Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование режима 8
1.1. Аспекты становления служб режима и надзора в исправительных учреждениях 8
1.2. Понятие режима в исправительных учреждениях 14
1.3. Режим и основные требования 24
Глава 2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях 34
2.1. Понятие и классификации средств обеспечения режима в исправительных учреждениях 34
2.2. Применение средств обеспечения режима в исправительных учреждениях 42
2.3. Режим и внутренний распорядок в исправительных учреждениях 57
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 73
Приложения
Режим в исправительных учреждениях охватывает оба аспекта его филологического толкования.
Термин «режим» встречается в первых юридических документах, регулирующих исполнение и отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы, изданных в период становления Советского государства. Он используется в текстах Временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» - 1918 г., «Положения об общих местах заключения РСФСР» - 1920 г., первых отечественных исправительно-трудовых кодексах.
Слово «режим» переводится - французское и в дословном переводе имеет три значения: 1) государственный строй, образ правления; 2) точно установленный распорядок жизни труда, отдыха, сна, питания и т.д.; 3) система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.
В соответствии с анализом правовой литературы, законодательства и ведомственных нормативных актов «режим» - это категория юридическая. Уголовно-исполнительное законодательство признает две его составляющих. Это режим исполнения и режим отбывания лишения свободы. «Режим исполнения» выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы. «Режим отбывания наказания» как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы. В целом, по мнению Н.А. Стручкова, А.В. Папуашвили, «Режим - установление того, что нужно государству, а не отражение желаемых осужденными отношений».
Также о режиме осужденного употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий.
Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества понимается порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы. Понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины.
Определение, данное законодателем, далеко не бесспорно и перегружено перечислением основных требований. Вместе с тем из определения очевидно, что режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания лишь уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. В этом требовании реализуется принцип законности в деятельности исправительных учреждений и обращении к осужденным. Кроме того, это положение определяет соподчиненность норм, регламентирующих режим, закладывает основы для разграничения компетенции соответствующих органов и должностных лиц по принятию подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 73 УИК РФ к местам лишения свободы законодатель относит исправительные учреждения, которая включают в себя исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что режим в исправительных учреждениях, объективируется необходимостью создания таковых правовых предпосылок, которые обеспечивают соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения - исполнения уголовного наказания. Режим разрешает многие возникшие вопросы в уголовно-исполнительной системе. В режиме осуществляется кара, то есть совокупность мер принуждения и правоограничений, и этим самым он выражает сущность и содержание наказания. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а его нормы обеспечивают их порядок реализации правоограничений. Также следует отметить, что законодатель по-прежнему режим относит к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), поэтому все теоретические наработки в области научных исследований по проблемам режима сохраняют актуальность и в настоящее время.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение режима, как совокупности правил, определяющих порядок исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях (далее - ИУ).
Основные задачи:
- провести историко-правовой анализ происхождение режима в исправительных учреждениях;
- определить понятие режима в исправительных учреждениях;
- охарактеризовать режим и его основные требования;
- определить понятие и классификацию средств режима в ИУ;
- рассмотреть применение средств обеспечения режима;
- проанализировать режим и внутренний распорядок в исправительных учреждениях.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Предметом работы выступают теоретические, правовые и организационные проблемы правового режима исполнения и отбывания наказания в учреждениях УИС.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания действительности. В процессе исследования также использовались общенаучные и специальные методы познания: историко-правовой; формально-логический; системно-структурный; статистический.
Теоретической основой работы послужили фундаментальные теоретические положения общей теории права, а также идеи, концепции, подходы, содержащиеся в трудах специалистов отраслевых наук: уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права, криминологии, педагогики и других отраслей знаний. Непосредственное влияние на формирование теоретических воззрений оказали работы известных ученых: М.А.Громова, В.В.Федорова, Э.В.Тураева, С.А. Бажанова, А. А. Павленко, С. И. Аниськина, А.С. Михлина, Б.Б. Казака, Н.П. Барабанова, В. И. Горобцова
Нормативную базу составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, положения международных правовых актов по вопросам соблюдения прав осужденных при осуществлении уголовного правосудия и исполнении наказаний, отечественное уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, подзаконные нормативные акты, касающиеся темы дипломной работы.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретические положения, разработанные в выпускной квалификационной работе, способствуют дальнейшему развитию уголовно-исполнительного права, расширяют и углубляют представления о сущности и особенностях режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, являются предпосылкой для дальнейшего научного поиска и развития теории в этой области.
