ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. СОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПАРАДИГМА 8
§ 1.1. Культурная парадигма и её современное состояние 8
§ 1.2. Роль просветительских медиапроектов в формировании культурной парадигмы 11
§ 1.3. Просветительская журналистика в современной культурной парадигме 14
ГЛАВА II. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНТЕНТА ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИХ МЕДИАПРОЕКТОВ 17
§ 2.1 Популяризация истории и культуры в проекте «Arzamas» 17
§ 2.2 Социально-значимый контекст материалов онлайн-издания «Colta» 28
§ 2.3 Платформа «Большой музей» как инструмент цифровизации искусства 38
§ 2.4 Просветительская функция документальных фильмов Юрия Дудя 46
§ 2.5 Подкасты издания «Meduza» как медиаформа просветительской журналистики 49
§ 2.6 Восприятие контента просветительских медиапроектов 54
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
Список литературы 59
Приложение 1 64
Приложение 2 68
Сегодня всё больше людей считают время и деньги, потраченные на образование, инвестицией в будущее. По данным аналитического портала «TADVISER», рынок онлайн-образования ежегодно растет на 60%, также повышается и интерес к дополнительному образованию . Согласно исследованию GFK, средний возраст интернет-пользователей увеличивается , что способствуют их инициативе обращаться к просветительским ресурсам в поисках ответов на вопросы или с целью культурно и познавательно разнообразить свой досуг.
Это обусловлено повышением значимости информации и знаний в постиндустриальном обществе. Журналистика, включая новые медиа, заметно реагирует на эту тенденцию: за последние несколько лет на медиарынке появились десятки проектов, ориентированные на просвещение и образование. Среди них: просветительский проект «Arzamas», научно-популярное, развлекательное издание «N+1», интернет-ресурс «The Question», информационный портал благотворительного фонда «Нужна Помощь» «Такие Дела», а также научно-образовательный проект информационного агентства ТАСС «Чердак», медиапроект об образовании «Newtonew», «LevelOne» и многие другие.
Также следует обратить внимание на установившееся положение журналистов в области просветительских медиа: они создают их самостоятельно и не зависят от научного сообщества, отвечая на потребности целевой аудитории.
Растущая конкуренция за внимание и желание донести сообщение адресату вынуждает СМИ, различные онлайн-площадки, социальные сети и видеохостинги не только отбирать полезные, значимые сведения среди прочих, но и активно искать и использовать новые медиаформы, которые сделают сложный для восприятия контент привлекательнее и доступнее в условиях постоянного изменения информационного ландшафта.
Также стоит отметить, что большой объем информации на открытых ресурсах без опоры на авторитетные источники снижает уровень доверия аудитории. Поэтому существует необходимость обращаться к ресурсам с собственной базой экспертов и авторитетным персоналиям, которые способны не только дать достоверные сведения, но и объективно оценить их.
Материалом исследования были выбраны публикации медиапроектов «Arzarmas», «Colta», «Большой музей», а также подкасты издания «Meduza» и документальные фильмы Юрия Дудя , опубликованные в период с октября 2018 г. по апрель 2022 г. Это обусловлено временными рамками проведенного исследования.
Выпускная квалификационная работа о современной просветительской журналистике актуальна в связи с растущей популярностью просветительских медиапроектов и использованием различных медиаформ в материалах СМИ. В связи с обострением отношений внутри мирового сообщества и появления большого количества недостоверной информации в сети Интернет, все острее становится необходимость в просвещении аудитории во всех областях культуры и общества.
23 апреля 2021 г. Министерством юстиций Российской Федерации во исполнение требований действующего законодательства Российской Федерации внесло издание «Meduza» в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента . 15.04.2022 в него внесли и Юрия Дудя . На основании требования Генеральной прокуратуры доступ к сайтам изданий «Meduza» и «Colta» в сети «Интернет» был ограничен Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Данные обстоятельства делают более востребованными исследования медиапроектов в современной культурной парадигме, так как изучение опыта просветительской журналистики способствует увеличению научной базы в этой сфере, что в дальнейшем может стать основой для создания новых просветительских медиапроектов и СМИ.
При рассмотрении существующей научной базы для выпускной квалификационной работы, мы отметили недостаточное теоретическое и практическое изучение заявленной темы, что определяет новизну нашего исследования.
