ВВЕДЕНИЕ 4
1 НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОФИЛАКТИКИ
МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА 11
1.1. Молодёжный экстремизм: генезис, сущность, причины и последствия 11
1.2. Основные формы проявления молодёжного экстремизма 25
1.3. Социально-педагогические и социально-культурные формы
профилактики экстремизма среди молодёжи 30
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 35
2 ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ КЛУБНОГО ТИПА В ПРОФИЛАКТИКЕ МОЛОДЁЖНОГО ЭКСТРЕМИЗМА 37
2.1. Содержание и формы культурно-просветительной деятельности клубных
учреждений в области профилактики экстремизма среди молодёжи 37
2.2. Проектное решение: Региональный межнациональный клубный форум
«Территория Дружбы» 45
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЕ А 69
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 70
ПРИЛОЖЕНИЕ В 79
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 83
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 90
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 102
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж
Одной из проблем современного мирового сообщества, которая влечёт за собой крайне тяжёлые экономические, социальные, духовные последствия, является экстремизм. Данное явление дестабилизирует жизнедеятельность людей во всех областях их жизни: политическая ситуация обостряется, социальное, культурное благополучие граждан претерпевает значительное давление.
Для нашей страны проблема экстремизма является наиболее актуальной, поскольку существуют объективные предпосылки для его существования и развития: многонациональность и многоконфессиональность российского народа, внушительный ряд политических, социальных, экономических проблем. Также актуальность обусловлена возможным распространением крайней формы экстремизма - терроризма, являющийся преступлением против человечества в целом. В этой связи нормативно-правовая база в области регулирования и противодействия экстремизму в РФ ориентирована не только на избрание жёсткой меры наказания за то или иное экстремистское действие, но и профилактический процесс в целом. Так, например, федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» от 2002 года был установлен ряд мер по противодействию экстремистской деятельности, где были подробно раскрыты основные направления этого противодействия, первым направлением из которых обозначилась непосредственно профилактика, которая включает в себя воспитательные и пропагандистские меры. Данный нормативный акт является базовым для правового регулирования экстремистской деятельности, но на современном этапе ввиду быстрой адаптации экстремизма к реалиям нашего времени, редактируется и дополняется. Например, в 2018 году Федеральным законом «О внесении изменений в 282 статью УК РФ: Возбуждение ненависти/вражды, а равно - унижение человеческого достоинства» были добавлены следующие действия, относящиеся к экстремистским: унижение достоинства человека или группы лиц по половому, расовому, национальному, языковому, религиозному или любому другому признаку, относящему индивида или несколько лиц к определённой социальной группе. При этом, на законодательном уровне было установлено, что под уголовную ответственность за данные действия экстремистского характера попадают виновные, совершившие преступное деяние публично через средства массовой коммуникации, в том числе средствами сети «Интернет».
Как показывает социальная практика, для экстремизма наиболее уязвима такая категория, как молодёжь, поскольку именно эта достаточно обширная социальная группа недостаточно социально адаптирована и защищена, что способствует формированию противоправных образцов поведения. Присущие данному возрасту черты экстремальности сознания и характера наряду с их неполной зрелостью ввиду возраста, излишняя эмоциональность, амбициозность, готовность к риску и вызову - все эти характеристики делают молодёжь наиболее уязвимой к деформации их сознания, к формированию у них увлечённости к радикальным идеологиям и движениям. Так, например, на учёте в органах внутренних дел Российской Федерации состоит свыше 450 молодежных группировок экстремистской направленности общей численностью около 20 тысяч человек. А средний возраст участника в экстремистской группировке, по данным Центра безопасного интернета в России, в 80% случаев - от 20 до 30 лет.