На основе сформулированных в результате проведенного анализа концептуальных положений о правовом режиме исполнения и отбывания наказания разработана совокупность конкретных мер, направленных на совершенствование правового режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных. Полученные результаты могут быть полезными в процессе дальнейшего осуществления реформы уголовно-исполнительного законодательства и пенитенциарной системы. Изложенные в работе положения могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию содержания норм уголовно-исполнительного законодательства и подзаконных нормативных актов, регулирующих режим исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Разработанные положения могут быть востребованы ФСИН России при подготовке методических рекомендаций по совершенствованию режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных.
В ходе написания данной выпускной квалификационной работы были изучены и освоены нормы действующего уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие правила и порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений и правила, определяющие порядок отбывания наказания осужденными.
Несмотря на наименование главы 12 УИК РФ - «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения», законодатель не раскрывает на нормативно-правовом уровне понятие средств обеспечения режима и не закрепляет их систему. Мы поддерживаем мнение В. И. Горобцова , предлагавшего дополнить главу 12 УИК РФ соответствующей нормой, закрепляющей систему средств обеспечения режима в ИУ. Тем самым указанная глава Кодекса приобретет логическую завершенность и будет соответствовать своему названию «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения».
Представляется обоснованной точка зрения А.А. Павленко, предлагающего считать промежуточной целью применения средств обеспечения режима является выполнение требований режима, перечисленных в ст. 82 УИК РФ, и служащих показателями должного порядка исполнения и отбывания лишения свободы.
Конечной целью применения средств обеспечения режима является установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами правопорядок в ИУ, отвечающий показателям, в качестве которых выступают основные требования режима.
В 2010 г. в России была начата масштабная реформа уголовно-исполнительной системы, что актуализировало проблему научного моделирования содержания и этапов реформационного процесса и прогнозирования ожидаемых результатов, а это, в свою очередь, потребовало включения в систему источников пенитенциарного права доктринальных актов, определяющих основные цели, задачи, принципы и этапы реформирования отечественной пенитенциарной системы. Наиболее важным доктринальным источником пенитенциарного права является Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р (далее - Концепция).
Концепция представляет собой документ, включающий шесть разделов, в рамках которых дается общая характеристика современного состояния уголовно-исполнительной системы России, определяются цели и задачи ее реформирования, а также основные направления развития в ходе реформационного процесса. Также в Концепции закрепляются этапы и ожидаемые результаты проводимой реформы и ее финансовое обеспечение.
В настоящий период уголовно-исполнительная система России представляет собой организационно-функциональный комплекс, объединяющий разнопрофильные учреждения, аттестованных сотрудников, вольнонаемных работников, спецконтингент (осужденных), по своим масштабам и численности ассоциируемый с «государством в государстве» .
Наряду с реализацией функции исполнения уголовных наказаний уголовно-исполнительная система выполняет задачи, связанные с конвоированием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их медицинским обслуживанием, обеспечением трудовой занятости, образованием, ресоциализацией и т.п.
Взятый в 90-х гг. прошлого века курс на демократизацию политико-правовой жизни Российского государства и общества обусловил необходимость переосмысления места и роли уголовно-исполнительной системы в государственном механизме.
В Концепции определяются основные целевые установки, «задающие» функциональные приоритеты УИС современной России.
Основными целями проводимой реформы являются:
- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
- гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
В перечисленных целях выражается сущность осуществляемых реформационных преобразований - смещение руководящих акцентов в деятельности УИС с карательного к пенитенциарному воздействию на осужденных. Авторы Концепции совершенно справедливо полагают, что сокращения пенитенциарного рецидива можно достичь не столько за счет ужесточения наказаний и увеличения их сроков, сколько путем последовательной гуманизации жизнедеятельности осужденных с их одновременной ресоциализацией.
