Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ДИСКУРС КОНКУРИРУЮЩЕЙ БОРЬБЫ: ALIBABA & TENCENT

Работа №164496

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

лингвистика

Объем работы99
Год сдачи2020
Стоимость4390 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
29
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ
ЭЛЕМЕНТОВ КОРПОРАТИВНОГО ДИСКУРСА 7
1.1. Корпоративная культура как важнейший инструмент построения имиджа
компании 7
1.2. Основные особенности китайской корпоративной культуры и этапы её
развития 10
1.3. Корпоративная культура Китая в эпоху цифровой экономики 18
1.4. Корпоративный дискурс как дискурс бизнес-сферы 21
1.5. Жанры корпоративного дискурса 26
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 33
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ КАК ЭЛЕМЕНТ КОНКУРИРУЮЩЕЙ БОРЬБЫ КОМПАНИЙ ALIBABA&TENCENT 35
2.1. Названия компаний 35
2.2. Миссии компаний 40
2.3. Ценности компаний 47
2.4. Слоганы сервисов компаний 57
2.5. Раздел «О компании» 63
2.6. Статьи о коронавирусе 68
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 81
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 84
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 88
ПРИЛОЖЕНИЕ А 95
ПРИЛОЖЕНИЕ Б

В современном мире технологии выходят на первое место - развивается роботостроение, усовершенствуются технологии распознавания лиц, появляется все больше онлайн-площадок для шоппинга. Передовые компании не стоят на месте, и каждая из них старается внедрять в свою работу более развитые системы.
Китай является одной из тех стран, где технологическое развитие происходит очень быстро. Сейчас в КНР существует множество компаний, занимающихся современными разработками и предоставляющих свои сервисы не только внутри страны, но и по всему миру. Среди них особенно выделяются две - Alibaba и Tencent. Эти компании контролируют жизнь китайцев с помощью различных сервисов и приложений.
Основным бизнесом Alibaba являются онлайн-площадки для торговли (Aliexpress, Alimama, 1688.com, Taobao и др.), которыми пользуются как китайцы, так и жители всего мира. Но деятельность компании на этом не ограничивается, у нее есть своя платежная система, через которую проходят все платежи при покупках на их площадках, телестудия и многое другое.
Tencent запустил первый в Китае мессенджер (QQ), а сейчас является создателем самой популярной в стране социальной сети WeChat, в которой проходит вся жизнь китайцев. Как выразился один американский венчурный инвестор, в Китае «каждое взаимодействие человека с окружающим миром происходит через WeChat, с раннего утра и до поздней ночи». Компания владеет многими другими сервисами от телестудии и до приложения для чтения, также они имеют несколько собственных платежных систем (WeChat Pay, QQ Wallet).
Существует множество работ по определению понятий «корпоративный дискурс» и «организационный дискурс», по выявлению различных коммуникативных стратегий компаний Америки, Японии, России. Однако обнаружилась нехватка подобных исследований в области Китая и китайских 3
компаний. Как видно из предыдущих параграфов, Alibaba и Tencent имеют значительное влияние на жителей Поднебесной, поэтому взаимодействие разных элементов корпоративных культур компаний в общедискурсивном пространстве, предполагающее конкурирующую борьбу, представляется важным. Все вышесказанное обуславливает актуальность данной работы.
Объектом исследования является корпоративный дискурс компаний Tencent и Alibaba. Предметом - языковые средства и коммуникативные стратегии, реализующие корпоративный дискурс этих двух компаний.
Цель исследования - изучить и сравнить особенности корпоративного дискурса компаний Alibaba и Tencent в условиях высокой конкуренции.
Задачи:
1. Изучить и дифференцировать понятия «корпоративный дискурс» и «организационный дискурс»;
2. Изучить жанры корпоративного дискурса;
3. Изучить понятие корпоративной культуры и проследить её развитие в Китае;
4. Выделить и сравнить языковые средства и коммуникативные стратегии в элементах корпоративных культур компаний;
5. Построить сравнительные схемы корпоративных культур компаний.
