Введение 5
1 Теоретические аспекты рефлексивного этапа структуры урока
иностранного языка в основной школе 8
1.1 Сущностная характеристика и виды рефлексии 8
1.2 Структура современного урока иностранного языка 15
1.3 Специфика рефлексивного этапа на уроках иностранного языка в
основной школе 22
1.4 Общая характеристика способов рефлексии на уроках
иностранного языка 28
2 Опытно-экспериментальная работа по организации рефлексивного
этапа на уроках иностранного языка в основной школе 31
2.1 Проведение констатирующего эксперимента в экспериментальной
и контрольной группах 31
2.2 Этапы, сущность и анализ опытно-экспериментальной работы 37
Заключение 44
Список использованных источников 46
Приложение А Опрос учителей английского языка 51
Приложение Б Технологическая карта
В федеральном государственном образовательном стандарте разводятся результаты обучения. Они представляют собой три группы: предметные, метапредметные и личностные. Три вида результатов имеют свою специфику, и в то же время можно увидеть некоторые объединяющие начала, к которым можно отнеси категории самооценки, самоконтроля и самонаблюдения. Для большей убедительности сошлемся на текст ФГОС.
Так, «...метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. <...> К предметным результатам изучения иностранных языков относится создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки. <...> К личностным результатам относится формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию» [31].
Учеными и учителями-практиками доказано, что самооценивание, самонаблюдение и самоконтроль имеют общую основу, то есть рефлексию, которая является неотъемлемой частью формирования всех видов результатов.
Известно, что человек в своем жизненном пути получает два вида опыта: внешний и внутренний. Для получения внешнего опыта используются физические органы чувств, в то время как внутренний опыт - это глубинная работа, основанная на рефлексивной деятельности человека. Именно рефлексия выступает источником внутреннего опыта, который необходим для самопознания. Рефлексируя свою деятельность, человек ее оценивает, т.е. производит самооценку. Только при самооценивании обучающийся может обобщить полученные знания, поставить цели для дальнейшей работы, а также определить свой образовательный путь.
Рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей предыдущей деятельности [42].
Таким образом, актуальность выбранной темы заключается в ее важности и значимости в связи с новыми требованиями федерального образовательного стандарта, а также в необходимости повышения эффективности уроков и формирования рефлексивной позиции обучающихся.
Цель исследования - выявить специфику рефлексивного этапа урока английского языка, разработать и проверить эффективные способы и виды рефлексии на уроке иностранного языка.
Объект исследования - процесс обучения иностранному языку.
Предмет исследования - рефлексия обучающихся на уроках иностранного языка.
Гипотеза исследования: рефлексивный этап структуры урока иностранного языка будет результативным, если на нем будут использоваться эффективный способ и вид рефлексии.
В соответствии с поставленной целью мы выявили для себя следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие «рефлексия», изучить ее виды.
2. Выявить структуру современного урока английского языка.
3. Определить особенности рефлексии на уроках иностранного языка.
4. Дать характеристику способам рефлексии.
5. Провести опытно-экспериментальную работу по использованию способов и видов рефлексии на уроках иностранного языка и проанализировать полученные результаты.
Методологической базой исследования являются системно-деятельностный и личностно-ориентированный подходы. В работе мы опирались на теоретические положения, изложенные в трудах таких авторов как А. В. Карпов, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, Н. И. Гуткина.
В процессе работы были использованы следующие методы исследования:
- анализ литературы по теме исследования;
- обобщение;
- дефиниционный метод;
- метод случайно выборки;
- наблюдение;
- опытно-экспериментальный метод;
- опрос;
- тестирование;
- методы математической обработки данных.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения материалов исследования при подготовке к урокам как для студентов во время учебной практики, так и для профессиональной деятельности учителей.
Выпускная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Общее количество страниц 55.
Результаты исследования были опубликованы в статье:
Костюкова, А. А. Рефлексия на уроках английского языка / А. А.Костюкова // Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Калуга, 2021. - С. 174-176.
Проведенная работа позволила сделать нам следующие выводы.
Залогом успешного обучения является осознание приемов и средств, с помощью которых осуществляется учебная деятельность, умения правильно оценивать свои достижения и возможности, делать необходимые выводы относительно собственного совершенствования. Чем более развиты рефлексивные способности и чем больше рефлексивных способов используются на уроке, тем больше возможностей для развития и саморазвития обретает личность и тем выше качество обучения.
