Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Снижение проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста в постковидный период посредством группового консультирования

Работа №164419

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

психология

Объем работы165
Год сдачи2023
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
31
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Оглавление 2
Реферат 3
Введение 10
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 16
1.1. Феномен агрессии в психологии 16
1.2. Особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте 26
1.3. Особенности проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста в
постковидный период 31
1.4. Специфика группового консультирования детей младшего школьного возраста 38
Выводы по главе 1 46
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 48
2.1. Описание эмпирической выборки и методик исследования 48
2.2. Результаты диагностики агрессии детей младшего школьного возраста 55
2.3. Программа занятий группового консультирования по снижению уровня агрессии детей младшего
щкольного возраста 68
2.4. Результаты повторной диагностики агрессии детей младшего школьного возраста 73
Выводы по главе 2 86
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 89
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 91
ПРИЛОЖЕНИЯ 104

В настоящее время детская агрессия и родственные ей формы поведения являются актуальными проблемами для исследования, несмотря на то, что тема агрессии общезначима уже на протяжении многих десятилетий.
Проблема - агрессия как феномен - сравнительно молода. Но несмотря на этот факт, множество психологов (А. Бандура, Л. Берковиц, Р. Бэрон, П.А. Ковалев, К.С. Лебединская, Н.Д. Левитов, М.М. Райская, Л.М. Семенюк, И.А. Фурманов, О.И. Шляхтина и др.) исследователей, раскрывали и раскрывают новые аспекты данного явления. Данные, которые имеются в науке в настоящее время, уже не могут в полном объеме обеспечивать соответствующие прикладные науки, что и объясняет острую необходимость дублирования исследований социального характера.
Актуальность темы несомненна, ведь согласно результатам последних научных исследований, на сегодняшний день проявления детской агрессии, в том числе в постковидный период, являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, с которыми все чаще встречаются взрослые - родители, учителя, психологи. Несомненно, на эту ситуацию повлияла самоизоляция, вызванная пандемией коронавирусной инфекции. По данным Всемирной организации здравоохранения, в период 2020 - 2021 гг. на фоне стремительного распространения пандемии COVID - 19 и повторных вспышек болезни на 40% вырос уровень тревоги у населения, на 50% повысился уровень страха и стресса, что представляет собой естественную реакцию на быстро меняющуюся ситуацию [38]. На сегодняшний день, если задавать вопрос врачам о том, каковы психологические последствия сложившейся ситуации для детей, то никаких экспериментально подтвержденных данных о возможных осложнениях они дать не могут. Доктор психологических наук Т. А. Шамилевич и руководитель лаборатории психологии детского и подросткового возраста Е.Г. Дозорцева, рассказывая о последствиях пандемии, подчеркивают, что несмотря на то, что проблема детской агрессии возникла уже очень давно, самоизоляция послужила катализатором возникновения дополнительного напряжения и дезорганизации, которые, в свою очередь, сказались на поведении школьников.
Особое внимание следует обратить на такую возрастную группу как младшие школьники. Период взросления, младший школьный возраст, сам по себе не являясь критическим кризисом, может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем.
Современный ребенок существует в мире очень сложном по своей структуре, содержанию и тенденциям социализации. Личность ребенка формируется опосредовано. Дети принимают опыт агрессии через семью, через взаимоотношения со сверстниками, а также через средства массовой информации и компьютерные игры. Несомненно, важную роль играет механизм идентификации, ведь дети стараются подражать поведению знаменитостей и любимых героев. Чаще всего именно это провоцирует их агрессивное поведение, которое и воспринимается окружающим социумом как неадекватное. Довольно часто данная проблема решается взрослыми - родителями и педагогами, с помощью такого педагогического воздействия как наказание или выговор, после чего ребенок на некоторое время становится сдержаннее, и его поведение удовлетворяет требования взрослых. Но такие педагогические воздействия лишь усиливают реакцию, которая копится внутри ребенка и не способствует перевоспитанию и стойкому изменению поведения к лучшему.
Современные тенденции модернизации системы образования диктуют новые требования, в соответствии с которыми особое значение приобретает проблема охраны не только физического, но и психологического здоровья детей младшего школьного возраста, создание условий для их благополучного эмоционального состояния.
Для того чтобы предупредить развитие агрессии и остановить ее переход в агрессивность как свойство личности, необходимо своевременно выявлять агрессивное поведение младших школьников и грамотно организовать работу по его нивелированию.
Одним из эффективных методов коррекции, используемым с детьми младшего школьного возраста, является групповое консультирование. Результативность метода объясняется возможностью детей исследовать свой стиль отношений с другими и приобрести более эффективные социальные навыки. То есть школьники получают возможность научения и приобретения новых умений, навыков, а также более продуктивных и адаптивных способов взаимодействия с окружающими. Узнают способы решения возникающих проблем и конфликтов через общение и взаимодействие с другими людьми - членами группы. Метод группового консультирования многофункционален, с его помощью можно обучать, развивать, воспитывать, диагностировать и корректировать.
Вопрос влияния группового консультирования на снижение агрессии детей младшего школьного возраста, использование его функционала психологами в коррекционно-развивающей работе недостаточно раскрыт в настоящее время.
Цель исследования: изучить особенности проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста в постковидный период и разработать программу групповых консультативных встреч, направленных на снижение агрессии.
Объект исследования: проявление агрессии у детей младшего школьного возраста.
Предмет исследования: программа групповых консультативных встреч, направленная на снижение агрессии детей младшего школьного возраста в постковидный период.
Гипотеза исследования: состоит в том, что агрессия детей младшего школьного возраста в постковидный период проявляется через враждебность, гнев, агрессивность, и мы предполагаем, что групповые консультативные встречи будут способствовать снижению агрессии у детей младшего школьного возраста в постковидный период при условии:
1) создания благоприятной безопасной атмосферы;
2) использования игровых техник и упражнений когнитивноповеденческой психотерапии, с помощью которых возможно сформировать навыки распознавания и контроля агрессии;
3) выстраивании работы согласно дифференцированному подходу и учету индивидуальных особенностей каждого участника программы.
Задачи исследования:
1. Проанализировать и изучить научную литературу по теме исследования.
2. Дать научное обоснование понятию «агрессия», выявить критериальный аппарат исследования..
3. Определить специфику группового консультирования детей младшего школьного возраста.
