Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ «Школа №1474» (г. Москва).
Выборка: 70 сотрудников в возрасте от 22 до 53 лет.
Введение 3
Глава 1. Профессиональная карьера как социально-психологический феномен 6
1.1 Современные представления о профессиональной карьере в психологии 6
1.2 Активность личности и ее жизненный путь 12
1.3 Профессиональная карьера в контексте личностного и профессионального самоопределения 21
Глава 2. Эмпирическое исследование возрастной динамики представления о профессиональной карьере 30
2.1 Организация и методы исследования 30
2.2 Анализ результатов исследования 31
2.3 Рекомендации по оптимизации профессиональной карьеры 44
Заключение 49
Библиографический список 51
Актуальность исследования. Актуальность данной работы обусловлена отсутствием четких критериев (представлений) сотрудников о карьере и карьерных ориентациях, в частности. Это создает значительные трудности на пути профессионального становления обучающихся.
В Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г., разработанного Министерством экономического развития Российской Федерации указано: «Модернизация российской экономики будет сопровождаться увеличением спроса на высококвалифицированные кадры. Формирование квалифицированных рабочих кадров в соответствии с потребностями экономики предусматривает улучшение качества рабочей силы и развитие ее профессиональной мобильности». «Особую значимость приобретает работник нового типа, обладающий креативным интеллектом, стремлением к непрерывному обучению и саморазвитию, профессиональной мобильностью. Обеспечение его формирования и эффективного управления признано приоритетным направлением политики государства в современной постиндустриальной экономике». На ХIХ Всемирном фестивале молодежи и студентов «Молодежь-2030. Образ будущего» Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем выступлении четко обозначил, что «…абсолютные конкурентные преимущества получат те, кто может не только думать по-современному, но те, кто накапливает знания из совершенно разных областей знаний и разных областей науки, могут их комбинировать и эффективно применять для решения стоящих перед всеми нами задач». Владимир Путин также посоветовал молодежи «…строить реализуемые планы на будущее и всегда думать о том, как они будут выполнены».
В условиях необходимости создания кадрового ядра, способного эффективно выполнять поставленные задачи, руководители, имея установки на высокую квалификацию подчиненных и высокую производительность труда, должны предпринимать все меры для сохранения высококвалифицированных сотрудников.
Вопрос построения успешной профессиональной карьеры оказывает непосредственное влияние на благосостояние, удовлетворенность личности результатами своей жизнедеятельности; эта проблема волнует многих людей.
До недавнего времени само слово «карьера» несло негативную нагрузку, и отечественные исследователи избегали употребления данного термина, заменяя его словами «самореализация», «профессиональные достижения» и т. п. В настоящее время произошло переосмысление самого понятия «карьера»: она теперь не рассматривается как погоня за известностью, славой и выгодой.
Объект исследования – представление о профессиональной карьере.
Предмет исследования – возрастная динамика представлений о профессиональной карьере.
Гипотеза исследования: особенности критерий представлений о профессиональной карьере связаны с тем, что, проходя через жизненные этапы, люди меняют свои взгляды, потребности в другом направлении.
Цель исследования – изучить возрастную динамику представлений о профессиональной карьере.
Задачи работы:
1. Изучить современные представления о профессиональной карьере в психологии.
2. Изучить активность личности и ее жизненный путь.
3. Рассмотреть профессиональную карьеру в контексте личностного и профессионального самоопределения.
4. Провести эмпирическое исследование возрастной динамики представления о профессиональной карьере.
Методы исследования:
1. Теоретические методы: теоретический анализ над психологической литературой, которая посвящена теме исследования.
2. Эмпирический метод (метод тестирования).
1. Метод организации исследования – сравнительный метод.
2. Метод обработки данных – сравнение методом U-критерия Манна-Уитни.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы в консультировании относительно выбора профессии, профориентации, а также для оценки мотивации к профессиональной деятельности при индивидуальном консультировании и при работе с коллективами на предприятиях.