Достижение поставленных целей связано с решением ряда задач, среди которых наиболее важными представляются: совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций; повышение эффективности управления уголовно¬исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач; развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
Согласно ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим содержания создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, образованию, включая формы психологической адаптации к условиям отбывания пожизненного лишения свободы, и формирование психологической готовности к сотрудничеству с администрацией исправительных учреждений.
Сущностной особенностью жизнедеятельности участников пенитенциарного процесса и учреждений УИС является режимность - подчиненность единым, нормирующим и упорядочивающим нормативам (общеобязательным для участников и обеспеченным принуждением к выполнению нормам-правилам, процедурам, порядкам режима жизнедеятельности, ограничивающим права заключенных и осужденных в связи с совершенным преступлением и уголовным наказанием) материальных и процессуальных норм, составляющих содержание режима и представляющих его особым правовым институтом уголовно¬исполнительного, а ранее - исправительно-трудового права. Режим определен в УИК РФ и ст. 35 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установленным законом порядком исполнения и отбывания уголовных наказаний и заключений под стражу. Согласно этому определению в уголовно-исполнительной доктрине и практике режим понимают двояко: как установленный законом модельный правовой и соответствующий ему фактический порядок исполнения и отбывания заключения под стражу и уголовных наказаний. Законодательное определение режима правовой моделью уточняет представление его совокупностью правовых нормативов как оснований упорядочивания действий (правоотношений) процессов исполнения и отбывания. Соответственно, понятия «режим - правовая модель» и «процесс» совпадают наличием в их содержании процессуальных норм, но режим в отличие от процесса формализован в законе самостоятельным, не связанным с процессом институтом и как совокупность процессуальных норм фактически является совокупным правовым основанием процесса и в этом смысле его элементом. Самостоятельность режима обусловливают, во-первых, формальная неопределенность в законодательстве пенитенциарного процесса, во-вторых, принадлежность процессуальных уголовно¬исполнительных норм институту режима; в-третьих, карательный характер содержания составляющих режим норм, ограничивающих права заключенных под стражу и осужденных в связи с совершенным преступлением и уголовным наказанием. Закон придает режиму функции условия исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ) и обеспечения охраны, изоляции, надзора, прав, личной безопасности осужденных (ч. 1 ст. 82 УИК РФ). По сути приведенные признаки самостоятельности режима придают институту режима в двух его значениях характер предпроцесса, но фактически не режим, а процесс (действия, правоотношения участников) собственно и обеспечивает режимный правопорядок, исправление, подготовку к законопослушной социальной адаптации, реализацию элементов исполнения и отбывания: охраны, надзора, контроля, субъективных прав и т.д.
Придание полифункциональности режиму отождествлением его с обеспечительной деятельностью представляется лексически и юридически необоснованным, поскольку правовые основания правовых действий не являются действиями, процессом. Режим может обеспечивать что-либо как правовое основание обеспечения фактического режима - как режимного правопорядка, режимный правопорядок - как фактор наличия, поддержания требуемой законом упорядоченности процессуальных действий, отношений и т.д. Отождествление режима с обеспечительной деятельностью - это отождествление режима с процессом как системой обеспечительных действий, правоотношений. Относительно процесса режим не является самостоятельным правовым институтом, категорией и остается таковым в силу формальной невыраженности процесса в уголовно-исполнительном законодательстве и относительной самостоятельности карательного содержания составляющих режим нормативов, несвойственного нормативам иных юридических процессов. В действующем законодательстве соответствующие видам уголовных наказаний виды режимов-нормативов исполнения и отбывания уголовных наказаний (общий, особый, строгий) и заключения под стражу определяют виды пенитенциарных процессов, различающиеся объемами включенных в режимные нормативы ограничений прав заключенных под стражу и осужденных лиц. В обосновании необходимости трансформации уголовно-исполнительного законодательства в пенитенциарное и выделения пенитенциарного процесса представляется значимым то, что разновидности режимов - правовых моделей тождественны функционально как правовые основания пенитенциарного процесса, который может подразделяться по несущественному для покаяния критерию режимных условий исполнения и отбывания на пенитенциарные процессы общего, особого, строгого, тюремного режима общих и облегченных условий. Понятие процесса шире понятия «режим» и включает иные элементы: процессуальные действия (отношения), стадии, процессуальные статусы участников, правовые средства, гарантии, посредством которых, в частности, реализуется правовая пенитенциарность.
