Введение 3
1. Формирование дипломатической службы и методов дипломатии в США и
Великобритании 7
1.1. Зарождение американской дипломатии и дипломатической службы 7
1.2. Истоки становления дипломатической службы в Великобритании 14
1.3. Сходства и различия дипломатической службы и методов дипломатии в
США и Великобритании 19
2. Особенности современной дипломатической службы в США и
Великобритании 24
2.1. Дипломатическая служба и современная внешнеполитическая система США 24
2.2. Дипломатическая служба и современная внешенполитическая система
Великобритании 32
2.3. Проблемы и перспективы развития дипломатической службы в США и
Великобритании
Заключение
Список использованных источников
Дипломатия в ее современной форме берет свое непосредственное начало на Итальянском полуострове в конце XV века нашей эры. Теория баланса сил, которую отстаивали многие известные реалисты, такие как Франческо Сфорца, Макиавелли и Гвиччардини, была и остается важным компонентом современной дипломатической службы. Первые дипломатические служащие были ответом на остро ощущавшуюся потребность в механизме безопасной и надежной передачи сообщений между обществами. Стоит отметить, что с самого начала дипломатическая служба, даже в ее самых грубых формах, развивалась в ответ на взаимно ощущаемые политические потребности. Это продолжалось и продолжается до сегодняшнего дня.
Главная цель дипломатической службы состоит в том, чтобы позволить государствам добиваться внешнеполитических целей, не прибегая к силе. Акт ведения переговоров между двумя лицами или двумя нациями в широком масштабе имеет важное значение для поддержания международных отношений. Также среди многих функций дипломатической службы некоторые включают предотвращение войн и насилия и укрепление отношений между двумя нациям. Поэтому без дипломатии большая часть мировых дел была бы упразднена, международные организации не существовали бы, и, прежде всего, мир находился бы в состоянии постоянной войны. Именно благодаря дипломатии определенные страны могут существовать в гармонии.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что на протяжении всей истории дипломатическая служба была важнейшим элементом поддержания мира и обеспечения позитивных перемен. Если бы ее не существовало, не существовало бы и международных организаций. Мир был бы в состоянии постоянной войны, и война фактически никогда не закончилась бы, потому что обычно они заканчиваются дипломатическими переговорами.
Также, дипломатическая служба долгое время была незаменимым инструментом внешней политики как Великобритании, так и США. На сегодняшний день дипломатическая служба является ключевым фактором, обеспечивающим лидерство этих стран на международной арене. Сочетая в себе методы традиционной и публичной дипломатии, они являются самыми профессиональными, современными и эффективными в мире.
Более того, значение дипломатической службы резко возросло в современных условиях, и поэтому для этих стран важно активизировать свои усилия в области публичной дипломатии.
Объектом данного исследования является дипломатическая служба США и Великобритании, а предметом - особенности организации дипломатической службы США и Великобритании.
Целью данной работы является исследование особенностей организации дипломатической службы в США и Великобритании.
Задачи:
1. Проследить процесс формирования и развития дипломатической службы и методов дипломатии в США и Великобритании;
2. Проанализировать сходства и различия дипломатической службы в США и Великобритании;
3. Рассмотреть особенности современной внешнеполитической системы в США и Великобритании;
4. На основе собранных данных выявить актуальные проблемы и перспективы развития дипломатической службы в США и Великобритании.
Степень изученности темы. Проблема особенностей дипломатической службы получила широкое освещение в научной литературе, прикладных политических исследованиях, публицистике. При этом в наибольшей степени тема разработана британскими и американскими авторами, которые, приводя значительное количество ценных фактических данных, тем не менее, весьма субъективны в своих оценках, что необходимо учитывать.
Конечно, сферой объекта данного исследования интересовались многие историки и политологи, такие как А. Н Торкунов [5], В.М Матвеев [18], Т.В Зонова [20], М. А Екамасова [8], H. С. Крылова [14], В.И Попов [24].
Вопросы организации дипломатической службы США и Великобритании, её структуры и развития разрабатывали не только отечественные, но и зарубежные исследователи: Г. Киссенджер [51], М. Кларк [38], Г. Николсон [45], Г.Р. Бридж [46], Е.Г. Отте [54].
В работе задействован массив официальных документов разных лет: акты органов управления, законы о дипломатические службе, а также государственная и дипломатическая переписка.