Методы исследования: сравнительно-языковой анализ, метод компонентного анализа, дискурсивный анализ.
Теоретической базой исследования послужили работы отечественных и зарубежных исследователей в следующих областях:
1. Дискурсология (Алефиренко Н.Ф., Кибрик А.А., Кубрякова Е.С., Силантьев И.В.);
2. Корпоративный и организационный дискурс (Колобова А.А., Куликова Э.Г., Мартьянова С.С., Ромашова И.П., Ширяева Т.А., Broadfoot K., Deetz S., Anderson D.);
3. Корпоративная культура (Буковинская М.П., Гусаров А.В., Максименко А.А., Потеряхина И.Н., Пуринова Г.К., Барежев В.А., Соломанидина Т.О., Ellsworth R., Hawes C., Mumby D., Clair R., Jaworska S., Terrence E. Deal, Allen A. Kennedy, Zhang Ruimin);
4. Языковые средства, дискурсивные и коммуникативные стратегии (Борисова И.Н., Иссерс О.С., Карасик В.И., Паршин П.Б., Паули Ю.С., Короткина Е.С., Сковородников А.П.).
Материальной базой исследования являются следующие элементы корпоративных сайтов компаний: названия, миссии, ценности, лозунги, раздел «О компании» и раздел со статьями о коронавирусе. В рамках данной дипломной работы было проанализировано 46 лозунгов объемом 480 знаков, разделы «О компании с корпоративных сайтов общим объемом 1380 знаков, 3 статьи Tencent о коронавирусе объемом 3270 знаков и 4 статьи Alibaba о коронавирусе объемом 3680 знаков.
В Главе 1 данной дипломной работы рассматриваются понятия «корпоративный дискурс», «организационный дискурс», «корпоративная культура», а также история развития этих терминов в отечественной и зарубежной литературе. Особый акцент делается на истории развития китайской корпоративной культуры и её особенностях, так как для анализа в данной работе взяты две лидирующие китайские компании.
В Главе 2 анализируются выбранные элементы корпоративных культур компаний - названия, миссии, ценности, слоганы компаний, разделы «О компании» и разделы о коронавирусе с корпоративных сайтов компаний. В результате анализа выделяются основные языковые средства и коммуникативные стратегии, которые компании используют для самопрезентации в рамках конкурирующей борьбы и делается их сравнительный анализ.
Части данной выпускной квалификационной работы были апробированы на научной конференции «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2019 году. Также по материалам данной дипломной работы были опубликованы две научные статьи на английском языке:
1. Kraus P., Kadantseva M. Alibaba VS Tencent: language strategies in corporate discourse (corporate names example) // Актуальные проблемы экономики и управления: сборник научных трудов международной научно-практической конференции. Красноярск. 2019. С. 230-232.
2. Kraus P., Kadantseva M. Corporate culture in tech companies (case study of Alibaba) // Modern engineering and innovative technologies. №11. 2020. (Выпуск формируется).

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, по результатам анализа основных элементов корпоративных культур компаний Alibaba и Tencent, можно прийти к следующим выводам:
1. В китайском корпоративном дискурсе существует собственное понимание конкуренции («Быть независимым, не стоять на месте, быть преуспевающим»), которая реализуется через элементы корпоративной культуры компаний;
2. Языковые средства и коммуникативные стратегии действительно характеризуют корпоративную культуру компаний;
3. Корпоративная культура Tencent построена на сочетании инноваций, сохранения китайской культуры и социальной ответственности, в ней прослеживается тенденция следования конфуцианским и гуманистическим ценностям;
4. В основе корпоративной культуры Alibaba лежит её основатель - Джек Ма, все элементы корпоративной культуры компании строятся вокруг его ценностей, видения, мыслей. Корпоративная культура компании поддерживает коллективистские ценности.