Несмотря на то, что проблема признаётся и осознаётся не только на уровне отдельного государства, но и на межгосударственном уровне, в корне истребить или хотя бы умалить проявление и развитие молодёжного экстремизма не удаётся. Поскольку вопрос профилактики должен быть особым и важным не только для государственных силовых структур, но и для социально-культурной сферы: образовательных, молодёжных организаций, учреждений культуры и искусства. Если роль образовательных организаций в профилактике экстремистских проявлений является простой и очевидной к пониманию даже на бытовом уровне, то роль учреждений культуры является предметом активных научных поисков и размышлений. Резонно возникают вопросы, насколько сфера культуры в целом готова и способна проводить качественную профилактику экстремизма среди молодого поколения.
В контексте нашего исследования речь пойдёт непосредственно о роли культурно-просветительной деятельности клубных учреждений в профилактике молодёжного экстремизма. Согласно «Концепции развития клубной деятельности клубного дела в Красноярском крае до 2030 года», культурно-просветительная деятельность является одной из четырех приоритетных направлений деятельности учреждений культуры клубного типа, поскольку ориентирована на духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание граждан, необходимые для формирования правильных ценностей и приоритетов жизни у детей, подростков и молодых людей, а значит и для профилактики противоправного поведения разного характера и направленности, в том числе экстремистской.
Степень изученности проблемы
Об истоках экстремистского поведения людей и современных их видах рассуждали такие авторы, как Н.А. Жукова, И.А. Ярощук, Н.С. Авдулов, К. Аршин, Е. Боев, А.С. Армен, Т.С. Рябинская, А.А. Краснова, С.В. Бахтина и другие.
Подробно о генезисе экстремизма в молодёжной среде, его причинах и последствиях писали такие авторы, как Ю.А. Акунина, Е.В. Красавина, Р.М. Афанасьева, А.В. Сериков, Л.В. Баева, В.И. Чупров и Ю.А. Зубок, В.С. Кудрин, А.А. Затолокин, О.В. Попов и О.О. Попова, С.С. Черных и А.А Никифоров, и другие.
Некоторые теоретические аспекты возрастных, психологических и социальных характеристик молодёжи были описаны В.Т. Лисовским, Е.А. Верещагиной, Б.А. Ручкиным, С.С. Галаховым.
Основой описания форм проявления молодёжного экстремизма стала работа А.В. Сумачёва и авторская работа Е.О. Кубякина.
Теоретические основы социально-педагогической культурной профилактики противоправного экстремистского поведения молодых людей были подробно описаны такими авторами, как Т. В. Романова, И.Н. Петрова, В.В. Негин и Е.И. Григорьева.
О культурно-просветительной деятельности учреждений культуры клубного типа рассуждали такие авторы, как М.В. Биттер, Н.А. Симбирцева, а также ведущий теоретик социально-культурной деятельности А.Д. Жарков.
Фундаментальные основы технологий социально -культурной деятельности, как базис социально-культурной профилактики, заложены в научных трудах А.Д Жаркова, Т.Г. Киселевой и Ю.Д. Красильникова, Г.Н. Новиковой, Е.И. Григорьевой, С.Н. Фёдоровой.
Предмет и объект исследования
Объект исследования - профилактика молодёжного экстремизма;
Предмет исследования - культурно-просветительная деятельность клубных учреждений;
Цель данного исследования - теоретическое обоснование роли культурно-просветительной деятельности учреждений культуры клубного типа в профилактике экстремистских настроений и проявлений среди молодёжи.
Задачи исследования:
• Рассмотреть теоретический аспект молодёжного экстремизма;
• Выявить основные формы проявления экстремизма среди молодёжи;
• Рассмотреть социально-педагогический и социально-культурный аспекты профилактики экстремистских проявлений среди молодёжи;
• Определить содержание и формы культурно-просветительной деятельности учреждений культуры клубного типа в области профилактики молодёжного экстремизма;
• Предложить проектное решение как вариант профилактики
молодёжного экстремизма средствами культурно-просветительной деятельности учреждений культуры клубного типа;
Методологические основы исследования
• Теория превентологии молодежной среды, как основа предупреждения современных форм девиантного экстремистского поведения молодых людей.
