Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи

Работа №164460

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дошкольная педагогика

Объем работы64
Год сдачи2024
Стоимость1800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
19
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 55 «ИЗУМРУДНЫЙ ГОРОД»
Выборка: 30 детей.
Есть приложения.

Введение 3
Глава 1 Проблема формирования у детей представлений 7
о народных промыслах в научной литературе. 7
1.1 Психолого-педагогические основы формирования у детей 5-6 лет 7
представлений о народных промыслах в дошкольном образовании 7
1.2 Изучение опыта работы по формированию представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи. 11
1.3 Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста. 14
Глава 2 Экспериментальная работа по формированию у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах процессе изобразительной деятельности в образовательной организации МАДОУ «Детский сад № 55» по адресу: Московская область, г. Балашиха, кв-л. Изумрудный, д. 6. …24
2.1 Изучение уровня сформированности представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах в образовательной организации 24
2.2 Содержание программы по формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах в ходе изобразительной деятельности 33
2.3 Диагностика сформированности у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах 42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ 53

Актуальность исследования: Проблема формирования у старших дошкольников устойчивого интереса к народному искусству принадлежит к числу приоритетных образовательных задач. Необходимость приобщения человека к культурному наследию России, начиная с дошкольного возраста, а также значение этого процесса для личностного развития ребенка подчеркивается во многих трудах российских и зарубежных педагогов, психологов, таких как: Н. А. Ветлугиной, Л. С. Выготского, Т. С. Комаровой и др. Современные концепции дошкольного образования подчеркивают актуальность мировоззренческого развития детей на подлинных образцах народного искусства, особенно в процессе формирования ценностных ориентаций личности (А. И. Катинене, О. П. Радынова, Р. М. Чумичева и др.)
В настоящее время все чаще перед дошкольной образовательной организацией ставится задача формирования представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи. Большая роль в решении этой задачи отводится детскому саду и семье. Народные промыслы являются значимым компонентом духовной жизни всего народа в целом.
Можно утверждать, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным промыслам дает новый импульс духовному оздоровлению общества в целом. Народные промыслы как проявление культурного наследия народа близки по своей природе творчеству ребенка. Они содержат в себе духовное ядро, эстетический и нравственный идеал, веру в торжество прекрасного, в победу добра и справедливости над злом и хаосом. Народные промыслы:
- позволяют приобщать детей к духовной культуре своего народа;
- пробуждают интерес детей к жизни наших предков, обогащая их новыми знаниями;
- расширяют детский кругозор;
- воспитывают уважение к человеку;
- формируют и развивают эстетические знания, социальные, бытийно-практические навыки, речевые, двигательные умения.
Актуальность выбранной проблематики позволило нам сформулировать тему исследования: «Формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
Проблема исследования: в настоящее время существует противоречие между необходимым формированием представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи и отсутствием должной программы формирования этих представлений. Суть данного противоречия составляет проблему исследования.
Решение данной проблемы составляет цель исследования: разработка и реализация педагогической программы «Формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
Объектом исследования является воспитательный процесс ДОО.
Предмет исследования – Формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи.
Гипотезу исследования можно сформулировать следующим образом. Формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи будет проходить успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- включение элементов народных промыслов в повседневную жизнь дошкольников;
- активное взаимодействие педагогов и родителей при подготовке и проведении занятий и воспитательных мероприятий.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом, гипотезой исследования в работе ставятся и решаются следующие задачи:
- проанализировать научную литературу по проблеме исследования;
- изучить опыт работы по формированию представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи;
- дать психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста;
- провести экспериментальную работу по формированию представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи;
- осуществить диагностику уровня сформированности представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста;
- разработать и реализовать педагогическую программу по формированию представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи.
Методологической основой исследования явились: философские идеи о роли народного искусства в духовном совершенствовании человека, о непреходящей ценности и самобытности культурных традиций различных народов, о единстве общечеловеческого и национального
База исследования: Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение городского округа Балашиха, детский сад комбинированного вида N° 55 Изумрудный город.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, анализ, синтез, обобщение, педагогическое наблюдение, анкетирование, опрос, беседа, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, сравнительный анализ результатов.