Методы исследования. В настоящей выпускной квалификационной работе были использованы теоретические и эмпирические методы для комплексного изучения дипломатической службы в США и Великобритании. Присутствовал метод описания. Для решения задач, поставленных в данной работе, использовался исторический метод, позволяющий провести анализ, учитывая исторический контекст.
Также были использованы общенаучные теоретические методы: метод отбора, обобщения, синтеза, анализа и оценки научного материала. Совокупность данных методов помогает подробно изучить рассматриваемую тему, выявить её особенности, выполнить поставленные задачи и достигнуть цели исследования.
В выпускной квалификационной работе были уточнены особенности организации дипломатической службы США и Великобритании и выявлены их основные направления деятельности; проанализированы сходства и различия дипломатической службы обеих стран; эмпирическим путем установлена роль дипломатических служб во внешнеполитической системе стран.
Практическая значимость исследования заключается в том, что проведенное исследование достаточно обогатит научное поле, ввиду того, что удалось не только систематизировать знания относительно дипломатической службы в США и Великобритании, но и выявить актуальные для неё проблемы.
Более того, предложения и выводы, сформулированные в работе, направлены на решение проблем с которыми сталкивается дипломатическая служба на сегодняшний день.
Структура работы состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.
В первой главе рассматриваются истоки становления дипломатической службы в Великобритании и США, а также анализируются сходства и различия дипломатической службы и методов дипломатии в двух странах.
Во второй главе проведен анализ современной внешнеполитической системы США и Великобритании, а также выявлены проблемы и перспективы развития дипломатической службы в США и Великобритании.
В данной работе был проведен анализ дипломатической службы в США и Великобритании, ее проблем и перспектив. Для того, чтобы анализ был тщательным, сначала крайне важно было изучить эволюцию дипломатической службы, потому что ее история дает фундаментальное понимание природы дипломатии.
Таким образом, можно констатировать, что развитие или эволюцию дипломатической службы можно проследить через два основных периода: дипломатическая служба в древности или то, что также называют дипломатической службой в эпоху абсолютизма, и дипломатическая служба в эпоху просвещения или то, что можно назвать дипломатической службой в эпоху демократии. Однако, возможно, не удастся провести четкую грань между этими двумя периодами, поскольку существует много совпадений. Например, можно сказать, что некоторая форма демократии существовала среди греческих и итальянских городов-государств задолго до появления демократических институтов в Европе в 18-19 веках; и, наоборот, в эпоху демократии в 20 веке существовал абсолютизм.
Эволюция дипломатической службы была вызвана желанием правителей и их министров поддерживать непрерывный поток дипломатических дел, в котором можно было бы тщательно отслеживать и контролировать перекрестные отношения между дипломатическими партнерами, между внутренними источниками политического влияния и между различными вопросами.
В дальнейшем огромный прогресс в области информационных технологий, который привел к появлению таких средств массовой информации, как Интернет, а затем и других форм общения в социальных сетях, включая Facebook, Twitter, Instagram, Whatsapp, Zoom, Tiktok, которые кардинально изменили поведение и практику дипломатической службы.
Окончание холодной войны и начало четвертой промышленной революции, которая положила начало революции информационных технологий, привели мир к поворотному моменту в технологическом плане. Возникла необходимость в новом интернационализме, который позволил бы ускорить глобализацию.
Рассуждая о проблемах и перспективах дипломатических служб, было заключено, что к серьезным проблемам с которыми сталкиваются дипломатические служащие в XXI веке можно отнести руководство глобальным реагированием на пандемию и ее последствия, активизация серьезных усилий по борьбе с изменением климата, борьба с терроризмом и кибертерроризмом, а также дипломатическим служащим на сегодняшний день приходится сталкиваться с новым набором вопросов цифровой политики при продвижении интересов своих стран.
В современном взаимозависимом и глобализированном мире дипломатия является необходимостью, особенно в связи с модернизацией и технологическим развитием. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) внесли значительный вклад в выравнивание дипломатических условий по всему миру. Это связано с тем, что он позволяет любому человеку и из любого места получить доступ к одной и той же информации.