4. Составить диагностический комплекс для изучения агрессии детей младшего школьного возраста и провести эмпирическое исследование.
5. Разработать и апробировать игровые занятия, направленные на коррекцию агрессии детей младшего школьного возраста.
6. Проверить эффективность разработанных игровых занятий, направленных на коррекцию агрессии детей младшего школьного возраста, с помощь методов математической статистики.
Методы исследования:
- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; обобщение практического опыта по работе психологов с агрессией детей младшего школьного возраста.
- эмпирические: опрос; эксперимент (групповое консультирование).
- статистические: методы математической обработки данных.
Экспериментальная база: Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № ХХ города Красноярска. В эмпирическом исследовании принимало участие 70 обучающийся младшего школьного возраста. Возраст испытуемых 8-10 лет, в формирующем эксперименте принимали участие человек.
Апробация результатов исследования происходила входе организации и проведения групповых консультаций на базе одной из общеобразовательных организаций г. Красноярска. Всего было проведено 10 групповых консультаций.
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
- нормативного подход в определении поведения как агрессивного (Румянцев Т.Р.);
- теория Влечения (психоаналитический подход)( З. Фрейд);
- экологический подход природы возникновения агрессии (К. Лоренц);
- ситуативный подход (Д. Доллард);
- теория социального научения (бихевиоральная модель).(А. Бандура);
Научная новизна исследования: были выявлены такие проявления агрессии детей младшего школьного возраста в постковидный период, как враждебность, гнев, агрессивность, специфика которых заключатся в демостративности, импульсивности, целенаправленности, а также удовлетворенности от самих действий, приносящих боль и унижение другим людям.
Теоретическое значимость исследования: состоит в систематизации и обобщении научной литературы по проблеме исследования, а также уточнении понятия «агрессия».
Практическая значимость исследования: состоит в разработке программы групповых консультаций для работы с младшими школьниками, направленной на снижение агрессии в поведении. Разработанные консультативные занятия по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста могут быть использованы в практике педагогами-психологами в школах, а также практикующими психологами в психолого-педагогических центрах.
Структура диссертации: работа состоит из введения, 2 глав, после которых идут выводы, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во Введении обсуждается актуальность работы, цели и задачи исследования, научная новизна, научная и практическая значимость диссертации, формулируются положения, выносимые на защиту, а также приводится список работ, в которых опубликованы результаты данного исследования.
В Главе 1 описаны теоретические основы понимания феномена агрессии, особенности развития эмоциональной сферы в младшем школьном возрасте, особенности проявления агрессии в поведении детей младшего школьного возраста в постковидный период, а также приведена специфика группового консультирования детей младшего школьного возраста. Представлены теоретические выводы.
В Главе 2 представлено экспериментальное исследование по применению группового консультирования школьников как способа снижения агрессии в поведении детей младшего школьного возраста. Описаны методическая организация исследования и обсуждение результатов констатирующего эксперимента, организация и проведение формирующего эксперимента, результаты формирующего эксперимента и их обсуждение. Сделаны выводы.
В Заключении сформулированы основные результаты диссертационного исследования.
В приложениях представлены таблицы, содержащие данные по результатам исследования, программа психологического консультирования, результаты математической обработки данных, а также методики исследования.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В настоящее время детская агрессия и родственные ей формы поведения являются актуальными проблемами для исследования, несмотря на то, что проблема - агрессия как феномен - сравнительно молода. На сегодняшний день проявления детской агрессии, в том числе в постковидный период, являются одной из наиболее распространенных форм нарушения поведения, на это повлияла в том числе и самоизоляция, явившаяся следствием пандемии коронавируса, что подтверждают данные ВОЗ, полученные в результате исследования уровня тревоги и страха населения. Проблема детской агрессия не нова, но самоизоляция выступила в роли катализатора, способствовавшего её актуализации. Отдельного внимания заслуживает категория младших школьников, зачастую они остаются вне фокуса, так как данный возраст не является критическим кризисом, однако при этом может спровоцировать целый ряд психологических проблем, особенно в условиях нарушения привычного протекания процессов развития личности в данном возрастном периоде.
В рамках диссертационной работы были изучены теоретические аспекты и особенности агрессии в младшем школьном возрасте: описание различных подходов к изучению данного феномена, как отечественных, так и зарубежных учёных; индивидуально-психологические особенности данного возрастного периода; особенности проявления агрессии в младшем школьном возрасте, в том числе особенности проявления в постковидный период; возможные способы и методы коррекции агрессии в младшем школьном возрасте. Были определены и описаны критерии исследования. На основании полученной информации был проведен подбор методик по исследованию проявлений агрессии младших школьников.
По результатам констатирующего исследования, в котором приняли участие 70 младших школьников, было выявлено, что большинство (66%) школьников обнаруживает средний общий уровень агрессии, больше четверти (33%) - высокий, при этом меньшинству учеников присущ низкий общий уровень агрессии (1%).
Исходя из анализа полученных результатов, была разработана и реализована программа групповых консультационных занятий, направленная на снижение агрессии у младших школьников. По результатам реализации программы значительно снизилась доля проявления вербальной, предметной агрессии, самоагрессии в поведении детей младшего школьного возраста. Положительное влияние данной программы было подтверждено статистической проверкой различия.
Таким образом, экспериментально было доказано, что групповое консультирование с использованием различных психотехник и упражнений, а также работой с развитием навыков самопомощи будет результативно в целях снижения уровня агрессии у младших школьников. Таким образом, поставленные задачи исследования были выполнены, а гипотеза исследования подтвердилась, то есть агрессия детей младшего школьного возраста в постковидный период проявляется через враждебность, гнев, агрессивность, и групповые консультативные встречи будут способствовать снижению агрессии у детей младшего школьного возраста в постковидный период.
Анализ работы позволяет определит её теоретическую и практическую значимость:
Теоретическое значение исследования состоит в систематизации и обобщении научной литературы по проблеме исследования, а также уточнении понятия «агрессия».
Практическое значение состоит в разработке программы групповых консультаций для работы с младшими школьниками, направленной на снижение агрессии в поведении. Разработанные консультативные занятия по коррекции агрессии детей младшего школьного возраста могут быть использованы в практике педагогами-психологами в школах, а также практикующими психологами в психолого-педагогических центрах.



