Режим как основа обеспечения деятельности исправительного учреждения
|
Введение 3
Глава 1. Понятие и правовое регулирование режима 8
1.1. Аспекты становления служб режима и надзора в исправительных учреждениях 8
1.2. Понятие режима в исправительных учреждениях 14
1.3. Режим и основные требования 24
Глава 2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях 34
2.1. Понятие и классификации средств обеспечения режима в исправительных учреждениях 34
2.2. Применение средств обеспечения режима в исправительных учреждениях 42
2.3. Режим и внутренний распорядок в исправительных учреждениях 57
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 73
Приложения
Глава 1. Понятие и правовое регулирование режима 8
1.1. Аспекты становления служб режима и надзора в исправительных учреждениях 8
1.2. Понятие режима в исправительных учреждениях 14
1.3. Режим и основные требования 24
Глава 2. Средства обеспечения режима в исправительных учреждениях 34
2.1. Понятие и классификации средств обеспечения режима в исправительных учреждениях 34
2.2. Применение средств обеспечения режима в исправительных учреждениях 42
2.3. Режим и внутренний распорядок в исправительных учреждениях 57
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 73
Приложения
Режим в исправительных учреждениях охватывает оба аспекта его филологического толкования.
Термин «режим» встречается в первых юридических документах, регулирующих исполнение и отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы, изданных в период становления Советского государства. Он используется в текстах Временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» - 1918 г., «Положения об общих местах заключения РСФСР» - 1920 г., первых отечественных исправительно-трудовых кодексах.
Слово «режим» переводится - французское и в дословном переводе имеет три значения: 1) государственный строй, образ правления; 2) точно установленный распорядок жизни труда, отдыха, сна, питания и т.д.; 3) система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.
В соответствии с анализом правовой литературы, законодательства и ведомственных нормативных актов «режим» - это категория юридическая. Уголовно-исполнительное законодательство признает две его составляющих. Это режим исполнения и режим отбывания лишения свободы. «Режим исполнения» выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы. «Режим отбывания наказания» как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы. В целом, по мнению Н.А. Стручкова, А.В. Папуашвили, «Режим - установление того, что нужно государству, а не отражение желаемых осужденными отношений».
Также о режиме осужденного употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий.
Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества понимается порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы. Понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины.
Определение, данное законодателем, далеко не бесспорно и перегружено перечислением основных требований. Вместе с тем из определения очевидно, что режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания лишь уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. В этом требовании реализуется принцип законности в деятельности исправительных учреждений и обращении к осужденным. Кроме того, это положение определяет соподчиненность норм, регламентирующих режим, закладывает основы для разграничения компетенции соответствующих органов и должностных лиц по принятию подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 73 УИК РФ к местам лишения свободы законодатель относит исправительные учреждения, которая включают в себя исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что режим в исправительных учреждениях, объективируется необходимостью создания таковых правовых предпосылок, которые обеспечивают соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения - исполнения уголовного наказания. Режим разрешает многие возникшие вопросы в уголовно-исполнительной системе. В режиме осуществляется кара, то есть совокупность мер принуждения и правоограничений, и этим самым он выражает сущность и содержание наказания. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а его нормы обеспечивают их порядок реализации правоограничений. Также следует отметить, что законодатель по-прежнему режим относит к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), поэтому все теоретические наработки в области научных исследований по проблемам режима сохраняют актуальность и в настоящее время.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение режима, как совокупности правил, определяющих порядок исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях (далее - ИУ).
Основные задачи:
- провести историко-правовой анализ происхождение режима в исправительных учреждениях;
- определить понятие режима в исправительных учреждениях;
- охарактеризовать режим и его основные требования;
- определить понятие и классификацию средств режима в ИУ;
- рассмотреть применение средств обеспечения режима;
- проанализировать режим и внутренний распорядок в исправительных учреждениях.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Предметом работы выступают теоретические, правовые и организационные проблемы правового режима исполнения и отбывания наказания в учреждениях УИС.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания действительности. В процессе исследования также использовались общенаучные и специальные методы познания: историко-правовой; формально-логический; системно-структурный; статистический.
