминов в отечественной и зарубежной литературе. Особый акцент делается на истории развития китайской корпоративной культуры и её особенностях, так как для анализа в данной работе взяты две лидирующие китайские компании.
В Главе 2 анализируются выбранные элементы корпоративных культур компаний - названия, миссии, ценности, слоганы компаний, разделы «О компании» и разделы о коронавирусе с корпоративных сайтов компаний. В результате анализа выделяются основные языковые средства и коммуникативные стратегии, которые компании используют для самопрезентации в рамках конкурирующей борьбы и делается их сравнительный анализ.
Части данной выпускной квалификационной работы были апробированы на научной конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2019 году. Также по материалам данной дипломной работы были опубликованы две научные статьи на английском языке:
1. Kraus P., Kadantseva M. Alibaba VS Tencent: language strategies in corporate discourse (corporate names example) // Актуальные проблемы экономики и управления: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Красноярск. 2019. С. 230-232.
2. Kraus P., Kadantseva M. Corporate culture in tech companies (case study of Alibaba) // Modern engineering and innovative technologies. №11. 2020. (Выпуск формируется).
Итак, по результатам анализа основных элементов корпоративных культур компаний Alibaba и Tencent, можно прийти к следующим выводам:
1. В китайском корпоративном дискурсе существует собственное понимание конкуренции («Быть независимым, не стоять на месте, быть преуспевающим»), которая реализуется через элементы корпоративной культуры компаний;
2. Языковые средства и коммуникативные стратегии действительно характеризуют корпоративную культуру компаний;
3. Корпоративная культура Tencent построена на сочетании инноваций, сохранения китайской культуры и социальной ответственности, в ней прослеживается тенденция следования конфуцианским и гуманистическим ценностям;
4. В основе корпоративной культуры Alibaba лежит её основатель - Джек Ма, все элементы корпоративной культуры компании строятся вокруг его ценностей, видения, мыслей. Корпоративная культура компании поддерживает коллективистские ценности.
В корпоративной культуре Tencent прослеживается четкое следование основным принципам построения китайской корпоративной культуры - ориентация на общество и человека, большое внимание социальной ответственности, человеколюбие, прогресс и инновации, стремление вперед, опора на традиционную китайскую культуру, гармония всего, честность. Кооперация в корпоративной культуре компании выступает реализацией принципа ориентации на развитие общества, так как понимается компанией как условие стабильного развития общества. В корпоративном дискурсе компании используется немного выразительных средств и коммуникативных стратегий, однако проанализированные элементы корпоративной культуры отлично показывают основную направленность и ценности компании. Неотъемлемой частью корпоративной культуры компании является акцент на стимулировании развития общества. С данной целью неоднократно упоминается и корпоративная социальная ответственность компании, отчеты о которой содержат информацию о том, как именно компания улучшает общественную жизнь страны и мира. Интересно, что корпоративная культура Tencent будто построена точно по основным законам построения корпоративной культуры Китая, в ней почти не выделяется никаких «своих» элементов. Корпоративная культура компании является эталоном построения китайской корпоративной культуры: сочетание прогрессивных практик управления, заимствованных извне + корпоративные техники, построенные на основе социалистических ценностей + китайская традиционная культура. Такая корпоративная культура точно будет совпадать с мировоззрением большинства китайцев, а значит она является успешной в рамках высокой конкуренции на рынке.
