ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 5
1.1 Теоретическое обоснование психологического консультирования детей, имеющих трудности в обучении 5
1.2 Подходы в психологическом консультировании детей, имеющих трудности в обучении 9
ГЛАВА 2 ОБЗОР МЕТОДОВ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ ТРУДНОСТИ В ОБУЧЕНИИ 15
2.1 Методы психологического консультирования детей, имеющих трудности в обучении 15
2.2 Практические рекомендации по организации психологического консультирования детей, имеющих трудности в обучении 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 38
Актуальным вопросом современного образования является поиск и устранение причин трудностей, возникающих у детей при усвоении школьной программы. С ускорением интенсификации обучения, внедрением новых усложненных программ и созданием инновационных учреждений отмечается значительный рост числа учащихся, которые не справляются даже с традиционной школьной программой. Трудности обучения, усвоение ими знаний обусловлены целым рядом внешних и внутренних факторов.
Большинство ученых и практиков, например, Л С. Выготский, К.В. Дрозд, О.П. Зинькова, Е.В. Канторова, С.В. Петрушин, К.Л. Писаревский, С.Н. Савинков, Д.Б. Рябушкина, О.А. Корнилова, которые доказывают мнение, что успешное обучение возможно только при условии доминирования в обучении положительных эмоций у ученика к процессу познания и создания в школе благоприятного микроклимата.
Исследованием школьной неуспеваемости занималось много выдающихся ученых и педагогов. Среди них были Т.И. Аврамова, И.Н. Мещерякова, О.О. Андронникова, Н.В. Бордовская, М.Л. Дрючкова, С.Д. Илляш, С.В. Малик, Ш.К. Кадралина, Ш.К. Кадралина, М.А. Козигор, С.К. Милицына, Н.Н. Посысоев, Л.Г. Жедунова, Л.А. Пузырева и др. В своих исследованиях авторы рассматривали причины возникновения школьной неуспеваемости и рассматривали пути и средства ее преодоления, то есть меры предупреждения и устранения. Исследования показывают, что предупреждать отставание и неуспеваемость учащихся через коррекционную и профилактическую работу призваны разнообразные и одновременно индивидуальные методы стимулирования учащихся, что и является обоснованием актуальности данной темы исследования.
Цель – изучить особенности психологического консультирования детей, имеющих трудности в обучении.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты психологического консультирования детей, имеющих трудности в обучении.
2. Проанализировать особенности психологического консультирования детей, имеющих трудности в обучении
3. Провести обзор методов и приемов, используемых при психологическом консультировании детей, имеющих трудности в обучении
4. Проанализировать практические рекомендации по организации психологического консультирования детей, имеющих трудности в обучении.
Объект исследования – психологическое консультирование детей.
Предмет исследования – особенности психологического консультирования детей, имеющих трудности в обучении.
Психологическое консультирование детей с трудностями в обучении является важной составляющей их комплексной поддержки и помощи. Оно направлено на устранение негативных последствий, повышение мотивации и развитие стратегий преодоления трудностей. Работа психолога имеет целью обеспечить каждому ребенку оптимальные условия для успешного обучения и развития.
Основные причины, которые могут вызывать трудности в процессе обучения: социокультурные, педагогические, биологические (эндогенные) факторы и экологическое неблагополучие.
Психологи при организации психологического консультирования, работая с неуспевающими учениками, должны соблюдать определенные правила:
1. не ставить учащегося в неожиданную ситуацию, дать время на обсуждение ответа;
2. большой по объему учебный материал усиленной сложности не давать для усвоения сразу, необходимо разделять его на небольшие куски и постепенно по мере обученности;
3. путем правильной тактики опросов и поощрений (не только оценкой, но и замечаниями типа «отлично», «молодец», «умница» и т.п.) следует формировать у учащегося уверенность в собственных силах, в своих знаниях, в возможности учиться; эта уверенность поможет учащемуся в экстремальных, стрессовых ситуациях экзаменов, контрольных, олимпиад;
4. давать время для проверки и исправления написанного при подготовке ответа;
5. создавать спокойную обстановку для учащегося, развивать внимание, меньше отвлекать;
6. по возможности ответы учащихся должны быть письменные, а не устные;
7. не заставлять неуспевающих учеников рассказывать новый, только усвоенный на уроке материал; следует отложить опрос на следующий урок, дать учащемуся возможность проработать его дома;
8. использовать тактичный подход к неудачам учащегося, объяснять ошибки в спокойной обстановке.
9. больше поощрять неуспевающих учащихся, побуждать участвовать в различных воспитательных мероприятиях, разрешать распределять обязанности.
При разработке психологических занятий педагог-психолог должен учитывать цели, которые будут решаться на этом занятии, и, опираясь на них, подбирать игровые упражнения. Поэтому психологу необходимо добросовестно подходить к разработке занятия, детально продумывая, как будет осуществляться решение поставленных задач. Поддерживать при этом оптимальный темп работы, создавая благоприятные условия и стимулируя каждого учащегося к активной познавательной деятельности, включая в занятия игровые моменты.