Теоретической основой работы послужили фундаментальные теоретические положения общей теории права, а также идеи, концепции, подходы, содержащиеся в трудах специалистов отраслевых наук: уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права, криминологии, педагогики и других отраслей знаний. Непосредственное влияние на формирование теоретических воззрений оказали работы известных ученых: М.А.Громова, В.В.Федорова, Э.В.Тураева, С.А. Бажанова, А. А. Павленко, С. И. Аниськина, А.С. Михлина, Б.Б. Казака, Н.П. Барабанова, В. И. Горобцова
Нормативную базу составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, положения международных правовых актов по вопросам соблюдения прав осужденных при осуществлении уголовного правосудия и исполнении наказаний, отечественное уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, подзаконные нормативные акты, касающиеся темы дипломной работы.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретические положения, разработанные в выпускной квалификационной работе, способствуют дальнейшему развитию уголовно-исполнительного права, расширяют и углубляют представления о сущности и особенностях режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, являются предпосылкой для дальнейшего научного поиска и развития теории в этой области.
На основе сформулированных в результате проведенного анализа концептуальных положений о правовом режиме исполнения и отбывания наказания разработана совокупность конкретных мер, направленных на совершенствование правового режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных. Полученные результаты могут быть полезными в процессе дальнейшего осуществления реформы уголовно-исполнительного законодательства и пенитенциарной системы. Изложенные в работе положения могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию содержания норм уголовно-исполнительного законодательства и подзаконных нормативных актов, регулирующих режим исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Разработанные положения могут быть востребованы ФСИН России при подготовке методических рекомендаций по совершенствованию режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных.
Термин «режим» встречается в первых юридических документах, регулирующих исполнение и отбывание уголовного наказания в виде лишения свободы, изданных в период становления Советского государства. Он используется в текстах Временной инструкции «О лишении свободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» - 1918 г., «Положения об общих местах заключения РСФСР» - 1920 г., первых отечественных исправительно-трудовых кодексах.
Слово «режим» переводится - французское и в дословном переводе имеет три значения: 1) государственный строй, образ правления; 2) точно установленный распорядок жизни труда, отдыха, сна, питания и т.д.; 3) система правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.
В соответствии с анализом правовой литературы, законодательства и ведомственных нормативных актов «режим» - это категория юридическая. Уголовно-исполнительное законодательство признает две его составляющих. Это режим исполнения и режим отбывания лишения свободы. «Режим исполнения» выступает как система нормативно-правовых предписаний об исполнении уголовного наказания в виде лишения свободы, адресованных персоналу учреждений уголовно-исполнительной системы. «Режим отбывания наказания» как нормативно урегулированный процесс отражает уклад, образ жизни осужденного в период отбывания лишения свободы. В целом, по мнению Н.А. Стручкова, А.В. Папуашвили, «Режим - установление того, что нужно государству, а не отражение желаемых осужденными отношений».
Также о режиме осужденного употребляется в специальном, пенитенциарном значении - как распорядок жизни человека, подвергнутого суровому уголовному наказанию, отбывающего его в местах лишения свободы. В этом случае режим определяет специфику условий, привнесенных в жизнь осужденных уголовным наказанием присущим ему комплексом правоограничений.
В уголовно-исполнительном законодательстве впервые дано определение этого понятия, хотя в теории науки этой отрасли права оно было сформулировано достаточно давно и не вызывало особых дискуссий.
Под режимом исполнения наказаний, связанных с изоляцией от общества понимается порядок исполнения и отбывания ареста, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы. Понятие, признаки и содержание режима для указанных видов наказаний едины.