Н. И. Воронина, Т. С. Злотникова, Ю. А. Елисеева в материалах под общим названием «Культура и образование: альтернатива или альянс» сравнивают эти две сферы жизни человека, выявляют взаимосвязь и пытаются ответить на вопрос: являются ли культура и образование альтернативой друг для друга или создают прочный альянс? Однако они не упоминают образовательные медиапроекты, которые являются синтезом этих сфер.
В статье М. П. Меняевой и В. С. Невелевой «Социокультурная парадигма согласия как основа стратегии будущего» обосновывается необходимость и важность развития современного мира, общества и культуры в рамках социокультурной парадигмы согласия, в связи с усилением противоречий на всех уровнях и во всех сферах человеческого бытия. Это лишь косвенно касается заявленной нами темы.
Наиболее близкой к нашей работе является материал И. В. Челышева «Социокультурное поле медиа: реальность, коммуникация, человек» . В монографии рассматриваются проблемы теоретического осмысления феномена медиакультуры, его взаимосвязи с коммуникационными, информационными аспектами жизни современного человека. Однако данная работа датирована 2016 годом, в условиях стремительного развития интернет-пространства, её нельзя назвать актуальной и полной.
В научной работе мы выбрали другие аспекты изучения медиапроектов, связанные с культурной и образовательной сферами общества.
Объект исследования – современная просветительская журналистика.
Предмет исследования – особенности просветительских материалов в аспекте формирования современной культурной парадигмы общества.
Цель научной работы – определить роль просветительских медиапроектов в современной культурной парадигме. В процессе исследования нам предстоит выяснить, как именно формируется контент просветительских ресурсов, какие форматы представления информации и взаимодействия с аудиторией они выбирают.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучить формирование современной культурной парадигмы.
2. Определить цели создания исследуемых медиапроектов.
3. Выявить содержательные особенности материалов исследуемых медиапроектов.
4. Сделать вывод о роли медиапроектов в современной культурной парадигме.
Основными методами данного исследования являются содержательный, функциональный и лингвостилистический анализ существующих источников, аналогия, сравнение, наблюдение.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы заключение, список литературы, включающий 51 научную и критическую работу по исследуемой теме, в том числе на иностранном языке. 1 глава посвящена теоретическому изучению современной культурной парадигмы и роли просветительской журналистики в её формировании. Практическая часть представлена одной главой, которая включает в себя комплексный анализ публикаций исследуемых медиапроектов и выявление их особенностей.
методами, опросу, а также содержательного, функционального и лингвостилистического анализа материалов современных медиапроектов мы сделали вывод об их значимой роли в формировании современной культурной парадигмы. Проекты привлекают внимание читателей к актуальным проблемам в области общества, культуры и истории, популяризируют дополнительное образование, способствует просвещению аудитории.
Просветительские медиапроекты формируют контент, опираясь на информационную повестку дня, реагируют на актуальные и значимые события действительности и запросы аудитории. Мы отметим, что медиапроекты в большей степени выбирают интерактивные формы представления информации и взаимодействия с аудиторией, могут комбинировать их в публикациях, в зависимости от содержания.
Приостановка деятельности проектов «Большой музей», «Colta», а также включение Юрия Дудя и издания «Meduza» в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, могут стать катализатором для развития просветительской журналистики из-за снижения количества конкурентов и борьбы за внимание аудитории в данном сегменте рынка. На фоне важнейших исторических событий 2022 года растет необходимость в качественных просветительских медиапроектах, которые способны грамотно донести информацию до массовой аудитории.
Опыт исследуемых медиапроектов мы определяем как положительный. Все проанализированные материалы показали высокий уровень качества материалов и способность реализовать функции, необходимые для формирования культурной парадигмы общества. Нами был сделан вывод, что исследуемые медиапроекты могут стать хорошим примером для создания новых объектов просветительской журналистики в современной культурной парадигме.
1. Баканов, Р. П. Актуальные проблемы современной науки и журналистика: учебн.-метод пособие / Р. П. Баканов. – Казань, 2010.
2. Бакач, Н. Б. Культурная парадигма как объект социально-философского анализа / Н. Б. Бакач. – Волгоград: ВГПУ, 1998. – 124 с. ¬¬
3. Бакулев, Г. П. Массовая коммуникация: Западные теории и концепции / Г. П. Бакулев. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 176 с.
4. Безуглова, М. Н. Медиапроект как бизнес цифровой эпохи / М. Н. Безуглова // Экономика, управление, финансы. – Краснодар, 2016. – С. 68-70.
