Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Конституционно-правовые гарантии народовластия в современной России (Оренбургский Государственный Университет)

Работа №164406

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

конституционное право

Объем работы41
Год сдачи2024
Стоимость600 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
24
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Текст работы имеет одинарный межстрочный интервал.

Введение……………………………………………………………………….. 5
1 Общее положение народовласти в Российской Федерации…………….. 7
1.1 История развития народного суверенитета в России…………………... 7
1.2 Понятие, сущность народного суверенитета России…………………... 9
1.3 Формы участия народа в осуществлении публичной власти….………. 12
2 Референдум: общая характеристика…18
2.1 Понятие и виды референдума в Российской Федерации………………. 18
2.2 Особенности проведения референдума в Российской Федерации……. 20
3 Институт выборов в России: общая характеристика…………………….. 24
3.1 Выборы в системе народовластии в Российской Федерации………….. 24
3.2 Принципы проведения выборов в Российской Федерации…………….. 28
3.3 Место выборов в системе народовластия в Российской Федерации….. 32
Заключение…………………………………………………………………….. 35
Список использованных источников ……37


В современной политической реальности, особенно в контексте Российской Федерации, вопросы, связанные с государственным суверенитетом, выходят на передний план и становятся предметом особого внимания. Это обусловлено тем, что суверенитет не просто важен, он является краеугольным камнем в обеспечении национальной безопасности и стабильности страны. В этой связи, для России, как для государства с богатой историей и уникальной политической системой, задача защиты и укрепления своего суверенитета стоит особенно остро.
Однако, чтобы эффективно защищать суверенитет, необходимо прежде всего точно и корректно понимать, что именно мы вкладываем в этот глубокий и многогранный термин. В юридическом пространстве России до сих пор не достигнуто консенсуса относительно его определения, что создает определенные сложности в его применении и интерпретации. В последние годы слово «суверенитет» часто появляется на страницах российских средств массовой информации и в публичных выступлениях политических деятелей, что делает его одной из ключевых тем в общественно-политическом дискурсе.
К сожалению, его частое употребление не всегда сопровождается корректным пониманием и использованием. Это приводит к ситуации, когда термин «суверенитет» может быть использован в произвольном контексте, что, в свою очередь, влечет за собой искажение его первоначального значения. В некоторых случаях это даже приводит к полному отрыву от исходного смысла, что может иметь серьезные последствия для понимания основ государственного устройства.
Суверенитет народа, как фундаментальный принцип любого демократического государства, является предметом активного изучения и дискуссий в области политической и правовой науки. Он вступает в противоречие с традиционными представлениями о государственной власти, которая долгое время воспринималась как непогрешимая и неприкосновенная. В исторической перспективе такая власть часто рассматривалась как имеющая сакральное происхождение, и даже вступление государя на престол считалось актом, при котором власть не может быть отчуждена. Однако в современном мире, где демократия и права человека занимают центральное место в общественной жизни, понимание суверенитета народа и его роли в государственном управлении претерпевает значительные изменения.
Цель курсовой работы заключается в проведении теоретического системного анализа конституционно-правовых гарантий народовластия в современной России. Задачи исследования:
- раскрыть понятие и сущность гарантий народовластия;
- исследовать содержание и виды конституционно-правовых гарантий народовластия в Российской Федерации;
- проанализировать конституционно-правовые способы обеспечения народовластия в Российской Федерации;
- выявить проблемные аспекты темы исследования.
При написании курсовой работы использовались публикации в периодических изданиях, посвященные рассматриваемому объекту исследования, таких авторов, как Белякова Д.Я, Галайта А.А, Ковалёва А.А, Джагарян Н.В, Захарова И.В, Зуев М.Н, Нудненко А.А, Сайдахмедова Г.Р, Семенникова Л.И и др.
Объект исследования - общественные отношения, складывающиеся в сфере реализации, охраны и защиты народовластия в Российской Федерации, и особенности их конституционно-правового регулирования. Предмет исследования - конституционно-правовые нормы, закрепляющие механизм реализации и обеспечения народовластия в современной России.
Методологическая основа исследования. При решении поставленных задач и для достижения целей исследования использованы следующие современные общенаучные и частные методы познания, разработанные и апробированные юридической наукой на практике: использовались методы описание, анализ, сравнение, исторический, синтез, аналогия и др. Так исторический метод, позволил просмотреть развитие народовластия с эпохи Древней Руси до современного периода, также позволил рассмотреть формирования системы конституционно-правовых гарантий, а также даёт объяснение важности и необходимости данных гарантий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Народовластие – это важнейший принцип характерный для любого демократического государства. Основная задача реализации власти народа в России – разработать систему управления, способную гарантировать эффективное функционирование представительных институтов в соответствии с желаниями многонационального населения страны. Кроме того, необходимо обеспечить прямое участие народа в принятии ключевых решений, касающихся жизни государства и общества.
Общество построенное на принципах народовластия и самоорганизации будет не только способно динамично развиваться при сохранении внутренней стабильности, но и позволит, наконец, избавиться от социального паразитизма и эксплуатации предоставив каждому человеку максимум возможностей для личностной самореализации и самосовершенствования.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации –, высшей формой волеизъявления народа являются демократические процедуры – выборы и референдумы. Эти мероприятия проводятся на различных уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Референдум является формой прямого волеизъявления граждан относительно критически важных вопросов, касающихся как местного, так и общегосударственного значения. Решения, принятые на референдуме, являются обязательными для реализации и могут быть отменены. Выборы же представляют собой процесс нахождения представителей народа для осуществления его власти. Прямая демократия является формой непосредственного волеизъявления населения или определенных групп граждан по различным вопросам государственного или местного значения.
Основной недостаток представительной демократии состоит в обособленности представительных органов власти от граждан, представителями которых они являются, неспособностью обеспечения участия граждан в случае решения важных для населения вопросов.
В то же самое время, прямой демократии также свойственны определенные недостатки. Ввиду проблемы правосубъектности народа невозможно говорить о том, что существует равенство «голосующего большинства» с народом, который подчинен данной власти. Результат прямой демократии станет крайне простым, представленным диктатом воли активной части электората всему народу. При прямой демократии крайне сложно принятие компетентных решений, так как они будут носить субъективный характер.
Вся сложность и весь динамизм общественных отношений, которые возникают по причине осуществления народом своей власти, выступают как объективная причина совершенствования правовых норм, которые и закрепляют данный конституционный принцип.
Для укрепления демократической политической системы ключевым элементом являются индивидуальные и политические свободы каждого гражданина, которые реализуются как в индивидуальном, так и в коллективном аспектах. Право каждого участия в процессе принятия решений, влияющих на его жизнь, является неотъемлемым атрибутом демократии.
В демократически организованном государстве формирование власти должно происходить на основе честных и не подтасовываемых выборов. Возложение полномочий на властные структуры должно осуществляться на определенный срок с четко очерченными пределами их действия. Передача власти должна происходить без применения силы, в соответствии с решением большинства избирателей, выраженным на выборах.
Согласно Конституции страны, структура управления Российской Федерацией строится на принципах трехступенчатого устройства государственной машины. Граждане РФ воплощают свою власть как напрямую, выражая свои предпочтения на выборах, так и через систему государственных органов, которая функционирует на уровне федеральной власти, власти субъектов Федерации и местного самоуправления. Каждый из этих уровней власти функционирует независимо, имея свои полномочия и ответственность.