Определение, данное законодателем, далеко не бесспорно и перегружено перечислением основных требований. Вместе с тем из определения очевидно, что режим есть порядок, основанный на уголовно-исполнительном законодательстве и ведомственных нормативных актах, который является необходимым условием надлежащего исполнения и отбывания лишь уголовных наказаний, связанных с лишением свободы. В этом требовании реализуется принцип законности в деятельности исправительных учреждений и обращении к осужденным. Кроме того, это положение определяет соподчиненность норм, регламентирующих режим, закладывает основы для разграничения компетенции соответствующих органов и должностных лиц по принятию подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих отдельные правила режима в исправительных учреждениях.
В соответствии со ст. 73 УИК РФ к местам лишения свободы законодатель относит исправительные учреждения, которая включают в себя исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения, следственные изоляторы в отношении осужденных, оставленных для работ по хозяйственному обслуживанию.
Актуальность выпускной квалификационной работы заключается в том, что режим в исправительных учреждениях, объективируется необходимостью создания таковых правовых предпосылок, которые обеспечивают соблюдение законности в сфере применения наиболее острых форм принуждения - исполнения уголовного наказания. Режим разрешает многие возникшие вопросы в уголовно-исполнительной системе. В режиме осуществляется кара, то есть совокупность мер принуждения и правоограничений, и этим самым он выражает сущность и содержание наказания. Одновременно режим устанавливает правила поведения всех субъектов и участников правоотношений, их права и обязанности, возникающие по поводу исполнения и отбывания наказания, а его нормы обеспечивают их порядок реализации правоограничений. Также следует отметить, что законодатель по-прежнему режим относит к основным средствам исправления осужденных (ч. 2 ст. 9 УИК РФ), поэтому все теоретические наработки в области научных исследований по проблемам режима сохраняют актуальность и в настоящее время.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение режима, как совокупности правил, определяющих порядок исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях (далее - ИУ).
Основные задачи:
- провести историко-правовой анализ происхождение режима в исправительных учреждениях;
- определить понятие режима в исправительных учреждениях;
- охарактеризовать режим и его основные требования;
- определить понятие и классификацию средств режима в ИУ;
- рассмотреть применение средств обеспечения режима;
- проанализировать режим и внутренний распорядок в исправительных учреждениях.
Объектом работы являются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения и отбывания уголовного наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях.
Предметом работы выступают теоретические, правовые и организационные проблемы правового режима исполнения и отбывания наказания в учреждениях УИС.
Методологическую основу работы составляет диалектический метод познания действительности. В процессе исследования также использовались общенаучные и специальные методы познания: историко-правовой; формально-логический; системно-структурный; статистический.
Теоретической основой работы послужили фундаментальные теоретические положения общей теории права, а также идеи, концепции, подходы, содержащиеся в трудах специалистов отраслевых наук: уголовного, уголовно-исполнительного, уголовно-процессуального права, криминологии, педагогики и других отраслей знаний. Непосредственное влияние на формирование теоретических воззрений оказали работы известных ученых: М.А.Громова, В.В.Федорова, Э.В.Тураева, С.А. Бажанова, А. А. Павленко, С. И. Аниськина, А.С. Михлина, Б.Б. Казака, Н.П. Барабанова, В. И. Горобцова
Нормативную базу составляют Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента, положения международных правовых актов по вопросам соблюдения прав осужденных при осуществлении уголовного правосудия и исполнении наказаний, отечественное уголовное, уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное законодательство, подзаконные нормативные акты, касающиеся темы дипломной работы.
Теоретическая и практическая значимость. Теоретические положения, разработанные в выпускной квалификационной работе, способствуют дальнейшему развитию уголовно-исполнительного права, расширяют и углубляют представления о сущности и особенностях режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных, являются предпосылкой для дальнейшего научного поиска и развития теории в этой области.
На основе сформулированных в результате проведенного анализа концептуальных положений о правовом режиме исполнения и отбывания наказания разработана совокупность конкретных мер, направленных на совершенствование правового режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных. Полученные результаты могут быть полезными в процессе дальнейшего осуществления реформы уголовно-исполнительного законодательства и пенитенциарной системы. Изложенные в работе положения могут быть использованы в нормотворческой деятельности по совершенствованию содержания норм уголовно-исполнительного законодательства и подзаконных нормативных актов, регулирующих режим исполнения и отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Разработанные положения могут быть востребованы ФСИН России при подготовке методических рекомендаций по совершенствованию режима исполнения и отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении осужденных.