Таким образом, при применении средств обеспечения режима выстраивается следующая логическая цепочка: определенная группа этих средств, направленная на решение конкретных задач, позволяет добиться выполнения конкретного требования режима. Так, постоянное наблюдение и контроль за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждение и пресечение их противоправных действий, обеспечение изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и иных граждан, являющиеся средствами обеспечения режима, закреплены в определении надзора, как одного из требований режима. Выполнение всех требований режима в конечном итоге и обеспечивает соответствие закону реально существующего в ИУ порядка исполнения и отбывания лишения свободы.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 03.03.2014, № 9, ст. 851.
2. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. - М.: Эксмо, 2013. - 112 с.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. // Парламентская газета от 5 января 2002 г. № 2-5
4. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (с изменениями и дополнениями). // Российская газета от 2 июня 2001 г.
5. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении». // Парламентская газета, № 24, 02.02.2002.
6. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изменениями и дополнениями). // Российская газета от 18 августа 1995 г.
7. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». // Собрание законодательства Российской Федерации от 17 июля 1995 г., № 29, ст. 2759
8. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 161-ФЗ «О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации». // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 декабря 2003 г. № 50 ст. 4847
9. Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». // Собрание законодательства Российской Федерации от 2 декабря 2013 г. № 48 ст. 6165
10. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. Указ Президента РФ от 13 октября 2004 г. № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» (с изменениями и дополнениями). // Российская газета от 19 октября 2004 г. № 230.
11. Постановление Правительства РФ от 23 октября 1992 г. № 812 «О первоочередных мерах по реализации Закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации». // Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации от 2 ноября 1992 г., № 18, ст. 1465
12. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р «Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года»
13. Приказ Минюста России от 23.06.2005 № 95 (ред. от 05.03.2013) «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в воспитательных колониях Федеральной службы... // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 30, 25.07.2005.
14. Приказ Минюста России от 3 декабря 2013 г. № 216 «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах». // Российская газета, № 291, 25.12.2013
15. Приказ Минюста РФ от 03.11.2005 № 205 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14.11.2005 № 7161). // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, №47, 21.11.2005.
16. Приказ Минюста РФ от 14 октября 2005 г. № 189 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы». // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 14 ноября 2005 г. № 46
17. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений : утв. приказом Минюста России от 3 нояб. 2005 г. № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2005. - № 47. - С. 102-132 (с послед. изм. и доп.).
2. Научная и учебная литература
18. Азаров В.А. Уголовно-процессуальные и оперативно - розыскные средства достижения цели раскрытия преступлений / А.А. Азаров // Государство и право. - 2007. - №10.
19. Анисимков В.М. Уголовно-исполнительное право: Учебник / В.М. Анисимков, С.М. Зубарев, С.А. Капункин [и др.]. - М.: Проспект, 2011. - 320 с.
20. Барабанов Н.П. Криминальная субкультура осужденных: теоретический, криминологический, психологический аспекты, функциональный механизм / Н.П. Барабанов, А.В. Даудов, Б.Б. Казак [и др.]. - Рязань. 2009. - 113 с.
21. Беляев Н.А. Цели наказания и средства их достижения / Н.А. Беляев. - Л., 2006. - 125 с.
22. Галузин А.Ф. Правовой институт покаяния и пенитенциарное право. // Современное право, 2013, № 5
23. Гальперин И.М. Социальные изменения и содержание наказания. В кн.: Планирование мер борьбы с преступностью / И.М. Гальперин. - М., 2008. - 195 с.
24. Горобцов В. И. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях и их система // Проблемы теории наказания и уголовно-исполнительного права : сборник статей / под ред. В. А. Уткина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2003.
25. Громов М.А. Организация надзора за осужденными, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы: учеб. пособие / М.А. Громов, В.В. Федоров, Э.В. Тураев. - Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2007. - 96 с.