• Социология молодежи как общеметодологическое и специально-теоретическое направление социологического анализа процессов социализации и развития молодежи.
• Криминология как социально-правовое направление анализа
преступной экстремистской деятельности молодёжных группировок.
• Теория технологической деятельности в социально-культурной сфере в контексте структуры, содержания, форм, средств и методов в социокультурных технологиях;
• Теория и практика клубной деятельности как основа организации досуга для молодых людей.
• Теория и методика культурно-досуговой деятельности в контексте принципов, функций и современных форм молодежного досуга, его ценностного и созидательного значения.
• Теория культуры как интегративная социогуманитарная наука о культуросодержащих процессах и явлениях; принципах их функционирования и развития в молодежной субкультуре.
Для решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы были использованы такие общенаучные методы исследования, как:
Анализ - метод сбора литературы, необходимой для освещения и наполнения данной работы, её переосмысление и переработка.
Анкетирование - это метод опроса, используемый для составления представлений общественного мнения на исследуемую тему.
Экспертное интервью - вид индивидуального интервью, где специалист в исследуемой области даёт оценку исследуемой темы.
Структурирование и обобщение информации - составление единого плана освящения данной темы;
Гипотеза исследования
Внедрение современных форм и технологий культурно-просветительной деятельности клубных учреждений в процесс профилактики молодёжного экстремизма будет способствовать снижению уровня интолерантных проявлений в среде молодёжи.
Теоретическая и практическая значимость результатов исследования
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в систематизации теоретического материала о содержании культурно-просветительной деятельности учреждений культуры клубного типа в рамках профилактики экстремизма среди молодёжи, который ранее не был представлен в научной среде.
Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке социально-культурного проекта «Территория Дружбы» как одного из множества возможных вариантов профилактики молодёжного экстремизма средствами культурно-просветительной деятельности в учреждениях культуры клубного типа.
Апробация результатов исследования
Результаты исследования были апробированы в ходе участия в научно - практических конференциях всероссийского уровня, а именно:
1. Всероссийская (национальная) научно-практическая конференция «Профессиональное самоопределение молодёжи инновационного региона: проблемы и перспективы»;
2. Всероссийская научно-практическая конференция студентов, аспирантов и молодых учёных «Актуальные проблемы философии и социологии» в рамках XXIII Международного научно -практического форума студентов, аспирантов и молодых учёных «МОЛОДЁЖЬ И НАУКА XXI ВЕКА»;
Структура работы
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав (5 параграфов) и выводов по ним, двух практических исследований, проекта, заключения, списка использованных источников в количестве 52 наименований и 7 приложений. Объём работы составил 106 страниц.
В ходе написания выпускной квалификационной работы нами было проведено исследование теоретического аспекта молодёжного экстремизма, основных форм его проявления и способов социально-педагогической и социально-культурной профилактики. Более подробно рассмотрели содержание и формы культурно-просветительной деятельности клубных учреждений и её потенциал в профилактике экстремистского поведения и мышления в среде молодёжи, разработали социально-культурный проект как один из возможных вариантов решения выявленной в результате исследования проблемы отсутствия распространения практики профилактики в клубных учреждениях средствами культурно-просветительной деятельности и проблемы молодёжного экстремизма в целом. Провели два исследования: количественное методом анкетирования, которое носило промежуточный характер и преследовало целью выявить экстремистские настроения у современной молодёжи и их направленность, определить причинно-следственную связь, и качественное методом экспертного интервью, которое позволило подтвердить наличие выявленной проблемы и необходимость, эффективность и некоторые актуальные проектные формы её решения для общего процесса профилактики.