Сегодня дипломатические служащие могут напрямую связываться друг с другом и вести деловые переговоры из любой точки мира. Она предоставила дипломатам новые инструменты методы ведения дипломатической службы, которые сделали дипломатическую деятельность гораздо более эффективной и результативной. В сложившихся обстоятельствах дипломатические служащие должны быть мастерами ИКТ. Личная дипломатия также приобрела все большее значение как особенность современных международных отношений. Это осуществляется, в частности, посредством визитов, переписки и телефонных разговоров, и с помощью этих методов лидеры устанавливают контакты, продвигают имидж своей страны или улучшают двусторонние и многосторонние отношения.
Этот рост личной дипломатии был вызван изменениями в современных коммуникациях. Например, Хиллари Клинтон, госсекретарь США в 2009-2013 годах, сформировала внешнеполитические стратегии Госдепартамента, чтобы департамент мог использовать новые технологии. Она сделала социальные сети неотъемлемой частью департамента, который использовал их как инструмент государственного управления. Уильям Хейг, бывший министр иностранных дел Соединенного Королевства, использовал свой аккаунт в Твиттере для запуска своей инициативы, известной как "Встреча с министром иностранных дел. Его подписчики могли написать ему в твиттере о своих взглядах на вопросы, которые, по их мнению, были приоритетными для Министерства иностранных дел. Президент Руанды Пол Кагаме - заядлый пользователь Twitter, чьи твиты составляют 81% ответов другим пользователям платформы. Среди других лидеров, которые активны в Twitter, бывший президент США Дональд Трамп, президент Кении Ухуру Кения и его заместитель Уильям Руто и другие.
Цифровая дипломатия, несомненно, приносит много преимуществ. Однако это также сопряжено со многими проблемами, первая из которых заключается в том, что дипломатические агенты по-прежнему неохотно используют преимущества платформ социальных сетей в полной мере.
Это происходит потому, что они могут не разбираться в ИКТ, или они опасаются негативных сторон этого, или, тем не менее, они не знают о преимуществах. Цифровая дипломатия также сопряжена с проблемами кибербезопасности, а также с рисками, создаваемыми анонимными онлайн- пользователями или онлайн-самозванцами.
Существует множество проблем, которые можно было бы перечислить, в том числе то, что сами дипломатические служащие опасаются, что их место в дипломатической практике сильно подорвано цифровизацией дипломатии. Социальные сети привели к потере монополии на то, чем до сих пор пользовались дипломатические служащие, которым сегодня приходится бороться с журналистами и другими людьми, потому что они могут мгновенно общаться с миром. Как бы то ни было, ИКТ следует рассматривать как преимущество дипломатической службы, но они не заменяют все ее аспекты. Традиционные формы дипломатической службы всегда будут оставаться обязательным компонентом межконтинентальных отношений.
Взаимозависимость мира приводит к увеличению значимости дипломатической службы, особенно осуществляемой на высоком и высшем уровнях.
1. Баталов Э.Я. Идеологическая стратегия США на мировой арене - Москва, 1985. - 130 с.
2. Бугров Д. Ю. Роль Foreign Office в процессе формирования внешней политики Великобритании: официальный сайт. - 2014. - URL: - https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/rol-forin-ofis-v-protsesse-formirovaniya-vneshney- politiki-velikobritanii-period-ministerstva-u-heyga(дата обращения: 19.05.2022)
3. Будущее дипломатии. Интегративная дипломатия в XXI веке / Б. Хокинг, Дж. Мелиссен, Ш. Риордан, П. Шарп // Отчет Нидерландского института международных отношений Clingendael. - 2012. - № 1. - 78 с.
4. Государственный департамент США: официальный сайт. - 2022. - URL: http: ZZwww. state.gov/(дата обращения: 19.05.2022)
5. Дипломатическая служба: Учеб, пособие / Под рсд. А. В. Торкунова, А. Н. Панова - Москва, 2014. - 58 с.
