ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ В РАФТИНГЕ НА ЭТАПЕ ВЫСШЕГО СПОРТИВНОГО МАСТЕРСТВА
Введение 4
1 Теоретическое обоснование основ совершенствования координационных
способностей спортсменов в рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства 7
1.1 Общая характеристика координационных способностей 7
1.2 Проявление координационных способностей в спортивной
деятельности рафтеров 10
1.3 Структура и направленность тренировочных нагрузок в годичном
цикле подготовки спортсменов в рафтинге 15
1.4 Современные средства и методы совершенствования
координационных способностей рафтеров 19
2 Организация и методы исследования 22
2.1 Организация и этапы исследования 22
2.2 Характеристика методов исследования 23
3 Совершенствование координационных способностей спортсменов в
рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства 29
3.1 Экспериментальный комплекс упражнений, направленный на
совершенствование координационных способностей спортсменов в рафтинге 29
3.2 Результаты исследования и их обсуждение 43
Заключение 51
Практические рекомендации 53
Список использованных источников 55
Рафтинг - спортивный сплав по горным рекам и искусственным гребным каналам на шести, четырех и двухместных надувных судах (рафтах). Рафтинг, как вид спорта, внесён во Всероссийский реестр видов спорта в 2003 году [12].
Основной вид работы и управления рафтом является удержание равновесия для не допуска возникновения крена судна. Рафтер должен на высокой скорости быстро и точно оценивать постоянно меняющуюся обстановку и принимать верное решение, уметь преодолевать внезапно возникающие водные препятствия при прохождении трассы, уметь реагировать на резкое изменение направления и скорость течения и не давать валам переворачивать лодку [46]. В одной из наиболее «дорогой» дистанции - слалом, координация оказывает наибольшее влияние на результат. В этой дисциплине спортсмену необходимо вовремя уклоняться от вешек, учитывая при этом пульсацию воды, скорость течения и инерцию лодки. Также рафтер должен быстро и правильно реагировать на сигналы капитана или других членов экипажа. Поэтому развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов - рафтеров играет основополагающую роль для достижения высокого спортивного результата [51].
Координационные способности связаны с возможностями управления движениями в пространстве и времени [1]. Координационные способности проявляются в рафтинге в следующих основных формах: при овладении новыми движениями или их разновидностями, при необходимости быстрой перестройки движений из-за внезапных изменений внешних условий (порыв ветра, волна и т.п.), при сохранении равновесия и достижения согласованности в действиях партнеров по экипажу и в технике гребли [42]. Определение новых направлений в развитии координационных способностей является необходимым условием дальнейшего развития и популяризации рафтинга в нашей стране. Значение специальных физических упражнений, направленных на развитие и совершенствования координационных способностей крайне важно. Это особенно актуально в настоящее время, когда обострение конкуренции на международной арене требует поиска новых средств и методов совершенствования спортивного мастерства, в том числе у ближайшего резерва сборной России, молодых квалифицированных рафтеров [13].
Актуальность работы заключается в том, что, ввиду отсутствия специализированных спортивных объектов в России и специфический климат (заснеженную территорию с замершими реками), полностью исключается возможность круглогодично проводить тренировки рафтеров на воде. В то время как сборные команды Европы и Мира имеют возможность круглогодичного доступа к специализированным каналам для осуществления непрерывного тренировочного процесса. В период межсезонья тренировочный процесс в Российских командах по рафтингу в большинстве случаев сконцентрирован на общей физической подготовке, таким образом к моменту наступления сезона у спортсменов-рафтеров слабо развито «чувство воды». Таким образом существует острая необходимость в модернизации процесса физической подготовки спортсменов-рафтеров. Что и стало проблемой нашего исследования.
Объект исследования - координационная подготовка спортсменов- рафтеров.
Предмет исследования - экспериментальный комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей спортсменов в рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства.
Цель исследования - определение влияния разработанного комплекса упражнений на уровень развития координационных способностей спортсменов в рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства.
Гипотезой исследования стало предположение о том, что если в подготовительном периоде годичного цикла подготовки рафтеров применить экспериментальный комплекс упражнений, содержащий упражнения из различных сложно-координационных видов спорта и разработанные упражнения на фитболе и кролинг, для совершенствования «чувства рафта» и согласованности движении тела и его звеньев, то процесс развития координационных способностей спортсменов в рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства, будет более эффективным
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1) Рассмотреть особенности совершенствования координационных способностей спортсменов в рафтинге.