В нашей исследовательской работе мы рассмотрели понятие рефлексии, ее типы и формы и пришли к выводу, что под рефлексией понимается анализ, осмысление и переосмысление своей собственной деятельности и своего состояния; рефлексия подразумевает исследование уже осуществленной деятельности с целью фиксации ее результатов и повышения в дальнейшем ее эффективности. По итогам рефлексии можно не только обдумывать будущую деятельность, но и выстраивать ее реалистичную структурную основу, напрямую вытекающую из особенностей предыдущей деятельности.
Также мы пришли к мнению, что четкой и единой классификации видов рефлексии не существует, поэтому авторы выделяют формы и виды рефлексии, на основе проведенной ими работы. Однако для урочной деятельности принято использовать виды рефлексии по Щедровицкому Г. П. [34]. Сюда входит рефлексия эмоционального состояния и настроения, рефлексия содержания учебного материала и рефлексия деятельности.
Далее мы выявили особенность рефлексии на уроках английского языка. Ею оказалось использование непосредственно английских языковых средств. Способы проведения рефлексии принято разделять на три группы: рефлексия с помощью наглядных материалов, с помощью заранее заготовленных тезисов, обсуждение в свободной форме.
Проведя опрос учителей английского языка, мы выявили, что наиболее частой целью проведения рефлексии выступает проверка и закрепление пройденного материала путем обсуждения содержания учебного материала.
Исходя из результатов опроса учителей, во время педагогической практики нами был проведен эксперимент в параллели шестых классов. На третьем этапе нашего эксперимента мы пришли к выводу, что использование обсуждения как способ рефлексии изученного материала повышает уровень понимания и усвоения новой информации. Также у обучающихся в экспериментальной группе отмечалось повышение качества языковой компетенции. Мы также подтвердили предположение, выяснив, что формирование ожиданий от урока способствует эффективному проведению рефлексии, а также наилучшему понимаю проделанной за урок работы.
В нашем исследовании мы подтвердили гипотезу, доказав, что рефлексивный этап урока иностранного языка будет результативным, если на нем будут использоваться эффективный способ и вид рефлексии.
Мы считаем, что нам удалось достигнуть цель исследования, выявив наиболее эффективные способы рефлексии на уроках английского языка, а мы также реализовали поставленные задачи.
1. Антонов, Ю. И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров тылового обеспечения / Ю. И. Антонов. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 126 с.
2. Афанасьева, О. В. Английский язык : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений в двух частях / О. В. Афанасьева, И. В. Михеева, К. М. Баранова - Москва : Дрофа, 2014. - 170 с.
3. Бизяева, А. А. Психология думающего учителя : Педагогическая рефлексия / А. А. Бизяева. - Псков : ПГПИ им. С. М. Кирова, 2004. - 216 с.
4. Бизяева, А. А. Психология труда учителя : Книга для учителя /
А. А. Бизяева. - Москва : Просвещение, 2002. - 216 с.
5. Битянова, М. Р. Адаптация ребёнка в школе / М. Р. Битянова. - Москва: Просвещение, 2011. - 145 с.
6. Вейкшан, В. А. Л. Н. Толстой о воспитании и обучении / В. А. Вейкшан. - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1953. - 143
7. Выготский, Л. С. Собрание сочинений /Л. С. Выготский. Т 4. - Москва, 1984. - 433 с.
8. Гуткина, Н. И. Психологическая готовность к школе / Н. И. Гуткина. - Москва : Академический проект, 2009. - 184 с
9. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. - Москва : ИНТОР, 1996. - 544 с.
10. Жданова, Ю. А. Структура урока в рамках реализации системно-деятельностного подхода / Ю. А. Жданова // Актуальные задачи педагогики : материалы VII Междунар. науч. конф. / Молодой ученый - Чита, 2016. - С. 76¬78.
11. Карпов, А. В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А. В. Карпов. - Москва : Издательство «Институт психологии РАН», 2004. - 421 с.
12. Карпов, А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики / А. В. Карпов // Психологический журнал - 2003. - №5. С. 45¬57
13. Ковалев, Б. П. Психология школьного конфликта: социально-перцептивные и рефлексивные аспекты / Б. П. Ковалев, С. В. Кондратьева, Л. А. Семчук. - Гродно: ГрГУ, 2001. - 171 с.
14. Красовский, Ю. Д. Организационное поведение: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Менеджмент» и специальности «Социология»/ Ю. Д. Красовский. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 487 с.
15. Лепский, В. Е. Рефлексивные процессы и управление /
В. Е. Лепский // Международный научно-практический междисциплинарный журнал. - 2006. - №1. - С. 28 - 29
16. Локк, Д. Сочинения: В 3-х т. Т. 2/ Д. Локк. - Москва : Мысль, 1985. - 560 с.
