ОБРАЗ ГЕРЦОГИНИ САССЕКСКОЙ В ЗАГОЛОВКАХ БРИТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ИЗВЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА В МАСС-МЕДИА 7
1.1. Понятие образа в лингвистике, культуре и СМИ 7
1.1.1. Основные черты понятия «образ» 7
1.1.2. Соотношение понятий «образ» и «имидж» 10
1.1.3. Особенности изучения медиаобраза 12
1.2. Медиаобраз известного человека в лингвистических исследованиях... 16
1.3. Заголовок медиатекста как источник формирования образа 19
1.3.1. Понятие и характеристики медиатекста 19
1.3.2. Подходы к определению заголовка и его основные черты 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ГЕРЦОГИНИ
САССЕКСКОЙ В БРИТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ 30
2.1. Меган Маркл - герцогиня Сассекская 30
2.2. Основные характеристики образа герцогини Сассекской в заголовках
британских СМИ 32
2.2.1. Герцогиня как нарушитель традиций и устоявшегося спокойствия 33
2.2.2. Герцогиня как манипулятор против королевской семьи 39
2.2.3. Герцогиня как жертва расизма 43
2.2.4. Любящая роскошь стильная герцогиня 46
2.2.5. Герцогиня как феминистка 48
2.3. Основные характеристики образа герцогини Сассекской в заголовках
американских СМИ 51
2.3.1. Герцогиня как жертва британского дворца 52
2.3.2. Герцогиня как борец со СМИ 55
2.3.3. Стильная герцогиня 58
2.3.4. Герцогиня как предвестник перемен 60
2.3.5. Герцогиня как жертва расизма 63
2.4. Сравнение образа герцогини Сассекской в британской и
американской культурах 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА... 85
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ОБРАЗА ИЗВЕСТНОГО ЧЕЛОВЕКА В МАСС-МЕДИА 7
1.1. Понятие образа в лингвистике, культуре и СМИ 7
1.1.1. Основные черты понятия «образ» 7
1.1.2. Соотношение понятий «образ» и «имидж» 10
1.1.3. Особенности изучения медиаобраза 12
1.2. Медиаобраз известного человека в лингвистических исследованиях... 16
1.3. Заголовок медиатекста как источник формирования образа 19
1.3.1. Понятие и характеристики медиатекста 19
1.3.2. Подходы к определению заголовка и его основные черты 23
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 28
ГЛАВА 2. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБРАЗА ГЕРЦОГИНИ
САССЕКСКОЙ В БРИТАНСКИХ И АМЕРИКАНСКИХ СМИ 30
2.1. Меган Маркл - герцогиня Сассекская 30
2.2. Основные характеристики образа герцогини Сассекской в заголовках
британских СМИ 32
2.2.1. Герцогиня как нарушитель традиций и устоявшегося спокойствия 33
2.2.2. Герцогиня как манипулятор против королевской семьи 39
2.2.3. Герцогиня как жертва расизма 43
2.2.4. Любящая роскошь стильная герцогиня 46
2.2.5. Герцогиня как феминистка 48
2.3. Основные характеристики образа герцогини Сассекской в заголовках
американских СМИ 51
2.3.1. Герцогиня как жертва британского дворца 52
2.3.2. Герцогиня как борец со СМИ 55
2.3.3. Стильная герцогиня 58
2.3.4. Герцогиня как предвестник перемен 60
2.3.5. Герцогиня как жертва расизма 63
2.4. Сравнение образа герцогини Сассекской в британской и
американской культурах 64
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 69
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 76
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА... 85
Данная работа посвящена исследованию образа герцогини Сассекской через заголовки британских и американских электронных версий газет. Роль СМИ возрастает с каждым днем, мы повсеместно и ежедневно пользуемся теми или иными средствами масс-медиа в качестве канала для коммуникации. Интернет, телевидение, радио и газеты сообщают нам о важнейших событиях, формируют текущую картину мира, регулируют наше взаимодействие с явлениями внешнего мира. Таким образом, СМИ являются мощным инструментом создания и трансляции образов в современном медийном пространстве, под влиянием которых мы воспринимаем известных людей.