В корпоративной культуре Tencent прослеживается четкое следование основным принципам построения китайской корпоративной культуры - ориентация на общество и человека, большое внимание социальной ответственности, человеколюбие, прогресс и инновации, стремление вперед, опора на традиционную китайскую культуру, гармония всего, честность. Кооперация в корпоративной культуре компании выступает реализацией принципа ориентации на развитие общества, так как понимается компанией как условие стабильного развития общества. В корпоративном дискурсе компании используется немного выразительных средств и коммуникативных стратегий, однако проанализированные элементы корпоративной культуры отлично показывают основную направленность и ценности компании. Неотъемлемой частью корпоративной культуры компании является акцент на стимулировании развития общества. С данной целью неоднократно упоминается и корпоративная социальная ответственность компании, отчеты о которой содержат информацию о том, как именно компания улучшает общественную жизнь страны и мира. Интересно, что корпоративная культура Tencent будто построена точно по основным законам построения корпоративной культуры Китая, в ней почти не выделяется никаких «своих» элементов. Корпоративная культура компании является эталоном построения китайской корпоративной культуры: сочетание прогрессивных практик управления, заимствованных извне + корпоративные техники, построенные на основе социалистических ценностей + китайская традиционная культура. Такая корпоративная культура точно будет совпадать с мировоззрением большинства китайцев, а значит она является успешной в рамках высокой конкуренции на рынке.
Корпоративная культура Alibaba сильно отличается от корпоративной культуры Tencent. Она построена по своим внутренним принципам и законам, основой которых послужило мировоззрение основателя компании Джека Ма. Джек Ма известен в Китае не только как основатель Alibaba, но и как прекрасный оратор, мотиватор и известный обладатель видения. Если послушать его речи, а затем сравнить их с элементами корпоративной культуры компании, можно будет найти явные сходства, если не идентичные цитаты. Джек Ма является сердцем и душой корпоративной культуры компании. Поэтому Alibaba нет необходимости четко следовать основным принципам построения китайской корпоративной культуры, можно выделить лишь несколько из них, которым компания действительно следует - гармония всего, честность/доверие, изменения. Однако принципы построения корпоративной культуры компании соответствуют основным убеждениям и ценностям жителей Поднебесной. В корпоративной культуре Alibaba прослеживается сильная ориентация на будущее, которая проявляется в использовании выражений, указывающих на время, а также в стремлении компании «просуществовать минимум 102 года». В отличие от Tencent, ориентированной на общество и человека, Alibaba ориентируется на коммерцию, бизнесменов и клиентов. В корпоративном дискурсе компании использовано множество коммуникативных стратегий, таких как snob appeals, моделирование личности + формирование общих пресуппозиций, апелляция к авторитету, которые помогают компании выполнить цель интеграции клиентов и сотрудников в корпоративную культуру. Несмотря на то, что корпоративная культура компании основана не на всех основных принципах построения китайской корпоративной культуры, она прекрасно выполняет свои задачи, людям точно хочется приобщиться к этой культуре и почувствовать себя частью Alibaba.
Обе компании также придерживаются китайской конкурентной стратегии («Быть независимым, не стоять на месте, быть преуспевающим»), а не западной. Именно поэтому конкурирующая борьба компаний не выражается за счет высмеивания другого, демонстрации того, кто лучше, в критике конкурентов и так далее. Конкурирующая борьба китайских компаний, реализующаяся за счет коммуникативных средств и языковых стратегий в элементах корпоративной культуры, проявляется в самосовершенствовании, стремлении вперед, постоянном движении и изменении, что характерно для корпоративной культуры обеих компаний.
Основные принципы построения китайской корпоративной культуры, описанные в пункте 1.2. данной выпускной квалификационной работы, действительно характерны для корпоративной культуры китайских компаний. Степень соответствия корпоративной культуры компании этим принципам зависит от основы корпоративной культуры каждой отдельной компании, а также от её ценностей и видения.