Теоретический анализ показал, что научная литература располагает описанием базовых для нашего исследования понятий «карьера», «карьерная мотивация», «карьерные ожидания» и «гендер». Карьера – закономерный результат активности самого человека, обеспечивающий его продвижение на профессиональном поприще, достижение поставленных целей, возможность более эффективного служения обществу Карьерную мотивацию мы рассматриваем, как процесс побуждения индивида к деятельности для достижения целей организации или личных целей. Эксперты также сходятся во мнении, что мотивацию можно охарактеризовать как способ удовлетворения потребностей человека в обмен на его работу. Карьерные ожидания – показатель, отражающий результаты планирования своей профессиональной деятельности (количество должностных позиций или видов деятельности, которое необходимо пройти и освоить, чтобы достичь конечной цели карьеры) на основании субъективной оценки личностью своих компетенций и возможностей. Понятие «гендер» мы рассматриваем как социально-психологическую само идентифицированную принадлежность личности.
Подводя общие итоги проведенного исследования, можно сделать вывод о том, что сотрудники различного возраста по-разному представляют карьерный рост, это зависит как от их личных притязаний, так и от организации работы с кадрами, осуществляемой в организации. Вполне предсказуемо, что сотрудник, поступающий на работу, полагает, что в системе имеются условия, при которых всесторонне и в равной степени оцениваются деловые качества претендентов на занятие той или иной должности, способствуют раскрытию потенциала сотрудника и достижению общественных целей и интересов. Очень важно, чтобы сотрудник видел перспективы своего дальнейшего развития. В ситуации, когда сотрудник перестает видеть для себя перспективы роста, происходит стагнация; и, если сотрудника устраивает его служебное положение, то он становится пассивным исполнителем, с довольно консервативными взглядами. Данная ситуация может негативно сказаться как на служебной деятельности, так и на социально-психологическом климате в служебном коллективе.
Обобщая вышесказанное, можно заключить, что для предупреждения оттока профессиональных кадров и формирования оптимальных взаимоотношений в коллективах руководителю необходимо:
• использовать современные подходы и методики как для работы с потенциальными кандидатами на работу, так и с молодыми сотрудниками в период их адаптации;
• раскрывать потенциал своих подчиненных на ранних этапах профессиональной деятельности, оценивая по достоинству при этом активность, инициативность и желание самого сотрудника к построению профессиональной карьеры;
• создавать необходимые условия для профессионального роста сотрудников, разъяснять этапы планирования карьеры, изучать положительный опыт;
• нацеливать сотрудников на «непрерывное обучение в течение всей жизни», при этом обучение должно быть конкретным, целевым и проходить в новых, возможно игровых форматах;
• оказывать управленческое воздействие на подчиненных с учетом возрастной динамики их представлений о профессиональной карьере.
Результаты теоретического исследования и эмпирического эксперимента свидетельствуют об эффективности проведенной работы и о правильности выдвинутой гипотезы.
Исследование открывает перспективы в консультировании относительно выбора профессии, профориентации, а также для оценки мотивации к профессиональной деятельности при индивидуальном консультировании и при работе с коллективами на предприятиях.
1. Абрамкина М.О., Применение теории А. Маслоу в системе мотивации труда персонала [Текст] //Актуальные вопросы экономических наук. – №43. – 2015. – С. 29-33.
2. Абубикирова Н.И., Что такое «гендер»? [Текст]// ОНС. – 1996. – №6. – С. 123-125.
3. Баскакова М. Дискриминация в сфере труда [Текст] // Социально-трудовые права женщин в России. – М., 2012.– С. 30–46.
4. Бендас Т.В., Гендерные исследования лидерства [Текст] // Вопросы психологии. – 2007. – №
5. Ватульян М.А., Проблема профессиональной реализации и карьерные ожидания студентов-гуманитариев (результаты социологического опроса [Текст]// Современные научные исследования и инновации. – 2012. – № 5.
6. Вилянах В.К., Психологические механизмы мотивации человека [Текст]. — М.: Изд-во МГУ, 1990.—288 с.
7. Врум В., Труд и мотивация [Текст]. — 1964. — 331 с.
8. Гаспарович Е.О., Коваленко Т.К., Токарев А.Г., Гендерные особенности профессиональной мотивации карьерных ориентаций на разных этапах профессионального пути [Текст] // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. – 2018. – № 3. – С. 23–28.
9. Генкин Б.М., Кононова, Г.А., Кочеткова, В.И. Основы управления персоналом [Текст]. - М., 1996. 381 с.
10. Горелов Н.А., Тучков А.И., Энциклопедия труда и занятости [Текст]. – СПб., 1997. – 239 с.