Теоретическую основу исследования составляют: – культурно-историческая концепция психического развития ребенка Л.С. Выготского; Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина; – деятельностный подход к проблеме развития творческих способностей: Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, К.К. Платонов, Б.М. Теплов; – подходы на проблему эстетического воспитания детей дошкольного возраста: И.Н. Антоненкова, Н.В, Васильева, М.А. Захарова, Т.С. Комарова, Л.А. Парамонова. – исследования по ознакомлению дошкольников с народными промыслами Л.В. Зымалева, Н.М. Конышева.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретические (анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме: систематизация, обобщение); эмпирические методы (констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты); методы обработки результатов (количественный и качественный анализ полученных данных).
Новизна исследования заключается в том, что определены педагогические условия формирования представлений у детей 5-6 лет о народных промыслах в процессе изобразительной деятельности.
Теоретическая значимость исследования: – описаны содержательные характеристики уровней сформированности представлений о народных промыслах у детей 5-6 лет; – обоснованы педагогические условия формирования представлений о народных промыслах в процессе изобразительной деятельности у детей 5-6 лет.
Практическая значимость исследования заключается в разработке материалов, содержащих основополагающие компоненты необходимые для формирования у детей 5-6 лет представлений о народных промыслах России в ходе изобразительной деятельности.
Структура работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, две главы (теоретическую и экспериментальную), заключение, список используемых литературных источников, приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, основанную на предположении, что формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в дидактических играх и ООД будет эффективным, если выявить своевременно уровень представлений о народных промыслах, а также обеспечить системность в работе воспитателя по использованию дидактических игр и ООД, применять различные методы и приемы в формировании представлений о народных промыслах у детей дошкольного возраста и позволило сделать следующие выводы:
• изучив теоретические исследования по проблеме формирования представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста, анализируя результаты проведенного эксперимента, можно с уверенностью говорить о необходимости ознакомления детей с народными промыслами в дошкольном учреждении.
• реализация программы по формированию у детей старшего дошкольного возраста представлений о народных промыслах, оказалась эффективной.
• программа включала в себя:
Цель: разработка и реализация педагогической программы «Формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи»
Содержание: знакомство с народными промыслами, практическая деятельность, культурные мероприятия, информационная работа.
Принципы: научность; наглядность; системность; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, сотрудничество, доступность, творческий подход, культурная идентичность, интеграция.
В ходе внедрения программы «Формирование представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста в условиях сотрудничества детского сада и семьи», содержащую дидактические игры, был отмечен прирост в знаниях детей о народных промыслах, что подтверждает ее эффективность. Дети стали более заинтересованными в культурном наследии, активно участвовали в практических занятиях, а также проявляли инициативу в совместной деятельности с родителями.
Констатирующий этап эксперимента проводился с целью выявления уровня представлений о народны промыслах, а также на изучение своеобразий о традиционных предметах быта. Он включал в себя анализ анкетирования родителей и воспитателей. По результатам констатирующего этапа эксперимента мы составили работу по формирующему этапу эксперимента, на котором была реализована программа по формированию представлений о народных промыслах у детей старшего дошкольного возраста. Особое значение в содержании программы имели дидактические игры и ООД.
Контрольный этап эксперимент показал, что дети усвоили предложенный материал в играх и организованной образовательной деятельности. У них повысился интерес к ним, т.е. к концу экспериментальной деятельности уровень сформированности о основных видах промысла, значительно изменился высокий и низкий уровни. Мы добились хороших результатов в работе с детьми благодаря тесной взаимосвязи воспитателей и родителей. Родители - непосредственные участники в воспитательном процессе, т. к. они главный пример для подражания детям.
В целом задачи исследования можно считать выполненными. Однако, в связи с тем, что данная проблема изучена недостаточно, она требует дальнейших теоретических и практических разработок. Подводя итоги проведенной исследовательской работы, появилась необходимость разработка рекомендаций для педагогов и родителей. Мы предлагаем следующие рекомендации.
- развивать умение различать стили известных видов декоративной живописи;
- способствовать освоению характерных элементов, колорита, композиции;
- развивать умение создавать выразительные узоры на бумаге и обёмных предметах; воспитание при этом чувства формы, ритма, симметрии;
- знакомить с декоративно-прикладным искусством через все виды деятельности детей.



