Реферат
Введение 9
Глава 1. Теоретические основы эффективного руководства образовательной организации на основе потенциала лидерства 12
1.1. Понятие эффективного руководства образовательной организацией... 12
1.2. Сущность лидерского потенциала руководителя 18
1.3. Основные критерии эффективности руководства 24
Глава 2. Анализ механизма эффективного руководства образовательной организации на основе потенциала лидерства 29
2.1. Организационно-экономическая характеристика МБОУ Туимской
СШ №3 29
2.2. Анализ эффективности механизма руководства образовательной
организации 34
2.3. Анализ потенциала лидерства руководителя и организационного
климата МБОУ Туимкой СШ №3 39
Глава 3. Совершенствование механизма эффективного руководства образовательной организацией на основе потенциала лидерства 48
3.1. Рекомендации по совершенствованию механизма руководства
образовательной организацией, используя потенциал лидерства 48
3.2. Элементы совершенствования механизма руководства
образовательной организацией, на основе потенциала лидерства 53
3.3. Оценка эффективности предложенных элементов 59
Заключение 65
Список использованных источников и литературы 67
Приложения 77
В педагогике, в педагогической психологии, в менеджменте ведутся исследования, направленные на поиски путей совершенствования качества руководства образовательной организацией.
Деятельность руководителей образовательных организаций определяется новыми стратегическими факторами: повышение уровня сложности управленческих задач решаемых руководителем, а также противоречивость требований, предъявляемых обществом к его профессиональной подготовке.
Профессиональная деятельность руководителя образования все больше становится творческой, особую ценность в ней приобретают способности руководителя действовать адекватно в ситуациях с высокой степенью неопределенности, преодолевать стереотипы профессионального поведения, принимать нестандартные управленческие решения, переосмысливать свой личный опыт взаимодействия с подчиненными с целью более эффективного использования человеческих ресурсов образовательного учреждения.
Новые аспекты управленческой деятельности руководителей образования выявляют острую потребность в эффективном руководстве, обеспечивающем адаптацию к постоянно изменяющимся условиям, формируют качественно иные критерии профессионализма руководителя, и, следовательно, существенно обновляют задачи подготовки специалистов в системе образования. Лидерство является необходимым условием для эффективного руководства любой образовательной организации. Оно ориентированно на установление атмосферы сотрудничества, улучшение образовательных процессов, внедрение самоуправления, имеющее в основе ответственность, доверие и согласие. Лидерский потенциал руководителя на определенных этапах развития образовательной организации превращается в важнейший фактор ее жизнестойкости.
В этой связи представляется актуальным проведение исследования, направленного на совершенствования механизма эффективного руководства образовательной организацией, используя потенциал лидерства.
Теоретической основой исследования послужили научные зарубежных и отечественных специалистов в области менеджмента, стратегического руководства. Современные исследователи М.А. Гончаров, А.П. Егоршин и ряд других рассматривают проблематику организационного лидерства руководителя образовательной организации. В работах Е.А. Руднева лидерство руководителя образовательной организации определяется как особая стратегия в управлении и как компетентность, которая позволяет руководителю управлять организацией более эффективно в эпоху перемен. В исследовании В.И. Гама представлены методологические и технологические аспекты стратегического лидерства как технологии направленных системных изменений в школе. М.Ю. Ананченко, П.Е. Овсянкин с позиций управления образовательными системами рассматривают вопросы соотношения руководства и лидерства.
Объект исследования - система руководства МБОУ Туимской СШ №3.
Предмет исследования - совершенствование механизма эффективного руководства образовательной организацией на основе использования потенциала лидерства.
Гипотеза: предполагается, что использование потенциала лидерства руководителя при внедрении элементов совершенствования руководства, позволит повысить уровень профессионализма директора, и обеспечит эффективность работы образовательной организации в целом.
Цель настоящей работы - разработать элементы совершенствования механизма эффективного руководства образовательной организацией на основе использования потенциала лидерства.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
• рассмотреть теоретические основы эффективного руководства образовательной организацией;
• раскрыть подходы к определению лидерского потенциала и критериям эффективности руководства;
• провести анализ эффективности механизма руководства на примере МБОУ Туимской СШ №3;
• выполнить исследование и интерпретировать результаты влияния лидерства на эффективность руководства образовательной организации;
• разработать элементы совершенствования механизма эффективного руководства образовательной организацией на основе потенциала лидерства.
Для проведения исследования использовались статистические и аналитические материалы: научных изданий, журналов, научно
практических конференций и электронных ресурсов, а также первичная информация, собранная в МБОУ Туимской СШ №3.
Для решения задач, поставленных в работе, использовались следующие методы: анализ, классифицирование, синтез, обобщение, экономико
статистические методы, SWOT-анализ.