Актуальность исследования заключается в том, что герцогиня Сассекская будучи женой 5-го в очереди наследника престола является важной фигурой британской монархии, ярким и неоднозначным членом королевской семьи, пошатнувшим традиционные устои британского королевского общества. Кроме того, в данной работе образ герцогини представлен как с точки зрения британской, т.е. «чужой» для нее культуры, так и с точки зрения американской, т.е. «своей» культуры для герцогини Сассекской.
Объектом исследования является образ известного человека в масс- медиа. Предметом исследования послужили лексические средства репрезентации образа герцогини Сассекской в заголовках британских и американских СМИ.
Целью работы является выявление и описание лексических средств репрезентации образа герцогини Сассекской, представленных в заголовках британских и американских СМИ.
Достижение обозначенной цели подразумевает решение следующих задач:
1) изучить понятие «образ» в лингвистике и СМИ;
2) разграничить понятие «образ» со смежным понятием «имидж»;
3) рассмотреть понятие медиобраза в лингвистических исследованиях;
4) изучить понятие медиатекста и проанализировать подходы к определению заголовка медиатекста;
5) выявить и описать лексические средства репрезентации образа герцогини, представленные в заголовках британских и американских СМИ.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы, включающие анализ научной литературы, метод сплошной выборки для сбора эмпирического материала, метод классификации для формирования перечня характеристик, составляющих образ герцогини Сассекской, и лингвистические методы, включающие в себя лексико¬семантический и контекстуальный анализ для описания лексических средств репрезентации образа герцогини Сассекской.
Материалом исследования послужили заголовки, в которых упоминается герцогиня Сассекская, из электронных версий газет The Guardian, BBC, The Telegraph, The Sun, Daily Mail, The New York Times, The Wall Street Journal, The Washington Post, USA today, New York Post, Daily News за период с мая 2018 по май 2023 года. Объем собранного материала составляет 145 заголовков в британской прессе и 134 заголовка в американской прессе.
Теоретической основой исследования являются труды ученых в области изучения образа и смежных с ним понятий «медиаобраз», «имидж» [Арутюнова, 1999; Адилов, 2009; Васюкова, 1998; Галумов, 2003; Егорова- Гантман, Плешаков, 1999; Егоровцева, 2021; Киселев, 2007; Киуру, 2008; Корженева, 2013; Левада, 1996; Минда, 2017; Погребняк, 2021; Пронина, 2015; Рогозина, 2003; Розенталь,Юдин, 1963; Русакова, 2010; Семигин, 1999; Смирнов, 2010; Уракова, 2016; Хочунская, 2013; Чапаева, 2013; Шестопал, 2008; Эбру, 2015], медиатекста [Добросклонская, 2000; Добросклонская, 2005; Добросклонская, 2008; Желтухина, 2015; Засурский, 2005; Костомаров, 2005; Рогозина, 2003; Солганик, 2005; Стеценко, 2011], в области изучения заголовка [Варзапова, 2015; Гуревич, 2002; Евса, 1986; Кожина, 1986; Кубанова, 2007; Лютая, 2008; Маслова, 2008; Назарова, 2003; Харченко, 1968].
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования можно использовать в курсах по страноведению Великобритании и США.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, список источников иллюстративного материала. Во введении приводится обоснование актуальности выбранной темы, обозначаются объект и предмет исследования, цель, прописываются задачи и методы, необходимые для ее выполнения, предоставляется теоретическая база исследования, приводятся данные о структуре исследовательской работы. В первой главе исследуются понятия «образ», «медиаобраз», «медиатекст», «заголовок», указываются основные черты образа, его соотношение с понятием «имидж», рассматриваются лингвистические исследования медиаобраза известного человека в СМИ отечественных авторов, приводятся характеристики медиатекста и описываются основные подходы к определению заголовка и его основные черты. Во второй главе проводится анализ заголовков СМИ в британском и американском медиа¬пространстве и выявляются лексические средства репрезентации образа герцогини Сассекской в двух культурах, сравниваются выявленные характеристики в британской и американской культурах. В заключении обобщаются результаты проведенной работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования. Список использованной литературы включает в себя 57 источников, а в списке источников иллюстративного материала представлены 29 заголовков.
Данная работа прошла апробацию на Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2022 и 2023 годах, а также промежуточные результаты исследования были представлены на научном семинаре в рамках проекта Science Talk.