Корпоративная культура Alibaba сильно отличается от корпоративной культуры Tencent. Она построена по своим внутренним принципам и законам, основой которых послужило мировоззрение основателя компании Джека Ма. Джек Ма известен в Китае не только как основатель Alibaba, но и как прекрасный оратор, мотиватор и известный обладатель видения. Если послушать его речи, а затем сравнить их с элементами корпоративной культуры компании, можно будет найти явные сходства, если не идентичные цитаты. Джек Ма является сердцем и душой корпоративной культуры компании. Поэтому Alibaba нет необходимости четко следовать основным принципам построения китайской корпоративной культуры, можно выделить лишь несколько из них, которым компания действительно следует - гармония всего, честность/доверие, изменения. Однако принципы построения корпоративной культуры компании соответствуют основным убеждениям и ценностям жителей Поднебесной. В корпоративной культуре Alibaba прослеживается сильная ориентация на будущее, которая проявляется в использовании выражений, указывающих на время, а также в стремлении компании «просуществовать минимум 102 года». В отличие от Tencent, ориентированной на общество и человека, Alibaba ориентируется на коммерцию, бизнесменов и клиентов. В корпоративном дискурсе компании использовано множество коммуникативных стратегий, таких как snob appeals, моделирование личности + формирование общих пресуппозиций, апелляция к авторитету, которые помогают компании выполнить цель интеграции клиентов и сотрудников в корпоративную культуру. Несмотря на то, что корпоративная культура компании основана не на всех основных принципах построения китайской корпоративной культуры, она прекрасно выполняет свои задачи, людям точно хочется приобщиться к этой культуре и почувствовать себя частью Alibaba.
Обе компании также придерживаются китайской конкурентной стратегии («Быть независимым, не стоять на месте, быть преуспевающим»), а не западной. Именно поэтому конкурирующая борьба компаний не выражается за счет высмеивания другого, демонстрации того, кто лучше, в критике конкурентов и так далее. Конкурирующая борьба китайских компаний, реализующаяся за счет коммуникативных средств и языковых стратегий в элементах корпоративной культуры, проявляется в самосовершенствовании, стремлении вперед, постоянном движении и изменении, что характерно для корпоративной культуры обеих компаний.
Основные принципы построения китайской корпоративной культуры, описанные в пункте 1.2. данной выпускной квалификационной работы, действительно характерны для корпоративной культуры китайских компаний. Степень соответствия корпоративной культуры компании этим принципам зависит от основы корпоративной культуры каждой отдельной компании, а также от её ценностей и видения.
На основании анализа, проведенного в работе, можно также предположить, что для китайского корпоративного дискурса будет характерно употребление следующих языковых средств:
- параллелизм;
- идиомы и устойчивые выражения;
- 4-х сложные фразы;
- выражения, обозначающие количество;
- выражения, указывающие на время;
- противопоставления;
- антонимы;
- повторы;
- гипербола.
Однако, чтобы определить, действительно ли эти особенности являются отличительными чертами китайского корпоративного дискурса, необходимы дальнейшие исследования элементов корпоративного дискурса других крупных китайских компаний и их сравнение с результатами исследования, представленными в этой работе.
1. В китайском корпоративном дискурсе существует собственное понимание конкуренции («Быть независимым, не стоять на месте, быть преуспевающим»), которая реализуется через элементы корпоративной культуры компаний;
2. Языковые средства и коммуникативные стратегии действительно характеризуют корпоративную культуру компаний;
3. Корпоративная культура Tencent построена на сочетании инноваций, сохранения китайской культуры и социальной ответственности, в ней прослеживается тенденция следования конфуцианским и гуманистическим ценностям;
4. В основе корпоративной культуры Alibaba лежит её основатель - Джек Ма, все элементы корпоративной культуры компании строятся вокруг его ценностей, видения, мыслей. Корпоративная культура компании поддерживает коллективистские ценности.
