ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
|
Введение 5
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ 9
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение: понятие, характеристики 9
1.2 Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 13
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения детей
раннего возраста в период адаптации к ДОУ 18
2 Экспериментальное изучение адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ и специфики психолого-педагогического сопровождения 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 22
2.2 Описание системы психолого-педагогического сопровождения
детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ 28
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» 46
Приложение Б Методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (автор - К. Л. Печора) 48
Приложение В Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период 49
Приложение Г Выступление на родительском собрании «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Приложение Д Консультация-памятка для воспитателей «Адаптация детей в ДОУ» 51
Приложение Е Памятка для родителей «Подготовка ребенка к ДОУ» 52
Приложение Ж Стенд «Советы психолога: комфортная адаптация к ДОУ»
1 Теоретические аспекты изучения психолого-педагогического
сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ 9
1.1 Психолого-педагогическое сопровождение: понятие, характеристики 9
1.2 Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ 13
1.3 Специфика психолого-педагогического сопровождения детей
раннего возраста в период адаптации к ДОУ 18
2 Экспериментальное изучение адаптации детей раннего возраста к
условиям ДОУ и специфики психолого-педагогического сопровождения 22
2.1 Организация и методы исследования. Анализ результатов
первичной диагностики 22
2.2 Описание системы психолого-педагогического сопровождения
детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ 28
2.3 Сопоставительный анализ результатов первичной и повторной
диагностики 32
Заключение 38
Список использованных источников 40
Приложение А Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?» 46
Приложение Б Методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (автор - К. Л. Печора) 48
Приложение В Карта индивидуального сопровождения ребенка в адаптационный период 49
Приложение Г Выступление на родительском собрании «Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ»
Приложение Д Консультация-памятка для воспитателей «Адаптация детей в ДОУ» 51
Приложение Е Памятка для родителей «Подготовка ребенка к ДОУ» 52
Приложение Ж Стенд «Советы психолога: комфортная адаптация к ДОУ»
В последнее время проблема психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ стала чрезвычайно актуальной. Это связано с тем, что, когда дети поступают в дошкольное учреждение, их стереотипы начинают рушиться. Ребенок находясь в непривычных для него условий, а именно: установка новых правил, режим дня, новое окружение, стиль общения со взрослыми и сверстниками, испытывает стресс.
На сегодняшний день не достаточно изучено, как ребенок ведет себя при адаптации к детскому саду, какие трудности он будет испытывать, как происходит оценка психического и эмоционального состояния ребенка в данный период. Так же немаловажным является и то, какие критерии, и способы наблюдений применяются при адаптации в ДОУ. Задача педагога состоит в том, чтобы на первой стадии (легкой) постараться помочь ребенку, адаптироваться к новым социальным условиям, найти контакт со сверстниками и взрослыми.
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ - это довольно продолжительный по времени процесс, который тесно взаимосвязан с тяжелой и напряженной работой всех подсистем детского организма. В раннем возрасте у ребенка еще не достаточно сформированы способности к безболезненной и быстрой адаптации, поэтому стремительный переход в незнакомую среду может спровоцировать состояние сильного стресса, что, в свою очередь, может стать причиной серьезных нарушений эмоциональной сферы или замедлить темп психофизического развития.
Для того чтобы предотвратить данные нарушения необходимо организовать процесс адаптации ребенка к ДОУ таким образом, чтобы сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей раннего возраста, способствовать комфортному и безболезненному привыканию детей к новой и незнакомой для него среде.
Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ вызывает ряд проблемных вопросов у педагогов, что позволяет считать выбранную тему актуальной на сегодняшний день и определить цель нашего исследования - изучение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Цель работы определила следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение процесса адаптации детей раннего возраста.
3. Разработать и апробировать программу по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: анкетирование (методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (автор - К. Л. Печора.), анкета «Адаптация ребенка к ДОУ» (автор - Т. Н. Доронова)).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов в области адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (Богоявленская Д. Б., Головня О. И., Казакова Е. И., Кремлякова А. Ю., Милославова И. А., Морозова Е. А., Шипицина Л. М., Шпак Л. Л. и др.); по организации адаптационного периода (Афонькина Ю. А., Печора К. Л., Роньжина А. С. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБДОУ «Озерновский детский сад № 6» Енисейского района. Исследование проводилось в январе-мае 2021 г. В экспериментальном исследовании приняли участие дети раннего дошкольного возраста и их родители. Количество детей, принявших участие в исследование 10 человек. Возраст испытуемых 1-3 года. Количество родителей, принявших участие в исследовании, 10 человек, возраст которых составил 23-45 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
2 этап (январь 2020 г. - апрель 2021 г.) - проведение первичной диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, разработка и апробация программы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
3 этап (март - май 2021 г.) - проведение повторной диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности применения коррекционной программы, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности применения ее как педагогам, психологам в практической работе, так и родителям. А так же, представленный материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 49 источников, и 7 приложений. В работе содержится 6 таблиц и 3 рисунка. Общий объем работы составляет 53 страницы.