5. Больц, Н. Азбука медиа / Н. Больц. – М.: Издательство «Европа», 2011. – 136 с.
6. Бондаренко, Е. А. Медиапроекты в формировании информационных компетенций в современном учебном процессе / Е. А. Бондаренко // Библиотеки вузов Урала: проблемы и опыт работы. – Екатеринбург: УрФУ, 2015. – № 14. – С. 39-45.
7. Бородаенко, А. И. Краудфандинг как перспективный способ финансирования инновационных проектов / А. И. Бородаенко // Молодой исследователь Дона, 2017. – 7 с.
8. Воронина, Н.И. Культура и образование: альтернатива или альянс / Н. И. Воронина, Т. С. Злотникова, Ю. А. Елисеева // Интеграция образования. – 2006. – №3. – С. 73–74, 76,78–79.
9. Гнатюк, О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. – М.: КНОРУС, 2017. – 256 с.
10. Дьяконова, О. О. Сущность и содержание понятия «эдьютейнмент» в отечественной и зарубежной педагогике / О. О. Дьяконова // Сибирский педагогический журнал. – Новосибирск: НГУ, 2012. – № 6. – С. 63.
11. Ерещенко, М. В. Медиатекст как новая форма интернет коммуникации / М. В. Ерещенко, К. Кучеренко // Молодой ученый. – 2016. – № 7.4 (111.4). – С. 22-23.
12. Интернет и интерактивные медиа-исследования / Под ред. И. И. Засурского. – М.: Изд-во МГУ, 2007. – 242 с.
13. Интернет-СМИ: Теория и практика: Учеб. Пособие для студентов вузов / Под ред. М. М. Лукиной. – М.: Аспект Пресс, 2013. — 348 с.
14. Информационная эпоха: новые парадигмы культуры и образования: монография О. Н. Астафьева, Н. В. Зубанова, Е. В. Кириллова [и др.]; Отв. ред. Н. Б. Кириллова. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 292 с.
15. Исламова, З. И. Интерактивные технологии в профессиональном воспитании: учебно-методическое пособие / З. И. Исламова, А. Р. Айдагулова, Д. С. Занин, Л. Р. Саитова. –Уфа: БГПУ, 2012. – 315 с.
16. Каган, М. С. Эстетика как философская наука / М. С. Каган. – СПБ: ТОО ТК Петрополис, 1997. – 544 с.
17. Казакова, М. А. Медийные тексты как средство формирования коммуникативной компетенции / М. А. Казакова // Молодой ученый. – 2016. – № 7.5 (111.5). – С. 47-48.
18. Казарова, Т. В. Парадигмы культуры и их философско-теоретические основания / Т. В. Казарова // Сборники конференций НИЦ социосфера. – 2017. – №12. – с. 6-13.
19. Качкаева, А. Г. Мультимедийная журналистика: учебник для вузов / А.Г. Качкаева, С. А. Шомова. – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2017. – 413 с.
20. Козлова, М. М. История отечественных средств массовой информации // М. М. Козлова. – Ульяновск: УЛТГУ, 2000. – 104 с.
21. Колесников, Е. В. Понятие «медиа»: критический анализ / Е. В. Колесников // Молодой ученый. 2017. – № 18 (152). – С. 292-296.
22. Колоев, А. С. Кризис научно-просветительской функции журналистики / А. С. Колоев // Наука на рубеже тысячелетия. 2011. – №10. – С. 58-62.
23. Конончук, Д. Е., Культурная парадигма: опыт концептуального осмысления / Д. Е. Конончук, С. Е. Ячин // Ойкумена. Регионоведческие исследования. – 2012. – С. 3-7.
24. Короткова, Е. Н. Медиапортал как средство создания качественного контента / Е. Н. Короткова. – Москва, 2009. – 164 с.
25. Крупник, Е. П. Психологическое воздействие искусства / Е. П. Крупник. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1999. – 121 с.
26. Лапкин, В. С. Перспективы использования медиатехнологий в воспитании учащихся общеобразовательной школы / В. С. Лапкин // Молодой ученый. – 2019. – № 12 (250). – С. 270-273.
27. Левитин, К. Е. Научная журналистика как составная часть знаний и умений любого учёного / К. Е. Левитин. – М.: АНО «Журнал «Экология и жизнь», 2012. – С. 7-12.