В ходе написания данной выпускной квалификационной работы были изучены и освоены нормы действующего уголовно-исполнительного законодательства, регулирующие правила и порядок исполнения наказания администрацией исправительных учреждений и правила, определяющие порядок отбывания наказания осужденными.
Несмотря на наименование главы 12 УИК РФ - «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения», законодатель не раскрывает на нормативно-правовом уровне понятие средств обеспечения режима и не закрепляет их систему. Мы поддерживаем мнение В. И. Горобцова , предлагавшего дополнить главу 12 УИК РФ соответствующей нормой, закрепляющей систему средств обеспечения режима в ИУ. Тем самым указанная глава Кодекса приобретет логическую завершенность и будет соответствовать своему названию «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения».
Представляется обоснованной точка зрения А.А. Павленко, предлагающего считать промежуточной целью применения средств обеспечения режима является выполнение требований режима, перечисленных в ст. 82 УИК РФ, и служащих показателями должного порядка исполнения и отбывания лишения свободы.
Конечной целью применения средств обеспечения режима является установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами правопорядок в ИУ, отвечающий показателям, в качестве которых выступают основные требования режима.
В 2010 г. в России была начата масштабная реформа уголовно-исполнительной системы, что актуализировало проблему научного моделирования содержания и этапов реформационного процесса и прогнозирования ожидаемых результатов, а это, в свою очередь, потребовало включения в систему источников пенитенциарного права доктринальных актов, определяющих основные цели, задачи, принципы и этапы реформирования отечественной пенитенциарной системы. Наиболее важным доктринальным источником пенитенциарного права является Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р (далее - Концепция).
Концепция представляет собой документ, включающий шесть разделов, в рамках которых дается общая характеристика современного состояния уголовно-исполнительной системы России, определяются цели и задачи ее реформирования, а также основные направления развития в ходе реформационного процесса. Также в Концепции закрепляются этапы и ожидаемые результаты проводимой реформы и ее финансовое обеспечение.
В настоящий период уголовно-исполнительная система России представляет собой организационно-функциональный комплекс, объединяющий разнопрофильные учреждения, аттестованных сотрудников, вольнонаемных работников, спецконтингент (осужденных), по своим масштабам и численности ассоциируемый с «государством в государстве» .
Наряду с реализацией функции исполнения уголовных наказаний уголовно-исполнительная система выполняет задачи, связанные с конвоированием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их медицинским обслуживанием, обеспечением трудовой занятости, образованием, ресоциализацией и т.п.
Взятый в 90-х гг. прошлого века курс на демократизацию политико-правовой жизни Российского государства и общества обусловил необходимость переосмысления места и роли уголовно-исполнительной системы в государственном механизме.
В Концепции определяются основные целевые установки, «задающие» функциональные приоритеты УИС современной России.
Основными целями проводимой реформы являются:
- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
- гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
В перечисленных целях выражается сущность осуществляемых реформационных преобразований - смещение руководящих акцентов в деятельности УИС с карательного к пенитенциарному воздействию на осужденных. Авторы Концепции совершенно справедливо полагают, что сокращения пенитенциарного рецидива можно достичь не столько за счет ужесточения наказаний и увеличения их сроков, сколько путем последовательной гуманизации жизнедеятельности осужденных с их одновременной ресоциализацией.
Достижение поставленных целей связано с решением ряда задач, среди которых наиболее важными представляются: совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций; повышение эффективности управления уголовно¬исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач; развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
Согласно ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим содержания создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, образованию, включая формы психологической адаптации к условиям отбывания пожизненного лишения свободы, и формирование психологической готовности к сотрудничеству с администрацией исправительных учреждений.