2) Разработать комплекс упражнений, направленный на совершенствование координационных способностей спортсменов в рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства.
3) Экспериментально обосновать эффективность разработанного комплекса упражнений, направленного на совершенствование координационных способностей спортсменов в рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства и дать практические рекомендации.
Методы исследования:
1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической и специальной литературы.
2. Контрольное тестирование
3. Педагогический эксперимент.
4. Методы математической статистики.
Теоретико-методологическую основу исследования, составили: труды по теории и методике спортивной подготовки Ю.В. Верхошанского [10], В.Б. Иссурина [28]; исследования в области водных видов спорта Л. А. Зеленина [24], А.С. Гареева [14;15], А.Р. Мардера [36].
Практическая значимость работы заключается в возможности использования тренерами и специалистами по рафтингу на различных этапах подготовки в тренировочном процессе разработанного комплекса упражнений, включающего упражнения, направленные на совершенствование- координационных способностей специфичных для данного вида спорта. А также для поддержания уровня «чувства воды» у спортсменов более высокого уровня, в перерывах между сборами.
В соответствии с поставленными в работе целями и задачами, нами получены следующие результаты исследования:
1. Установлено, что в виду особенностей климата и географического расположения, тренировочный процесс в рафтинге имеет сезонный характер, что накладывает дополнительные требования к организации тренировочного процесса. При подготовке рафтеров особое внимание следует уделять не только развитию силовых качеств, выносливости, быстроты, но и такому важнейшему качеству, как координация, так как в данном виде спорта спортсмен должен на большой скорости уклоняться от вешек, предотвращать столкновения рафта с водными препятствиями, преодолевать разные по рельефу водные трассы с большим обилием «бочек», водоворотов, суводей и поворотов, а также должен уметь быстро и точно реагировать на любые изменения.
В рафтинге для совершенствования координационных способностей в подготовительный период используются такие упражнения, как ходьба по натянутой стропе, разнообразные упражнения на баланс, «сухая» гребля, парные и командные прыжки со сменой ног, игровые упражнения (особенно с несколькими мячами и участниками), групповые и командные спортивно¬игровые упражнения тактического характера, упражнения по предугадыванию направления и скорости движения объекта.
2. Разработан экспериментальный комплекс упражнений, направленных на совершенствование координационных способностей спортсменов рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства. Разработанный комплекс упражнений является симбиозом упражнений из различных сложно-координационных видов спорта, упражнения отобраны из спортивной гимнастики и сноуборда, а также для совершенствования координационных способностей и «чувства рафта» разработаны упражнения на фитболе, а для совершенствования согласованности работы рук и ног и скоординированности движения тела и его звеньев, отобраны и доработаны упражнения типа «кроллинг».
3. Доказано, что применение в подготовительном периоде годичного цикла подготовки экспериментального комплекса упражнений, содержащего упражнения из различных сложно-координационных видов спорта и разработанные упражнения на фитболе и кролинг, для совершенствования «чувства рафта» и согласованности движении тела и его звеньев, приводит к повышению уровня координационных способностей спортсменов в рафтинге на этапе высшего спортивного мастерства. За период эксперимента произошли изменения как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Результаты тестов обеих групп статистически значимы, но величина изменений достоверно выше в экспериментальной группе.
Прирост результатов в экспериментальной группе варьируется в диапазоне от 10,5 до 39,2%, а в контрольной - от 3,4 до 14,5%. За период эксперимента произошли изменения как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Достоверность различий сравниваемых показателей обеих групп статистически значимы, но величина изменений достоверно выше в экспериментальной группе (Р<0,05).
1. Ашмарин, Б. А. Теория и методика физического воспитания / Б. А. Ашмарин. - Москва : Просвещение, 1990. - 287 с.
2. Бажин, А.С. Теоретические основы водного туризма / А.С. Бажин, Н.И. Фомина // Человек и современный мир, 2017. - № 9(10). - С. 38-51.
3. Бернштейн, Н.А. О ловкости и ее развитии / Н.А. Бернштейн - Москва: Изд-во «Физкультура и спорт», 1991. - 120 с.