Актуальность исследования заключается в том, что герцогиня Сассекская будучи женой 5-го в очереди наследника престола является важной фигурой британской монархии, ярким и неоднозначным членом королевской семьи, пошатнувшим традиционные устои британского королевского общества. Кроме того, в данной работе образ герцогини представлен как с точки зрения британской, т.е. «чужой» для нее культуры, так и с точки зрения американской, т.е. «своей» культуры для герцогини Сассекской.
Объектом исследования является образ известного человека в масс- медиа. Предметом исследования послужили лексические средства репрезентации образа герцогини Сассекской в заголовках британских и американских СМИ.
Целью работы является выявление и описание лексических средств репрезентации образа герцогини Сассекской, представленных в заголовках британских и американских СМИ.
Достижение обозначенной цели подразумевает решение следующих задач:
1) изучить понятие «образ» в лингвистике и СМИ;
2) разграничить понятие «образ» со смежным понятием «имидж»;
3) рассмотреть понятие медиобраза в лингвистических исследованиях;
4) изучить понятие медиатекста и проанализировать подходы к определению заголовка медиатекста;
5) выявить и описать лексические средства репрезентации образа герцогини, представленные в заголовках британских и американских СМИ.
Методологической базой исследования являются общенаучные методы, включающие анализ научной литературы, метод сплошной выборки для сбора эмпирического материала, метод классификации для формирования перечня характеристик, составляющих образ герцогини Сассекской, и лингвистические методы, включающие в себя лексико¬семантический и контекстуальный анализ для описания лексических средств репрезентации образа герцогини Сассекской.
Материалом исследования послужили заголовки, в которых упоминается герцогиня Сассекская, из электронных версий газет The Guardian, BBC, The Telegraph, The Sun, Daily Mail, The New York Times, The Wall Street Journal, The Washington Post, USA today, New York Post, Daily News за период с мая 2018 по май 2023 года. Объем собранного материала составляет 145 заголовков в британской прессе и 134 заголовка в американской прессе.
Теоретической основой исследования являются труды ученых в области изучения образа и смежных с ним понятий «медиаобраз», «имидж» [Арутюнова, 1999; Адилов, 2009; Васюкова, 1998; Галумов, 2003; Егорова- Гантман, Плешаков, 1999; Егоровцева, 2021; Киселев, 2007; Киуру, 2008; Корженева, 2013; Левада, 1996; Минда, 2017; Погребняк, 2021; Пронина, 2015; Рогозина, 2003; Розенталь,Юдин, 1963; Русакова, 2010; Семигин, 1999; Смирнов, 2010; Уракова, 2016; Хочунская, 2013; Чапаева, 2013; Шестопал, 2008; Эбру, 2015], медиатекста [Добросклонская, 2000; Добросклонская, 2005; Добросклонская, 2008; Желтухина, 2015; Засурский, 2005; Костомаров, 2005; Рогозина, 2003; Солганик, 2005; Стеценко, 2011], в области изучения заголовка [Варзапова, 2015; Гуревич, 2002; Евса, 1986; Кожина, 1986; Кубанова, 2007; Лютая, 2008; Маслова, 2008; Назарова, 2003; Харченко, 1968].
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты данного исследования можно использовать в курсах по страноведению Великобритании и США.
Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы, список источников иллюстративного материала. Во введении приводится обоснование актуальности выбранной темы, обозначаются объект и предмет исследования, цель, прописываются задачи и методы, необходимые для ее выполнения, предоставляется теоретическая база исследования, приводятся данные о структуре исследовательской работы. В первой главе исследуются понятия «образ», «медиаобраз», «медиатекст», «заголовок», указываются основные черты образа, его соотношение с понятием «имидж», рассматриваются лингвистические исследования медиаобраза известного человека в СМИ отечественных авторов, приводятся характеристики медиатекста и описываются основные подходы к определению заголовка и его основные черты. Во второй главе проводится анализ заголовков СМИ в британском и американском медиа¬пространстве и выявляются лексические средства репрезентации образа герцогини Сассекской в двух культурах, сравниваются выявленные характеристики в британской и американской культурах. В заключении обобщаются результаты проведенной работы, намечаются перспективы дальнейшего исследования. Список использованной литературы включает в себя 57 источников, а в списке источников иллюстративного материала представлены 29 заголовков.