11. Гунделах О.Е., Гуриева С.Д., Казанцева Т., Марарица Л. Гендерное неравенство на работе как фактор карьерной успешности женщин [Текст] / О. Гунделах, С.Д. Гуриева, Т. Казанцева, Л. Марарица// Психологический журнал. – 2023. – T. 44. – № 2. – C.15-27.
12. Гунделах О.Е., Гуриева С.Д. Гендерные барьеры карьерного продвижения в организации [Текст] / О.Е. Гунделах, С.Д. Гуриева// Administrative Consulting. – 2021. – Volume 7. – Issue 2 (14). – С. 32-39.
13. Гуриева С.Д., Белова О.Е., Стеклянный потолок в профессиональной карьере женщин [Текст] // Научные труды КубГТУ. – 2019. – № 4. – С. 769–773.
14. Гуриева С.Д., Социально-психологический феномен гендерного неравенства [Текст] // Социальная психология. Традиции и современность. СПб.: Скифия-принт, 2020. – С. 211–223.
15. Гуриева С.Д., Марарица Л.В., Казанцева Т.В. Социальные и организационные факторы проявления гендерного неравенства в организации [Текст] / С.Д. Гуриева, Л.В. Марарица, Т.В. Казанцева // Мужское измерение работы и семьи в современном мире: государственная политика и практики повседневности: сборник материалов Международ. науч.-практич. конф. / под общ. ред. И. В. Фроловой. Уфа: Инеш, 2020. – C. 126–134.
16. Дусказиева Ж.Г., Гендерная психология: учебное пособие [Текст]. – Красноярск, 2010. – 108 с.
17. Евтихов О.В., Психология управления персоналом: теория и практика [Текст]. — СПб., 2010. — 285 с.
18. Едиханова Ю.М., Закономерности, механизмы, факторы и условия коррекции неуверенности детей дошкольного возраста [Текст] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S12. – С. 11–15.
19. Иваненко Л.А., Когдин А.А., Роль мотивации и стимулирования в управлении деловой карьерой персонала/ Л.А. Иваненко, А.А. Когдин//Основы экономики, управления и права. - №5(11). – 2014. – С. 73-76.
20. Иванов В.Ю., Управление карьерой менеджера: необходимость и основное содержание [Текст]// Менеджмент в России и за рубежом. - № 5. – 1998.
21. Ильин Е.П., Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины [Текст]. — СПб.: Питер, 2002. — 678c.
22. Карьерные ожидания студентов российских вузов / Е.Ю. Шибанова, С.С. Малиновский, М.М. Тойлуг-оол, А.И. Дудина [Текст]. — М.: НИУ ВШЭ, 2021. — 36 с.
23. Клецина И.С., Гендерная психология и направления ее развития // Практикум по гендерной психологии [Текст]. – СПб., 2003. – 471 с.
24. Ковалева И.А., Особенности гендерного аспекта в профессиональной карьере [Текст]// Психологические науки: теория и практика: материалы I Международ. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 50-52.
25. Козловский Ю.Н., Психологическая теория решений [Текст]. – М.: Проспект, 2009.
26. Кон И.С., Ребенок и общество [Текст]. М.: Академия, 2003. – 336 с.
27. Кончатова Я.А., Управление карьерой как инструмент мотивации персонала [Текст] // Молодой ученый. — 2017. — № 5 (139). — С. 180-183.
28. Мазняк И.О., Теоретические представления о трудовой мотивации: анализ основных концепций [Текст] //Вестник РУДН, серия Социология. - №1(9). – 2006. – С. 72-82.
29. Макарова С.Н., Женщина-руководитель: особенности процесса становления [Текст] // Personal: MaterialsoftheVInternationalScientificConference. 2018. – Р. 14–18.
30. Марарица Л.В., Казанцева Т.В., Гуриева С.Д. Феномен гендерного неравенства как фактор карьерного капитала женщины: постановка проблемы/ Л.В. Марарица, Т.В. Казанцева, С.Д. Гуриева// Психология человека в образовании. – 2019. – т. 1. – № 1. – С. 44–52.
31. Могилевкин Е. А., Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг [Текст]. СПб.: Речь, 2007. – 336 с.
32. Мударисов А.А., Восприятие карьеры как фактор личностно-профессионального развития госслужащих дис. ... канд. псих. наук: 19.00.03 [Текст]. – М., 2018. – 196 с.
