Введение 3
1. Виртуальность и искусство 6
1.1 Виртуальная фиксация произведений искусства 6
1.2 Требования представления цифрового формата худ.работ 14
2. Технологии представления художественных работ в цифровом формате 22
2.1 Сопоставление видов оцифровки художественных работ 22
2.2 Особенности оцифровки графических и живописных работ 33
2.3 Программное обеспечение для обработки цифровых копий 42
3. Облачные технологии для сохранения оцифрованных художественных работ
методического фонда ИИиКГ 46
3.1. Создание альбомов в сервисе облачного хранилища 46
3.2. Применение цифровых альбомов метод фонда ИИиКГ 51
Заключение 52
Список использованных источников 54
Приложение А 56
В наше время сохранение произведений искусства стало одной из самых важных тем в культурной сфере. Современные технологии постоянно развиваются и предлагают различные способы сохранения искусства. Одним из таких способов является оцифровывание, которое позволяет создавать цифровые копии произведений искусства.
Оцифровывание - это процесс преобразования аналогового сигнала в цифровой формат, который замечательно справляется с задачей сохранения искусства. При этом оригинал не теряет своей ценности и значимости, а наоборот, благодаря цифровой копии, его сохранность повышается, что делает доступность произведений искусства еще больше.
Известно, что культурное наследие народов мира играет важную роль в сохранении исторической памяти, формировании идентичности народа и культурного обмена. Поэтому сохранение произведений искусства является задачей, стоящей перед человечеством. Оцифровывание произведений искусства позволяет не только сохранять наследие, но и распространять его среди людей, чтобы все могли наслаждаться эстетикой искусства.
Современные технологии позволяют оцифровать разные объекты искусства:
• Картины, гравюры, рисунки и фотографии;
• Скульптуры и рельефы;
• Архитектурные сооружения и памятники;
• Музыкальные записи и ноты;
• Литературные произведения и рукописи;
• Кинофильмы и видеозаписи;
• Танцевальные постановки.
Сохранение произведений искусств в цифровом формате - это не только современный тренд, но и защита этих объектов от различных видов разрушения.
Оцифрованные объекты становятся доступными для общественности и исследователей, а также сохраняют их историческую и культурную ценность. А сами копии оцифрованных объектов искусства становятся полезными в области образования, исследований и развлечений.
Современный мир настолько динамичен, что каждый может включиться в творческий процесс где угодно - дома, на улице или на работе. Главное, чтобы у человека был смартфон или ПК с доступом в Интернет. Благодаря им каждый человек может присоединиться к творческому процессу создания шедевров в музыкальной культуре, живописи, скульптуре и архитектуре [3].
Кроме того, цифровые технологии облегчают дело любому художнику или музыканту, позволяя создавать и распространять свои произведения максимально быстро и удобно. Таким образом, ясно, что цифровые технологии являются ключевой составляющей современной культуры и являются мощным инструментом для привлечения массовой аудитории к творчеству.
Объект: технологии оцифровки графических и живописных работ.
Предмет: цифровой формат графических и живописных работ как способ сохранения и распространения.
Цель: создать цифровые копии графических и живописных работ, отобранных из фонда ИИиКГ СФУ.
Основные задачи:
• выявить особенности виртуальной фиксации произведений искусства;
• зафиксировать в виртуальном формате художественные работы;
• сохранить цифровые копии художественных работ в информационной цифровой среде, раскрыть назначение альбомов методфонда ИИиКГ СФУ.
Новизна данной работы заключается в том, что облачное хранилище будет впервые применяться для систематизации и сохранения графических и живописных работ студентов кафедры ИИиКГ СФУ.
Практическое применение: возможность дальнейшего сохранения цифровых форматов художественных работ студентов по уже разработанному методу оцифровки и алгоритму обработки цифровых изображений, а также последующему сохранению в уже созданном виртуальном пространстве «Облачное хранилище».
Содержание выпускной квалификационной работы:
Первая глава работы посвящена применению и способам виртуальной фиксации объектов искусства, их представлению в информационном пространстве.
Во второй главе проводится анализ и сравнение способов виртуальной фиксации художественных произведений, а также применение оптимального способа для создания цифровых копий графических и живописных картин.
Третья глава посвящена особенностям хранения цифровых объектов в информационном пространстве и сохранению цифровых копий графических и живописных работ в облачном хранилище.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа по теме «Цифровой формат графических и живописных работ» состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и содержит 57 страниц текстового документа, 25 иллюстраций, 6 таблиц и 1 приложение. Список использованных источников включает 14 наименований.
В процессе выполнения работы была достигнута основная цель - виртуальная фиксация произведений искусства из фонда ИИиКГ. Эта работа позволит сохранить ценные произведения искусства и сделать их доступными для большого числа людей. Ценность проделанной работы заключается в том, что готовые альбомы с цифровыми копиями картин могут быть использованы не только в качестве интересного развлечения, но и как учебное пособие напрямую.
В данной работе было наглядно продемонстрировано разнообразие способов виртуальной фиксации произведений искусства. Это могут быть:
• Коллекции отфотографированных работ, выставленные на сайтах музеев;
• Виртуальные туры по музеям в сопровождении аудио гида;
• Туры дополненной реальности.