Данная работа прошла апробацию на Международной научно-практической конференции молодых исследователей «Язык, дискурс, (интер)культура в коммуникативном пространстве человека» в 2022 и 2023 годах, а также промежуточные результаты исследования были представлены на научном семинаре в рамках проекта Science Talk.
В данной исследовательской работе были изучены и проанализированы лексические средства, формирующие основные характеристики образа герцогини Сассекской в заголовках британских СМИ на основе материала электронных версий газет The Guardian, BBC, The Telegraph, Daily Mail, The Sunи в заголовках американских СМИ на основе материала электронных версий газет The New York Times, New York Post, USA Today, The Wall Street Journal, Daily News, The U.S. Sun.
В работе было изучено понятие «образ» в лингвистике, культуре и СМИ, под которым понимается комплекс спонтанных представлений, суждений, возникающих у воспринимающего образ человека, которые могут включать в себя оценку и индивидуальные характеристики. Также в ходе изучения подходов к определению образа были выявлены его основные черты, а именно: спонтанность, субъективность, индивидуальное восприятие образа сознанием человека. Было рассмотрено смежное с образом понятие «имидж» и выявлены их отличительные особенности: имидж является искусственно созданным впечатлением, имеющим цель оказать какое-либо воздействие на аудиторию, и зачастую выражено материальными атрибутами, образ же в свою очередь, является спонтанным восприятием объекта или явления, которое складывается из оценок, мнений, суждений и под влиянием фоновых знаний реципиента о мире. Большую роль в формировании образа играют СМИ. В работе было исследовано понятие медиаобраза известного человека, под которым понимается виртуальный образ реальности о человеке, создаваемый по замыслу автора и транслируемый массовой аудитории посредством масс-медиа.
СМИ являются основной средой для формирования медиаобразов, а основной формой его реализации является медиатекст. Под ним в работе понимается сообщение, изложенное в жанре медиа, направленное на массовую аудиторию, сочетающее в себе вербальные и медийные компоненты, связанное с другими текстами или частями текста в едином информационном пространстве. Заголовок является важной частью медиатекста и на основе анализа подходов к определению заголовка и выявлению его основных черт, было установлено, что заголовок является важным организующим элементом текста, оформленной графически отсылкой к содержанию, которая может отражать различные элементы структуры текста (тему публикаций или вывод автора). Он также наделен рядом функций (от номинативной до рекламной, доминирующей на сегодняшний день), т.е. информирует и привлекает внимание читателя к озаглавливаемому тексту.
Герцогиня Сассекская стала яркой персоной, как для Соединенного королевства, так и для Соединенных Штатов. Чтобы просмотреть ее путь становления как личности, в работе была представлена биография герцогини Сассекской, из которой мы увидели Меган Маркл как разностороннего и многогранного человека, привлекающего внимание СМИ по обе стороны Атлантического океана.
На основе анализа лексических средств в заголовках британских СМИ были выявлены и описаны следующие характеристики образа герцогини:
- герцогиня Сассекская как нарушитель традиций и устоявшегося спокойствия, демонстрирующий непокорность сложившимся правилам и нормам и, как следствие, неугодность королевской семье;
- герцогиня как манипулятор против королевской семьи, характеристика, показывающая ее лицемерие и хитрость по отношению к короне;
- герцогиня как жертва расизма, пострадавшая от отношения британского общества к присутствию в королевской семье человека с афроамериканским происхождением;
- любящая роскошь стильная герцогиня, характеристика демонстрирующая ее увлеченность деньгами и люксовыми дизайнерскими вещами;
- герцогиня-феминистка, влиятельная сильная представительница по борьбе за права женщин;
На основе анализа лексических средств в заголовках американских СМИ были выявлены и описаны следующие характеристики образа герцогини:
- герцогиня как жертва британского дворца, пострадавшая от отношения британской королевской семьи к ней;
- герцогиня как борец со СМИ, яростно отстаивающий свое мнение и право на частную жизнь, несмотря на широкую известность;
- стильная герцогиня, отличающаяся вкусом, которому подражают американки;
- герцогиня как предвестник перемен, характеристика, иллюстрирующая возложенные на нее надежды модернизации института монархии, в самом начале ее пути как герцогини;
- герцогиня как жертва расизма, характеристика, показывающая обеспокоенность американского общества по поводу повышенного внимания прессы к ее происхождению и неравнодушное отношение к ней британцев афроамериканского происхождения.