На основании анализа, проведенного в работе, можно также предположить, что для китайского корпоративного дискурса будет характерно употребление следующих языковых средств:
- параллелизм;
- идиомы и устойчивые выражения;
- 4-х сложные фразы;
- выражения, обозначающие количество;
- выражения, указывающие на время;
- противопоставления;
- антонимы;
- повторы;
- гипербола.
Однако, чтобы определить, действительно ли эти особенности являются отличительными чертами китайского корпоративного дискурса, необходимы дальнейшие исследования элементов корпоративного дискурса других крупных китайских компаний и их сравнение с результатами исследования, представленными в этой работе.



1. Алефиренко Н.Ф. Проблема соотношения речевого жанра и дискурса // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: русский и иностранные языки и методика их преподавания. М.: РУДН. 2009. Выл. 2. С. 53-61.
2. Арташкина Т.А., Ван Ифэй. Корпоративная культура по-китайски // Профессиональное образование в современном мире. 2018. Т.8. Вып. 3. С. 1972-1980.
3. Арташкина Т. А., Ван Ифэй. Китайская традиционная культура как духовная и идеологическая основа китайской корпоративной культуры // Общество: философия, история, культура. 2018. Вып. 11. С. 127-134.
4. Березовская Я.Л. Общий презентор как бизнес-текст деловой коммуникации // Вестник Пермского университета. Российская и зарубежная филология. Вып. 3. Пермь: ПГНИУ, 2011. С. 58-63.
5. Борисова И.Н. Дискурсивные стратегии в разговорном диалоге // Русская разговорная речь как явление городской культуры. Екатеринбург: Изд-во АРГО, 1996. С. 21-48.
6. Буковинская М.П. Формирование корпоративной культуры как задача и технология социального менеджмента // Менеджмент и бизнес администрирование. М.: Изд-во Экономическая газета, 2008. С. 150-179.
7. Гвасалия К.Д., До К.Х., Золотарюк А.В. Платежные системы России и Китая // Научное и образовательное пространство: перспективы развития Сборник материалов III Международной научно-практической конференции: в 2-х томах. Чебоксары: Изд-во Интерактив плюс, 2016. С. 105¬108.
8. Гретченко А. А. Сущность цифровой экономики, генезис понятия «цифровая экономика» и предпосылки её формирования в России // Наука и практика. М.: Изд-во РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. №3. С. 23-27.
9. Гусаров А.В. Определение миссии организации // Менеджмент в
России и за рубежом. М.: Финпресс, 1999. № 3. С. 130-135.
10. Иванова В. А. Корпоративная социальная ответственность в азиатских странах // Транспортное дело России. М.: Морские вести России, 2010. № 9. С. 9-11.
11. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи. Изд-е 5-е. М.: Изд-во ЛКИ, 2008. 288 с.
12. Карасик В.И. Языковые ключи. Волгоград: Парадигма, 2007. 520 с.
13. Кибрик А.А. Модус, жанры и другие параметры классификации дискурсов // Вопросы языкознания. М.: Изд-во РАН, 2009. №2. С. 3-21.
14. Кларк Д. Alibaba. История мирового восхождения. Пер. с англ. М.: Эксмо, 2019. 288 с.
15. Колобова А.А. Макро-речевые аспекты корпоративного дискурса // Успехи современного естествознания. № 12-1. М.: Изд-во Академия Естествознания, 2007. С. 97-100.
16. Колобова А.А. Социопрагматика корпоративного дискурса (на примере текстов корпоративных кодексов американских компаний): автореф. дис. ... канд. филол. наук: 10.02.04. Владивосток, 2007. 26 с.
17. Кубрякова Е.С. О понятии дискурса и дискурсивного анализа в современной лингвистике: обзор // Дискурс, речь, речевая деятельность. Функциональные и структурные аспекты: сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2000. С. 5-13.
18. Куликова Э.Г. Институциональный дискурс: корпоративная иерархия в условиях прохождения информации // Инновационные технологии в науке и образовании. Чебоксары: Изд-во Интерактив плюс, 2016. Вып. 1-2 (5). С. 136-137.