Сущностной особенностью жизнедеятельности участников пенитенциарного процесса и учреждений УИС является режимность - подчиненность единым, нормирующим и упорядочивающим нормативам (общеобязательным для участников и обеспеченным принуждением к выполнению нормам-правилам, процедурам, порядкам режима жизнедеятельности, ограничивающим права заключенных и осужденных в связи с совершенным преступлением и уголовным наказанием) материальных и процессуальных норм, составляющих содержание режима и представляющих его особым правовым институтом уголовно¬исполнительного, а ранее - исправительно-трудового права. Режим определен в УИК РФ и ст. 35 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установленным законом порядком исполнения и отбывания уголовных наказаний и заключений под стражу. Согласно этому определению в уголовно-исполнительной доктрине и практике режим понимают двояко: как установленный законом модельный правовой и соответствующий ему фактический порядок исполнения и отбывания заключения под стражу и уголовных наказаний. Законодательное определение режима правовой моделью уточняет представление его совокупностью правовых нормативов как оснований упорядочивания действий (правоотношений) процессов исполнения и отбывания. Соответственно, понятия «режим - правовая модель» и «процесс» совпадают наличием в их содержании процессуальных норм, но режим в отличие от процесса формализован в законе самостоятельным, не связанным с процессом институтом и как совокупность процессуальных норм фактически является совокупным правовым основанием процесса и в этом смысле его элементом. Самостоятельность режима обусловливают, во-первых, формальная неопределенность в законодательстве пенитенциарного процесса, во-вторых, принадлежность процессуальных уголовно¬исполнительных норм институту режима; в-третьих, карательный характер содержания составляющих режим норм, ограничивающих права заключенных под стражу и осужденных в связи с совершенным преступлением и уголовным наказанием. Закон придает режиму функции условия исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ) и обеспечения охраны, изоляции, надзора, прав, личной безопасности осужденных (ч. 1 ст. 82 УИК РФ). По сути приведенные признаки самостоятельности режима придают институту режима в двух его значениях характер предпроцесса, но фактически не режим, а процесс (действия, правоотношения участников) собственно и обеспечивает режимный правопорядок, исправление, подготовку к законопослушной социальной адаптации, реализацию элементов исполнения и отбывания: охраны, надзора, контроля, субъективных прав и т.д.
Придание полифункциональности режиму отождествлением его с обеспечительной деятельностью представляется лексически и юридически необоснованным, поскольку правовые основания правовых действий не являются действиями, процессом. Режим может обеспечивать что-либо как правовое основание обеспечения фактического режима - как режимного правопорядка, режимный правопорядок - как фактор наличия, поддержания требуемой законом упорядоченности процессуальных действий, отношений и т.д. Отождествление режима с обеспечительной деятельностью - это отождествление режима с процессом как системой обеспечительных действий, правоотношений. Относительно процесса режим не является самостоятельным правовым институтом, категорией и остается таковым в силу формальной невыраженности процесса в уголовно-исполнительном законодательстве и относительной самостоятельности карательного содержания составляющих режим нормативов, несвойственного нормативам иных юридических процессов. В действующем законодательстве соответствующие видам уголовных наказаний виды режимов-нормативов исполнения и отбывания уголовных наказаний (общий, особый, строгий) и заключения под стражу определяют виды пенитенциарных процессов, различающиеся объемами включенных в режимные нормативы ограничений прав заключенных под стражу и осужденных лиц. В обосновании необходимости трансформации уголовно-исполнительного законодательства в пенитенциарное и выделения пенитенциарного процесса представляется значимым то, что разновидности режимов - правовых моделей тождественны функционально как правовые основания пенитенциарного процесса, который может подразделяться по несущественному для покаяния критерию режимных условий исполнения и отбывания на пенитенциарные процессы общего, особого, строгого, тюремного режима общих и облегченных условий. Понятие процесса шире понятия «режим» и включает иные элементы: процессуальные действия (отношения), стадии, процессуальные статусы участников, правовые средства, гарантии, посредством которых, в частности, реализуется правовая пенитенциарность.