На сегодняшний день не достаточно изучено, как ребенок ведет себя при адаптации к детскому саду, какие трудности он будет испытывать, как происходит оценка психического и эмоционального состояния ребенка в данный период. Так же немаловажным является и то, какие критерии, и способы наблюдений применяются при адаптации в ДОУ. Задача педагога состоит в том, чтобы на первой стадии (легкой) постараться помочь ребенку, адаптироваться к новым социальным условиям, найти контакт со сверстниками и взрослыми.
Адаптация детей раннего возраста к ДОУ - это довольно продолжительный по времени процесс, который тесно взаимосвязан с тяжелой и напряженной работой всех подсистем детского организма. В раннем возрасте у ребенка еще не достаточно сформированы способности к безболезненной и быстрой адаптации, поэтому стремительный переход в незнакомую среду может спровоцировать состояние сильного стресса, что, в свою очередь, может стать причиной серьезных нарушений эмоциональной сферы или замедлить темп психофизического развития.
Для того чтобы предотвратить данные нарушения необходимо организовать процесс адаптации ребенка к ДОУ таким образом, чтобы сохранить и укрепить психическое и физическое здоровье детей раннего возраста, способствовать комфортному и безболезненному привыканию детей к новой и незнакомой для него среде.
Осуществление психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ вызывает ряд проблемных вопросов у педагогов, что позволяет считать выбранную тему актуальной на сегодняшний день и определить цель нашего исследования - изучение психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
Объект исследования - психолого-педагогическое сопровождение.
Предмет исследования - психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению.
Цель работы определила следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ.
2. Провести эмпирическое исследование, направленное на изучение процесса адаптации детей раннего возраста.
3. Разработать и апробировать программу по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ, определить ее эффективность.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические методы: анкетирование (методика «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (автор - К. Л. Печора.), анкета «Адаптация ребенка к ДОУ» (автор - Т. Н. Доронова)).
3. Методы качественной и количественной обработки полученных результатов.
Методологической основой исследования выступили труды отечественных психологов в области адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ (Богоявленская Д. Б., Головня О. И., Казакова Е. И., Кремлякова А. Ю., Милославова И. А., Морозова Е. А., Шипицина Л. М., Шпак Л. Л. и др.); по организации адаптационного периода (Афонькина Ю. А., Печора К. Л., Роньжина А. С. и др.).
Экспериментальная база исследования представлена МБДОУ «Озерновский детский сад № 6» Енисейского района. Исследование проводилось в январе-мае 2021 г. В экспериментальном исследовании приняли участие дети раннего дошкольного возраста и их родители. Количество детей, принявших участие в исследование 10 человек. Возраст испытуемых 1-3 года. Количество родителей, принявших участие в исследовании, 10 человек, возраст которых составил 23-45 лет.
Этапы исследования:
1 этап (декабрь 2020 г.) - изучение теоретических аспектов проблемы, определение категориального аппарата, определение методов и выборки экспериментального исследования адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
2 этап (январь 2020 г. - апрель 2021 г.) - проведение первичной диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, разработка и апробация программы по психолого-педагогическому сопровождению детей раннего возраста в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
3 этап (март - май 2021 г.) - проведение повторной диагностики адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, анализ полученных результатов исследования, определение эффективности применения коррекционной программы, формулирование выводов, оформление ВКР.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности применения ее как педагогам, психологам в практической работе, так и родителям. А так же, представленный материал, могут использовать студенты при подготовке к занятиям, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, включающего 49 источников, и 7 приложений. В работе содержится 6 таблиц и 3 рисунка. Общий объем работы составляет 53 страницы.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу, под психолого-педагогическим сопровождением мы понимаем систему психологических и педагогических условий, обеспечивающих реализацию образовательных потребностей дошкольников, успешную социализацию в процессе воспитания, обучения, коррекции и развития.