1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/b57f514e606ee66a6f97d072551b16a416610dfc/
2. О референдуме Российской Федерации Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48221/2ad31a0af778a7c49ea258cf980fc641fee9b0e8/
Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/
3. Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации : Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_404070/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/
4. О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации : Федеральный закон от 22.02.2014 № 20-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_159349/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/
5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации : Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 08.08.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/01fbae25b3040955277cbd70aa1b907cceda878e/
6. О выборах Президента Российской Федерации : Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 08.08.2024). - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_40445/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/
7. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации : Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 08.08.2024). – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37119/6e24082b0e98e57a0d005f9c20016b1393e16380/
8. О референдуме Оренбургской области и местном референдуме в Оренбургской области: Закон от 18.12.2006 г. № 870/172-IV-ОЗ. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?doc_itself=&infostr=xO7q8+zl7fIg7vLu4fDg5uDl8vH/IO3lIOIg7+7x6+Xk7eXpIPDl5ODq9ujo&backlink=1&nd=153017351&page=1&rdk=17#I0
9 Постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 10 сентября 2019 г. N 158/1116-6 « О результатах выборов губернатора Оренбургской области в единый день голосования 08 сентября 2019 года». – Режим доступа: https://base.garant.ru/72761156/
10 Постановление Избирательной комиссии Оренбургской области от 9 сентября 2024 г. N 141/991-7 « О результатах: выборов Губернатора Оренбургской области, назначенных на единый день голосования 8 сентября 2024 года». – Режим доступа: https://base.garant.ru/409644545/?ysclid=m4vgi7rnck416062746