В качестве перспективы дальнейшего исследования интерес представляют заголовки российских СМИ, а также анализ заголовков трех культур не только на лексическом, но и на грамматическом уровне.
В работе было изучено понятие «образ» в лингвистике, культуре и СМИ, под которым понимается комплекс спонтанных представлений, суждений, возникающих у воспринимающего образ человека, которые могут включать в себя оценку и индивидуальные характеристики. Также в ходе изучения подходов к определению образа были выявлены его основные черты, а именно: спонтанность, субъективность, индивидуальное восприятие образа сознанием человека. Было рассмотрено смежное с образом понятие «имидж» и выявлены их отличительные особенности: имидж является искусственно созданным впечатлением, имеющим цель оказать какое-либо воздействие на аудиторию, и зачастую выражено материальными атрибутами, образ же в свою очередь, является спонтанным восприятием объекта или явления, которое складывается из оценок, мнений, суждений и под влиянием фоновых знаний реципиента о мире. Большую роль в формировании образа играют СМИ. В работе было исследовано понятие медиаобраза известного человека, под которым понимается виртуальный образ реальности о человеке, создаваемый по замыслу автора и транслируемый массовой аудитории посредством масс-медиа.
СМИ являются основной средой для формирования медиаобразов, а основной формой его реализации является медиатекст. Под ним в работе понимается сообщение, изложенное в жанре медиа, направленное на массовую аудиторию, сочетающее в себе вербальные и медийные компоненты, связанное с другими текстами или частями текста в едином информационном пространстве. Заголовок является важной частью медиатекста и на основе анализа подходов к определению заголовка и выявлению его основных черт, было установлено, что заголовок является важным организующим элементом текста, оформленной графически отсылкой к содержанию, которая может отражать различные элементы структуры текста (тему публикаций или вывод автора). Он также наделен рядом функций (от номинативной до рекламной, доминирующей на сегодняшний день), т.е. информирует и привлекает внимание читателя к озаглавливаемому тексту.
Герцогиня Сассекская стала яркой персоной, как для Соединенного королевства, так и для Соединенных Штатов. Чтобы просмотреть ее путь становления как личности, в работе была представлена биография герцогини Сассекской, из которой мы увидели Меган Маркл как разностороннего и многогранного человека, привлекающего внимание СМИ по обе стороны Атлантического океана.
На основе анализа лексических средств в заголовках британских СМИ были выявлены и описаны следующие характеристики образа герцогини:
- герцогиня Сассекская как нарушитель традиций и устоявшегося спокойствия, демонстрирующий непокорность сложившимся правилам и нормам и, как следствие, неугодность королевской семье;
- герцогиня как манипулятор против королевской семьи, характеристика, показывающая ее лицемерие и хитрость по отношению к короне;
- герцогиня как жертва расизма, пострадавшая от отношения британского общества к присутствию в королевской семье человека с афроамериканским происхождением;
- любящая роскошь стильная герцогиня, характеристика демонстрирующая ее увлеченность деньгами и люксовыми дизайнерскими вещами;
- герцогиня-феминистка, влиятельная сильная представительница по борьбе за права женщин;
На основе анализа лексических средств в заголовках американских СМИ были выявлены и описаны следующие характеристики образа герцогини:
- герцогиня как жертва британского дворца, пострадавшая от отношения британской королевской семьи к ней;
- герцогиня как борец со СМИ, яростно отстаивающий свое мнение и право на частную жизнь, несмотря на широкую известность;
- стильная герцогиня, отличающаяся вкусом, которому подражают американки;
- герцогиня как предвестник перемен, характеристика, иллюстрирующая возложенные на нее надежды модернизации института монархии, в самом начале ее пути как герцогини;
- герцогиня как жертва расизма, характеристика, показывающая обеспокоенность американского общества по поводу повышенного внимания прессы к ее происхождению и неравнодушное отношение к ней британцев афроамериканского происхождения.
В качестве перспективы дальнейшего исследования интерес представляют заголовки российских СМИ, а также анализ заголовков трех культур не только на лексическом, но и на грамматическом уровне.