Таким образом, при применении средств обеспечения режима выстраивается следующая логическая цепочка: определенная группа этих средств, направленная на решение конкретных задач, позволяет добиться выполнения конкретного требования режима. Так, постоянное наблюдение и контроль за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждение и пресечение их противоправных действий, обеспечение изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и иных граждан, являющиеся средствами обеспечения режима, закреплены в определении надзора, как одного из требований режима. Выполнение всех требований режима в конечном итоге и обеспечивает соответствие закону реально существующего в ИУ порядка исполнения и отбывания лишения свободы.
Несмотря на наименование главы 12 УИК РФ - «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения», законодатель не раскрывает на нормативно-правовом уровне понятие средств обеспечения режима и не закрепляет их систему. Мы поддерживаем мнение В. И. Горобцова , предлагавшего дополнить главу 12 УИК РФ соответствующей нормой, закрепляющей систему средств обеспечения режима в ИУ. Тем самым указанная глава Кодекса приобретет логическую завершенность и будет соответствовать своему названию «Режим в исправительных учреждениях и средства его обеспечения».
Представляется обоснованной точка зрения А.А. Павленко, предлагающего считать промежуточной целью применения средств обеспечения режима является выполнение требований режима, перечисленных в ст. 82 УИК РФ, и служащих показателями должного порядка исполнения и отбывания лишения свободы.
Конечной целью применения средств обеспечения режима является установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами правопорядок в ИУ, отвечающий показателям, в качестве которых выступают основные требования режима.
В 2010 г. в России была начата масштабная реформа уголовно-исполнительной системы, что актуализировало проблему научного моделирования содержания и этапов реформационного процесса и прогнозирования ожидаемых результатов, а это, в свою очередь, потребовало включения в систему источников пенитенциарного права доктринальных актов, определяющих основные цели, задачи, принципы и этапы реформирования отечественной пенитенциарной системы. Наиболее важным доктринальным источником пенитенциарного права является Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 14 октября 2010 г. N 1772-р (далее - Концепция).
Концепция представляет собой документ, включающий шесть разделов, в рамках которых дается общая характеристика современного состояния уголовно-исполнительной системы России, определяются цели и задачи ее реформирования, а также основные направления развития в ходе реформационного процесса. Также в Концепции закрепляются этапы и ожидаемые результаты проводимой реформы и ее финансовое обеспечение.
В настоящий период уголовно-исполнительная система России представляет собой организационно-функциональный комплекс, объединяющий разнопрофильные учреждения, аттестованных сотрудников, вольнонаемных работников, спецконтингент (осужденных), по своим масштабам и численности ассоциируемый с «государством в государстве» .
Наряду с реализацией функции исполнения уголовных наказаний уголовно-исполнительная система выполняет задачи, связанные с конвоированием осужденных и лиц, содержащихся под стражей, их медицинским обслуживанием, обеспечением трудовой занятости, образованием, ресоциализацией и т.п.
Взятый в 90-х гг. прошлого века курс на демократизацию политико-правовой жизни Российского государства и общества обусловил необходимость переосмысления места и роли уголовно-исполнительной системы в государственном механизме.
В Концепции определяются основные целевые установки, «задающие» функциональные приоритеты УИС современной России.
Основными целями проводимой реформы являются:
- повышение эффективности работы учреждений и органов, исполняющих наказания, до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития;
- сокращение рецидива преступлений, совершенных лицами, отбывшими наказание в виде лишения свободы, за счет повышения эффективности социальной и психологической работы в местах лишения свободы и развития системы постпенитенциарной помощи таким лицам;
- гуманизация условий содержания лиц, заключенных под стражу, и лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы, повышение гарантий соблюдения их прав и законных интересов.
В перечисленных целях выражается сущность осуществляемых реформационных преобразований - смещение руководящих акцентов в деятельности УИС с карательного к пенитенциарному воздействию на осужденных. Авторы Концепции совершенно справедливо полагают, что сокращения пенитенциарного рецидива можно достичь не столько за счет ужесточения наказаний и увеличения их сроков, сколько путем последовательной гуманизации жизнедеятельности осужденных с их одновременной ресоциализацией.