4. Борисов, Е.В. Теоретическое обоснование развития
координационных способностей новичков в гребле на байдарках и каноэ / Е. В. Борисов // Психолого-педагогические вопросы подготовки спортсменов и аспекты спортивной тренировки, 2018. - №5. - С. 4-8. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=27692582(дата обращения: 30.05.2023).
5. Булгакова, Н.Ж. Водные виды спорта: учебник / Н.Ж. Булгакова - Москва : Академия, 2003. - 320 с.
6. Буров, А. Э. Диагностика и оценка профессионально важных качеств в практике профессионально-прикладной физической культуры: научно-практическое пособие / А. Э. Буров, О. А. Ерохина. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 192 с.
7. Быкова, М. А. Развитие координационных способностей высококвалифицированных сноубордистов в подготовительный период / М. А. Быкова, Р. К. Бикмухаметов, Р. С. Кулешов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2021. - № 12(202). - С. 59-60. - DOI 10.34835/issn.2308- 1961.2021.12.p59-61. - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47958640(дата обращения: 30.05.2023).
8. Валльнер, Г. Современный карвинг / Г. Валльнер. - Москва : Академия, 2008. - 217 с.
9. Васильков, А.А. Теория и методика физического воспитания: учебник для студентов вузов / А.А. Васильков. - Ростов-на-Дону, 2008. - 381 с.
10. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов / Ю.В. Верхошанский - Москва : Физкультура и спорт, 1988. - 331 с.
11. Власенко, П. П. Основы технической подготовки спортсменов, специализирующихся на акробатических дисциплинах сноуборда / П. П. Власенко // Наука и социум : Материалы XIV Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Новосибирск, 13 мая 2020 года / Отв. редактор Е.Л. Сорокина. - Новосибирск: Частное учреждение дополнительного профессионального образования Сибирский институт практической психологии, педагогики и социальной работы, 2020. - С. 85-92. - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43114668(дата обращения: 30.05.2023).
12. Водолеева, В.А. Комплексная методика психологической подготовки спортсменов-рафтеров на этапе спортивного совершенствования: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 Водолеева Вера Алексеевна. - Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК). - Москва, 2010. - 17 с.
13. Воротник, А. Н. Рафтинг как один из экстремальных видов спорта и
туризма в России / А. Н. Воротник, А. А. Черкашин // Современные проблемы физического воспитания, спорта и туризма, безопасности жизнедеятельности в системе образования : Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию ФГБОУ ВО "Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова". В 2-х частях, Ульяновск, 24 ноября 2022 года / Под редакцией Л.И. Костюниной. Том Часть 2. - Ульяновск: Ульяновский государственный
педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2022. - С. 291-295. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50239691(дата обращения: 30.05.2023).
14. Гареева, А.С. Обоснование содержания разработанной методики развития координационных способностей в процессе совершенствования техники гребли байдарочников 15-16 лет / Гареева А.С., Мавлютов А.В. // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири, 2021. - № 3 (23). - С. 64 -70. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38018144(дата обращения: 30.05.2023).
15. Гареева, А.С. Особенности проявления координационных
способностей на начальном этапе подготовки в рафтинге / А.С. Гареева, А.В. Мавлютов // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - Уфа: Изд-во «Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (Омск). - 2019. - 64-70 с. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25976793(дата обращения: 30.05.2023).
16. Гелецкий, В. М. Теория физической культуры и спорта / В. М. Гелецкий. - Красноярск: ИПК СФУ, 2008. - 342 с.
17. Горская, И.Ю. Координационная подготовка спортсменов:
монография / И.Ю. Горская, И.В. Аверьянов, А.М. Кондаков. - Омск: Изд-во СибГУФК, 2015. - 220 с. - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30657491
(дата обращения: 30.05.2023).
18. Двейрина, О. А. Концепция и программирование координационной подготовки спортсмена в соответствии со спецификой вида спорта : специальность 13.00.04 "Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры" : диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Двейрина Ольга Анатольевна. - Санкт-Петербург, 2019. - 500 с.
19. Донской, Д. Д. Биомеханика с основами спортивной техники / Д. Д. Донской. - Москва : Физкультура и спорт.- 1971. - 287 с.
20. Донской, Д. Д. Координационные способности человека / Д. Д. Донской. - Москва : Физкультура и спорт, - 1971. - 277 с.