28. Логинова, М. В. Современная парадигма культуры: методологический аспект / М. В. Логинова // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». – 2018. – №9. – с. 37-40.
29. Лугуценко, Т. В. Культурная парадигма социокультурного бытия человека / Т. В. Лугуценко. – СПб., 2015. – 144 с.
30. Лукина, М. М. СМИ в пространстве Интернета: учеб. пособие / М. М. Лукина, И. Д. Фомичева. – М.: Факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, 2005. – Вып. 1. – 87 с.
31. Маклюэн, Г. М. Понимание медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; Закл. ст. М. Вавилова. 4-е изд. М.: Кучково поле, 2014. – 464 с.
32. Меняева, М. П. Социокультурная парадигма согласия как основа стратегии будущего / М. П. Меняева, В. С. Невелева // Горизонты гуманитарного знания. – 2017. – №3. – С. 69.
33. Мирошниченко, А. Медиаконвергенция, которая изменила мир? / Сборник статей к открытой сессии по медиаконвергенции. Под ред. М.С. Корнева. – М., 2014. – 137 с.
34. Никишин, И. В. Медиапроект: понятие, типы, жизненный цикл / И. В. Никишин // Молодой ученый. – 2019. – № 24 (262). – С. 478-481.
35. Николашкина, В. Е. Масс-медиа сфера социокультурной образовательной среды в вузе / В. Е. Николашкина // Молодой ученый. – 2016. – № 17 (121). – С. 142-144.
36. Овчинникова, А. Ю. Краудфандинг как популярный способ финансирования // Международный научно-исследовательский журнал International research journal. – 2017. – №2 (56). – С. 38.
37. Ожогина, Ю. В. Проблемы формирования новой культурной парадигмы развития общества / Ю. В. Ожогина // Вестник Чувашского университета. – 2009. – С. 7.
38. Плахтий, И. С. Развитие медиапространства в современном обществе / И. С. Плахтий. // Молодой ученый. 2017. – № 17 (151). – С. 204-207.
39. Поликарпова, А. П. Реализация культурно-просветительской функции журналистики в газете «Красный Октябрь» Волоконовского района Белгородской области / А. П. Поликарпова // Вопросы студенческой науки. 2019. – №1 (29). – С. 127-130.
40. Савчук, В. В. Конверсия искусства / В. В. Савчук. – СПб: «Петрополис», 2001. – 288 с.
41. Саенкова-Мельницкая, Л. П. Жанровая трансформация в современном культурно-просветительском медиадискурсе / Л. П. Саенкова-Мельницкая // Славянский мир и национальная речевая культура в современной коммуникации. – Гродно: ГРГУ, 2016. – С.172-178.
42. Соколов, А. В. Общая теория социальной коммуникации: Учебное пособие /А. В. Соколов. – СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. – 128 с.
43. Соколов, М. В. Сетевой медиапроект как средство формирования готовности к профессиональному саморазвитию будущего педагога / М. В. Соколов // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. –2013. – С. 70.
44. Суворова, С. П. Жанровые возможности журналистики для реализации культурно-просветительской функции // Современная пресса: Теория и опыт. М.: МГУ, 2012. – 8 с.
45. Тарасенко, Е. В. Методы психологического воздействия в сфере масс-медиа / Е. В. Тарасенко, В. А. Попов. // Молодой ученый. – 2017. – № 13 (147). – С. 210-212.
46. Челышева, И. В. Медиакультура и медиареальность в жизни современного общества потребления // Философия права. – 2010. – № 15 – С. 63.
47. Шелухо, М. В. Влияние социальных медиа на сферу образования / М. В. Шелухо. // Педагогическое мастерство. – Москва: Буки-Веди, 2012. – С. 26-32.
48. Яковлева, Э. В. Конструирование медиареальности в СМИ / Э. В. Яковлева // Молодой ученый. – 2016. – № 15 (119). – С. 396-399.
49. Chen, G. The Impact of New Media on Intercultural Communication in Global Context // China Media Research, 2012. – 26 с.
50. Francis, R. J., The Predicament of the Learner in the New Media Age: An investigation into the implications of media change for learning / University of Oxford: Oxford, 2007. – 40 с.
51. Maloney, E.J. What Web 2.0 can teach us about learning. // Chronicle of Higher Education, 2007. — 26 с.
52. Francis, R., Revolution: experiential learning through virtual role play. In Digital Games and Learning / University of Oxford: Oxford, 2011.