19. Максименко А.А. Организационная культура: системно¬
психологические описания. Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. 168 с.
20. Мартьянова С. С. Корпоративный дискурс как вид
институциональной коммуникации (на материале презентации) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. М.: МГЛУ,
2009. Выл. 557. С. 204-218.
21. Паршин П.Б. Речевое воздействие и манипулирование в рекламе // Рекламный текст. Семиотика и лингвистика. М.: Издательский дом Гребенникова, 2000. С. 55-75.
22. Паули Ю.С., Короткина Е.С. Дискурсивные стратегии построения корпоративного нарратива // Сибирский филологический журнал. Новосибирск: Сибирское отделение РАН, 2017. Вып. 1. С. 173-183.
23. Портер М. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов. М.: Альпина Паблишер, 2019. 608 с.
24. Потеряхина И.Н. Жанрообразующие элементы корпоративного сайта // Вестник Челябинского государственного университета. Челябинск: ЧГУ, 2013. Вып. 37. С. 49-51.
25. Потеряхина И.Н. Коммуникативные стратегии корпоративных сайтов сквозь призму лингвоэкологичности // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Изд-во Грамота, 2015. Вып. 3: в 3-х ч.
Ч. 1. С. 168-171.
26. Пуринова Г.К., Барежев В. А. Корпоративная культура: современный научный дискурс // Материалы научно-практической конференции «Диалог культур - 2010: наука в обществе знания». СПб.: Санкт- Петербургский университет технологий управления и экономики, 2010. С. 45¬61.
27. Ромашова И.Н. Закономерности дискурсообразования (на примере корпоративного дискурса) // Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2011. №2. С. 231-236.
28. Ромашова И.П. Жанры корпоративного дискурса // Язык. Человек. Ментальность. Культура. Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Ч. 1. Омск: Омск. гос. ун-т им. Ф.М. Достоевского, 2008. С. 231-236.
29. Ромашова И.П. К определению термина «корпоративный дискурс» в лингвистике // Омский научный вестник. 2015. № 3(139). С. 42-45.
30. Сафина Г.М. Формирование миссии как фактор развития организации // Сибирский научный вестник. Ульяновск: Ульяновский гос. ун¬т, 2012. Выл. 2 (8). С. 130-134.
31. Силантьев И.В. Дискурс и жанр // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: история, филология. Новосибирск: НГУ, 2010. Выл. 6. С. 78-83.
32. Сковородников А.П. О необходимости разграничения понятий «риторический прием», «стилистическая фигура», «речевая тактика», «речевой жанр» в практике терминологической лексикографии // Риторика^Лингвистика: сб. статей. Смоленск: СГПУ, 2004. Вып. 5. С. 5-12.
33. Соломанидина Т.О. Организационная культура компании: учеб. пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 624 с.
34. Спешнев Н.А. О некоторых стилистических особенностях китайского художественного текста // В: Фэн Цзицай. Чудаки: Книга для чтения на китайском языке с переводом и вступительной статьей Н.А. Спешнева. СПб.: КАРО, 2006. С. 13-33.
35. Цзэн Мин. Alibaba и умный бизнес будущего: Как оцифровка бизнес-процессов изменила взгляд на стратегию. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. 320 с.
36. Ширяева Т.А. Деловой дискурс: сущность, признаки, структура // Вестник Пятигорского государственного лингвистического университета.
2010. № 2. С. 118-122.
37. Ширяева Т.А. Когнитивное моделирование институционального делового дискурса: автореф. дис ... д-ра филол. наук: 10.02.19. Краснодар, 2008. 50 с.
38. Ширяева Т.А., Денисламова Д.М. Миссия организации как объект лингвистического изучения (на материале английского языка) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Изд-во Грамота, 2014. Вып. 7 (37): в 2-х ч. Ч. 2. С. 211-214.
