Изучение уровня развития у детей 3-4 лет связной речи (Тольяттинский государственный университет)
|
Проведено эмпирическое исследование.
База исследования: ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г.о. Жигулевск.
Выборка: 30 детей 3–4 лет.
Есть приложения.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста…6
1.1. Проблема развития связной речи детей 3–4 лет в психолого-педагогических исследованиях …6
1.2. Возрастные особенности связной речи детей 3–4 лет ……...…….... 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня развития связной речи детей 3–4 лет …27
2.1. Характеристика цели и методики изучения уровня развития связной речи детей 3–4 лет .…27
2.2. Характеристика результатов изучения уровня развития связной речи детей 3–4 лет …32
2.3. Рекомендации по развитию связной речи детей 3–4 лет по результатам исследования39
Заключение ………………………………..……………………………… 47
Список используемой литературы ……49
Приложение ……………………………………………………………..... 53
База исследования: ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г.о. Жигулевск.
Выборка: 30 детей 3–4 лет.
Есть приложения.
Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы развития связной речи у детей младшего дошкольного возраста…6
1.1. Проблема развития связной речи детей 3–4 лет в психолого-педагогических исследованиях …6
1.2. Возрастные особенности связной речи детей 3–4 лет ……...…….... 21
Глава 2. Экспериментальная работа по изучению уровня развития связной речи детей 3–4 лет …27
2.1. Характеристика цели и методики изучения уровня развития связной речи детей 3–4 лет .…27
2.2. Характеристика результатов изучения уровня развития связной речи детей 3–4 лет …32
2.3. Рекомендации по развитию связной речи детей 3–4 лет по результатам исследования39
Заключение ………………………………..……………………………… 47
Список используемой литературы ……49
Приложение ……………………………………………………………..... 53
Развитие связной речи является центральной задачей дошкольного образования. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Т.В. Ахутина, Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.А. Сохин и др.). Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения (причинно-следственные, временные) между предметами и явлениями. Овладение связной устной речью составляет важнейшее условие успешной подготовки к обучению в школе.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Целенаправленное развитие связной речи должно начинаться как можно раньше: в раннем и младшем дошкольном возрасте. В исследованиях Л.В.Ворошиной, А.В. Зрожевской, Г.Я. Кудриной, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, Г.М. Юртайкиной и др. доказано, что путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка. В своих исследованиях авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность и последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова в своих работах раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи. Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в развитии детского творчества.
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Формирование связности речи у детей пятого года жизни представлено в работах Н.В.Елкиной. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связной речи в младшем дошкольном возрасте. Четвертый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех ее сторон (М.М.Алексеева, А.Н.Гвоздев, М.М.Кольцова, Г.М.Лямина, О.С.Ушакова, К.И.Чуковский, Д.Б.Эльконин, В.И.Ядэшко и др.).
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике выявления уровня развития связной речи детей младшего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью.
Проблема: как осуществить выявление уровня развития связной речи детей 3–4 лет?
Цель исследования: определить и апробировать методику выявления уровня развития связной речи детей 3–4 лет.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей 3–4 лет.
Предмет исследования: диагностика уровня развития связной речи детей 3–4 лет.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что изучение уровня развития связной речи детей 3–4 лет возможно при реализации методики диагностики, включающей комплекс диагностических методик, обеспечивающих выявление результатов по выделенным показателям, соответствующих возрастным возможностям детей 3–4 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить критерии (показатели), определить характеристику уровней развития у детей 3–4 лет связной речи, разработать комплекс диагностических заданий по их выявлению.
3. Выявить уровень развития связной речи детей 3–4 лет, представить рекомендации по результатам диагностики.
Теоретической основой исследования явились:
– концепция речевого развития дошкольников Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, опирающейся на формирование у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
– положения исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов;
– положения о факторах формирования и развития связной речи в исследованиях Е.И. Радиной, В.В. Гербовой.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (беседа, наблюдение); методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г.о. Жигулевск. В исследовании приняли участие 30 детей 3–4 лет.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике комплекса диагностических методик, направленных на изучение уровня развития связной речи детей 3–4 лет.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Текст иллюстрируют 2 таблицы.