21. Ежова, Н.М. Подготовка квалифицированных гребцов на байдарках и каноэ: учебное пособие для бакалавров вузов физической культуры / Н.М. Ежова. - Малаховка : Моск.гос. акад. физ.культуры, 2016. - 140 с.
22. Еркомайшвили, И. В. Основы теории физической культуры / И. В. Еркомайшвили. - Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ, 2004. - 192 с.
23. Захаров, Е. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Е. Захаров, А. Карасев, А. Сафонов, под общей ред. А.В.Карасева. - Москва : Лептос, 1994. - 368 с.
24. Зеленин, Л. А. Повышение равновесия каноистов-новичков с использованием специальных физических упражнений и тренажера специальность 13.00.04 : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Зеленин Леонид Александрович Чайковский государственный институт физической культуры - Чайковский, 2004. - 146 с. - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44040544(дата обращения: 30.05.2023).
25. Зотова, О. Л. Фитбол как средство совершенствования координационных способностей / О. Л. Зотова, Т. П. Завьялова // Физическое воспитание и студенческий спорт глазами студентов : материалы II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 85-летию КНИТУ-КАИ, Казань, 24-27 ноября 2016 года. - Казань: Фолиант, 2016. - С. 272-275.
26. Иванов Г.И. Влияние специальных упражнений слаломиста на совершенствование функций вестибулярного и двигательного аппаратов / Г.И. Иванов - Москва : Физкультура и спорт, 2012. - 152 с
27. Иванова, Е.В. Развитие координационных способностей у
занимающихся экстремальными видами деятельности / Е.В. Иванова // В сборнике: Современное состояние и тенденции развития физической культуры и спорта. Сборник научных статей по итогам международной научно¬практической конференции, 2021 - С. 678-681. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=11610811(дата обращения: 30.05.2023).
28. Иссурин, В. Б. Координационные способности спортсменов / В.Б. Иссурин, В.И. Лях. - Москва : Изд-во «Спорт», 2019. - 207 с.
29. Курамшин, Ю. Ф. Координационные способности и методика их развития / Ю.Ф. Курамшин. - Санкт-Петербург, 1999. - 43 с.
30. Лампартер, Д. В. Оценка скоростно-силовой и координационной подготовленности девушек, специализирующихся в сноуборд-кроссе / Д. В. Лампартер, О. Н. Кудря // Вопросы функциональной подготовки в спорте высших достижений : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 21-23 ноября 2022 года. - Омск: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский государственный университет физической культуры и спорта", 2023. - С. 121-124. - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50363422(дата обращения: 30.05.2023).
31. Лиховидов, Е. В. Развитие силовой выносливости у спортсменов в
группе «дисциплина водная» / Е. В. Лиховидов, Л. П. Долгополов // Тезисы докладов XLV научной конференции студентов и молодых ученых вузов Южного федерального округа, Краснодар, 01 февраля - 31 2018 года. Том Часть 2. - Краснодар: Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, 2018. С. 31. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36363667(дата обращения: 30.05.2023).
32. Лях, В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. - Москва : ТВТ Дивизион, 2006. - 290 с.
33. Мавлютов, А. В. Критерии эффективности развития координационных способностей в процессе совершенствования техники гребли байдарочников 15-16 лет / А.В. Мавлютов, А.С. Гареева // Наука и спорт: современные тенденции. - 2020. - Т. 8, № 3. - С. 19-23. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43878289(дата обращения: 30.05.2023).
34. Максименко, А.М. Теория и методика физической культуры: учебник / А.М. Максименко. - Москва : Физическая культура, 2005. - 544 с.
35. Матвеев, Л.П. Теория и методика физического воспитания / Л.П. Матвеев. - Москва : Академия, 2009. - 210 с.
36. Мардер, А. Р. Инновационная методика обучения технике гребли на
байдарке гребцов 10-11 лет / А. Р. Мардер, Г. И. Семёнова // Таврический научный обозреватель, 2017. - №. 10-2 (27). - С. 79-86. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32472837(дата обращения: 30.05.2023).
37. Методическое пособие по подготовке населения, в том числе по самостоятельной подготовке населения и по подготовке лиц, подлежащих призыву на военную службу, к выполнению нормативов и требований Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) для физкультурно-спортивных работников и организаторов тестовых мероприятий: Метод. пособие / Минспорт России, Москва, 2016. -210 c. - URL:https://base.garant.ru/71174634/(дата обращения: 30.05.2023).