33. Николаенко Т.Н., Ханагян Т.А. Гендерные проблемы построения карьеры будущего специалиста [Текст] / Т.Н. Николаенко, Т.А. Ханагян // Вестник Сибирского государственного университета путей сообщения: Гуманитарные исследования. – 2021. – № 2 (10). – С. 20-26.
34. Пятницкая О.А., Юров А.К. Сопоставительный анализ понятий гендерной и половой идентичности в зарубежной и отечественной психологии [Текст]/ О.А. Пятницкая, А.К. Юров // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. – 2009. – № 2.– С. 347-350
35. Садон Е.В., Могилевкин Е.А., Профессиональные компетенции как психологический фактор деловой карьеры выпускника вуза [Текст] // Высшее образование сегодня. – 2008. – №10. – С. 28-32.
36. Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. 2-е изд., перераб. и допол. [Текст]. – М.: Институт социологии РАН, 1998. – 696 с.
37. Сошникова А.И., Александров А.А., Модель мотивации Ф. Герцберга как один из инструментов управления человеческой деятельностью в профессиональной сфере [Текст] //Гуманитарный вестник. - №1. – 2019. – С. 1-11.
38. Столяренко Л.Д., Основы психологии [Текст]. — М.: Феникс, 1997. — 277 с.
39. Удавихина У.А., Гуриева С.Д. Особенности применения гендерных стратегий при построении карьеры женщинами в России [Текст] / У.А. Удавихина, С.Д. Гуриева // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. – 2020. – № 3. – С. 270.
40. Унгер Р., Несовершенство современного мышления: Психология строительства пола // Это важно: Психология и строительство пола [Текст]. – Нью-Хейвен: Издательство Йельского университета, 1990. – 370 с.
41. Филиппов А.В., Работа с кадрами: психологический аспект [Текст]. – М., 1990. – 168 с.
42. Шабалина О.В., Особенности и проблемы гендерных стереотипов [Текст] // Социум и власть. – 2008. – № 3.
43. Шевелева А.М., Профессиональная карьера: психологические аспекты и гендерный подход [Текст] // Saarbrücken: LAPLAMBERTAcademicPublishing, 2012.
44. Шейн Э.Х., Динамика карьеры: соответствие индивидуальным организационным потребностям [Текст]. - Addison-WesleyPublishingCompany, 1978.– P. 845–874.
45. Ярушкин Н.Н., Сатонина Н.Н., Психологические особенности женщин-руководителей [Текст]/ Н.Н. Ярушкин, Н.Н. Сатонина// Вестник Самарской гуманитарной академии. Сер.: Психология. – 2009. – № 1. – С. 125–134.
46. Bem S., The Lenses of Gender: Transforming the Debate on Sexual Inequality. – 1993.
47. Fishbein M., How to Get Motivated According to Behavioral Psychology/ M. Fishbein [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://nuancesprog.ru/p/2985/ (Дата обращения:10.11.2023).
48. Hewett R., Haun V.C., Demerouti E., Rodríguez Sánchez A.M., Skakon J. and De Gieter S., Compensating need satisfaction across life boundaries: A daily diary study [Text] // Journal of Occupational and Organizational Psychology. – 2017. – №90 (2). – Рр. 270–279.
49. Holland J.L., Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments [Text]. – Odessa, FL: Psychological Assessment Resources, Inc., 1997.
50. Rudman L.A., Phelan J.E. Backlash effects for disconfirming gender stereotypes in organizations. Research in Organizational Behavior [Text]/ L.A. Rudman, J.E. Phelan vol. 28, pp. 61-79.
51. Siebert S.E., Kraimer M.L., Crant J.M. What do proactive people do? A longitudinal model linking proactive personality and career success [Text]/ S.E. Siebert, M.L. Kraimer, J.M. Crant // Personnel Psychology. – 2006. – V. 54. – № 4.
52. Stockard J., Johnson M.& Maccoby, Sex Roles: Sex Inequality and Sex Role Development/ J. Stockard [Text]. – Publisher: Pearson College Div, 1990 – 336 p.
53. Stoller R. Sex and Gender: The Development of Masculinity and Femininity/R. Stoller [Text]. – Routledge, 2020. – 400 p.