Психологическая природа связной речи, ее механизмы и особенности развития у детей раскрыты в трудах Л.С. Выготского, А.А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна и др. Все исследователи отмечают сложную организацию связной речи и указывают на необходимость специального речевого воспитания (А.А. Леонтьев, Л.В. Щерба).
Целенаправленное развитие связной речи должно начинаться как можно раньше: в раннем и младшем дошкольном возрасте. В исследованиях Л.В.Ворошиной, А.В. Зрожевской, Г.Я. Кудриной, Е.А. Смирновой, Н.Г. Смольниковой, О.С. Ушаковой, Л.Г. Шадриной, Г.М. Юртайкиной и др. доказано, что путь, по которому должно идти руководство развитием речи детей в целях формирования у них способности строить связное и развернутое высказывание (текст), ведет от диалога между взрослым и ребенком к развернутой монологической речи самого ребенка. В своих исследованиях авторы стремились найти наиболее четкие критерии связности речи, чем просто ее логичность и последовательность. В качестве основных показателей связности было принято умение ребенка структурно правильно строить текст, используя при этом необходимые средства связи между предложениями и частями высказывания.
Закономерности развития связной речи детей с момента ее возникновения раскрываются в исследованиях А.М. Леушиной. Она показала, что развитие связной речи идет от овладения ситуативной речью к овладению контекстной, затем процесс совершенствования этих форм протекает параллельно, формирование связной речи, изменение ее функций зависит от содержания, условий, форм общения ребенка с окружающими, определяется уровнем его интеллектуального развития. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста и факторы ее развития изучались также Э.П. Коротковой, Н.М. Крыловой, Г.М. Ляминой, Е.И. Радиной, Е.А. Флериной. Уточняют и дополняют методику обучения монологической речи исследования Н.Г. Смольниковой о развитии структуры связного высказывания у дошкольников, исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов. Разносторонне изучаются также методы и приемы обучения дошкольников связной речи: Е.А. Смирнова и О.С. Ушакова в своих работах раскрывают возможность использования серии сюжетных картин в развитии связной речи. Л.В. Ворошнина раскрывает потенциал связной речи в развитии детского творчества.
Большинство педагогических исследований посвящено проблемам развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Формирование связности речи у детей пятого года жизни представлено в работах Н.В.Елкиной. Дальнейшей разработки требуют вопросы формирования связной речи в младшем дошкольном возрасте. Четвертый год жизни – период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех ее сторон (М.М.Алексеева, А.Н.Гвоздев, М.М.Кольцова, Г.М.Лямина, О.С.Ушакова, К.И.Чуковский, Д.Б.Эльконин, В.И.Ядэшко и др.).
Таким образом, наблюдается противоречие между потребностями массовой практики в методике выявления уровня развития связной речи детей младшего дошкольного возраста и ее недостаточной разработанностью.
Проблема: как осуществить выявление уровня развития связной речи детей 3–4 лет?
Цель исследования: определить и апробировать методику выявления уровня развития связной речи детей 3–4 лет.
Объект исследования: процесс развития связной речи детей 3–4 лет.
Предмет исследования: диагностика уровня развития связной речи детей 3–4 лет.
Гипотеза исследования базировалась на предположении о том, что изучение уровня развития связной речи детей 3–4 лет возможно при реализации методики диагностики, включающей комплекс диагностических методик, обеспечивающих выявление результатов по выделенным показателям, соответствующих возрастным возможностям детей 3–4 лет.
Задачи исследования.
1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
2. Выделить критерии (показатели), определить характеристику уровней развития у детей 3–4 лет связной речи, разработать комплекс диагностических заданий по их выявлению.
3. Выявить уровень развития связной речи детей 3–4 лет, представить рекомендации по результатам диагностики.
Теоретической основой исследования явились:
– концепция речевого развития дошкольников Ф.А. Сохина и О.С. Ушаковой, опирающейся на формирование у детей языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи;
– положения исследования Э.П. Коротковой об особенностях овладения дошкольниками различными функциональными типами текстов;
– положения о факторах формирования и развития связной речи в исследованиях Е.И. Радиной, В.В. Гербовой.
Для решения поставленных задач использовался комплекс следующих методов: теоретические (анализ психолого-педагогической и методической литературы, интерпретация, обобщение опыта педагогической деятельности); эмпирические (беседа, наблюдение); методы количественной и качественной обработки данных.