В корпоративной культуре Tencent прослеживается четкое следование основным принципам построения китайской корпоративной культуры - ориентация на общество и человека, большое внимание социальной ответственности, человеколюбие, прогресс и инновации, стремление вперед, опора на традиционную китайскую культуру, гармония всего, честность. Кооперация в корпоративной культуре компании выступает реализацией принципа ориентации на развитие общества, так как понимается компанией как условие стабильного развития общества. В корпоративном дискурсе компании используется немного выразительных средств и коммуникативных стратегий, однако проанализированные элементы корпоративной культуры отлично показывают основную направленность и ценности компании. Неотъемлемой частью корпоративной культуры компании является акцент на стимулировании развития общества. С данной целью неоднократно упоминается и корпоративная социальная ответственность компании, отчеты о которой содержат информацию о том, как именно компания улучшает общественную жизнь страны и мира. Интересно, что корпоративная культура Tencent будто построена точно по основным законам построения корпоративной культуры Китая, в ней почти не выделяется никаких «своих» элементов. Корпоративная культура компании является эталоном построения китайской корпоративной культуры: сочетание прогрессивных практик управления, заимствованных извне + корпоративные техники, построенные на основе социалистических ценностей + китайская традиционная культура. Такая корпоративная культура точно будет совпадать с мировоззрением большинства китайцев, а значит она является успешной в рамках высокой конкуренции на рынке.
Корпоративная культура Alibaba сильно отличается от корпоративной культуры Tencent. Она построена по своим внутренним принципам и законам, основой которых послужило мировоззрение основателя компании Джека Ма. Джек Ма известен в Китае не только как основатель Alibaba, но и как прекрасный оратор, мотиватор и известный обладатель видения. Если послушать его речи, а затем сравнить их с элементами корпоративной культуры компании, можно будет найти явные сходства, если не идентичные цитаты. Джек Ма является сердцем и душой корпоративной культуры компании. Поэтому Alibaba нет необходимости четко следовать основным принципам построения китайской корпоративной культуры, можно выделить лишь несколько из них, которым компания действительно следует - гармония всего, честность/доверие, изменения. Однако принципы построения корпоративной культуры компании соответствуют основным убеждениям и ценностям жителей Поднебесной. В корпоративной культуре Alibaba прослеживается сильная ориентация на будущее, которая проявляется в использовании выражений, указывающих на время, а также в стремлении компании «просуществовать минимум 102 года». В отличие от Tencent, ориентированной на общество и человека, Alibaba ориентируется на коммерцию, бизнесменов и клиентов. В корпоративном дискурсе компании использовано множество коммуникативных стратегий, таких как snob appeals, моделирование личности + формирование общих пресуппозиций, апелляция к авторитету, которые помогают компании выполнить цель интеграции клиентов и сотрудников в корпоративную культуру. Несмотря на то, что корпоративная культура компании основана не на всех основных принципах построения китайской корпоративной культуры, она прекрасно выполняет свои задачи, людям точно хочется приобщиться к этой культуре и почувствовать себя частью Alibaba.
Обе компании также придерживаются китайской конкурентной стратегии («Быть независимым, не стоять на месте, быть преуспевающим»), а не западной. Именно поэтому конкурирующая борьба компаний не выражается за счет высмеивания другого, демонстрации того, кто лучше, в критике конкурентов и так далее. Конкурирующая борьба китайских компаний, реализующаяся за счет коммуникативных средств и языковых стратегий в элементах корпоративной культуры, проявляется в самосовершенствовании, стремлении вперед, постоянном движении и изменении, что характерно для корпоративной культуры обеих компаний.
Основные принципы построения китайской корпоративной культуры, описанные в пункте 1.2. данной выпускной квалификационной работы, действительно характерны для корпоративной культуры китайских компаний. Степень соответствия корпоративной культуры компании этим принципам зависит от основы корпоративной культуры каждой отдельной компании, а также от её ценностей и видения.
На основании анализа, проведенного в работе, можно также предположить, что для китайского корпоративного дискурса будет характерно употребление следующих языковых средств:
- параллелизм;
- идиомы и устойчивые выражения;
- 4-х сложные фразы;
- выражения, обозначающие количество;
- выражения, указывающие на время;
- противопоставления;
- антонимы;
- повторы;
- гипербола.
Однако, чтобы определить, действительно ли эти особенности являются отличительными чертами китайского корпоративного дискурса, необходимы дальнейшие исследования элементов корпоративного дискурса других крупных китайских компаний и их сравнение с результатами исследования, представленными в этой работе.