Достижение поставленных целей связано с решением ряда задач, среди которых наиболее важными представляются: совершенствование уголовно-исполнительной политики (организации исполнения наказаний), направленной на социализацию осужденных; изменение структуры уголовно-исполнительной системы, создание новых видов учреждений, осуществляющих исполнение наказаний в виде лишения свободы, отказ от коллективной формы содержания осужденных; осуществление раздельного содержания осужденных с учетом тяжести совершенного преступления и криминологической характеристики осужденного; изменение идеологии применения основных средств исправления осужденных в местах лишения свободы с усилением психолого-педагогической работы с личностью и подготовки ее к жизни в обществе; разработка форм проведения воспитательной работы, организации образовательного процесса и трудовой занятости осужденных в новых условиях отбывания наказания; модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов, укрепление материальной базы следственных изоляторов, исправительных учреждений, уголовно-исполнительных инспекций; повышение эффективности управления уголовно¬исполнительной системой с учетом ее новой структуры, в том числе путем формирования современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры; расширение сферы применения наказаний и иных мер, не связанных с лишением свободы; обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников уголовно-исполнительной системы; внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний; совершенствование ведомственного контроля за деятельностью уголовно-исполнительной системы, обеспечение гласности в деятельности уголовно-исполнительной системы, ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении стоящих перед уголовно-исполнительной системой задач; развитие международного сотрудничества с пенитенциарными системами иностранных государств, международными органами и неправительственными организациями.
Согласно ч. 2 ст. 82 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации режим содержания создает условия для применения других средств исправления осужденных. С этих позиций необходимо выделять нормы, определяющие условия и порядок применения к осужденным таких средств исправления, как привлечение их к труду, воспитательным мероприятиям, образованию, включая формы психологической адаптации к условиям отбывания пожизненного лишения свободы, и формирование психологической готовности к сотрудничеству с администрацией исправительных учреждений.
Сущностной особенностью жизнедеятельности участников пенитенциарного процесса и учреждений УИС является режимность - подчиненность единым, нормирующим и упорядочивающим нормативам (общеобязательным для участников и обеспеченным принуждением к выполнению нормам-правилам, процедурам, порядкам режима жизнедеятельности, ограничивающим права заключенных и осужденных в связи с совершенным преступлением и уголовным наказанием) материальных и процессуальных норм, составляющих содержание режима и представляющих его особым правовым институтом уголовно¬исполнительного, а ранее - исправительно-трудового права. Режим определен в УИК РФ и ст. 35 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установленным законом порядком исполнения и отбывания уголовных наказаний и заключений под стражу. Согласно этому определению в уголовно-исполнительной доктрине и практике режим понимают двояко: как установленный законом модельный правовой и соответствующий ему фактический порядок исполнения и отбывания заключения под стражу и уголовных наказаний. Законодательное определение режима правовой моделью уточняет представление его совокупностью правовых нормативов как оснований упорядочивания действий (правоотношений) процессов исполнения и отбывания. Соответственно, понятия «режим - правовая модель» и «процесс» совпадают наличием в их содержании процессуальных норм, но режим в отличие от процесса формализован в законе самостоятельным, не связанным с процессом институтом и как совокупность процессуальных норм фактически является совокупным правовым основанием процесса и в этом смысле его элементом. Самостоятельность режима обусловливают, во-первых, формальная неопределенность в законодательстве пенитенциарного процесса, во-вторых, принадлежность процессуальных уголовно¬исполнительных норм институту режима; в-третьих, карательный характер содержания составляющих режим норм, ограничивающих права заключенных под стражу и осужденных в связи с совершенным преступлением и уголовным наказанием. Закон придает режиму функции условия исправления (ч. 2 ст. 82 УИК РФ) и обеспечения охраны, изоляции, надзора, прав, личной безопасности осужденных (ч. 1 ст. 82 УИК РФ). По сути приведенные признаки самостоятельности режима придают институту режима в двух его значениях характер предпроцесса, но фактически не режим, а процесс (действия, правоотношения участников) собственно и обеспечивает режимный правопорядок, исправление, подготовку к законопослушной социальной адаптации, реализацию элементов исполнения и отбывания: охраны, надзора, контроля, субъективных прав и т.д.