При этом в рамках проделанной работы оптимальным решением для сохранения цифровых изображений художественных работ в виртуальном цифровом пространстве было установлено использование формата, подходящего для этого веб-пространства. Цветовая модель также должна быть подходящей для данной цели.
Цифровые копии были сохранены в цветовой модели RGB, в растровом формате, сжимающим графическую информацию без потери качества. Такими форматами являются: PNG, GIF, PSD. Было решено, что формат PNG предпочтительнее ввиду своей универсальности, так как изображения этого формата поддерживаются на любом устройстве без дополнительных программ для их просмотра.
Разнообразие способов оцифровки художественных работ позволяет подобрать наиболее эффективный для отдельного вида работы. Мультиспектральное сканирование является наиболее действенным для оцифровки старинных рукописей и картин, поскольку позволяет зафиксировать цвета, невидимые человеческому глазу и обычной фотокамере без дополнительных фильтров. В свою очередь, фотограмметрия подходит для оцифровки объемных работ для последующего представления цифровых копий в виде 3D объектов. Для виртуальной фиксации художественных работ подходит метод фотофиксации посредством фотокамеры с широкоугольным объективом.
Таким образом, перед проведением оцифровки художественных работ из фонда ИИиКГ необходимо было решить, для каких целей проводится эта оцифровка, чтобы определить, какое оборудование и освещение потребуются для работы. При этом, независимо от выбора, освещение должно быть равномерным и идентичным на протяжении всех сеансов фотосъемки художественных работ. Сами художественные работы необходимо было подготовить, освободив их из рам и расположив на нейтральном фоне. Для качественного отображения цветов рекомендовалось создание icc-профиля и использование настройки светочувствительности в 100 единиц в системе стандарта ISO, а сохранение полученных снимков проводить в формате RAW.
Также был проведен анализ разных графических редакторов для определения оптимального для обработки цифровых изображений художественных работ и разработан алгоритм проведения обработки изображений, заключающийся в:
• Обрезке фоновой части изображения;
• Исправлении перспективных искажений;
• Повороте изображения;
• Проведении цветовой коррекции;
• Сохранения в форматах PNG и PSD.
В заключении, было получено виртуальное хранилище цифровых копий графических и живописных работ из фонда ИИиКГ, которые имеют методическое значение и будут использоваться в качестве учебного пособия, а также участвовать в процессе совершенствования обучения.
1. Абрамов А. - «Его нет, но он есть»: как попасть в невидимый монастырь в центре Москвы [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. - 2020. - Режим доступа: https://www.msk.kp.rU/daily/217199.5/4309662/
2. Агеева А. И., Кретинина С., Ходов С. И. - Сравнительный анализ
моделей CMYK и RGB при поканальном выводе полноцветных изображений // Известия Тульского государственного университета. Технические науки. 2011. - №6. Ч. 2.
3. Будагян Р. Р. - Тенденции применения цифровых технологий в
пространстве современного музея // Сфера культуры. - 2021. DOI:
10.48164/2713-301X_2021_3_61
4. Бызова О. М. - Использование цифровых технологий в исторических исследованиях // Общество: философия, история, культура. - 2022. - №2. - С. 76-81.
5. Васяткин М. А., Белоус К. В. - Облачное хранилище данных //StudNet.
- 2020. - №10.
6. Грушин С. П., Сосновский И. А., - Фотограмметрия в археологии - методика и перспективы // Теория и практика археологических исследований. - 2018. DOI: 10.14258/tpai(2018)1(21)/-08
7. Кароза А. - Цветовые пространства: большой разбор [Электронный
ресурс] // Skillbox Media. Дизайн. - 2021. - Режим доступа:
https://skillbox.ru/media/design/rgb-cmyk-lab/
8. Куликова, Е. В. - Преобразование форматов графических файлов // Вестник сибирского института бизнеса и информационных технологий. - 2014. - №4.
9. Миклас Хайц, Бреннер Симон, Саблатниг Роберт - Мультиспектральная съемка для цифровой реставрации древних рукописей: устройства, методы и практические аспекты // Историческая информатика. - 2017. - №3. DOI: 10.7256/2585-7797.2017.3.23697
10. Славных В. А., Тарасов Д. А., Филимонов В. В. - Цифровая фотосъемка произведений живописи // Передача, обработка, восприятие текстовой и графической информации. - 2015.
11. Турулин И. И., Шушкевич Т. В., Молчанова О. Ю. - Преобразование форматов графических и текстовых файлов // Вопросы информационных технологий. - 2014. - №1. - C. 86-93.
12. Шамарина А. А., Шайхисламова Ю. М. - Фотограмметрия как метод архитектурного обследования исторического ансамбля Строгановых посредством программы Agisoft fotoscan // Символ науки. - 2016. - №12-3. ISBN: 9781498760706
13. Электронный фотоархив «Место для путешественников» [Электронный ресурс] : база данных содержит фото подборки из разных мест и стран мира. - Режим доступа: https://www.msk.kp.rU/daily/217199.5/4309662/html
14. Юмашева Ю. Ю., Гук Д. Ю. - Информационные технологии в научно-исследовательской деятельности музеев: от электронных каталогов к методам искусственного интелекта // Историческая информатика. - 2022. - №3. DOI: 10.7256/2585-7797.2022.3.38813