1. Дмитриева, В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к П / В.Г. Дмитриева. - М.: ИЗДАТЕЛЬСТВО "АСТ", 2017. - 874 c.
2. Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2017. - 224 c.
3. Скворцова, В.О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольника / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2018. - 208 c.
4. Гаврина, С. Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет. Развиваем восприятие, воображение, внимание, фантазию / С.Е. Гаврина. - М.: АСТ, 2019. - 420 c.
5. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ Яро, 2019. - 176 c.
6. Вершинина, Н.А. Знакомство с особенностями декоративно – прикладного искусства в процессе дидактических игр / Н.А. Вершинина // Дошкольное воспитание. – 2004. - №6. – С. 42-49.
7. Волков Б.С. Дошкольная психология: Психическое развитие от рождения до школы: учебное пособие для вузов / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. - Изд. 5-е, перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2007. - 287 с.
8. Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: Академия развития, 2020. - 783 c.
9. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов / А.Г. Гогоберидзе О.В. Солнцевой. - СПб.: Питер, 2013. - 464 с.
10. Голубева, Марина Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / Марина Голубева. - М.: Гельветика, 2017. - 203 c.
11. Голубева, Марина Валентиновна Азбука цвета. Развитие творческих способностей у малышей / Голубева Марина Валентиновна. - М.: Амфора, 2021. - 909 c.
12. Горбова, О.В. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр / О.В. Горбова // Дошкольное воспитание. – 2004. - №6. – С. 43-46.
13. Дмитриева, В.Г. Академия раннего развития. Развитие творческих способностей, или Прикоснемся к прекрасному / В.Г. Дмитриева. - М.: Астрель, АСТ, 2018. - 375 c.
14. Дубровская, Е.А Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учебное пособие / Е.А Дубровская, С.А Козлова. - М.: Академия, 2002. - 340 с.
15. Ермолаева, Н.В. Эстетическое воспитание дошкольников через декоративно-прикладное искусство: парциальная программа / Н.В. Ермолаева. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011. - 144 с.
16. Инна, Сергеевна Бухарова Диагностика и развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста 2-е изд., пер. и доп. Учебное пособие для академического бакалавриата / Инна Сергеевна Бухарова. - М.: Юрайт, 2018. - 661 c.
17. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество / Т.Г. Казакова. - М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. - 192 с.
18. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество: Пособие для воспитателя дет. Сада / Т.Г. Казакова. - М.: Просвещение, 1985. - 192 с.
19. Киплик Д.И. Техника живописи / Д.И. Киплик. - М.: «СВАРОГ и К», 1998. - 500 с.
20. Киреенко В.И. Психология способностей к изобразительной деятельности / В.И. Киреенко. - М., 1959. - 299 с.
21. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Обучение и творчество / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
22. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду: Пособие для воспитателей. - 2-е изд., испр. и доп. / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина. - М.: Просвещение, 1982. - 208 с.
23. Комарова Т.С. Изобразительное творчество дошкольников в детском саду / Т.С. Комарова. - М.: Педагогика, 1984. - 120 с.
24. Комарова Т.С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: Учеб. Пособие для учащихся пед. уч-щ по спец. 03.08 «Дошк. воспитание» / Т.С. Комарова, Н.П. Сакулина, Н.Б. Халезова и др.; Под ред. Т.С. Комаровой. - 3-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.
25. Корчинова О.В. Декоративно - прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях / О.В. Корчинова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 320 с.
26. Креативный ребенок: Диагностика и развитие творческих способностей / Т.А. Барышева и др. - Москва: Высшая школа, 2017. - 416 c.
27. Кривое зеркало. Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет. - М.: Алиса, 2018. - 909 c.
28. Крутецкий В.А. Психология: Учеб. Для учащихся пед. уч-щ. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 336 с.
29. Лыкова, И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: методическое пособие. / И.А.Лыкова. - М.: Карапуз-Дидактика, 2007.- 250 с.
30. Мария, Вальдес Одриосола Интуитивное рисование: Развитие творческих способностей средствами арттерапии / Мария Вальдес Одриосола. - М.: Торговый дом ИОИ, 2020. - 692 c.
31. Могучий, Антон Книга-тренажер для развития творческих способностей / Антон Могучий. - М.: АСТ, 2020. - 869 c.
32. Мухина В.С. Психология дошкольника. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов и учащихся пед. Училищ / В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1975. - 240 с.
33. Ожегов С.И. Словарь Русского Языка / С.И. Ожегов.; Под редакцией члена-корреспондента АН СССР Н.Ю. Шведовой. - Москва «Русский язык», 1985. - 796 с.
34. Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2019. - 160 c.
35. Парафеева С.В. Обучение детей рисованию: Пособие для воспитателей детских садов / С.В. Парафеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1972. - 85 с.
36. Петрошевский А.В. Психология. Словарь / А.В. Петрошевский, М.Г. Ярошевский. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 494 с.
37. Погодина С.В. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие ля студ. сред. проф. учеб. заведений / С.В. Погодина. - М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 352 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 712 с.
39. Русскова Л.В. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / Л.В. Русскова. - М.: Просвещение, 1986. - 400 с.
40. Скоролупова, О.А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста / О.А. Скоролупова. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 128с.
41. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: учебное пособие для студентов педагогических вузов / Н.М. Сокольникова. – М.: Академия, 1999. - 368 с.
42. Соломенникова, О.А. Радость творчества. Ознакомление детей 5-7 лет с народным и декоративно-прикладным искусством. Программа дополнительного образования / О.А. Соломенникова. – М.: Академия, 2006. – 200 с.
43. Тетерин, М. Кто в норке живет? Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет / М. Тетерин. - М.: Алиса, 2019. - 851 c.
44. Тетерин, М. Кто это? Развитие творческих способностей у детей 3-9 лет / М. Тетерин. - М.: Алиса, 2019. - 873 c.
45. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Г.А. Урунтаева. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 336 с.
46. Холодова Задания по развитию творческих способностей. Рабочая тетрадь. 4 класс. В 2-х частях. Часть 2 / Холодова. - М.: Росткнига, 2017. - 345 c.
47. Хропов, Евгений Информационные технологии в развитии творческих способностей / Евгений Хропов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2017. - 140 c.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