17. Морозова, И. С. Психологические факторы и механизмы интенсификации познавательной деятельности личности : дис. д-ра психол. наук : 19.00.01 / Морозова Ирина Станиславовна - Москва, 2006. - 49 с.
18. Мухров, И. С. Условия формирования профессиональной компетентности молодых квалифицированных рабочих в системе начального профессионального образования [Электронный ресурс] / И. С. Мухров // Современные проблемы науки и образования. - 2012. - № 3. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=6195
19. Образовательный портал в помощь школам, учителям, ученикам и родителям [Электронный ресурс] : Инфоурок. - Режим доступа : http s: //infourok.ru/
20. Петровский, А. В. Теоретическая психология: Учеб. пособие для студ. психолог. фак. высш. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский - Москва : 2003. - 496 с.
21. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - Москва : Просвещение, 2006. - 659 с.
22. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець // Молодой ученый. - 2016. - № 17.1. - С. 46¬50.
23. Рябушкина, Т. М. Познание и рефлексия: Научная монография / Т. М. Рябушкина. - Москва: Канон + РООИ «Реабилитация», 2014. - 352 с.
24. Сидорова, М. В. Урок английского языка в рамках реализации ФГОС / М. В. Сидорова // Молодой ученый. - 2019. - № 8. - С. 186-189.
25. Соколова, Л. А. Рефлексивный компонент деятельности как необходимое условие развития учителя и учащихся / А. Л. Соколова / Иностранные языки в школе. - 2005. - № 1. - С. 19-26.
26. Степанов, С. Ю. Проблема формирования типов рефлексии в решении творческих задач / С. Ю. Степанов, И. Н. Семенов//Вопросы психологии. - Москва, 1982. - с. 99-104.
27. Степанов, С. Ю. Психология рефлексии: проблемы и исследования /
С. Ю. Степанов, И. Н Семенов// Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 117¬126.
28. Струминский В. Я. Архив К. Д. Ушинского : [в 4 т.] / В. Я. Струминский. - Москва : Акад. пед. наук РСФСР, 1959 - 1962. - 477
29. Ушева, Т. Ф. Формирование и мониторинг рефлексивных умений учащихся: методическое пособие / Т. Ф. Ушева. - Красноярск: Поли-ком, 2007. 88 с.
30. Ушева, Т. Ф. Формирование рефлексивных умений школьников [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ушева // Школьные технологии. - 2012. - №2. - Режим доступа : https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-refleksivnyh-umeniy- shkolnikov
31. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт. [Электронный ресурс] : приказ от 17 декабря 2010г. №1897 // Федеральные государственные образовательные стандарты. Режим доступа : https://fgos.ru/
32. Фролова, П. И. К вопросу об историческом развитии понятия
«Функциональная грамотность» в педагогической теории и практике [Электронный ресурс] / П. И. Фролова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2016. - №1 (23). - Режим доступа :
https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/k-voprosu-ob-istoricheskom-razvitii-ponyatiya- funktsionalnaya-gramotnost-v-pedagogicheskoy-teorii-i-praktike
33. Щедровицкий, Г. П. Мышление. Понимание. Рефлексия /
П. Г. Щедровицкий. - Москва : Наследие ММК, 2005. - 800 с.
34. Щедровицкий, Г. П. Очерки по философии образования (статьи и лекции) / П. Г. Щедровицкий. - Москва : Педагогический центр «Эксперимент» 2002. - 154 c.
35. Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6¬10.
36. Crandall, J. Language teacher education Z J. Crandall ZZ Annual Review of Applied Linguistics, 20. - 2019. P. 34-55.
37. Farrell Thomas Reflective Language Teaching: From Research to Practice Z Thomas Farrell ZZ Continuum. - London. - 2017. P. 8-11.
38. Girija Navaneedhan Reflective teaching pedagogy as innovative approach in teacher education through open and distance learning Z Navaneedhan Girija ZZ Journal of Media and Communication Studies Vol. 3(12). - 2016. P. 331-335.
39. Jennifer A. Moon Reflection in Learning and Professional Development Z A. Jennifer ZZ Routledge. - 2000. P. 40-51.
40. Lund Lea How teachers reflect on their pedagogy: learning from Teachers’ pedagogical vocabulary Z Lea Lund ZZ Centre for Teaching Development and Digital Media, Aarhus University. - Denmark. - 2017. P. 22-31.
41. McAlpine, L., Weston, C. Reflection: Issues related to improving professors’ teaching and students’ learning / L. McAlpine, C. Weston // Instructional Science. - 2015. P. 363-385.
42. Zundholm, Helge . Reflections upon the nature of the psychological self. Psychol. Rev., v. 47, 1940. - 127 p.