1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе // Школа и психологическое здоровье учащихся / Под ред. С.М. Громбаха. М.:Медицина. 1988. С. 47- 48.
2. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», 2000. 208 с.
3. Алфимова, М.В. Психогенетика агрессивности / М.В. Алфимова, В.И.Трубников // Вопросы психологии. 2000. № 6.
4. Амбалова С.А., Бекоева М.И. К вопросу о психологических особенностях учебной деятельности и агрессивном поведении младших школьников // Азимут научных.
5. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. 1999. № 1. С. 41-47.
6. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999, 508 с.
7. Батурина Г.И. Эмоции и чувства как специфическая форма отражения действительности. Учёные записки Ивановского пед. ин-та Иваново: Изд-во пед. ин-та. 1973.
8. Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. / Ф.Б. Березин. СПб., 2008. 288 с.
9. Берковитц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М.: Владос. 2001. 512 с.
10. Берлянд Ю. Б. Опыт профилактики детской и подростковой агрессии в общеобразовательных организациях Российской Федерации (обзор) //Подходы к профилактике агрессивного поведения детей и подростков в образовательной среде. 2020. С. 22-41.
11. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. СПБ: Питер, 2009. 400 с.
12. Бреслав Г. Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности. СПб.: Речь, 2004.
13. Бреслав Г.М. Психология эмоций. М.: Смысл; Академия, 2004.
14. Будыкин А.В., Жигачев А.С. Агрессия: особенности проявления и копинг-стратегии в подростковом возрасте // Психология и право. 2013. №4. С. 11-21.
15. Буравцова Н. В. Проблемы оказания психологической помощи в ситуациях аутоагрессивного поведения подростков в условиях пандемии covid-19 //СМАЛЬТА международный научно-практический и методический журнал. 2021. №. 1. С. 14-21.....131



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