В процессе теоретического осмысления молодёжного экстремизма мы рассмотрели множество научных определений этому явлению и имеем представление о том, что такое молодёжный экстремизм - это ярко выраженные агрессивные идеи национализма, расизма, религиозной нетерпимости, сексизма, ксенофобии и др., сложившиеся в противоправную систему разжигания ненависти и вражды с людьми по признаку различной принадлежности (национальность, раса, вероисповедание, гендер, сексуальная ориентация, политические взгляды и другие более узкие категории) как следствие кризиса советской коммунистической системы воспитания молодого поколения.
Причины приверженности молодых людей к явлениям и течениям экстремистского толка могут быть обусловлены как внутренними причинами (кризисы первичной, вторичной социализации, необузданная воспитанием и психологической помощью, поддержкой экстремальность сознания и мышления), так и внешними (политическая ситуация в стране, употребление опьяняющих наркотических и алкогольных веществ, многонациональность и многоконфессиональность российского народа, межнациональные конфликты и войны). Последствия развития молодёжного экстремизма не имеют ничего общего с комфортным и безопасным существованием человеческого общества - это гражданские и межгосударственные войны, прогрессирование терроризма, подрыв государственной целостности, кризис молодёжной политики и другое.
Основными формами проявления молодёжного экстремизма являются криминально активные молодёжные группировки, преимущественно, националистской и религиозной направленности. В ходе анкетирования эта направленность также частично подтвердилась, что позволило сузить тематику социально-культурного проекта до профилактики межнациональной и межконфессиональной нетерпимости и вражды.
Анализ социально-педагогической и социально-культурной профилактики определил два этих процесса как неразрывные и взаимосвязанные части общей профилактики, однако дальнейшее исследование проводилось с уклоном на изучение социально-культурной сферы в превенции противоправного экстремистского поведения и мышления молодёжи, а именно на изучение культурно-просветительной деятельности современных учреждений культуры клубного типа. В ходе этого анализа подробно были описаны содержание, формы культурно-просветительной работы, а также её значительный потенциал в снижении уровня интолерантных проявлений в молодёжной среде, который подтвердили и эксперты в ходе интервью.
Частично этот потенциал был реализован при разработке регионального межнационального клубного форума «Территория Дружбы», который, помимо варианта профилактики некоторых видов экстремизма в молодёжной среде, представляет собой вариант решения выявленной в ходе анализа репрезентантов в Красноярском крае и проведения экспертного интервью проблемы отсутствия распространения практики профилактики средствами культурно-просветительной работы в клубных учреждениях.
Таким образом, в ходе написания выпускной квалификационной работы цель теоретического обоснования роли культурно-просветительной деятельности клубных учреждений в профилактике молодёжного экстремизма была достигнута, поставленные задачи выполнены, а гипотеза, заключающая в предположении, что внедрение форм и технологий культурно-просветительной деятельности клубных учреждений будет способствовать снижению уровня интолерантных проявлений в среде молодёжи, подтвердилась.
1. Авдулов, Н.С. Социальные механизмы как инструмент предупреждения ксенофобии и экстремизма / Н.С. Авдулов // Научная мысль Кавказа. - 2007. - №3 (51). - с. 28
2. Алпацкий, И.И. Основные подходы к использованию культуроохранных технологий в России / И.И. Алпацкий, Е.А. Чухнов // Аналитика культурологи. - 2006. - № 2(6). - с. 170 - 176.
3. Аршин, К. Национализм / К. Аршин // Философская антропология. - 2018. - №1. - с. 154.
4. Асташонок, К.В. Феномен экстремизма. Возникновение и развитие / К.В. Асташонок // МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. - 2013. - №6 (43). - с. 539 - 542.
5. Афанасьева, Р.М. Социокультурные условия противодействия экстремизму в молодежной среде (социально-философский анализ): специальность 09.00.11 «Социальная философия»: диссертация на соискание учёной степени кандидата философских наук / Афанасьева Розалия Михайловна; Московский городской университет управления Правительства Москвы. - 2007. - с. 22.