38. Миниханов, В.А. Развитие координационных способностей в процессе спортивной тренировки занимающихся спортивными видами единоборств с применением специфических двигательных тренировочных заданий / Миниханов, В.А. // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта,2018 - Том 13 - № 2 - С. 63 - 70. - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=35198985(дата обращения: 30.05.2023).
39. Михневич, А. В. Совершенствование координационных
способностей обучающихся 15-16 лет средствами гимнастики / А. В. Михневич // Физкультурно-оздоровительная деятельность и социализация молодежи в современном обществе : материалы VI Международной научно-практической конференции, Красноярск, 18-19 мая 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. - Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. - С. 63-65. - URL:https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49164694(дата обращения:
30.05.2023).
40. Озолин, Н. Г. Настольная книга тренера : наука побеждать / Н. Г. Озолин. - Москва : АСТ : Астрель , 2004. - 863 с.
41. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. Методика воспитания выносливости в различных видах спорта (спортивный туризм, рафтинг, единоборства) : Учебное пособие. - Горно-Алтайск : Горно-Алтайский государственный университет, 2020. - 110 с.
42. Печеневская, Н.Г. Уровни физической подготовленности девушек,
занимающихся рафтингом / Н.Г. Печеневская, Л.С. Алаева, Н.Ю. Гурова // Экстремальная деятельность, 2018. - №1. - С. 14-18. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22264647(дата обращения: 30.05.2023).
43. Платонов, В.Н. Подготовка квалифицированных спортсменов / В.Н. Платонов. - Москва : Академия, 1986. - 285 с.
44. Плеханов, Ю.А. Гребля на байдарках и каноэ / Ю.А. Плеханов. - Москва : «Физкультура и спорт», 1985. - 191 с.
45. Развитие координационных способностей и выносливости с помощью средств спортивной гимнастики / И. В. Борисова, Е. Ю. Балашова, О. Б. Бырина, Н. И. Кузина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 3(169). - С. 50-54.
46. Развитие координационных способностей у студентов группы
профессионального физкультурно-спортивного совершенствования по спортивной гимнастике / Т. А. Миронова, А. А. Коник, Л. А. Кадуцкая, Н. П. Подскребышева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2020. - № 10. - С. 37-43. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=44084024(дата обращения: 30.05.2023).
47. Соболева, Н. А. Нетрадиционное применение фитбола на занятиях
физической культурой в вузе / Н. А. Соболева // Вестник Омского юридического института. - 2009. - № 1(10). - С. 87-91. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=17048419(дата обращения: 30.05.2023).
48. Стариков, С.С. Рафтинг как вид спорта / Стариков С.С., Егорычева
Е.В., Чернышева И.В., Шлемова М.В. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта, 2022. - № 2 (204). - С. 433-438. - URL:
https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26485926(дата обращения: 30.05.2023).
49. Терехин, В.С., Анализ педагогического (спортивного) тестирования: классификации видов спорта, требования к физическим качествам, «батарея» тестов / Двейрина О.А., Бакулев С.Е., Курамшин Ю.Ф., Лалочкин М.М // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 12 (178) - 82-89 с.
50. Федеральный стандарт спортивной подготовки по виду спорта
рафтинг, утвержден приказом от 8 октября 2021 г. N 769. - URL:
https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/402945336/ (дата обращения: 30.05.2023)
51. Федотова, Е. А. Совершенствование координационных способностей гимнасток в художественной гимнастике на этапе спортивного мастерства / Е. А. Федотова // Актуальные проблемы физической культуры и спорта : Материалы IX Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 14 ноября 2019 года. - Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2019. - С. 272-275. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41660795(дата обращения: 30.05.2023).
52. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - Москва : Академия, 2013. - 480 с.
53. Широков, А.А. Программа спортивной подготовки по виду спорта «Рафтинг» / А.А. Широков. - Москва : МАУ СШ им. А.П. Горелова, 2020. - 54 с.
54. Щербина, Ю.И. Групповое взаимодействие как неотъемлемая часть высокого спортивного результата у девушек-рафтеров 16-17 лет / Ю.И. Щербина, Р.С. Кулешов, Р.М. Ямилева, К.В. Иксанова // Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт, 2020. - Вып. 3 - С. 129 - 137.