База проведения исследования. Исследование проводилось на базе ГБОУ СОШ №10 СПДС «Аленушка» г.о. Жигулевск. В исследовании приняли участие 30 детей 3–4 лет.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования на практике комплекса диагностических методик, направленных на изучение уровня развития связной речи детей 3–4 лет.
Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложения. Текст иллюстрируют 2 таблицы.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
В современной методике развития речи связная речь рассматривается как центральная задача речевого развития детей. Большинство исследований посвящено проблемам развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Недостаточно изученными остаются вопросы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Важным условием становления связной речи детей младшего дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Одним из таких признанных в педагогической науке и практике эффективных методов развития связной речи детей младшего дошкольного возраста является игровая ситуация.
Как показали результаты констатирующего этапа эксперимента, связная речь детей четвертого года жизни не достаточно развита: наблюдаются неправильное построение простых и сложных предложений, частые замены существительных местоимениями, в монологах большинства детей отсутствует четкая структура построения связного высказывания. Диагностика особенностей связной речи у дошкольников показала наличие следующих типичных ошибок для детей данного возраста:
– в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения;
– использование однообразных способов связи предложений в тексте;
– нарушение последовательности изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание;
– преимущественное присутствие в рассказах элементов повествования и описания;
– частое обращение к помощи взрослого, неспособность справиться с заданием самостоятельно и др.
Все это указывает на необходимость проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, построения связного монологического высказывания.
В качестве эффективного средства развития связной речи детей 3–4 лет мы рекомендуем режиссерские игры. Процесс развития связной речи детей 3–4 лет посредством режиссерских игр будет эффективен, если организовать игры как совместную деятельность воспитателя и детей; включить организованные режиссерские игры в организованную образовательную деятельность по образовательной области «Речевое развитие»; обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами и оборудованием для совместных и индивидуальных режиссерских игр.
В современной методике развития речи связная речь рассматривается как центральная задача речевого развития детей. Большинство исследований посвящено проблемам развития монологической речи у детей старшего дошкольного возраста. Недостаточно изученными остаются вопросы развития связной речи детей младшего дошкольного возраста.
Важным условием становления связной речи детей младшего дошкольного возраста является выбор эффективных, целесообразных методов и приемов, а также форм осуществления данной работы педагогами. Одним из таких признанных в педагогической науке и практике эффективных методов развития связной речи детей младшего дошкольного возраста является игровая ситуация.
Как показали результаты констатирующего этапа эксперимента, связная речь детей четвертого года жизни не достаточно развита: наблюдаются неправильное построение простых и сложных предложений, частые замены существительных местоимениями, в монологах большинства детей отсутствует четкая структура построения связного высказывания. Диагностика особенностей связной речи у дошкольников показала наличие следующих типичных ошибок для детей данного возраста:
– в словоупотреблении, построении не только сложного, но и простого предложения;
– использование однообразных способов связи предложений в тексте;
– нарушение последовательности изложения мыслей, им трудно начать или закончить высказывание;
– преимущественное присутствие в рассказах элементов повествования и описания;
– частое обращение к помощи взрослого, неспособность справиться с заданием самостоятельно и др.
Все это указывает на необходимость проведения специального обучения с целью усвоения активного словаря, формированию звуковой культуры речи, построения связного монологического высказывания.
В качестве эффективного средства развития связной речи детей 3–4 лет мы рекомендуем режиссерские игры. Процесс развития связной речи детей 3–4 лет посредством режиссерских игр будет эффективен, если организовать игры как совместную деятельность воспитателя и детей; включить организованные режиссерские игры в организованную образовательную деятельность по образовательной области «Речевое развитие»; обогатить развивающую предметно-пространственную среду материалами и оборудованием для совместных и индивидуальных режиссерских игр.
Подобные работы
- Развитие у детей 5-6 лет связной повествовательной речи посредством дидактических сказок
Бакалаврская работа, дошкольная педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4650 р. Год сдачи: 2022 - РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КАРТИНОК
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2020 - ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4315 р. Год сдачи: 2018 - Психолого-педагогическая работа по развитию связной речи у детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2019 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Развитие описательной речи у детей 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи посредством использования серии сюжетных картин (Тольяттинский государственный университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 1800 р. Год сдачи: 2025 - ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, дошкольное образование. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГОВ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2019