Экспериментальной площадкой для целевой диагностики и апробирования результатов исследования была выбрана МБОУ Туимская СШ №3, находящаяся по адресу Республика Хакасия, Ширинский район, с. Туим, ул. Первомайская д. 2.
Проведенное исследование было посвящено теоретической разработке, обоснованию и практической реализации элементов совершенствования механизма эффективного руководства образовательной организацией, на основе потенциала лидерства.
Теоретическое осмысление проблемы показывает, что
профессионально-личностные характеристики руководителей являются одним из важнейших факторов, оказывающих влияние на повышения эффективности работы образовательной организации. Деятельность современного руководителя образовательной организации должна отвечать требованиями со стороны общества и государства.
В исследовательской работе уточнен понятийный аппарат, связанный с предметом исследования, в том числе такие понятия, как: «руководство», «лидерский потенциал». На основе проведенного анализа, можно сказать, что одни из основных аспектов отличия руководителя от лидера состоят в том, что лидер формирует организационную культуру и оказывает непосредственное влияние на социально-психологический климат в коллективе. Идеальным сочетанием в управленческой практике является соединение лидерства и руководства в одном лице.
Рассмотрены основные критерии эффективности руководства. Можно выделить несколько характеристик руководителя образовательной организации: видение перспектив образовательного учреждения; ориентация на коллектив; командная организация работы; компетентный и ценностный подходы к оценке качества образования; прогнозирование последствий принятия решений; делегирование полномочий сотрудникам.
В результате проведенного анализа руководства, были выделены слабые стороны руководства образовательной организацией. Для решения выделенных проблем были выделены три направления по
совершенствованию эффективного руководства образовательной
организацией: Я-концепция, профессионально-управленческая
компетентность, коммуникативная компетентность, а также разработаны элементы совершенствования механизма эффективного руководства образовательной организацией, используя потенциал лидерства по данным направлениям.
Результатом апробации, стала положительная динамика в сторону повышения личностных, организаторских, коммуникативных качеств руководителя. Об этом свидетельствуют факты, что директор образовательной организации стал более уверенно общаться с коллективом, разработаны долгосрочные планы с целью повышения эффективности функционирования образовательной организации; педагогические совещания стали структурированными и не затянутыми; при делегировании полномочий ставится четкая задача подчиненным и контролируется результат; пересмотрены критерии стимулирующей части оплаты труда; директор стал слушать проблемы коллектива; морально-психологический климат в целом улучшился.
Проведенное сопоставление экспериментальных данных показывает, что деятельность образовательной организации улучшились, следовательно, внедренные элементы механизма, оказали позитивное влияние как на работу сотрудников МБОУ Туимская СШ №3, так и на работу школы в целом.
1. Алексеев Н.С. Управление учреждением в кризисной ситуации (опыт работы) // Проблемы теории и практики управления. - 2014. - №6. - С. 72-74.
2. Анцупов Я.А. Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ, 2012. - 181 с.
3. Арутюнов В.В., Волковысский И.В. Управление персоналом. Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 389 с.
4. Базаров Т.Ю. Кадровый менеджмент: теория и практика управления человеческими ресурсами. М.: ЮНИТИ, 2014. - 256с.
5. Базаров Т.Ю., Малиновский П.В. Управление персоналом кризисного предприятия. М.: ЮНИТИ, 2013. - 214 с.
6. Беляцкий Н.П. Управление человеческими ресурсами. М.: ФУАинформ, 2013. - 352 с.
7. Борисова Ю. В. Корпоративная культура как фактор повышения эффективности труда работников промышленных предприятий. М.: Российский химико-технологический ун-т. Д. И. Менделеева, 2014. - 104 с.
8. Брусова Ю.А. Кризис менеджмента, или как быть, если не хватило ресурсов // Управление развитием персонала. - 2010. - № 4. - С.146-152.
9. Васильева Л.В. Служба управления персоналом: работа в период кризиса // Управление человеческим потенциалом. - 2009. - № 2. - С. 23-25.
10. Виханский О.С. Менеджмент М.: Инфра-М, Магистр, 2010. - 576 с.
11. Гам В. И. Стратегическое лидерство // Управление школой. - 2007. - № 17. - С. 29-34.
12. Герчиков В.И. Мотивация, стимулирование и оплата труда персонала. М.: ГУ-ВШЭ, 2013. - 95 с.
13. Гончаров М.А. Методологические основы менеджмента в сфере образования // Знание. Понимание. Умение. - № 1. - 2009. - С. 174-179.
14. Гончаров М.А. Основы маркетинга и консалтинга в сфере образования. М.: КНОРУС, 2010. - 336 с.
15. Горячкина В.А. Психологические особенности управленческих лидеров в организации // Вестник ЮУрГУ. - №2 (8). - 2015. - С. 71-75....86