26. Громов М. А. Обеспечение порядка и безопасности в исправительных учреждениях : Учебное пособие. Рязань: Ин-т права и экономики Минюста России, 2000. 154 с.
27. Действующие в настоящее время ПВР утверждены приказом Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. М.: Изд-во Юрид. лит., 2005. № 47.
28. Детков М.Г., Глазунов Н.С., Шамис А.В., Чепелев А.В., Хребтов А.В. Организация надзора в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы: Учебное пособие. - М.: ВНИИ МВД России, 1995.
29. Европейские пенитенциарные правила // Сборник конвенций, рекомендаций и резолюций, касающихся пенитенциарных вопросов / под общ. ред. Ю. И. Калинина. - Рязань, 2008.
30. Ефимов М.А. Лишение свободы как вид уголовного наказания / М.А. Ефимов. - Свердловск, 2004. - 227 с.
31. Защита прав человека в местах лишения свободы: Сборник нормативных актов и официальных документов / Под редакцией О.О. Миронова. - М.: Юриспруденция, 2007. - 288 с.
32. Зубарев С.М. Контроль за деятельностью персонала пенитенциарной системы России (история, теория, методология) / С.М. Зубарев. - М., 2005.
33.Зубков А.И., Н. К. Дорофеев. Строго регламентированный внутренний распорядок ИТУ и его реализация. Томск: Изд-во Томского университета, 1972. 202 с.
34. Ивашин Д.И. Правовое положение осужденных к лишению свободы в РФ / Д.И. Ивашин. - Хабаровск. 2004. - 185 с.
35. История исправительных учреждений РСФСР (1917-1920 гг.) / Сборник документов. - М., 1960. - 264 с.
36. Ищенко О.Е. Реализация средств обеспечения уголовно¬исполнительного воздействия на осужденных в условиях пожизненного лишения свободы. // Российский следователь, 2013, № 12
37. Киселев И. Я. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда : учебник. 2-е изд., испр. и доп. М.:Эксмо, 2006.
38. Комментарий к Исправительно-трудовому кодексу РСФСР / под ред. и с предисл. Н. П. Мальшакова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрид. лит., 1979.
39. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ. Руководитель авторского коллектива и ответственный редактор заслуженный деятель науки РФ, доктор юридических наук, профессор А.И. Зубков. - М.: Издательская группа ИНФРА-М -НОРМА, 2007. - 159-160, 163, 166-168 с.
40. Конегер П.Е., Рыбак М.С. Уголовно-исполнительное право России: Учеб. Саратов, 2012. С. 343.
41. Костюк М.Ф. Объект уголовно-правовой охраны в исправительных учреждениях / М.Ф. Костюк // Законность. - 2009. - № 10 - С. 19.
42. Кузьмин С.И. Деятельность исправительно-трудовых учреждений (1936-1960 гг.). - М., 1989.
43. Малинин В.Б. Гуманизм УК — не в ущерб жертве преступления / В.Б. Малинин // Жизнь и безопасность. - 2009. - №2 - C. 185.
44. Минаков Г.Л. Права и законные интересы лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, и гарантии их реализации: Учебное пособие / Г.Л. Минаков. - М., 2009. - 89 с.
45. Михлин А.С. Уголовно-исполнительное право: Вопросы и ответы. - 4-е издание исправленное и дополненное / А.С. Михлин, В.И. Селиверстов. - М.: ИД Юриспруденция, 2009. - 85, 87-89, 92, 99-100 с.
46.Обеспечение режима и надзора в исправительных колониях : учеб.- метод. пособие. - Рязань: АПУ Минюста России, 2003.
47. Обеспечение режима и надзора в исправительных колониях : учеб.- метод. пособие. - Рязань: АПУ Минюста России, 2003. - 318 с.
48. Общественный контроль в местах заключения. Состав. Л. Волкова, А. Прибылов. - М., 2007. - 144 с.
49.Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / под ред. д-ра филол. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. 16-е изд., испр. М.: Рус. яз.,1984. С. 411 и др.
50. Павленко А. А. Правовое регулирование внутреннего распорядка в исправительных учреждениях // Вестник Кузбасского института ФСИН России, 2011. - № 3 (7).