6. Ахмерова, А.З. Роль культурных учреждений в профилактике
молодёжного экстремизма / А.З. Ахмерова // ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ МОЛОДЕЖИ: КУЛЬТУРА, ДУХОВНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ: мат. конференции / Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина. - Екатеринбург, 2019. - с. 63 - 67.
7. Баева, Л.В. Молодёжный экстремизм в современной России / Л.В. Баева // Обзор. НЦПТИ. - 2015. - с. 18.
8. Баева, Л. В. Проблема противостояния молодежному экстремизму в
современной России / Л.В. Баева // Информационное сопровождение геополитической безопасности территорий Юга России и прикаспийского региона: мат. международной научно-практической конференции / Астраханский государственный университет. - Астрахань, 2010. - № 5. - с. 26¬33.
9. Белокобыльский, М.Е. Молодёжный экстремизм в России: особенности его проявления / М.Е. Белокобыльский, О.И. Белокобыльская // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2015. - №3 (21). - с. 54 - 59.
10. Биттер, М.В. Культурно-просветительская деятельность (к вопросу о содержании понятия) / М.В. Биттер, Н.А. Симбирцева // Человек в мире культуры. - 2017. - № 2-3. - с. 226-230.
11. Боев, Е. Сексизм. Борьба с сексизмом как проявлением полового
терроризма / Е. Боев, А.С. Армен // Молодёжь в поисках будущего:
общество, культура, политика: мат. студенческой научной конференции / Донецкий национальный технический университет. - Донецк, 2020. - с. 60
12. Верещагина, Е.А. Социально-психологический портрет
современной молодёжи в региональном аспекте / Е.А. Верещагина // Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования: мат. международной конференции памяти проф. Л. Н. Когана / Уральский федеральный университет. - Екатеринбург, 2013. - с. 1204 - 1206.
13. Вовлеченность российской молодежи в экстремизм: цифры и проблемы // Центр безопасного интернета в России: официальный сайт. - 2008. - URL:https://www.saferunet.ru/expert/article/564/(дата обращения: 21.01.2022)
14. Галахов, С.С. Специфика молодёжного сознания и социально - групповой самоорганизации в механизме формирования молодёжного экстремизма / С.С. Галахов, Е.О. Кубякин // Вестник Казанского юридического института МВД России. - 2014. - №2 (16). - с. 49.
15. Демидова-Петрова, Е.В. Формы проявления экстремизма в молодёжной среде в современных условиях / Е.В. Демидова-Петрова //
16. Емельянова, Н.Н. Невежество как источник зла / Н.Н. Емельянова // Культура и цивилизация (Донецк). - 2017. - № 2(6). - с. 83.
17. Жарков, А.Д. Организация культурно-просветительной работы: учебное пособие / А.Д. Жарков; Московский Государственный институт культуры. - Москва: Просвещение, 1989. - 239с. - ISBN 5-09-000955-4
18. Жукова, Н.А. Экстремизм: понятие и генезис в контексте международной правовой науки / Н.А. Жукова, И.А. Ярощук // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. - 2020. - №1. - с. 114.
19. Зализняк, Н.Л. Профилактика экстремизма и формирование толерантности в молодежной среде: методическое руководство / Н.Л. Зализняк, И.В. Лундовских, А.Г. Синеглазова. - Казань: ИД «МеДДок». - 2020. - 80 с. - ISBN 978-5-6045586-8-3
20. Затолокин, А.А. Молодежный экстремизм: генезис, детерминанты, превенции / А.А. Затолокин // Право и государство: проблемы методологии, теории и истории: мат. VI Всероссийской научно-практической конференции / Краснодарский университет МВД России. - Краснодар, 2017. - с. 172.
21. Зорина, В.С. Роль культуры в развитии международного общения и культурного диалога: сборник методических рекомендаций / В.С. Зорина // официальный сайт. - 2016. - 59 с. - URL:https://kskdts.ru/metodicheskava-rabota/mezhnatsionalnvv-kulturnvv-tsentr.php(дата обращения: 07.06.2022)
22. Кашицына, Л.В. Экстремизм и его профилактика в молодёжной среде / Л.В. Кашицына, Н.А. Рыбка // Актуальные проблемы безопасности жизнедеятельности и физической культуры. - 2018. - с. 81 - 87.