Проанализировав различные точки зрения, мы можем согласиться с Л. В. Белкиной, что адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и адаптацию к ее условиям. Так же, мы сделали вывод, что проблемой при адаптации ребенка к условиям в ДОУ может быть ряд причин, таких как:
- психическое развитие и эмоциональное состояние ребенка;
- темперамент ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик);
- неправильно организованный режим дня в семье и прочее;
Таким детям сложнее адаптироваться к новым для него условиям. В связи с эмоциональными переживаниями (отдаление от мамы) у ребенка могут происходить нарушения со здоровьем.
Для профилактики выше перечисленных реакции ребенка, важным является грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации в дошкольном учреждении.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в период адаптации к ДОУ является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение усвоения образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ, на базе МБДОУ «Озерновский детский сад № 6» Енисейского района.
В качестве диагностического инструментария нами использовались такие методики, как: «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (автор - К. Л. Печора), и анкета «Адаптация ребенка к ДОУ» (автор - Т. Н. Доронова).
Проанализировав результаты первичной диагностики, полученные с помощью анкеты «Адаптация ребенка к ДОУ» (автор - Т. Н. Доронова) и методики «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (автор - К. Л. Печора), мы отметили, что 60% дошкольников не готовы успешно пройти через адаптационный период.
Нами была разработана и реализована система психолого¬педагогического сопровождения детей в период адаптации к условиям ДОУ.
Проанализировав результаты повторной диагностики, мы пришли к выводу, что 90 % (9 чел.) дошкольников раннего возраста успешно адаптировались к условиям ДОУ.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы констатировали, что организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ способствует успешной адаптации детей.
Проанализировав различные точки зрения, мы можем согласиться с Л. В. Белкиной, что адаптация - это процесс вхождения человека в новую для него среду и адаптацию к ее условиям. Так же, мы сделали вывод, что проблемой при адаптации ребенка к условиям в ДОУ может быть ряд причин, таких как:
- психическое развитие и эмоциональное состояние ребенка;
- темперамент ребенка (холерик, флегматик, сангвиник, меланхолик);
- неправильно организованный режим дня в семье и прочее;
Таким детям сложнее адаптироваться к новым для него условиям. В связи с эмоциональными переживаниями (отдаление от мамы) у ребенка могут происходить нарушения со здоровьем.
Для профилактики выше перечисленных реакции ребенка, важным является грамотно организованное психолого-педагогическое сопровождение детей в период адаптации в дошкольном учреждении.
Целью психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в период адаптации к ДОУ является обеспечение нормального развития ребенка (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте). Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; психологическое обеспечение усвоения образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) родителей, педагогов.
Нами организовано экспериментальное исследование, направленное на изучение процесса адаптации детей раннего возраста в ДОУ, на базе МБДОУ «Озерновский детский сад № 6» Енисейского района.
В качестве диагностического инструментария нами использовались такие методики, как: «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (автор - К. Л. Печора), и анкета «Адаптация ребенка к ДОУ» (автор - Т. Н. Доронова).
Проанализировав результаты первичной диагностики, полученные с помощью анкеты «Адаптация ребенка к ДОУ» (автор - Т. Н. Доронова) и методики «Психолого-педагогические параметры определения готовности поступления ребенка в дошкольное учреждение» (автор - К. Л. Печора), мы отметили, что 60% дошкольников не готовы успешно пройти через адаптационный период.
Нами была разработана и реализована система психолого¬педагогического сопровождения детей в период адаптации к условиям ДОУ.
Проанализировав результаты повторной диагностики, мы пришли к выводу, что 90 % (9 чел.) дошкольников раннего возраста успешно адаптировались к условиям ДОУ.
Сопоставляя результаты первичной и повторной диагностики, мы констатировали, что организация психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к условиям ДОУ способствует успешной адаптации детей.
Подобные работы
- ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 7400 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 7600 р. Год сдачи: 2020 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6170 р. Год сдачи: 2020 - Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья посредством составления и реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных жизненных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2021 - Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения (Московский Финансово-Промышленный Университет «Синергия»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2022 - Психолого-педагогическая абилитация детей раннего возраста с
ограниченными возможностями здоровья посредством составления и
реализации индивидуальной программы ранней помощи в естественных
жизненных ситуациях
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ К СОПРОВОЖДЕНИЮ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2020 - ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ПОСРЕДСТВОМ
КОМПЛЕКСА МЕРОПРИЯТИЙ С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ, С УЧЕТОМ ТИПА ПРИВЯЗАННОСТИ РЕБЕНКА К МАТЕРИ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018