11. О рассмотрении обращении граждан Российской Федерации на территории Алтайского края: Закон от 29.12.2006 г. № 152-ЗС. – Режим доступа: https://base.garant.ru/7316141/
12. О Президенте РСФСР : Закон РСФСР от 24.04.1991 № 1098-1. - Режим доступа: https://legalacts.ru/doc/zakon-rsfsr-ot-24041991-n-1098-1-o/ [утратил силу].
13. О всероссийском референдуме 25 апреля 1993 года, порядке подведения его итогов и механизме реализации результата референдума : Постановление Съезда народных депутатов Российской Федерации. - Режим доступа: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=1&nd=209003768&collection=1 [утратил силу]
14. О проведении 17 марта 1991 года на территории РСФСР референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик : Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР. – Режим доступа: (http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&link_id=6&nd=102010447 [утратил силу]

Периодические издания

15. Белякова, Д.Я. Муниципальные выборы: современная практика и перспективы развития / Я.Д. Белякова, А.А. Галайда, А.А. Ковалева, А.В. Домнина // Вестник Российского университета кооперации. – 2023. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/munitsipalnye-vybory-sovremennaya-praktika-i-perspektivy-razvitiya
16. Джагарян, Н.В. Представительная демократия – универсальная характеристика современной концепции народовластии / Н.В. Джагарян // Вестник Саратовской государственной юридической академии. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavitelnaya-demokratiya-universalnaya-harakteristika-sovremennoy-kontseptsii-narodovlastiya/viewer
18. Жидяева, Е.С. К вопросу о проблемах реализации избирательных прав граждан в условиях современной России / Е.С. Жидяева // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2022. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-problemah-realizatsii-izbiratelnyh-prav-grazhdan-v-usloviyah-sovremennoy-rossii
19. Захарова, И.В. Избирательное право Российской Федерации : Учебник и практикум для вузов [электронный ресурс] : / И.В. Захарова, Кокотова А.Н. – 5-е изд. - Москва: Юрайт, 2024. – 34 с. – (Высшее образование) https://urait.ru/viewer/izbiratelnoe-pravo-rossiyskoy-federacii-535568#page/47
20. Зуев, М.Н. История России : Учебник и практикум для вузов [электронный ресурс] : / М.Н. Зуев, С.Я. Лавренов. – 5-е изд. – Москва: Юрайт, 2024. – 33 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://urait.ru/author-course/istoriya-rossii-535414
21. Нудненко, Л.А. Конституционное право России : учебник для вузов [электронный ресурс]: / Л.А. Нудненко. – 10-е изд. – Москва : Юрайт, 2024. – 129 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://urait.ru/viewer/konstitucionnoe-pravo-rossii-534806
22. Саидахмедова, Г. Р. Выборы как важнейшая форма прямого народовластия / Г. Р. Саидахмедова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 3 (293). — С. 271-274. — URL: https://moluch.ru/archive/293/66507/
23. Семенникова, Л.И. История России до начала ХХ века : Учебник для вузов [электронный ресурс]: / Л.И. Семенникова. – 7-е изд. – Москва: Юрайт, 2024. – 88 с. – (Высшее образование). – Режим доступа: https://urait.ru/author-course/istoriya-rossii-do-nachala-hh-veka-537295

Интернет ресурсы

24. Администрация муниципального образования «Бузулукский район» Оренбургской области. – Режим доступа: - https://bz.orb.ru/presscenter/news/156322/
25. Итоги выборов 2019 года в Оренбургской области. – Режим доступа: https://oren.ru/itogi-vyborov-2019-v-orenburgskoj-oblasti/
26. Итоги голосования на выборах губернатора Оренбургской области. – Режим доступа: https://orenburg-gov.ru/news/13425/
27. Комсомольская правда. – Режим доступа: https://www.orenburg.kp.ru/daily/27553/4821523/
28. Официальный сайт Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.cikrf.ru/analog/prezidentskiye-vybory-2024/p_itogi/
29. Законодательное собрание Оренбургской области. – Режим доступа: https://www.zaksob.ru/activity/obshchie-svedeniya/polnomochiya-zakonodatelnogo-sobraniya/index.php?sphrase_id=56818

Закон Оренбургской области от 25.06.2012 N 883/250-V-ОЗ "О выборах Губернатора Оренбургской области" (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 20.06.2012 N 883). – Режим доступа: https://base.garant.ru/27523221/
Закон Оренбургской области от 09.06.2022 N 321/100-VII-ОЗ (ред. от 31.08.2023) «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в Оренбургской области» (принят постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 06.06.2022 N 321). – Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/406086717

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