23. Киселева, Т.Г., Социально-культурная деятельность: учебник / Т.Г. Киселёва, Ю.Д. Красильников; Московский государственный университет культуры и искусств. - Москва: МГИК, 2004. - 539с. - ISBN 594778-058-5
24. Краснова, А.А. Особенности восприятия расизма в обществе / А.А. Краснова, С.В. Бахтина // Вопросы устойчивого развития общества. - 2021. - №6. - с. 1
25. Крутько, И.С. Введение в превентологию: учебное пособие / И.С. Крутько, А.В. Пономарев; Уральский Федеральный Университет им. первого
президента России Б. Н. Ельцина. - Екатеринбург: УрФУ имени первого Президента России Б.Н. Ельцина, 2019. - 138. - ISBN 978-5-7996-2615-0
26. Кубякин, Е.О. Молодёжный экстремизм в сети Интернет как социальная проблема / Е.О. Кубякин // Историческая и социально - образовательная мысль. - 2011. - № 4 (9). - с. 149 - 152
27. Красавина, Е.В. Исследование молодёжного экстремизма, как крайней формы агрессивного поведения молодёжи (на примере неформальных молодёжных организаций) / Е.В. Красавина // Культура. Наука. Интеграция. - 2008. - №1. - с. 3
28. Концепция развития клубного дела в Красноярском крае до 2030
года // Государственный центр народного творчества Красноярского края: официальный сайт. - 2021. - URL:https://krasfolk.ru/metodicheskij-
kabinet/kontseptsiya(дата обращения: 26.04.2022)
29. Лысенко, И.С. Некоторые аспекты религиозного экстремизма / И.С. Лысенко, А.П. Елохин // ЕВРАЗИЙСКИЙ СОЮЗ УЧЕНЫХ. - 2016. - №6 (27). - с. 99 - 106.
30. Марков, А.П. Основы социокультурного проектирования: учебное пособие / А.П. Марков, Г.М. Бирженюк; Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов. - СПб: 1997. - 260с. - ISBN 5-7621-0077-4
31. Мирошниченко, Н.В. Роль учреждений культурно-досугового типа в организации социально-культурной профилактики проявлений экстремизма молодёжи / Н.В. Мирошниченко, О.Н. Гененко, С.А. Ряднова // Педагогика и психология: научные приоритеты учёных: мат. международной научно-практической конференции / Федеральный центр науки и образования. - Пермь, 2016. - №1. - с. 36 - 39.
32. Модельный стандарт деятельности муниципального учреждения
культуры клубного типа Красноярского края // Государственный центр народного творчества Красноярского края . - 2010. - URL:
https://krasfolk.ru/metodicheskij-kabinet/modelnyj-standart(дата обращения: 16.05.2022)
33. Негин В.В. Роль социально-культурной деятельности в процессе профилактики молодежного экстремизма / В.В. Негин, Е.И Григорьева // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2017. - №4 (168). - с. 38
34. Новый возраст молодёжи // Государственная Дума Федерального
Собрания Российской Федерации: официальный сайт. - 2020. - URL:
http://duma.gov.ru/news/50394/(дата обращения: 07.03.2022)
35. Попов, О.В. Причины и особенности экстремизма в молодёжной среде. Меры противодействия молодёжному экстремизму / О.В. Попов, О.О. Попова // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. - 2008. - с. 111-112
36. Романенко, Н.М. Проявление экстремизма в молодежных контркультурах / Н.М. Романенко // Человеческий капитал. - 2014. - №12 (72). - с. 2.
37. Романова, Т.В. Сущность и содержание понятия «экстремизм» и педагогические формы его профилактики в студенческой среде / Т.В. Романова, И.Н. Петрова // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2018. - №1 (97). - с. 117 - 123.