6. Договор о нераспространении ядерного оружия: официальный сайт. - 1968. - URL: http :ZZwww. un. orgZruZdocumentsZdecl convZconventionsZpdfZnpt.pdf (дата обращения: 19.05.2022)
7. Евразийский юридический журнал: Международные правовые и
экономические аспекты развития Европейского союза и Великобритании после Brexit - 2021. - URL: https:ZZeurasialaw.ru/nashi-rubrikiZyuridicheskie-
statiZmezhdunarodnye-pravovye-i-ekonomicheskie-aspekty-razvitiya evropejskogo- soyuza-i-velikobritanii-posle-brexit(дата обращения: 19.05.2022)
8. Екамасова М. А. Место Великобритании в глобальной политике официальный сайт. - 2019. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/mesto- velikobritanii-v-globalnoy-politike-ssha(дата обращения: 19.05.2022)
9. Закон о дипломатии и дипломатической службе Соединенных Штатов Америки: официальный сайт. - 1980. - URL: http:ZZtransition.usaid. govZpolicyZadsZ400Zfsa.pdf(дата обращения: 19.05.2022)
10. Закон об организации и структуре дипломатической службы Соединенных Штатов Америки: официальный сайт. - 1980. - URL: http://transition.usaid. gov/policy/ads/400/fsa.pdf(дата обращения: 19.05.2022)
11. Интернет-сайт Форин-офиса Великобритании. - 2022. - URL: www.gov.uk.fco(дата обращения: 19.05.2022)
12. Интерфакс: Власти Эфиопии дали согласие на прекращение огня в
регионе Тыграй: официальный сайт. - 2022. - URL:
https://www.interfax.ru/world/774305(дата обращения: 19.05.2022)
13. Консультативная комиссия США по общественной дипломатии. Публичная дипломатия, основанная на данных: прогресс в измерении воздействия публичной дипломатии и международной вещательной деятельности: официальный сайт. - 2022. - URL: https://www.state.gov/bureaus- offices/(дата обращения: 19.05.2022)
14. Крылова H. С. Английское государство. М., 1981. - 17 с.
15. Кубышкин А. Публичная дипломатия США / А. И. Кубышкин, Н. А. Цветкова. — М. : Аспект Пресс, 2013. — 271 с.
16. Кузин О. В. Приоритеты внешней политики Великобритании и становление нового мирового порядка: официальный сайт. - 2006. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prioritety-vneshney-politiki-velikobritanii-i- stanovlenie-novogo-mirovogo-poryadka(дата обращения: 19.05.2022)
17. Масленников Д.Д. Современные проблемы международного контроля над ядерным оружием: официальный сайт. - 2019. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-problemy-mezhdunarodnogo- kontrolya-nad-yadernym-oruzhiem(дата обращения: 19.05.2022)
18. Матвеев В. М. Британская дипломатическая служба. М., 1990. - 3 c.
19. Матвеев В.М Дипломатическая служба США - М.: Международные отношения, 1987. -43 с.
20. МГИМО. -Учебное пособие под редакцией Т.В, Зоновой. Дипломатия иностранных государств - Москва. 2004. - 10 с.
21. Новости ООН: Глава ООН: перемирие должно стать первым шагом к прекращению войны в Йемене: официальный сайт. - 2022. - URL: https://news.un.org/ru/story/2022/04/1421232(дата обращения: 19.05.2022)
22. Новости ООН: Тереза Мэй: международное сотрудничество - единственный путь решения современных проблем: официальный сайт. - 2022.
- URL: https: //news .un. org/ru/story/2018/09/1339201(дата обращения: 19.05.2022)
23. Пахомов Е., Сифурова Л. Дипломатия и дипломатическая служба США. М., 2001. - 64 c.
24. Попов В. И. Современная дипломатия. Теория и практика. М., 2010.
- 50 c.
25. Приходько О. В, США - Великобритания: «особые отношения» и современные вызовы: официальный сайт. - 2021. - URL: https://rusus.jes.su/s207054760015893-9-1/(дата обращения: 19.05.2022)
26. Структура общественной дипломатии США: официальный сайт. - 2021. - URL: http://www. state.gov/r/(дата обращения: 19.05.2022)
27. ТАСС: Глава МИД Британии считает, что НАТО должна решать
глобальные задачи: официальный сайт. - 2022. - URL:
https://tass.ru/mezhdunarodnayapanorama/14500485?utm source=yandex.ru&utmmedium=organic&utm campaign=yandex.ru&utm referrer=yandex.ru (дата обращения: 19.05.2022)
28. Торшина О.М. История становления и развития консульской
службы: официальный сайт. - 2009. - URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-stanovle niya-i-razvitiya-konsulskoy-sluzhby(дата обращения: 19.05.2022)
29. Трухановский В.Г. Страницы английской дипломатии. Москва Международные отношения 1974. - 324 c.