Придание полифункциональности режиму отождествлением его с обеспечительной деятельностью представляется лексически и юридически необоснованным, поскольку правовые основания правовых действий не являются действиями, процессом. Режим может обеспечивать что-либо как правовое основание обеспечения фактического режима - как режимного правопорядка, режимный правопорядок - как фактор наличия, поддержания требуемой законом упорядоченности процессуальных действий, отношений и т.д. Отождествление режима с обеспечительной деятельностью - это отождествление режима с процессом как системой обеспечительных действий, правоотношений. Относительно процесса режим не является самостоятельным правовым институтом, категорией и остается таковым в силу формальной невыраженности процесса в уголовно-исполнительном законодательстве и относительной самостоятельности карательного содержания составляющих режим нормативов, несвойственного нормативам иных юридических процессов. В действующем законодательстве соответствующие видам уголовных наказаний виды режимов-нормативов исполнения и отбывания уголовных наказаний (общий, особый, строгий) и заключения под стражу определяют виды пенитенциарных процессов, различающиеся объемами включенных в режимные нормативы ограничений прав заключенных под стражу и осужденных лиц. В обосновании необходимости трансформации уголовно-исполнительного законодательства в пенитенциарное и выделения пенитенциарного процесса представляется значимым то, что разновидности режимов - правовых моделей тождественны функционально как правовые основания пенитенциарного процесса, который может подразделяться по несущественному для покаяния критерию режимных условий исполнения и отбывания на пенитенциарные процессы общего, особого, строгого, тюремного режима общих и облегченных условий. Понятие процесса шире понятия «режим» и включает иные элементы: процессуальные действия (отношения), стадии, процессуальные статусы участников, правовые средства, гарантии, посредством которых, в частности, реализуется правовая пенитенциарность.
Таким образом, при применении средств обеспечения режима выстраивается следующая логическая цепочка: определенная группа этих средств, направленная на решение конкретных задач, позволяет добиться выполнения конкретного требования режима. Так, постоянное наблюдение и контроль за поведением осужденных в местах их размещения и работы, предупреждение и пресечение их противоправных действий, обеспечение изоляции, а также безопасности осужденных, персонала и иных граждан, являющиеся средствами обеспечения режима, закреплены в определении надзора, как одного из требований режима. Выполнение всех требований режима в конечном итоге и обеспечивает соответствие закону реально существующего в ИУ порядка исполнения и отбывания лишения свободы.
Подобные работы
- РЕЖИМ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2016 - ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА С ЛИЦАМИ,
ОТБЫВАЮЩИМИ НАКАЗАНИЕ В ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ
УЧРЕЖДЕНИЯХ
Бакалаврская работа, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - Формы и методы профилактики рецидивной преступности среди молодежи в исправительных учреждениях (Технология социальной работы, Костромской государственный университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Особенности расследования преступлений, совершаемых в исправительных учреждениях (Байкальский Государственный Университет)
Дипломные работы, ВКР, криминалистика. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2025 - Выявление, раскрытие и расследование преступлений, связанных с превышением полномочий и злоупотреблением полномочиями, совершаемых сотрудниками исправительных учреждений
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - Порядок и условия исполнения и отбывания наказания в исправительной колонии особого режима (Кузбасский Институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2019 - Гарантии обеспечения прав сотрудников подразделений режима исправительных учреждений (Современное состояние системы исполнения уголовных наказаний, Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний)
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2021 - Организация воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении
Магистерская диссертация, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 5450 р. Год сдачи: 2022 - Особенности профилактики рецидивной преступности среди осужденных в исправительных учреждениях (Костромской государственный университет)
Курсовые работы, социальная работа. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2021