38. Рябинская, Т.С. Сущность и специфика молодёжного экстремизма в контексте теории конфликта / Т.С. Рябинская // Экономические и гуманитарные исследования регионов. - 2016. - №3. - с. 95
39. Рябинская, Т.С. Экстремистские формы и мотивы молодёжной девиации / Т.С. Рябинская // Приоритетные научные направления: от теории к практике. - 2016. - с. 114 - 117
40. Российская Федерация. Законы. О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации. Федеральный закон №519-ФЗ: [принят Государственной Думой 19 декабря 2018 года; одобрен Советом Федерации 21 декабря 2018 года]. - Москва: Эксмо, 2021. - 1 с. - ISBN 978-5¬04-155737-9
41. Российская Федерация. Законы. О противодействии экстремистской деятельности (ред. от 12.07.2021). Федеральный закон №114- ФЗ: [принят Государственной Думой 27 июня 2002 года; одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 года]. - Москва: Эксмо, 2021 - 9 с. - ISBN 978-5-4374¬1456-9.
42. Свиридов, А.А. Модель социально-культурной деятельности ВУЗов по профилактике экстремизма в молодёжной среде / А.А. Свиридов // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - №3(131) - с. 76 - 83.
43. Сериков, А.В. Молодежный экстремизм в современной России: динамика и отражение в общественном мнении у студентов: специальность 22.00.04 «Социальная структура, социальные институты и процессы»: диссертация на соискание учёной степени кандидата социологических наук / Сериков Антон Владимирович; Ростовский государственный университет. - Ростов-на-Дону. - 2005. - с. 8.
44. Стуликова, Н.В. Сборник лучших национальных практик Дворца
Труда и Согласия им. А.Н. Кузнецова в творческом сезоне 2020/2021 гг. / Н.В. Стуликова // официальный сайт. - 2022 - 91 с. - URL:
https://kskdts.ru/upload/iblock/149/1494585ad7f419441ab843b9f15b825f.pdf(дата обращения: 29.05.2022).
45. Сумачёв, А.В. К вопросу о молодёжном («бытовом») экстремизме / А.В. Сумачёв // Российско-Азиатский правовой журнал. - 2019. - №3. - с. 66 - 67.
46. Фёдорова, С.Н. Этнокультурные технологии в современном образовательном процессе / С.Н. Фёдорова // Образовательные технологии и общество. - 2017. - №1. - с. 104
47. Филатова, М.Н. Культурные практики как средство профилактики экстремизма и терроризма в среде детей и подростков / М. Н. Филатова // Образование и воспитание. - 2015. - URL:https://moluch.ru/th/4/archive/13/289/(дата обращения: 25.05.2022).
48. Фридинский, С.Н. Молодежный экстремизм как особо опасная форма проявления экстремистской деятельности / С.Н. Фридинский // Обзор.НЦПТИ. - 2015. - №5. - с. 4 - 9.
49. Черных, С.С. Контркультурные детерминанты молодёжного экстремизма / С.С. Черных, А.А. Никифоров // Манускрипт. - 2016. - №7-2. - с. 204.
50. Чуносов, М.А. Факторы, причины и условия формирования экстремистского поведения в молодёжной среде / М.А. Чуносов, М.А. Таранин // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Юридические науки. - 2021. - №2. - с. 169 - 173.
51. Шарковская, Н.В. Действующий клуб как культурно¬просветительное учреждение и общественная самоорганизация / Н.В. Шарковская // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. - 2018. - 3(83). - с. 161 - 166.
52. Шошина, С.И. Клубные учреждения в современной России: трансформация социокультурных функций: специальность 24.00.01 «Теория и история культуры»: диссертация на соискание учёной степени кандидата культурологии / Шошина Светлана Игоревна; Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва. - Краснодар, 2021. - 210 с.