30. Харитонова Е.М. Мягкая сила: официальный сайт. - 2009. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/myagkaya-sila-velikobritanii-sravnitelnyy-analiz- mehanizmov-instrumentov-i-praktik(дата обращения: 19.05.2022)
31. Хахалкина Е.В. Великобритания во внешней политике: официальный сайт. - 2016. - URL: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/velikobritaniya- vo-vneshney-politike(дата обращения: 19.05.2022)
32. Цветкова Н.А. US Public Diplomacy: From Soft Power to Propaganda ZZ Международные процессы. 2015. T. 13. № 3 (42). -125 c.
33. Чернобровкина Ю.А. Внешнеполитические аспекты Первой
Мировой войны: официальный сайт. - 2013. - URL:
https:ZZcyberleninka.ruZarticleZn/vneshnepoliticheskie-i-diplomaticheskie-aspekty- pervoy-mirovoy-voyny(дата обращения: 19.05.2022)
34. Шаклеина Т. А. Великие державы и задействованные подсистемы: официальный сайт. - 2011. - URL:http: ZZwww.intertrends.ruZtwenty-sixth/004. htm(дата обращения: 19.05.2022)
35. Andres C. Improving diplomatic institutions through technology официальный сайт. - 2022. - URL:https: ZZwww.diplomacy.eduZblogZimproving-diplomatic-institutions-through-technologyZ(дата обращения: 19.05.2022)
36. Atlas of the United States Foreign Relations. Department of State, 1990. - 25 p.
37. Bevir M., Daddow O., Hall I. Interpreting British Foreign Policy. British Journal of Politics & International Relations: официальный сайт. - 2013. - URL: https:ZZwww.researchgate.netZpublication/264402861 Interpreting British Foreign P olicy(дата обращения: 19.05.2022)
38. Clarke M. British External Policy-making in the 1990s. RIIA, 1992. - 154 p.
39. Digital diplomacy: официальный сайт. - 2022. - URL: https:ZZwww.diplomacy.eduZtopicsZdigital-diplomacyZ(дата обращения: 19.05.2022)
40. Eadaily: Problems between the EU and the UK and the fate of the
Northern Ireland Protocol: официальный сайт. - 2022. - URL:
https:ZZyandex.ruZturboZeadaily.comZsZruZnewsZ2022Z05Z17Zproblemy-mezhdu-es-i- velikobritaniey-i-sudba-severoirlandskogo-protokola(дата обращения: 19.05.2022)
41. Ferrell, Robert American diplomacy, a history - N.Y., 1959. - 74 p.
42. Fish C.R. An introduction to the history of American diplomacy - London. 1919. - 11 p.
43. Foreign & Commonwealth Office. About Us // British Foreign & Commonwealth Office: официальный сайт. - 2022. - URL: http:// www.fco.gov.uk/en/about-us/(дата обращения: 19.05.2022)
44. Foreign Affairs Committee — Seventh Report. The Role of the FCO in UK Government // UK Parliament: официальный сайт. - 2011. - URL: http: //www.publications .parliament.uk/pa/cm201012/cmselect/(дата обращения: 19.05.2022)
45. G. Nicholson Diplomacy, London, 1941. - 84 p.
46. G. R. Berridge Diplomacy Theory and Practice — New York, 2010. - 129 p.
47. Graham H. Stuart American diplomatic and consular practice — New York, London, 1936. - 113 p.
48. Greenwood S. Britain and the Cold War. 1945—1991. London: MacMil¬lan Press, 2000. - 137 p.
49. Hartmann F., Wendzel R. America's Foreign Policy in a Changing World. N.Y., 1994. - 212 p.
50. J.Melissen The New Public Diplomacy Soft Power in International Relations- England, 2005. - 3 p.
51. Kissinger H. Diplomacy. - N.Y., 1994. - 168 p.
52. R. Zallet Diplomatic Service. Its history and organization in France, Great Britain and the United States. M, 1956. -173 p.
53. RBK.RU: Лавров назвал целью спецоперации безопасность востока
Украины и России: официальный сайт. - 2022. - URL: https://www.rbc.ru/politics/01/05/2022/626ee5f49a79473c5697828f (дата
обращения: 19.05.2022)
54. T. G. Otte The Foreign Office Mind, The Making of British Foreign Policy, England, 2011. - 93 p.
55. U.S. Department of State - United States Department of State официальный сайт. - 2022. - URL: https://www.state.gov/(дата обращения 19.05.2022)
56. U.S. Embassy & Consulates in the United Kingdomhttps: официальный сайт. - 2022. - URL: //uk.usembassy.gov/(дата обращения: 19.05.2022)