39. Broadfoot K., Deetz S., Anderson D. Multi-levelled, multi-method approaches to organizational discourse // The SAGE Handbook of Organizational Discourse / D. Grant, C. Hardy, C. Oswick, L. Putnam (eds.). Trowbridge: The Cromwell Press Ltd., 2004. P. 193-211.
40. Ellsworth R. Leading with Purpose: The New Corporate Realities. Stanford: Stanford University Press, 2002. 407 p.
41. Hawes C. Representing corporate culture in China: official, academic and corporate perspectives // The China Journal. №59. 2008. P. 31-60.
42. Lu Tang, Hongmei Li. Corporate social responsibility communication of Chinese and global corporations in China // Public Relations Review 35. 2009. P. 199-212.
43. Mumby D., Clair R. Organizational discourse // Discourse as structure and process: Discourse studies vol. 2 - A multidisciplinary introduction / T.A. Van Dijk (ed.). London: Sage, 1997. P. 181-205.
44. Porter E. Alibaba's World: How a Remarkable Chinese Company is Changing the Face of Global Business. New York: St. Martin’s Press, 2015. 256 p.
45. Jaworska S. Corporate discourse. Cambridge University Press, 2018. 28 p.
46. Tan Barney, Pan Shan L., Lu Xianghua, Huang Lihua. Leveraging Digital Business Ecosystems for Enterprise Agility: The Tri-Logic Development Strategy of Alibaba.com// ICIS 2009 Proceedings. 171 P.
47. Terrence E. Deal, Allen A. Kennedy. Corporate Cultures: The Rites and Rituals of Corporate Life. London: Penguin Books, 1988. 232 p.
48. Tse E. China's Disruptors: How Alibaba, Xiaomi, Tencent, and Other Companies Are Changing the Rules of Business. New York: Portfolio, 2015. 272 p.
49. Zhang, Ruimin. Kaituo chuangxin - qiye fazhan de dongli ziyuan. Qiye wenhua zai zhongguo, ed. China Corporate Culture Institute, 1998. P. 330-345.
50. ^$о ^4ШЗД^о Ф#^^Т, 2018о [Лэн Ху. Ма
Хуатен и Тенсент].
Электронные источники:
1. Китайский WeChat демонстрирует миру будущее соцсетей [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://rb.ru/story/wechat-world/(дата обращения: 25.03.19).
2. От клона ICQ до создания WeChat и статуса самой дорогой компании Китая - история Tencent [Электронный ресурс]. 2016. URL: https://vc.ru/story/18248-tencent-story(дата обращения: 02.03.19).
3. Потсар А. Птичий язык корпораций [Электронный ресурс]. 2009. URL: http://www.russia.ru/video/potsar_5509/(дата обращения: 06.03.19).
4. Феномен Taobao: Как кунг-фу помогло китайцам победить eBay [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://vc.ru/flood/7829-taobao(дата обращения: 16.05.19).
5. Alibaba [Электронный ресурс]. URL: https://www.alibabanews.com(дата обращения: 31.05.2020).
6. Alibaba Group история успеха китайского бизнеса [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://www.china-business-connect.ru/alibaba-group.htm(дата обращения: 01.05.19).
7. Headlines from China: A Short History of Tencent Pictures [Электронный ресурс]. 2018. URL: https://clck.ru/G7Lnu(дата обращения: 16.03.19).
8. QQ coin или из истории Биткоина [Электронный ресурс]. 2017. URL: https://smart-lab.ru/blog/409503.php(дата обращения: 16.03.19).
9. Review of the Chinese online payments [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://clck.ru/G7LiK(дата обращения: 16.04.19).
10. Tencent [Электронный ресурс]. URL: https://www.tencent.com/zh- cn/index.html(дата обращения: 31.05.2020).
11. Tencent захватывает китайский рынок электронных платежей [Электронный ресурс]. 2015. URL: https://clck.ru/G7Lh4(дата обращения: 16.03.19).



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