51. Павленко А. А. Средства обеспечения режима и надзора в учреждениях УИС: Учебно-методический комплекс / А.А. Павленко, С.И. Аниськин. - Томск: Изд-во ТПУ, 2010. - 97 с.
52. Пономарев П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные варианты их реализации: Учебное пособие / П.Г. Пономарев. - Рязань. 2009. - 99-102 с.
53. Реент Ю.А. История уголовно-исполнительной системы России. - Рязань, 2006.
54. Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения : учебное пособие / под общ. ред. В. В. Цатурова. - Томск: ТФ ФКОУ ВПО Кузбасский институт ФСИН России, 2011.
55. Реймер А. А. Об итогах деятельности УИС в 2010 году и задачах на 2011 год // Ведомости УИС, 2011. - № 4. - С. 2-9.
56. Ромашов Р.А. Концепция развития УИС РФ до 2020 г. в системе современного права России. // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление, 2012, № 6
57. Словарь русского языка: в четырех томах / под редакцией А.П. Евгеньевой. Т.3. М.: 1983. - 697с.
58. Смирнов С.Ю. История становления и развития ОБ ИУ // ВедомостиУИС. - 2012. - №12.
59. Советское исправительно-трудовое право. М.: Юрид. лит-ра, 1977.
60. Сундуров Ф. Р. Лишение свободы и социально-психологические предпосылки его эффективности / В.Р. Сундуров. - М., 2009. - 169¬175 с.
61. Тураев Э. В. Организация надзора за осужденными, содержащимися в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы : автореф. дис. ... канд. юрид. Наук / Э.В. Тураев. - Рязань: АПУ ФСИН России, 2005. - 268 с.
62. Уголовно-исполнительное право : учебник / под ред. В. И. Селиверстова. - 5-е изд., перераб. и доп, - М.: Норма; Инфра-М,2010. - 576 с.
63. Уголовно-исполнительное право : учебник для вузов / отв. ред.A. С. Михлин. - М.: Высшее образование, 2010.
64. Уголовно-исполнительное право России (под ред. П.Е. Конегера, М.С. Рыбака) включен в информационный банк согласно публикации - Ай Пи Эр Медиа, 2010.
65. Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX - начала XXI веков: Учебник для вузов / Под ред. А.И. Зубков. - М.,2002.
66. Уголовно-исполнительное право: учеб. В 2 т. Т 2 : Особенная часть / под общ. ред. Ю. И. Калинина. - М.: Логос; Рязань: АПУ ФСИН России, 2006. - 600 с.
67. Уголовно-исполнительное право: учебник / под ред.
B. И. Селиверстова. - 5-е изд., перераб. и доп, - М.: Норма; Инфра-М,2010.
68. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / отв. ред. А. С. Михлин. М.: Высшее образование, 2006.
69. Уголовно-исполнительное право: учебник для вузов / отв. ред. А. С. Михлин. - М.: Высшее образование, 2010. - 431 с.
70. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юридических вузов / Под редакцией д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. - 5-е издание испр. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006.
71. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юридических вузов / Под редакцией д.ю.н., профессора В.И. Селиверстова. - 5-е издание испр. и доп. - М.: ИД «Юриспруденция», 2006. - 188-189,191¬193,202-203,210,217с.
72. Уткин В. А. Международные стандарты обращения с заключенными и проблемы их реализации / В.А. Уткин. - Томск: Изд-во НТЛ, 1998. - 198 с.
73. Уткин В. А. Уголовно-исполнительное право: учебно-методический комплекс. - 3-е изд., испр. и доп. / В.А. Уткин. - Томск: Изд-во НТЛ,2011. - 120 с.
74. Федоров В. В., Дергачев А. В. Актуальные вопросы обеспечения режима в ИУ в период реформирования УИС // Ведомости УИС. -2010. - № 12.
75.Чорный В. Н. Конституция РФ и право осужденных на личную безопасность в местах лишения свободы // Реализация конституционных положений в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации : сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф., 31 окт. 2008 г. Рязань: АПУ ФСИН России, 2008.